Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
У р о к 102
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ц е л и : закрепить знания учащихся о словообразовании; классифицировать слова по
способу образования.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в соответствии с
поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с пред
ложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию. Понимать
информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность
действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование,
умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему,
работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые
высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической
деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая;
словесный, практический.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
И ы и ш н
Ий ый ный ний нние нные
II. Повторение изученного материала.
Н а д о с к е записаны обозначения частей слова:
З а д а н и е : запишите в тетрадь обозначение тех частей слова, которые могут участвовать
в образовании новых слов.
– Какие вы знаете способы словообразования? Приведите примеры.
III. Словарная работа.Н а д о с к е записано стихотворение:
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет.
Колдунье не колдуется
И вдохновенья нет.
Наколдовала к завтраку
Из Африки банан,
И появился – здасьте вам! –
Из Арктики буран.
М. Бородицкая
В о п р о с ы и з а д а н и я :
– Прочитайте стихотворение.
– Что наколдовала колдунья? Какую погоду?
– Почему Африка и Арктика написаны с большой буквы?
Запишите: пого́да. У природы нет плохой погоды.
Прочитайте о происхождении слова погода в рубрике «Путешествие в прошлое» (учебник).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Закрепление изученного материала.
1. Определение способа образования слов.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 1 (учебник).
З а д а н и е : выберите по одному слову из каждой группы и объясните способ его
образования.
2) В ы п о л н е н и е упражнения 2 самостоятельно (учебник).
З а д а н и е : образуйте как можно больше слов способом сложения.
– Какие же слова соответствуют с х е м е ?
( о )
2. Анализ слов, образованных сложением целых слов без соединительных гласных.
У ч и т е л ь . Вспомните, на чем летал Иван Царевич?
Самолёт, ковёр, кровать, диван.
– Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно?
– Прочитайте в учебнике об образовании таких слов.
З а д а н и е : выполните упражнение 6 по вариантам (учебник).
I в а р и а н т задание 1, II в а р и а н т задание 2.
V. Итог урока.
– Какие слова подходят к с х е м е ?
Кафересторан, беспорядок, водопад, плащпалатка.
Домашнее задание: составить 5 существительных по схемам:( о )
У р о к 102
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ц е л и : закрепить знания учащихся о словообразовании; классифицировать слова по
способу образования.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
И ы и ш н
Ий ый ный ний нние нные
II. Повторение изученного материала.
Н а д о с к е записаны обозначения частей слова:
З а д а н и е : запишите в тетрадь обозначение тех частей слова, которые могут участвовать
в образовании новых слов.
– Какие вы знаете способы словообразования? Приведите примеры.
III. Словарная работа.
Н а д о с к е записано стихотворение:
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет.
Колдунье не колдуется
И вдохновенья нет.
Наколдовала к завтраку
Из Африки банан,
И появился – здасьте вам! –
Из Арктики буран.
М. Бородицкая
В о п р о с ы и з а д а н и я :
– Прочитайте стихотворение.
– Что наколдовала колдунья? Какую погоду?
– Почему Африка и Арктика написаны с большой буквы?
Запишите: пого́да. У природы нет плохой погоды.
Прочитайте о происхождении слова погода в рубрике «Путешествие в прошлое» (учебник).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Закрепление изученного материала.
1. Определение способа образования слов.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 1 (учебник).З а д а н и е : выберите по одному слову из каждой группы и объясните способ его
образования.
2) В ы п о л н е н и е упражнения 2 самостоятельно (учебник).
З а д а н и е : образуйте как можно больше слов способом сложения.
– Какие же слова соответствуют с х е м е ?
( о )
2. Анализ слов, образованных сложением целых слов без соединительных гласных.
У ч и т е л ь . Вспомните, на чем летал Иван Царевич?
Самолёт, ковёр, кровать, диван.
– Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно?
– Прочитайте в учебнике об образовании таких слов.
З а д а н и е : выполните упражнение 6 по вариантам (учебник).
I в а р и а н т задание 1, II в а р и а н т задание 2.
V. Итог урока.
– Какие слова подходят к с х е м е ?
Кафересторан, беспорядок, водопад, плащпалатка.
Домашнее задание: составить 5 существительных по схемам:
( о )