Справка о концептуальных подходах к обновлению содержания образования.
Оценка 4.6

Справка о концептуальных подходах к обновлению содержания образования.

Оценка 4.6
docx
23.04.2020
Справка о концептуальных подходах к обновлению содержания образования.
5_Справка о концептуальных подходах к обновлению содержания образования..docx

 

          1. Особенности ГОС основного и общего среднего образования

Обновленные стандарты основного среднего и общего среднего образования направлены на формирование у учащихся академических знаний и умений применять их в жизни. Содержание стандартов является функционально полным, так как сохраняются все компоненты образования: когнитивный, нравственный, коммуникативный, трудовой, эстетический, физический.    При разработке учебных программ по предметам были учтены рекомендации Обзора национальной образовательной политики в сфере среднего образования РК, проведенного ОЭСР   в 2014 году, который  показал, что программа средней школы является чрезмерно обширной. Она имеет преимущественно теоретический характер, мало способствует развитию навыков мышления высокого уровня и не соответствует современным требованиям. В связи с этим было рекомендовано пересмотреть программу средней школы с учетом практического  применения знаний.

Первым шагом процесса  разработки Стандартов явилось определение ценностей отечественного школьного образования: казахстанский патриотизм и   гражданская ответственность, уважение, сотрудничество, труд и творчество, открытость,  обучение на протяжении всей жизни.     

Эти ценностные ориентиры служат основой для определения результатов на «выходе» из школы, т.е. для описания  «портрета» выпускника основной школы.  

Все последующие этапы разработки стандартов выполнялись с ориентиром на обеспечение условий  для достижения  ожидаемых результатов на «выходе» из школы:   

1. Определение перечня учебных предметов и ожидаемых результатов по каждой образовательной области;  

2. Определение базового содержания образования, которое установлено на базе интеграции двух подходов: академической подготовки учащихся и развития их самостоятельности на основе сочетания учебной, проектной и исследовательской деятельности;  

3. Определение системы оценивания результатов обучения, которая основана на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам учебного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования; 

4. Уточнение особенностей организации образовательного процесса, в котором реализуется принцип единства обучения и воспитания, имеющих четкие ценностные ориентиры, и создаются условия для развития у учащихся навыков практического применения приобретенных знаний; 

Основополагающим принципом разработки Стандартов является интеграции двух подходов: ценностно-ориентированного и системно-деятельностного.

Ценностно-ориентированный подход ориентирует содержание образования и организацию процесса воспитания и обучения на формирование национальной идентичности на основе консолидирующей общенациональной идеи «Мәңгілік ел». Ценностно-ориентированный учебный процесс целенаправленно формирует систему ценностей учащегося. Определенные в стандартах ценности реализуются через содержание предметов, направления воспитательной работы.

Системно-деятельностный подход лежит в основе принципов построения целей обучения, определения содержания образования, организации образовательного процесса, оценивания учебных достижений  учащихся.

Системно-деятельностный подход в организации процесса обучения обеспечивает академическую подготовку учащихся и развитие их самостоятельности на основе сочетания учебной, проектной и исследовательской деятельности. При таком подходе учащийся не только получает знания,  у него формируются навыки исследования и самостоятельного обучения в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Учебные программы по предметам составлены на основе принципа «спиральности», согласно которой каждая цель обучения и каждая тема по истечении определенных академических периодов рассматриваются вновь с постепенным углублением, усложнением и наращиванием объема знаний и навыков по ним. Классификация и систематизация ожидаемых результатов по уровням мыслительной деятельности: «знает», «понимает», «применяет», «анализирует», «синтезирует», «оценивает» обеспечивает единство познавательного, практического и эмоционально-эстетического способов познания мира. Кроме того, тесная межпредметная связь, практико-ориентированность, а также связь содержания учебных предметов с жизнью, способствует формированию у учащихся целостного восприятия окружающей действительности и обеспечивает функциональность приобретаемых знаний и навыков. Акцент сделан на формирование у учащихся функциональной грамотности через развитие навыков поиска, обработки и анализа информации, проведения экспериментальной работы для решения  повседневных задач и проблемных ситуаций. Учебные программы имеют более прикладной характер, направлены на формирование у учащихся компетенций, необходимых для понимания современных тенденций и направлений познания природы, способствуют развитию критического мышления.

В содержании предметов начальной, основной и старшей школы заложена преемственность и согласованность.

Например, содержательные линии по предмету «Естествознание» в 1-4 классах продолжаются в одноименном предмете в 5-6 классах и с 7 класса изучаются отдельно по предметам естественнонаучного цикла «Физика», «Химия», «Биология», «География».

Линии предмета «Познание мира» продолжаются в предметах «История Казахстана», «Всемирная история», «Основы права» и в общественном цикле предмета «География».

Новые Стандарты ориентированы на реализацию политики трехъязычия, обеспечивая уровневое усвоение языков учащихся в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка (CEFR).   Ожидаемые результаты обучения по языковым предметам  ориентированы на  формирование коммуникативной деятельности и развитие четырех речевых навыков: говорения, слушания, чтения и письма. Основной целью  является формирование и развитие практического применения языковых компетенций учащихся для адаптации в различных коммуникативных ситуациях.

   В целом, требования, предъявляемые новыми Стандартам к ожидаемым результатам и содержанию образования по всем образовательным областям, основываются на концептуальных и методологических принципах, соответствующих современной личностной парадигме образования.

2. Учебные программы по обновленному содержанию (новеллы и отличия)

 

Стандарты предполагают внедрение в программу обучения основного и общего среднего образования новых учебных предметов.

Предмет «Художественный труд».

Интегрированный учебный предмет «Художественный труд», который будет изучаться в 5-9 классах, основан на обновленном содержании предметов «Изобразительное искусство» и «Технология».

        Особенностью предмета «Художественный труд» является изучение различных видов искусства, выражение идей средствами искусства,  приобретение универсальных (бытовых) и специальных (предметных) знаний и умений, навыков художественной обработки и преобразования  материалов и объектов,  навыков ведения домашнего хозяйства, пользования техникой и технологиями.

        Обучение предмету способствует формированию предметных знаний и пониманий, личностных, практических, художественных, исследовательских и коммуникативных навыков, развивает эстетическое восприятие мира и творческие способности человека, способствует более чуткому отношению к окружающему миру.

        Также предмет «Художественный труд» вносит свой вклад в сохранение художественно-культурного наследия Казахстана и передачу его последующим поколениям, а также закладывает базу для определения будущей профессиональной деятельности.

Предмет «Основы права»

В 9-11 классах вместо предмета «Человек. Общество. Право» вводится предмет «Основы права», который направлен на формирование грамотной в правовом отношении личности с активной гражданской позицией, привитие правовой культуры, развитие навыков применения правовых знаний в практической деятельности. Содержание учебной программы предусматривает знакомство учащихся с базовыми положениями и нормами казахстанского и международного права, а также усиление акцента на практическое применение правовых знаний.  

Существующий в настоящее время предмет «Человек. Общество. Право», в котором  интегрируются знания в области философии, социологии и права, в рамках предусмотренного количества часов (34 часа в год), дает только фрагментарные познания по всем трем компонентам предмета. Кроме того, компоненты «Человек» и «Общество» отражены в содержании предмета «Самопознание», а также в содержании исторических дисциплин, т.е. дублировались.

 

 

 

 


 

Особенности ГОС основного и общего среднего образования

Особенности ГОС основного и общего среднего образования

Системно-деятельностный подход лежит в основе принципов построения целей обучения, определения содержания образования, организации образовательного процесса, оценивания учебных достижений учащихся

Системно-деятельностный подход лежит в основе принципов построения целей обучения, определения содержания образования, организации образовательного процесса, оценивания учебных достижений учащихся

Учебные программы по обновленному содержанию (новеллы и отличия)

Учебные программы по обновленному содержанию (новеллы и отличия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020