Справка
с аналитическим отчетом
о работе педагога-психолога МБДОУ №31 г.Апатиты
Христюк В.П.
(за 2017-2018 уч.год).
Основная цель психологического сопровождения: создание необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
Цель:
Ø своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на позитивную социализацию детей в процессе использования разнообразных форм психолого-педагогической поддержки ребенка, на обеспечение их психоэмоционального благополучия.
Задачи:
Ø Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности для последующего обучения в школе.
Ø Формирование у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников; замена ориентации персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы.
Ø Способствование повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширение психолого-педагогических знаний и умений по оптимизации детско-родительских отношений.
В своей профессиональной деятельности использую следующие категории электронных образовательных ресурсов:
- ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
- учебные электронные издания на CD, приобретаемые для комплектации медиатеки;
- ресурсы, разработанные педагогами-психологами.
Основные направления работы за проистекший период:
1.Психопрофилактическая работа:
- работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.
- проведение творческой декады психологии. (см. план работы).
2. Психодиагностическая работа
- проведение психологического обследования ребенка для выявления эмоционального благополучия к себе, к семье «Цветик-восьмицветик» С.Велиевой. Игровая методика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой.
3. Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на эмоциональное благополучие и позитивную социализацию. Авторская программа « Гармония детства» ( рецензия доктора психологических наук, доцента ООО «Академии образования и воспитания» Е.Ф. Ященко.
4. Консультативная работа:
- повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, бесед, участием в педсоветах, семинарах.
5. Экспертно-проектировочная деятельность:
Разработка арт-проекта «Солнце в глазах-веер в руках.». Экспертная оценка готовности к школе, отношение ребенка к себе, к семье.
Эксперт Всероссийской практической конференции «Управление изменения в образовании. Управленческая весна».
Методическая тема. Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния в ДОУ.
I. Психопрофилактическая работа проводилась по следующим направлениям:
1.Создание условий для полноценного психического развития ребенка:
· оказание помощи в период адаптации;
· составление рекомендаций с учетом возрастных особенностей детей;
· составление памяток - рекомендаций
· изучение медицинских документов для определения направлений индивидуальной работы.
2. Создание психологически безопасного информационного пространства. Активно использую в своей деятельности технологию психолого-педагогического сопровождения развития детей в педагогическом процессе ДОУ. Которая, позволяет создавать эмоциональную комфортность и позитивный психологический настрой ребенка в процессе адаптации к дошкольному учреждению и постоянного пребывания в нем, а также в процессе взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
3.Психологическая поддержка ребенка, взрослого в период Полярной ночи:
Разрабатали план мероприятий в период Полярной ночи
- Проведена творческая декада психологии «Солнце в глазах, веер в руках» направлена на укрепление физического и психического здоровья детей в период выхода из полярной ночи. Для снятия психоэмоционального напряжения с педагогами, сотрудниками и родителями проводились индивидуальные и групповые тренинги, практикум с элементами тренинга, в отведенное по графику время. В работе с детьми использую программу психологической помощи дошкольникам «С добрым утром солнышко!» и программу психологической помощи дошкольнику в период полярной ночи «Не глядите вы, пожалуйста, а по небу прокатите, облака» !».
Также
использовала агамографы для детей. С одной стороны - снежинка, с другой -
веер. Заглянешь слева - зима, подойдешь справа - жаркое лето. Вот такой
забавный эффект совмещения двух изображений в одной картине получил название
"Агамограф". А для детей невероятная польза! Во-первых, развитие
мелкой моторики. Необходимо не только раскрасить картинку, но и сложить ее в
виде гармошки. Во-вторых, фрагменты двух изображения чередуются и при
раскрашивании ребенку нужно вовремя остановится и переключится
("перепрыгнуть") на другой фрагмент, что в свою очередь, способствует
развитию внимания и саморегуляции, снижению тревожности и нормализации
психоэмоционального напряжения.
Во время проведения творческой декады психологии весь образовательный процесс
в ДОУ строится с учетом принципов интеграции образовательных областей, комплексно-тематического
планирования, деятельностного подхода. У ребят появляются многочисленные
возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков,
понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса
позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывая
социально-личностное направление дошкольного учреждения. Разработан арт- проект«Солнце
в глазах, веер в руках», в котором приняли участие : администрация ДОУ, 17
педагогов, 6 сотрудников, родители и дети всех групп. С данной работой
приняли участие во всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Лучший
проект –2018». Диплом победителя.
Опыт работы по профилактике психоэмоционального напряжения представлен на всероссийском профессиональном конкурсе «Психология 21 века». Диплом лауреата, оценка экспертного совета.
С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. В процессе работы с дошкольниками опираюсь на технологию личностно-ориентированного взаимодействия с соблюдением принципов: самоактуализации (каждый ребенок имеет право на раскрытие собственного личностного потенциала, самореализоваться и стать самим собой); субъектности (формирование и обогащение субъектного опыта ребенка); выбора (постоянный выбор цели, содержания формы и способа организации образовательного процесса и жизнедеятельности ребенка),творчества и успеха (развитие творческих индивидуальных особенностей, достижение успеха и формирование позитивной Я-концепции в обществе). При планировании индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности, учитываю личностные особенности ребенка, его интересы и предпочтения). Это позволяет сделать развивающую деятельность более продуктивной. Важность моей работы в качестве педагога - психолога заключается в выявлении одаренных воспитанников и развитии их личностных качеств. Тесная связь с педагогами детского сада в процессе интерпретации и обсуждения результатов развития помогают некоторым воспитанникам проявить свой скрытый интеллектуальный и творческий потенциал.
Выводы: проведение профилактических мероприятий позволяет преодолеть настороженность детей по отношению ко всему новому, улучшить взаимоотношения в группе, организовать бесконфликтное общение друг с другом. Для повышения педагогической компетентности родителей и педагогов необходимо продолжить работу по указанным направлениям, в том числе с использованием наглядных печатных материалов, которые крайне удобны в использовании.
Основные задачи функционирования ДОУ реализовывались в соответствии с Уставом, с учетом приоритетного направления работы "социально-коммуникативное развитие дошкольников". Исходя из приоритетного направления ДОУ: проводится социально-нравственная диагностика дошкольных групп (А.Ю.Капская, Т.Л.Мирончик).
Общий вывод социально-нравственного развития воспитанников:
Высокий уровень освоения – 38%
Средний уровень освоения - 50 %
Ниже среднего уровень освоения – 12%
Динамика социально-нравственного развития воспитанников по годам
По результатам диагностики проведена целенаправленная работа. Опыт работы «Системная модель реализации социально-коммуникативного развития ребенка в условиях Заполярья» представили на Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Современный детский сад-2018». Диплом призера.
Выводы: результативность - выравнивание уровней освоения в пределах возрастной нормы, продолжить работу по данной теме. Основные сложности связаны с отсутствием по разным причинам детей ( из-за болезни, прочие).
Результаты проведения социометрического обследования. С целью изучения и оценки межличностных отношений среди дошкольников использую социометрическую методику Р.С. Немова «Выбор в действии» (модификация детской социометрической методики). Качественный анализ выборов позволяет сделать вывод об уровне взаимоотношений каждого ребёнка со сверстниками.
Статус ребёнка в группе |
|
||||
2016-2017 учебный год |
2017-2018 учебный год |
|
|||
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
|
|
Высокий |
25,5 |
31,9 |
23,3 |
34 |
|
Средний |
61,5 |
68,1 |
61,1 |
66 |
|
Низкий |
14 |
0 |
16,6 |
0 |
|
Данная методика позволила определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Испытуемые, получившие наибольшее количество положительных выборов, приобрели статус «лидеров»; если ребенок получил больше положительных выборов, чем отрицательных, он - «предпочитаемый»; когда ребенок приобрел больше отрицательных выборов, чем положительных, он – «игнорируемый»; если он получает наибольшее количество отрицательных выборов, он – «отвергаемый».
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Она во многом определяет успешность взаимодействия ребенка со сверстниками и влияет на уровень познавательного развития. Основные параметры оценки игровой деятельности: характер игровых действий, выполнение роли, развитие сюжета в воображаемой ситуации.
Общий вывод игровой деятельности: на начало года на конец года
Высокий уровень – 12% 36%
Средний уровень - 48% 52 %
Ниже среднего уровень – 40% 12%
Проведены индивидуальные беседы и консультации с родителями о значимости подвижных игр в жизни ребенка. Педагогам рекомендовано проводить больше сюжетно-ролевых игр, подвижных игр на свежем воздухе. Опыт работы педагогов по игровой деятельности представлен на Международном конкурсе «Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть. Игра в жизни дошкольника». Организаторы: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» и журнал «Дошкольная педагогика». Дипломы. Игровые технологии в настоящее время очень актуальны, роль игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности.
Игры или игровые упражнения, используемые мною в психологической деятельности, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием.
Они помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задачи, способствуют становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. В своей работе активно использую игровые технологии, необходимые для успешной социализации, формирования коммуникативной культуры, свободной самореализации. Игра имеет как диагностическую, так и коррекционную функцию (проявление интеллекта, эмоций, контактности и т.д.). Самый распространённый способ применения игры – это терапия через игровые ситуации, предъявляющие ребенку различные испытания для преодоления проблем в поведении, общении.
Игровой тренинг проводится мною в подгруппе из 3 - 4 детей одного возраста, игровое занятие длится 20-25 минут и разбивается на два этапа. На первом этапе 10 - 15 минут проводится 3-4 игры или одна игра в разных вариантах, затем начинается второй этап - «общее обсуждение, «рефлексия» (3 -5 минут). Ребята анализируют свои действия и решения, оценивают успешность игры, вспоминают наиболее интересные и живые игровые моменты. Второй этап игры позволяет осмыслить опыт, выявить и закрепить эффективные способы мыслительной деятельности. На общем обсуждении очень полезно показать различия в стиле мышления ребят. При сопоставлении с другими участниками игры ребенок начинает лучше понимать самого себя, адекватно оценивать свои психологические ресурсы. Все ответы ребят, даже самые неожиданные, непривычные и странные, есть ответы «правильные».
Психологический анализ просмотренных занятий, развлечений, игр, праздников позволил выявить уровень мастерства педагогов (по Р.Р.Калининой). Цель которого выявление сильных и слабых сторон педагога, помощь ему в том или ином направлении.
2015-2016г 2016-2017 2017-2018 Динамика
1. Высокий уровень - 21% 21% 30% 9%
2. Средне высокий – 49% 35% 18% 17%
3. Средний уровень – 30% 28% 40% 12%
4. Ниже среднего - 21% 12% 9%
Не все педагоги владеют методами обучения (требуется методическая помощь 2 воспитателям, молодые специалисты).
Анализ уровня педагогического мастерства в дошкольном учреждении можно оценить как средне-высокий. В дошкольном учреждении сложилась определенная система методической работы с педагогическим коллективом, в котором стержневым компонентом является поддержка позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния в ДОУ в условиях Заполярья» направленной на:
- совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий, способствующих профилактике психоэмоционального напряжения, поддержке позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния в ДОУ;
- формирование единства между общеинтеллектуальным, общекультурным и социально-нравственным развитием личности воспитанников;
- восстановление традиций семейного воспитания в профилактике психоэмоционального напряжения, вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
- расширение и совершенствование основных и дополнительных образовательных услуг.
Основные направления работы, которые можно выделить:
· образовательные – осуществление личностно-ориентированного подхода;
· исследовательские – определение направления работы в соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ;
· информационные – освоение, внедрение и распространение инноваций;
· организационные - совместный поиск продуктивных путей развития .
Психологический климат в коллективе благоприятный, выше среднего.
Сохранение психологического здоровья детей – важнейшая моя задача.
Цель психодиагностической работы – психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, диагностика и исследование эмоционального состояния и эмоционального благополучия детей.
Психолого-педагогическое обследование эмоционального самочувствия детей проводила по методике Е.В. Кучеровой «Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду», авторской «Лесенки настроения», методики С.В. Велиевой. Цель которого, получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей дошкольного возраста в детском саду по результатам кратковременного выборочного наблюдения, индивидуальных экспериментов и бесед с детьми.
Выше среднего уровень эмоционального благополучия и состояния показала 1 младшая, средняя, старшая и подготовительная группа, высокий уровень 2 младшая группа.
Группы |
Высокий |
Выше Среднего |
Средний |
Ранний возраст |
|
|
62% |
1 младшая |
|
74% |
|
2 младшая |
84% |
|
|
Средняя |
|
76% |
|
Старшая |
|
72% |
|
Подготовительная |
|
72% |
|
Результативность по годам |
% |
уровень |
2015-2016 учебный год |
70 |
Выше среднего |
2016-2017 учебный год |
72 |
Выше среднего |
2017- 2018 учебный год |
74 |
Выше среднего |
Уровень эмоционального благополучия дошкольника в детском саду – выше среднего, что говорит о положительном благоприятном психологическом климате в группах. Большинство детей любит ходить в дошкольное учреждение, с удовольствием занимаются и играют. По результатам диагностики проведены беседы с воспитателями и специалистами.
Также проведена игровая методика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» ( по О.А. Ореховой), которая
— позволяет произвести шкалу духовных ценностей;
— предпочтение определенных видов деятельности;
— личностное развитие.
Повышенный интерес
— Рисование (продуктивная деятельность) – 34%
— Танцы – 12%
— Путешествие, экскурсии (в том числе виртуальные) –15%
— Пение –17%
— Математика ( формирован. элементар. матем. предстален.) – 35%
— Чтение (восприятие худож. лит.) – 25%
— Игры – 35%
— Наблюдение, экспериментирование -18%
Соответствует N
— Рисование (продуктивная деятельность) – 54%
— Танцы – 70%
— Путешествие, экскурсии (в том числе виртуальные) –80%
— Пение –70%
— Математика ( формирован. элементар. матем. предстален)– 52%
— Чтение (восприятие худож. лит.) – 55%
— Игры – 63%
— Наблюдение, экспериментирование -75%
Напряженное
— Рисование (продуктивная деятельность) – 11%
— Танцы – 18%
— Путешествие, экскурсии (в том числе виртуальные) –5%
— Пение – 13%
— Математика ( формирован. элементар. матем. предстален) – 17%
— Чтение (восприятие худож. лит.) –20%
— Игры – 2%
— Наблюдение, экспериментирование - 7%
Важные выводы:
— Существует органическая связь процессов формирования личности и становления эмоциональной сферы.
— Успешность личностного развития, как и всех психических процессов находятся в непосредственной зависимости от той эмоциональной окраски, которые они приобретают для ребенка.
— Искусство – универсальный способ выражения чувств, настроений, личностных отношений и достижения само реализации, является уникальным методом познания духовного наследия человечества, красоты и реальности окружающего мира, позволяющим не ломать природную индивидуальность ребенка, а использовать его особенности на благо развития.
Для родителей в период адаптации детей, организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактике дезадаптации. А также были проведены родительские собрания по возрастным особенностям и психологическому здоровью детей младшего дошкольного возраста и др. Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам. Большое значение уделяется адаптационному периоду, с воспитателями и родителями проводится профилактическая, просветительская работа по снятию психоэмоционального напряжения у детей. Дети со средним уровнем адаптации часто по болезни или по прочим причинам не посещали детский сад, в результате чего адаптационный период затянулся. Проведено анкетирование родителей, беседы и консультации для педагогов и родителей. В группе раннего возраста и 1 младшей проведено родительское собрание «Адаптация детей к условиям ДОУ» с использование кейс-технологии. Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы родителей проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Активные формы и методы не дают готовых знаний, а побуждают участников к самостоятельному поиску.
Таблица учета адаптации детей группы раннего возраста к дошкольному учреждению.
№ |
Методика |
Уровень адаптации |
2015-2016г |
2016-2017г |
2017-2018 |
1 |
Разработанная НИИ академии медицинских наук РФ |
Легкая Средняя Тяжелая |
32% 64% 4%
|
45% 55% 0% |
47% 53% 0% |
Таблица учета адаптации детей всех групп к дошкольному учреждению.
№ |
Методика |
Уровень адаптации |
2015-2016г |
2016-2017г |
2017-2018 г |
1 |
Разработанная НИИ академии медицинских наук РФ |
Легкая Средняя Тяжелая |
54% 45,2% 0,8%
|
56% 44% 0% |
60% 40% 0% |
Для оценки успешности адаптации ребенка к подготовительной к школе группы и при переходе в первый класс использовала методику «Дерево» Л.П.Пономаренко. Испробовав ее на практике, я пришла к выводу, что методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Интерпретация результатов:
|
октябрь 2017г |
апрель 2018г |
Динамика |
Установка на преодоление препятствий |
3% |
- |
3% |
Общительность, дружеская поддержка. |
6% |
- |
6% |
Устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности). |
9% |
3% |
6% |
Утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость |
9% |
- |
9% |
Мотивация на развлечения. |
6% |
- |
6% |
Отстраненность, замкнутость, тревожность. |
30% |
18% |
12% |
Отстраненность от образовательного процесса, уход в себя. |
6% |
- |
6% |
Комфортное состояние, нормальная адаптация. |
39% |
81% |
42% |
Завышенная самооценка. |
18% |
9% |
9% |
Исходя из задач дошкольного учреждения была проведена диагностика по методике С.В. Велиевой «Цветик-восьмицветик».
Цель.Выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку.
Процедура тестирования в дошкольных группах проведена в 2 этапа, с детьми от 2.5 до 5 лет в 1 этап.
Цветовую психодиагностику отношений проводила с детьми от 2,5 лет и старше. Всего диагностировано - 99 ребенка.
Ø Ценность этого метода в том, что с его помощью легко обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему психологического благополучия ребенка в семье.
Для получения качественных показателей определили четыре основных симптомокомплекса:
— Доминирующий позитивный – включающий пять позитивных выборов из пяти возможных -43%
— Недостаточно позитивный – включающий не более одного негативного выбора -14%
— Полунегативный – включающий не более двух негативных выборов – 21%
— Доминирующий негативный – включающий три негативных выбора -22%
Характеристика |
1 младшая 7 чел. |
2 младшая 17чел. |
Средняя 24 чел. |
Старшая 24 чел. |
Подготов. 27 чел |
Всего 99 чел. |
1.Высокий уровень эмоциональной привлекательности,близости, симпатии |
2 |
2 |
5 |
7 |
11 |
30 -30% |
2.Сильная взаимосвязь |
3 |
5 |
5 |
2 |
3 |
18 -18% |
3.Отвергаемое ребенком лицо: -отец -мать -брат -сестра -другие |
|
5 3
|
7 4 2 2
|
6 4 2 1
|
7 5 1 1 2 |
25 –25% 16 -16% более– 7% |
4. Конфронтация, частые конфликты |
|
1 |
2 |
3 |
2 |
8 - 8% |
5.Ребенок ощущает отверженность в семье, стремление выйти из ситуации |
|
7 |
6 |
9 |
5 |
27 – 27% |
6.Амбивалентность проблемности отношения |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 – 6% |
Результаты диагностики показали, что во взаимоотношениях детей в семье прослеживается:
· во взаимоотношениях с мамами (отклонения 16%)
· во взаимоотношениях с папами (25%)
· отношении детей к самим себе, а также в психическом состоянии (27%)
· отношении детей к братьям и сестрам (отклонения более 7%).
Итоги диагностики по данной методике позволяют нам говорить о том, что доверительные, близкие, дружеские отношения родителей и детей наблюдаются далеко не во всех семьях. Во многих семьях ребенок чувствует себя одиноким и отверженным. Внимание родителей сводится только к удовлетворению физиологических потребностей детей (одеть, накормить, отправить в детский сад). Дети в этих семьях испытывают дискомфорт и неудовлетворенность отношениями с родителями. Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями детей свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка.
Для этого мною разработана программа взаимодействия «Семейная Галактика». Тренинговая форма работы даёт уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяет получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.
Цель:
• повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Идея программы: сотрудничество
Тренинг проводится в 5 этапов (первый – организационно-диагностический для родителей; три этапа совместно с детьми, пятый этап заключительный - сотворчество. По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями. Продолжительность одного этапа от 20 до 30 мин, последний этап 30 мин.
Совместные занятия с детьми и особенно в первый день позволяют увидеть какую позицию в общении с ребенком занимают родители (упр. «Семицветик», «Загадай желание», «Волшебный веер») в 80% случаев дети доминируют. Обсуждая этот факт многие родители испытывают: шок, разочарование в себе, осознают собственную несостоятельность и потерянность. 100% участников-взрослых затрудняются в выполнении упражнений по типу «Банк поглаживаний»: «Хвасталки», «Расскажи о себе и ребенке», «Комплемент». У детей данный процент значительно ниже 45%, это объясняется опытом участия в коммуникативных играх на занятиях психолога, во время часа круга, меньшей подверженности детей различным условностям. Третий этап позволяет на невербальном уровне установить контакт, учиться понимать эмоциональное состояние другого по мимике, жестам, выразительным движениям и активизировать внутреннего ребенка взрослого. Все группы взрослых испытывают значительные трудности при соотнесении слов и чувств, а значит и в понимании своего ребенка, другого близкого человека. Именно после прохождения этого дня у участников появляется общность «Мы».
Вывод: безусловно, какой бы результат не был получен, это повод для дальнейшего анализа и работы. В выигрыше оказались все: дети, получив время для общения и игры с родителями, родители: «получила знания, навык как в сложной ситуации понять ребенка и разобрать проблему вместе с ним», психолог: возможность осуществить рефлексию собственной деятельности и повысить свое профессиональное мастерство.
Мониторинг познавательного развития детей дошкольного возраста проводилась индивидуально. У большинства детей хорошее восприятие величины и пространственных отношений, имеется познавательный интерес. У многих детей хорошо развито внимание, воображение, наглядно-образное мышление. По результатам диагностики даны рекомендации воспитателям и родителям. Рекомендованы развивающие игры и упражнения.
Сравнительная таблица
исследования сформированности познавательных компонентов
психического развития детей 2 младшей группы в %.
№ |
Психологическое качество |
н\с |
с |
в |
|||
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
||
1 |
Внимание |
46 |
22 |
38 |
70 |
- |
8 |
2 |
мышление |
46 |
52 |
60 |
48 |
- |
- |
3 |
восприятие |
12 |
20 |
72 |
76 |
4 |
4 |
4 |
воображение |
24 |
12 |
44 |
56 |
12 |
20 |
Сравнительная таблица
исследования сформированности познавательных компонентов
психического развития детей средней группы в процентах.
№ |
Психологическое качество |
Ниже среднего |
средний |
высокий |
|||
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
||
1 |
Внимание |
36 |
16 |
68 |
76 |
0 |
8 |
2 |
воображение |
24 |
12 |
68 |
64 |
8 |
24 |
3 |
восприятие |
16 |
4 |
68 |
72 |
12 |
28 |
4 |
мышление |
40 |
16 |
60 |
76 |
0 |
8 |
5 |
память |
28 |
16 |
56 |
68 |
12 |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнительная таблица
исследования сформированности познавательных компонентов
психического развития детей в старшей группе в %.
№ |
Психологическое качество |
Ниже среднего |
средний |
высокий |
|||
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
||
1 |
Внимание |
28 |
16 |
68 |
76 |
4 |
8 |
2 |
воображение |
16 |
0 |
72 |
68 |
12 |
32 |
3 |
восприятие |
12 |
4 |
72 |
72 |
12 |
28 |
4 |
мышление |
32 |
16 |
64 |
76 |
4 |
8 |
5 |
память |
28 |
16 |
60 |
64 |
12 |
20 |
6 |
речь |
46 |
16 |
46 |
76 |
8 |
8 |
С детьми (по запросу педагогов, родителей) проводились индивидуальные занятия на снижение тревожности, агрессивности, страхов, стеснительности, импульсивности, повышения самооценки, развития мышления, внимания, моторики, памяти и т.д. Данные занятия помогли ребятам стать успешней, более свободным и открытым, дали возможность повысить самооценку, самозначимость.
Таблица учета кол-ва воспитанников, которым потребовалось индивидуальное психологическое сопровождение
№ |
Направление |
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подгот. группа |
|
|
Кол. |
|||||||
1. |
Тревожность |
10 |
13 |
11 |
15 |
49 |
|
2. |
Агрессивность |
5 |
3 |
6 |
3 |
17 |
|
3 |
Страхи |
8 |
4 |
2 |
7 |
21 |
|
4 |
Другое |
4 |
8 |
16 |
21 |
49
|
|
Результаты работы:
Результативность прежде всего зависела от участия родителей в решении проблемы ребенка и взаимодействия с воспитателями.
90 % воспитанников после проведенной работы показали положительный результат.
10 % - улучшение нестабильное, требуется дальнейшее психологическое сопровождение.
Выводы: С целью повышения эффективности коррекционного процесса, развития познавательной сферы активно использую в своей работе компьютерные развивающие методики психологического центра «Адалин», новые инновационные технологии. Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается. Развивающая коррекционная работа с детьми проводится исходя из диагностических исследований, запросов воспитателей и родителей в форме индивидуальных занятий, тренингов, этюдов, виртуальных игр-путешествий и т.д. Возникающие проблемы: повышенная эмоциональная возбудимость, тревожность, импульсивность, гиперактивность, страхи, агрессивность. После занятий наблюдается улучшение эмоционального состояния детей, в рисунках уменьшились тревожные мотивы. У детей, прошедших курс развивающих занятий вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.). У воспитанников изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, самоуважения. Эффективность проводимой работы, описанной выше, выражается в снижении эмоциональной возбудимости, тревожности, гиперактивности, агрессивности и страхов у детей.
Таблица проведенных индивидуальных и мини подгрупповых занятий.(2 младшая, средняя и старшая группы).
Проведенные занятия |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017- 2018 |
Индивидуальные занятия |
151 |
141 |
140 |
136 |
Миниподгрупповые занятия (3 чел). |
105 |
164 |
128 |
130 |
Вывод: дошкольники с удовольствием посещают кабинет психологической разгрузки. У всех детей отмечается позитивность в развитии.
Проведенные индивидуальные и миниподгрупповые развивающие занятия стимулируют воспитанников к общению, уменьшают тревожность и агрессию, повышают самооценку и т.д. Данные занятия помогли ребятам быть более свободным и открытым, дают возможность самоутвердиться и самореализоваться, развивают чувство ответственности, позволяют понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность..
Основная тематика коррекционно - развивающих занятий:
· развитие внимания, мелкой моторики, памяти
· коррекция эмоционального состояния
· коррекция поведенческих нарушений
· работа с агрессией
· развитие коммуникативных навыков.
В коррекционно-развивающей работе мною используются компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их применение способствует развитию познавательных процессов у воспитанников; повышает эффективность обучения, развивает интеллектуальные и творческие возможности детей.
Выбор методов развития и коррекции определяется мною с учетом возможностей дошкольников, их возрастных и психофизиологических особенностей
По характеру познавательной деятельности мною используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, предполагающий словесные объяснения с привлечением наглядности; метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод компьютерных дидактических игр.
Компьютерные игровые средства, применяемые на подгрупповых, индивидуальных занятиях делятся мною на несколько типов, согласно их предназначению:
- развивающие логическое мышление, внимание и память ребенка;
- улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);
- развивающие фантазию и объемное восприятие;
- развивающие ориентировку в окружающей действительности.
- выступает как средство обучения.
Коррекционно -развивающую работу в миниподгрупповой форме можно считать достаточно успешной, как по отзывам самих ребят, родителей, так и по динамике. Однако, стоит обратить внимание на усиление индивидуальной работы с детьми, имеющими стойкие поведенческие нарушения.
Еще одна проблема, которая была выявлена в данном учебном году - это недостаточный уровень развития внимания и памяти у многих воспитанников МБДОУ. В этом направлении следует отдельно разработать ряд коррекционно-развивающих занятий и реализовать их в будущем учебном году.
Готовность детей подготовительной к школе группы. Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС выступают основаниями преемственности дошкольного начального общего образования. Большое практическое значение представляет определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе, а также уровня сформированности универсальных учебных действий.
Готовность детей подготовительной к школе группы.(2017-2018 уч. год).
Данную работу провожу по инновационному модулю диагностического обследования развития ребенка (Афонькина Ю.А. и др. «Диагностическая программа в системе предшкольного образования». Мурманск). Данный диагностический модуль позволяет определить исходный уровень каждого ребенка в развитии разных компонентов готовности к обучению и их предпосылок и включала обследование по следующим разделам: информационный компонент, психофизиологический, произвольность, личностно-мотивационный.
Обследование проводилось в два этапа – октябрь 2017 и апрель 2018.
Подготовительная к школе группа (воспитатель: Куприянова Н.В. Трубенева С.В.) + 3 дошкольника со старшей группы
Всего: 31 дошкольника
Информационный компонент: Начало года. Конец года. Динамика.
Высокий уровень – 27% - 45% - 18%
Средний уровень - 48% - 55% - 6%
Низкий уровень - 25 % - 0% -25%
Психофизиологический компонент:
Высокий уровень – 18 % - 33% -15%
Средний уровень - 82 % - 67% -15 %
Низкий уровень - 6 % - 0% - 6%
Произвольность:
Высокий уровень – 21 % - 45% - 24%
Средний уровень - 48% - 55 % - 6%
Низкий уровень - 30% - 0 % - 30%
Личностно-мотивационный компонент:
Школьная позиция сформирована - 61% - 100% - 39%
Школьная позиция не сформирована - 39% - 0%
Экспертная оценка готовности к школе оценивалась по 3 уровням.
Готовность к школе по годам |
2016 - 2017
|
2017-2018 |
Динамика |
Высокий уровень |
24% |
45% |
21% |
Средний уровень |
76% |
55% |
21% |
Низкий уровень |
0% |
0% |
0% |
Воспитанники – выпускники МБДОУ № 31 приобретают первые навыки учебного сотрудничества; у них формируются предпосылки овладения учебной деятельностью, развиваются сенсорно-перцептивные процессы, наглядно-образное мышление, произвольность, положительная самооценка. Все это способствует школьному обучению и социальной адаптации.
Динамичны показатели дошкольной зрелости детей 6-7 лет на протяжении последних трех лет:
Критерии / улучшение |
2015– 2016 |
2016 – 2017 |
2017 - 2018 |
Развитие моторики руки |
16 % |
24 % |
28% |
Развитие зрительной памяти |
20 % |
24 % |
20% |
Развитие внимания |
24 % |
32 % |
28% |
Уровень притязаний |
44 % |
40 % |
44% |
Развитие воображения |
16 % |
32 % |
36% |
Развитие координации |
20 % |
24 % |
20% |
Развитие речи |
20 % |
24% |
36% |
Самооценка |
8% |
8% |
12% |
Для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста использую технологию И.А. Барташниковой «Учись, играя». Кроме развития интеллектуальных и творческих способностей детей, этот креативно-интеллектуальный тренинг решает одну важную задачу – формирование у них потребности в умственной работе, в интеллектуальной и творческой активности, что отражается на результатах мониторинга: познавательная мотивация к концу года возрастает на 30-40%.
Прослеживается динамика результатов по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста за три последних года на основе диагностической программы в системе предшкольного образования Ю.А.Афонькиной.
Мониторинг развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
Критерии /улучшение в % |
2014–2015 |
2015–2016 |
2016–2017 |
2017-2018 |
|
|||||||
Развитие зрит. памяти |
28 % |
24 % |
25 % |
24% |
|
|||||||
Развитие слух. памяти |
12 % |
12 % |
27 % |
28% |
|
|||||||
Развитие речи |
24 % |
24 % |
32 % |
36% |
|
|||||||
Развитие математем. представлений |
24 %
|
24 %
|
32 %
|
36% |
||||||||
Развитие внимания |
20 % |
20 % |
28 % |
28% |
||||||||
Развитие невербальн. интеллекта |
32 %
|
29 %
|
30 %
|
32% |
|
|||||||
Развитие вербального интеллекта |
24 %
|
24 %
|
32 %
|
36% |
|
|||||||
показатели |
|
|||||||||||
2015-2016 учебный год |
2016-2017 учебный год |
2017-2018 учебный год |
|
|
||||||||
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
|
|
|||||
мотивация к обучению |
20,5% |
100% |
16% |
100% |
61% |
100% |
|
|
||||
уровень тревожности: |
|
|||||||||||
- высокий - средне/ низкий |
63% |
19% |
55% |
16% |
45% |
15% |
|
|||||
37% |
81% |
45% |
84% |
55% |
85% |
|
||||||
индекс групповой сплочённости |
0,3 |
0,8 |
0,3 |
0,9 |
0,3 |
0,9 |
|
|
||||
|
Вывод: Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у участников образовательного процесса. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
В 2017-2018 учебном году с целью оказания психолого-педагогической поддержки и развития социальных компетенций, разработан курс комплексных коррекционно-развивающих занятий, в рамках совместной с воспитателями подготовительной к школе группы работы над проектом «Здравствуй, школа!». Коррекционно-развивающий эффект на занятии достигается за счет специально организованной игры, которая являясь внутренним мотивом деятельности дошкольника, способствует активизации детской инициативы, а успех в совместной деятельности стимулирует личностный рост, самооценку.
Прослеживается динамика изменений во взаимодействии детей:
- по данным социометрического исследования увеличилось число взаимных выборов на 34%, увеличилось число положительно окрашенных самооценок и отношений к себе,
- повысилась самооценка ребенка на 16%,
- повысился социометрический статус - на 26%, уровень тревожности снизился на 30%,
- повысился уровень групповой сплочённости в группе в целом,
- значительно снизилось количество конфликтных ситуаций, агрессивных проявлений, протестных реакций,
- все дети умеют различать и правильно интерпретировать чувства и эмоциональные состояния взрослого или ребёнка. Могут рассказывать о своих симпатиях, предпочтениях в отношении сверстников.
Провожу психопрофилактическую работу не только с выпускниками ДОУ, но и с их родителями, такие встречи носят индивидуальный и групповой характер:
- психологическое консультирование по итогам диагностики в начале и конце учебного года;
- родительские собрания, семейные консультации по вопросам подготовки детей к школе;
- анкетирование «Готовы ли вы к переходу ребёнка в школу?».
Разработала рекомендации:
«Советы родителям первоклассников», «Почему учиться трудно?», «Что делать, если школьные трудности появились?», «Интерес (мотивация) к учебной деятельности. Почему это важно?».
По отзывам учителей и данным успеваемости учеников 1 класса МУ СОШ №14, выпускники детского сада легко адаптируются к школьным условиям, самостоятельны, отличаются творчеством.
Анкетирование родителей и опрос учителей начальных классов СОШ №14 показали значительное снижение рисков в период адаптации до 80%, уменьшение тревожности и школьных страхов – до 70%.
Успеваемость учеников 1 класса МУ СОШ №14
(выпускников детского сада):
ГОД |
Высокий уровень |
Средний уровень |
2014-2015 |
42% |
58% |
2015-2016 |
33% |
67% |
2016-2017 |
38% |
62% |
2017-2018 |
30% |
70% |
Систематическая и комплексная работа всего педагогического коллектива дает положительные результаты и обеспечивает подготовку детей дошкольного возраста к школе. Показателями эффективности работы педагогического коллектива по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе являются:
- высокий процент детей, успешно обучающихся в школе;
- положительные отзывы родителей о характере школьной адаптации;
- положительная динамика в показателях готовности детей к обучению в школе.
Огромная работа проводиться с родителями, как индивидуально, так и групповая. Систематически веду психологическое просвещение коллектива, своей деятельностью убеждаю коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей. Большое значение отвожу психологическому просвещению персонала детского сада: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой. Данную работу провожу опираясь на результаты изучения особенностей нашего дошкольного учреждения и его коллектива, учитывая традиции и местные условия, квалификацию персонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и их родителей..
За период 2017-2018 г.г проведено 100 бесед, консультации для родителей. Основными проблемами при обращении к психологу за консультацией являлись: тревожность, импульсивность, диагностика на готовность к школе, детско-родительские отношения, личностное развитие ребенка. Ниже в таблице проведен обобщенный анализ обращений за консультацией в течение года:
Таблица 1.
Обобщенный анализ количества обращений родителей за консультациями к психологу
Месяц |
Кол-во консультаций |
Проблема обращения |
||||
готовность к школе |
По результатам готовности к школе |
Психическое развитие |
Личностное развитие |
Семья
|
||
10 |
20 |
11 |
|
4 |
4 |
1 |
11 |
17 |
2 |
|
4 |
7 |
4 |
12 |
9 |
|
|
1 |
6 |
2 |
01 |
15 |
|
|
2 |
4 |
9 |
02 |
8 |
|
|
3 |
4 |
1 |
03 |
8 |
|
|
4 |
2 |
2 |
04 |
14 |
|
11 |
2 |
- |
1 |
05 |
9 |
|
8 |
1 |
1 |
|
ВСЕГО |
100 |
(13%) |
(19%) |
(21 %) |
(28 %) |
(20 %) |
Таким образом, наиболее интенсивными месяцами по количеству обращений за психологической консультацией являются октябрь, ноябрь, январь, апрель, менее интенсивным – февраль, март, май. Необходимо учитывать, что наибольшая потребность у родителей в решении вопроса готовности ребенка к школе, а поскольку диагностика на готовность к школе проводится в два этапа – на начало года и на конец года – это обусловливает динамику обращений.
Одна из основных форм работы – консультирование, результативность и важность моей работы прослеживается в данной таблице.
Проведен обобщенный анализ обращений родителей разных групп дошкольного учреждения за консультациями к психологу. Ниже приведены результаты анализа, из которого следует, что наибольшее количество обращений поступило из 2 младшей, старшей и подготовительной группы, наименьшее – из группы раннего возраста, средней группы.
Таблица 2.
Анализ количества обращений родителей разных групп за консультацией к психологу
2017-2018 |
Группа раннего возраста |
1 младшая группа |
2 младшая |
средняя |
старшая |
Подготовительная к школе группа |
1-е полугодие |
5 |
8 |
6 |
3 |
8 |
13 |
2-е полугодие |
7 |
5 |
9 |
6 |
12 |
19 |
Всего |
12 |
13 |
15 |
9 |
20 |
31 |
Полученные количественные данные, в первую очередь, взаимосвязаны с задачами, поставленными на учебной год, приоритетными направлениями работы психолога и, соответственно, взаимодействием психолога с той или иной группой. Наиболее актуальным направлением этого года являлась адаптация к ДОУ, кризис 3 лет, предшкольная готовность к школе, поэтому и наибольшее количество консультаций в 1 младшей, 2 младшей, старшей и подготовительных групп.
Выводы: Можно предположить связь между количеством обращений родителей к психологу с работой воспитателей, их заинтересованности во взаимодействии родителей со специалистом, умении выделять, видеть, дифференцировать психологические проблемы ребенка, обращать на них внимание родителей и активизировать их к взаимодействию со специалистами, в том числе и с психологом.
Учебный год |
всего |
родители |
педагоги |
сотрудники |
2017 – 2018уч.год
|
136 |
100 |
35 |
13 |
Учебный год |
Родители |
Педагоги |
Всего |
2014 - 2015 |
97 |
42 +10 |
149 |
2015-2016 |
108 |
58+9 |
175 |
2016 -2017 |
101 |
52+10 |
163 |
2017-2018 |
100 |
35+13 |
136 |
Наблюдение за общением родителей и детей изменилось, взрослые пытаются сменить наказания и угрозы на приучение и диалог. Активизировалась потребность родителей в совместной деятельности с детьми, а также потребность в изучении специальной литературы. Таким образом, данные повторной диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности работы ДОУ. Следовательно, апробированные нами методы и формы работы с родителями приносят ощутимый результат. И показателем нашей работы явился опрос родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой ДОУ и его педагогического коллектива
Вывод: Необходимо продолжать привлекать родителей и педагогов к общению со специалистом, используя активные формы взаимодействия по актуальным вопросам развития и воспитания детей.
В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ привело к следующим результатам:
Во - первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.
Во - вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В - третьих, возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии, диспуты по инициативе родителей, приводятся примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций, участию в конкурсах, досугах, праздниках).
Вывод: объединение усилий специалистов, воспитателей и родителей ДОУ является обязательным условием успешного решения воспитательных задач. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.
Опыт работы представлен:
Сроки |
Формы |
Наименование |
10. 2017 |
Публикация. Журнал «Дошкольная педагогика» №8 2017 |
Инновационный психолого-педагогический проект «Волшебный круг». |
10.10 |
Стендовая информация для родителей всех групп. |
«Как научить детей говорить правильно». |
18.10 |
Семинар-практикум для педагогов. |
Педагогический этикет воспитателя во взаимодействии с родителями и детьми.
|
11.10 |
Практикум с элементами тренинга. (род.собрание 2 младшая). |
«Взаимодействие педагогов и родителей в формировании позитивной социализации ребенка». |
18.10-25.10 |
Памятка-рекомендация для педагогов. Консультация для педагогов группы раннего возраста и 1 мл. |
«Эффективное взаимодействие педагога с родителями» «Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке» «Как помочь ребенку в период адаптации» |
30.10 |
Дополнение картотеки игр |
Картотека игр для успешной социализации ребенка от 1,5 до 3 лет |
20.10 |
Родительское собрание группа раннего возраста. Родительское собрание средняя группа |
«Возрастное развитие ребенка». Успешная социализация . Практикум. |
05.11 |
Психологический практикум для педагогов 1 младшей группы. |
«Индивидуальный подход в работе с малышами». |
15.10 |
Информация на сайте |
Что важно знать родителям о предшкольной готовности ребенка к школе. Как формировать у ребенка желание учиться. |
ноябрь |
Дополнение картотека игр |
Картотека игр по социализации детей, развития навыков общения для детей старшей и подготовительной групп. |
22.10 |
Рекомендации для родителей 1 младшей группы Беседа с родителями средней группы Буклет |
«Особенности эмоционального развития детей от 2 до 3 лет» «Нужно ли объяснять ребенку, почему родители не могут купить игрушку». |
02.11. |
Родительское собрание в группе раннего возраста. |
Адаптация в ДОО. Рекомендации по созданию благоприятных условий для ее протекания. |
11.2017 |
Публикация. Журнал «Воспитатель ДОУ» №11 2017 |
Театрализованная деятельность в детском саду как средство решения психолого-педагогических проблем. |
03.12 |
Памятка-рекомендация для родителей 2 младшей группы Консультация для родителей подготовительной школе группы |
7 правил. Как научить ребенка дисциплине. Приучайте ребенка вас слушать и слушаться. |
05.12 |
Всероссийский конкурс «1,2,3,4,5. Мы идем играть….» |
«Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния в ДОУ». Диплом участника |
15.01.18 |
Международный фестиваль – конкурс педагогического мастерства. |
Максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольника в условиях Заполярья. Диплом 1 степени. |
10.01-20.01 |
Творческая декада психологии (см. план). Акция «Звездное настроение» Тренинг взаимодействия с детьми и родителями (во всех группах). Дефиле с веерами. Выставка работ. |
«Солнце в глазах, веер в руках».
Семейная галактика. |
02.2018 |
Публикация. Журнал «Дошкольник РФ» |
К нам в окошко зима постучала. |
Март-апрель |
Консультация для родителей 1 младшей группы Консультация для родителей всех групп |
«Если ребенок кусается». Играем дома, развиваем память, тренируем внимание.
|
01.03 |
Тренинг взаимодействия 2 младшая (1) + подготовительная (2). |
«Домашний очаг с веером в руках». |
02.03 |
Советы для родителей 2 млад. группы |
«Если ребенок не слушается» |
Март - апрель |
Консультация для родителей всех групп |
«Учите детей общаться». |
05.03 |
Муниципальная конференция МАДОУ №15 «Детский сад-территория здоровья» |
Направленное сопряженное воздействие на физическую и психическую сферы ребёнка. Сертификат |
27.03. |
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Современный детский сад-2018» |
Системная модель реализации социально-коммуниативного развития ребенка в условиях Заполярья». Диплом призера. Публикация. |
29.03. |
Всероссийский семинар. «Общение детей со сверстниками: возрастные и индивидуальные особенности». |
Общение детей со сверстниками: возрастные и индивидуальные особенности. Сертификат. |
23.04 |
Открытая книга |
Презентация. Игровая методика личностных отношений, социальных эмоций «Домики». |
30.04 |
Всероссийский профессиональный конкурс «Психология 21 века» |
Системная модель профилактики психоэмоционального напряжения и позитивной социализации для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях Заполярья». Диплом лауреата. |
Апрель-май |
Родительские собрания во всех группах |
Эмоциональное благополучие и позитивная социализация в ДОУ |
апрель |
Стендовая информация для родителей всех групп. |
Правила поведения работающих родителей. |
09.04-25.04. |
Международная конференция «Управленческая весна». |
Сертификат эксперта. |
05. |
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Лучший проект 2018» |
Арт-проект «Солнце в глазах, веер в руках». Диплом победителя. |
10.05. |
Советы родителям. |
Советы родителям, у которых ребенок переживает кризисный период. |
21.05. |
Международная научно-практическая конференция «Ценностные ориентиры современного образования». |
«Не рядом, не над ним, а вместе»Публикация + сертификат. |
30.05 |
Журнал «Инструктор по физической культуре» |
Публикация. Направленное сопряженное воздействие на физическую и психическую сферы ребёнка |
Кол-во часов |
Сроки обучения |
Наименование курсов |
Наименование учреждения |
30 часов |
4-6 июня 2017 г |
«11-ый Санкт-Петербургский саммит психологов» в рамках всероссийского мероприятия с международным участием |
Институт практической психологии «Иматон». г.Санкт - Петербург. |
72 часа |
10.10. - 25.10. 2017г. |
«Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности в рамках ФГОС»
|
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования» |
6 часов |
21.11.2017 |
Всероссийский семинар по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий. |
Институт детства. |
6 часов |
29.03. 2018 |
Всероссийский семинар: «Общение детей со сверстниками: возрастные и индивидуальные особенности». |
Институт детства. |
Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. Посещено всероссийских: 5 вебинаров, 2 семинара, приняла участие в двух конференциях, в 5 профессиональных конкурсах (см. таб.). В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса, как детей, так и воспитателей. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.
Вывод: необходимо продолжать работу по подбору литературы, пополнению банка диагностических методик и коррекционно-развивающих программ, а также по самообразованию и повышению квалификации .
Таким образом, при планировании работы на следующий учебный год необходимо учитывать:
1. Потребность родителей в просвещении по общению с детьми, адаптации, кризиса 3 лет.
2. Интегрированный подход к организации и проведению мини подгрупповых форм работы с детьми.
Выводы аналитического отчета. Анализируя проведенную за истекший период работу можно утверждать, что вся деятельность осуществлялась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. Анализируя вышесказанное, можно отметить, что проводимые мероприятия проведены согласно плану и дали положительный результат.
Эффективность для ребенка: положительная динамика качества развития воспитанников, эмоциональное благополучие и состояние ребенка в дошкольном учреждении выше среднего.
Эффективность для педагогов: использование новых инновационных технологий в работе, выше среднего степень благоприятности социально-психологического климата в коллективе.
Эффективность для родителей: Положительная оценка деятельности ДОУ. Взаимодействие и сотрудничество с ДОУ, участие в выставке, в акциях, в творческом проекте.
· Продолжить работу по повышению профессиональной психолого-педагогической компетентности каждого члена коллектива в общении с коллегами, родителями, детьми.
· Представит опыт работы ДОУ в СМИ.
· Подготовить консультацию для педагогов «Интриги на работе».
· Провести семинар-практикум «В гармонии с собой»
Цель: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.
· Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения» Консультацию для родителей:"Понимаем ли мы своих детей? Понимаем ли мы друг друга?»
· Провести творческую декаду психологии «Волшебная страна»(Развивайка).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.