Общие сведения об СПС
Особенность профессиональной деятельности юриста в том, что он постоянно работает с огромными объемами информации – поиск необходимого документа, подборка документов по теме, сохранение, сортировка и др. Для автоматизации этой деятельности в начале 90-х годов, с появлением персональных компьютеров, были созданы справочно-правовые системы (СПС) – КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс, которые развивались и совершенствовались с учетом возможностей новых информационных технологий (ИТ). СПС – это автоматизированные информационные системы (АИС), предназначенные для хранения и поиска правовой информации.
Цель СПС – накопление информации (создание баз нормативно-правовых текстов, документальных баз данных) и предоставление практикующим юристам удобного интерфейса с развитым функционалом для быстрого доступа к документам и действий с ними.
Современный юрист не представляет собственной деятельности без использования какой-либо СПС.
Кроме вышеперечисленных систем имеются десятки специализированных АИС (Приложение А), используемых юристами и государственными службами.
Обобщенную структуру АИС можно представить в виде рисунка (рисунок 1) (http://do.bti.secna.ru/lib/book_it/inf_sistem.html)
Рисунок 1- Схема информационной системы, где
1 - система организации, хранения и представления информации;
2 - система ввода, обновления и корректировки информации;
3 - система потребления информации.
Особенность изучения современных СПС
Высокая динамика в области ИТ – (во всех сферах ИТ – аппаратной, программной, технологий) порождает высокий темп изменений самих СПС – появление новых версий программных средств (ПС), и, соответственно, их интерфейсов. Изучать современные ПС необходимо с учетом их высокой изменчивости. Нет необходимости что-то запоминать, так как уже завтра ПС может поменяться (терминология, интерфейс и функции СПС). Язык интерфейса интуитивно понятен пользователю. Кроме того, современные ПС самодокументированы - имеют встроенные справочные системы. Пользователю, прежде всего, необходимо научиться работать со встроенной справочной системой каждой СПС. И всякий раз при работе на новом рабочем месте или с новой версией СПС дать себе время вновь познакомится с ПС, с интерфейсом и функционалом, изучая ее справочную систему. Лабораторные работы 1,2,3 помогают познакомиться с каждой СПС, используя этот подход.
Запомненные накрепко сведения по какой-то конкретной версии ПС не смогут помочь вам (а порой и помешают) в случае, если вы будете работать с той же СПС, но на другом компьютере, в другой операционной среде с другими настройками, или с другой версией или конфигурацией СПС.
Работа с ПС требует постоянной адаптации под конкретную ситуацию. Для этого необходимо выработать всего три базовых навыка:
- навык первоначального знакомства с системой;
- умение обратиться к встроенной справочной системе СПС и работать с ней;
- умение выстраивать навигацию по интерфейсу ПС до диалогового окна для выполнения необходимой операции (на начальных этапах изучения СПС записывать путь, например: Меню/ Помощь/Описание разделов).
А далее, все необходимые конкретные сведения по СПС юрист получает при непосредственном общении с ней в процессе работы.
Чтобы успевать за темпом изменений знаний в области ИТ, необходимо наработать в себе навыки самообучения. С этой целью надо постоянно обращаться к словарям и создавать собственные словари (Приложение Б), используя качественные информационные источники – нормативно-правовые акты и нормативно-техническую информацию, например тексты ГОСТов.
Ниже приведены главные окна названных систем и описание доступа к справочной системе каждой из них (навигация до диалогового окна).
КонсультантПлюс - Интерфейс и функциональные возможности
Стартовая страница (Главное окно) - это страница, появляющаяся на экране при первоначальном запуске ПС в работу. Вид стартовой страницы СПС КонсультантПлюс представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Стартовая страница (Главное окно) КосультантПлюс
Язык интерфейса СПС КонсультантПлюс интуитивно понятен пользователю-юристу.
Доступ (путь) к справочной системе (навигация от стартовой страницы) - Меню/ Помощь/Описание разделов. Окно справочной системы (рисунок 3).
Рисунок 3 – Вид вкладки Содержание Окна Помощи (путь до окна: Меню/ Помощь/Описание разделов)
Рекомендации по работе со справкой.
Справочная система СПС КонсультантПлюс имеет две вкладки Содержание и Поиск. При работе с Содержанием можно открыть или свернуть (нажатием левой кнопки мыши) любой раздел, его текст – на панели справа. При работе с Поиском можно найти толкование любого термина.
Гарант - Интерфейс и функциональные возможности
Главное окно СПС Гарант. Вид стартовой страницы СПС Гарант представлен на рисунке 4 (Версия от 7 декабря 2013).
.
Рисунок 4 - Главное окно СПС Гарант
Доступ (путь) к справочной системе (навигация от стартовой страницы) – в строке меню: Помощь/Руководство пользователя. Вид окна Руководства пользователя представлен на рисунке 5.
Рисунок 5 - Вкладка Содержание (путь до окна в строке меню: Помощь/Руководство пользователя)
Рекомендации по работе со справкой
Справочная система СПС Гарант имеет три вкладки Содержание, Указатель и Поиск. При работе с Содержанием можно открыть или свернуть (нажатием левой кнопки мыши) любой раздел, его текст – на панели справа. При работе с Поиском можно найти толкование любого термина.
О высокой динамике изменения (чаще всего наращивания) функционала свидетельствует, например, факт появления новых возможностей - «Конструктор правовых документов». Из рекламного ролика СПС: Поступила новая версия системы ГАРАНТ аэро, в которую вошел целый ряд сервисных, информационных и технологических новинок. Вслед за внедрением концепции ГАРАНТ аэро и уникальных актуализируемых Энциклопедий решений, где вы легко находите готовые решения по своим правовым ситуациям, запускается новый онлайн-сервис – «Конструктор правовых документов». С ним в вашем распоряжении быстро окажется готовый к подписанию договор, доверенность или документ учетной политики коммерческой или бюджетной организации.
Страница интернет
http://www.garant.ru/products/ipo/editions/vesti/498352/7/
ЗАДАНИЕ
Темы договоров
В данной таблице приведены основные нормативно закрепленные наименования сторон.
Наименование договора |
Наименование
стороны, |
Наименование |
Купли-продажи |
Продавец |
Покупатель |
Поставки |
Поставщик |
Покупатель |
Дарения |
Даритель |
Одаряемый |
Аренды |
Арендодатель |
Арендатор |
Найма жилого помещения |
Наймодатель |
Наниматель |
Безвозмездного |
Ссудодатель |
Ссудополучатель |
Подряда |
Подрядчик |
Заказчик |
На выполнение научно- |
Исполнитель |
Заказчик |
Возмездного оказания |
Исполнитель |
Заказчик |
Перевозки |
Перевозчик |
Отправитель |
Транспортной экспедиции |
Экспедитор |
Клиент |
Займа |
Заимодавец |
Заемщик |
Кредитный |
Кредитор |
Заемщик |
Финансирования |
Финансовый агент |
Клиент |
Хранения |
Хранитель |
Поклажедатель |
Страхования |
Страховщик |
Страхователь |
Поручения |
Поверенный |
Доверитель |
Комиссии |
Комиссионер |
Комитент |
Агентский |
Агент |
Принципал |
Доверительного |
Доверительный |
Учредитель |
Коммерческой концессии |
Правообладатель |
Пользователь |
Лизинга |
Лизингодатель |
Лизингополучатель |
Концессионный |
Концессионер |
Концедент |
Инвестиционный |
Заказчик |
Инвестор |
В структуре договора можно выделить следующие составляющие:
Приложение А
Примеры правовых автоматизированных информационных систем
Приложение Б
Словарь терминов по теме Общие сведения о СПС
Термин |
Толкование термина |
Информационный источник |
Информация |
Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления)
|
ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"(принят ГД ФС РФ 08.07.2006) |
Поиск информации |
|
|
Автоматизированная система (АС) |
|
|
Автоматизированная информационная система (АИС) |
|
|
Автоматизированный документальный поиск |
Документальный поиск с использованием ЭВМ
|
ГОСТ 7.73-96 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. СИБИД. ПОИСК И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
Автоматизированный информационный поиск |
Информационный поиск с использованием ЭВМ |
ГОСТ 7.73-96 |
База данных (БД) |
|
|
Интерфейс пользователя |
Система общения пользователя с программным средством |
|
Навигация во интерфейсу |
Путь до рабочего диалогового окна от главного окна системы |
|
Информационная система |
совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
|
(ст. 2, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006))
|
Информационная технология |
процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
|
(ст. 2, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)) |
Диалоговое окно (ДО) |
Окно программной среды, предназначенное для ввода информации |
Документация операционной системы |
Документальный поиск |
Информационный поиск, при которой объектами поиска являются тексты документов |
ГОСТ 7.73-96 |
Функциональное наполнение АС |
Функциональные возможности автоматизированной системы |
|
Программное средство (ПС) |
|
|
Версия ПС |
|
|
Программное средство |
|
|
Справочно-правовая система (СПС) |
|
|
Навигация по интерфейсу ПС |
Путь следования к ДО выполняемого действия от главного окна ПС |
|
Главное окно ПС |
Окно ПС, автоматически появляющееся на экране при запуске программы |
|
Локальная версия СПС |
|
|
Сетевая версия СПС |
|
|
Сервер |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.