Спряжение глагола. 6 класс.
Оценка 4.8

Спряжение глагола. 6 класс.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
17.10.2024
Спряжение глагола. 6 класс.
spryazhenie_glagola.doc

Тема урока: Спряжение глагола.

 

Цели:

1.     Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.

2.     Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.

3.     Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.

 

Оборудование.  Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Слово учителя: (Психологический  настрой).

         Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.

Слайд 1

Колокольчик  наш  звенит

И урок  начать  велит.

Слышишь  звонкий голосок -

Нам пора  начать  урок.

        

         Урок у нас действительно необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.

Слайд 2

         Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.

 

II. Проблемная ситуация:

1.                 Какая часть речи подчёркнута?

Глагол.

 

2.                 Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?

Незнайка не знает.

        

3.                 От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.

 

4.                 А какую тему не знает Незнайка?

Спряжение глаголов.

 

5.                 Поможем Незнайке?

      Да.

 

III. Переход к новой теме.

Слово учителя:

         Запишите число, тему урока

Слайд 3 «Спряжение глаголов».

         Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.

 

6.                 Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.

 

7.                 Сколько спряжений в русском языке?

Два.

 

Слово учителя:

         Слайд 4

Незнайка совершает кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум островам:

1 и 2 спряжение. Какой остров самый сложный?

II  cпряжение.  Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.

 

IY. Изложение нового материала.

Обратите внимание на таблицу.

Слайд 5

  

   пишу

 

   пишешь

 

   пишет

 

    пишем

 

    пишете

 

    пишут

 

несу

 

несёшь

 

несёт

 

несём

 

несёте

 

несут

 

ворчу

 

ворчишь

 

ворчит

 

ворчим

 

ворчите

 

ворчат

 

свечу

 

светишь

 

светит

 

светим

 

светите

 

светят

 

 

1.     К какому спряжению относятся  глаголы первых двух столбиков?

К I спряжению.

 

2.     как вы это определили?

По окончаниям.

 

3.     Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

         Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.

 

Сверим наши выводы.

 

Слайд 6  Открывается остров «I спряжение»

 

Работа по таблице.

4.     К какому спряжению относятся  глаголы первых двух столбиков?

Ко II спряжению.

 

5.     Как вы это определили?

По окончаниям.

 

6.                 Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

         Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.

 

7.     К какому спряжению относятся эти глаголы?

Ко II спряжению.

 

Сверим наши выводы.

 

Открывается остров «II спряжение»

Слайд 7

8.     А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Они ударные и безударные.

 

9.     По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?

По ударным.

 

10. А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Слово учителя:

     Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.

Слайд 8

Пишем –

рисуем -

полем –

пляшем –

 

Чертим –

чиним –

маним –

просим

Проверка по слайду 9

Слово учителя:

 Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

         Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.

 

11. Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

Поставили в неопределённую форму.

Слово учителя:

    Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255.  Запомни!

 

12. Чтение алгоритма по учебнику.

 

Слово учителя:

         Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:

         Учащиеся хором проговаривают.         

Слайд 10 

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-   спрягать нельзя.

Y. Тренировочные упражнения.

1.     Физминутка.

Слайд 11

Слово учителя:

         А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите  глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.

         Платить, ужинать,  ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.

2.     А теперь поработаем с текстом.

Слайд 12

         В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.

                                      Шторм.

Сегодня с рассвета

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

Проверка по слайду 13

Слово учителя:

Слайд 14

Поиграем в игру  «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)

1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т

2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т

3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т

Проверка по слайду 15

 

Слово учителя:

         Слайд 16

А теперь выполним творческое задание.

1.                 Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения на тему «Шторм на море».

Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.

 

Ученики комментируют.

    

YI. Заключение.

1.     Что сегодня узнали на уроке?

2.     Чему научились?

3.     А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.

Слайд 17

 

Рефлексия:

Понравился ли вам урок? Если да,  то напишите мне на память смс-сообщения со своими впечатлениями.

Слайд 18

Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.


Тема урока: С пряжение глагола

Тема урока: С пряжение глагола

Спряжение глаголов. 1.

Спряжение глаголов. 1.

По окончаниям. 2. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях?

По окончаниям. 2. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях?

Пишем – рисуем - полем – пляшем –

Пишем – рисуем - полем – пляшем –

Шторм. Сегодня с рассвета

Шторм. Сегодня с рассвета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2024