Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Авиловская СОШ»
2 слайд/ « Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...», - писал К.Д.Ушинский.
С этим нельзя не согласиться.
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит учителю русского языка и литературы.
3 слайд/ В содержании предмета «Русский язык» два типа учебного материала, который можно использовать для этой цели: во-первых, это раздел «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.
4 слайд/ В процессе воспитания патриотизма на уроках русского языка используются следующие методические приемы:
1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений.
2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения.
3. Словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом успехов или преодолевающих учебные трудности.
4. Внеурочные встречи, служащие материалом для составления предложений и для написания сочинений.
5. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
6. Упражнение в патриотическом чувстве.
5 слайд/ Так как воспитание патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков, то, планируя учебный материал, я одновременно решаю и эти воспитательные задачи, чему способствуют тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Слово о России», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава» и дидактические материалы, например, отрывок из стихотворения Константина Симонова
6 слайд, Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился…
…За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла. (К.Симонов)
или отрывок из стихотворения Сергея Васильева
7 слайд/Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей. (С.Васильев)
8 слайд/ При изучении союзов, сложных предложений, местоимений я использую отрывки из стихотворений русских поэтов,
например, Евгения Евтушенко:
Не только за свою страну солдаты гибли в ту войну, а чтобы люди всей земли спокойно видеть сны могли,
или Константина Симонова:
Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув города, покрыта сеткою меридианов, непобедима, широка, горда;
и другие, которые представлены на слайде.
9 слайд/ Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.
В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе её и процветании. Это ли не истинный патриотизм?
Благодатным материалом являются пословицы и поговорки.
10 слайд/ Например, в 5 классе при повторении темы «Правописание – тся и - ться в глаголах» вначале записываем пословицы :
прочитав пословицы, ребята отвечают на вопросы:
- Какая из этих пословиц применима к делам вашего класса?
- Запишите первой ту пословицу, которой вы хотите руководствоваться в своих поступках?
Привлекая внимание учащихся к трудовым мотивам учебных текстов, я пытаюсь донести до ума и сердца своих учеников благородную мысль о могучей силе и красоте труда.
11 слайд/ Любовь к родному языку – это тоже одно из проявлений патриотизма.
Еще К. Д. Ушинский говорил:
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово».
При изучении частей речи я пользуюсь советами Татьяны Рик. Занимательность материала её учебников позволяет в ненавязчивой, игровой форме рассказать об особенностях всех частей речи.
12 слайд/ Например, повторяя признаки имени прилагательного, вывешиваю на доске рисунок с изображением торта и предлагаю детям такое задание:
-Я буду называть прилагательные, а вы записывайте только те, которые относятся к торту. Смотрите, не ошибитесь, а то торт разом станет несъедобным!
Торт какой? Сладкий, сахарный, сдобный, кислый, синий, пышный, горький, красивый, резиновый, бисквитный, смешной, глупый и т.д.
13 слайд/ - Видите, сколько признаков может иметь один предмет. А попробуйте придумать свои признаки этого торта. Вспомните свой любимый торт, который печет вам мама, бабушка, вы сами. И все это вы сделаете с помощью русского языка, который таит в себе огромные возможности.
Разве можно не любить такой язык?!
14 слайд/ А при изучении темы «Краткие имена прилагательные», я предлагаю детям диктант «Лягушка - невеста» следующего содержания:
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!
Нужно ли объяснять, насколько он необычен, интересен для учащихся. А для изучения кратких прилагательных здесь огромное поле деятельности.
На примере таких упражнений, текстов, я стремлюсь показать детям, что язык - это не просто свод правил и упражнении, а пример подлинной красоты и совершенства.
Одна из важнейших сторон патриотического воспитания - воспитание любви к родной природе.
15 слайд
Игорь Северянин писал:
Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу,
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на Земле в красоте!
И.Северянин
Любовь к природе закладывается в детстве. Задача учителя - развить интерес к родной природе, любовь к ней.
Это чувство - одно из проявлений любви к родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины.
Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, художникам, композиторам.
В упражнениях учебников, методических пособий для 5, 6 классов много текстов, темой которых является описание природы, - это отрывки из произведений И.Бунина, А.Яшина, В. Пескова, И.С.Тургенева и многих других.
16 слайд/ Например, при закреплении темы «Приставки пре- и при-» использую текст
В. Пескова, который представлен вашему вниманию на слайде:
«Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла.
Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия»
А при закреплении темы «Роль имени существительного в речи» в 5 классе я предлагаю учащимся тексты стихотворений русских поэтов, например, А.А. Фета:
17 слайд
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
А.А. Фет
или строки стихотворения С. Аксакова:
- 18 слайд - /
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес.
Опять осенняя погода!
И, мягкой влажности полна,
Мне сердце веселит она:
Люблю я это время года.
С. Аксаков
В них нет ни одного глагола. Каждое выражение – это картина.
19 слайд/ Систематическая работа с такими текстами позволяет перейти к составлению собственных сочинений на тему «Любимый уголок природы», «Мой край», «Улица моего детства». Такие сочинения бывают очень интересными. Дети видят красоту в самом обыкновенном.
Например, в одном из сочинений я читаю:
« Недалеко от нашего дома протекает речка, вдоль которой растут могучие, гордые тополя-исполины и развесистые кудрявые ивы, опускающие свои тоненькие ветви-косы до самой воды. Стоит подуть лёгкому ветерку, и длинные ветви начинают плавно покачиваться, гоняя по воде лёгкую рябь. В такие минуты эти печальные красавицы кажутся мне живыми.»
20 слайд При выполнении творческих работ ребятам помогают пейзажи художников, музыка известных композиторов.
21 слайд - 24 слайд Известный художник И.И.Левитан любил природу всей душой, и ему хотелось, чтобы чувства эти разделились. Именно о нем говорили: «Левитан - великий поэт природы»
Многие пейзажи Левитана навеяны стихотворениями И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева.
25 слайд/ У Левитана есть картина, названием которой стали начальные слова известного стихотворения И.И.Козлова:
Вечерний звон, вечерний звон,
Как много дум наводит он...
Глядя на эту картину, так и кажется, что слышишь колокольный звон.
На примере таких картин, текстов ученики учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать родную природу.
26 слайд Воспитывая у учащихся любовь к родному краю, к природе, умение беречь и охранять ее, учитель утверждает в сознании детей идеи патриотизма.
Таким образом, русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин.
В заключение хочу заметить, что дискуссии о необходимости патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить.
27 слайд/ Мы должны успеть раньше других на чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в головы самые важные мысли...
Вот моя концепция и направлена на то, чтобы успеть!
28 слайд
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.