Сравнительная таблица сенсорная (импрессивная) и моторная (экспрессивная) алалия.

  • Особые потребности
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Моторная (экспрессивная) алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций в процессе высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций, вследствие органического нарушения центрального характера. Сенсорная (импрессивная) алалия - нарушение восприятия и понимания обращённой речи, вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, возникающее из-за поражения височных областей левого полушария (центр Вернике), полным или частичным отсутствием речи, несмотря на сохранность периферического слуха и первично сохранном интеллекте.
Иконка файла материала Сравнительная по Аллалии.docx
Группа 05­Л­ПП                                                                                                                                                                     Резникова Е.С. Сравнительная таблица сенсорная (импрессивная) и моторная (экспрессивная) алалия. Параметры сравнения Моторная (экспрессивная) алалия Сенсорная (импрессивная) алалия Виды нарушения Причины  возникновения Проявление нарушений Моторная (экспрессивная) алалия – системное  недоразвитие экспрессивной речи,  обусловленное несформированностью языковых  операций в процессе высказывания при  относительной сохранности смысловых и  сенсомоторных операций, вследствие  органического нарушения центрального  характера. Нарушение деятельности речедвигательного  анализатора  Нарушаются все подсистемы языка:  синтаксическая, морфологическая, лексическая и  фонематическая.  1. Аграмматизм (нарушение понимания  (импрессивная речь) и употребления  (экспрессивная речь) грамматических средств  языка. 2. Расстройства поиска слов 3. Трудность "выбора" фонем и установления их  последовательности; а также последовательности  Сенсорная (импрессивная) алалия ­ нарушение  восприятия и понимания обращённой речи,  вследствие нарушения работы речеслухового  анализатора, возникающее из­за поражения  височных областей левого полушария (центр  Вернике), полным или частичным отсутствием  речи, несмотря на сохранность периферического  слуха и первично сохранном интеллекте. Из­за поражения височных областей  головного  мозга левого полушария. Отсутствие или недоразвитие необходимых  связей между височными  областями правого и  левого полушарий мозга, либо с локальным  поражением  левой височной области. 1. которых речь развивается медленно и  искаженно, но самостоятельно  с 3—4 лет 2. речью и в 10—12 лет. Позднее при  систематической специальной помощи,  овладевает неполноценной и бедной речью. 1.Недоразвитие собственной речи ребёнка на  фоне непонимания обращённой  2.Трудность в установлении контакта   Тяжелые, когда ребенок не пользуется  Сравнительно легкие нарушения, приРечевая  симптоматика слов в предложении 4. Нарушения слоговой структуры слов    Уровень речевого развития у детей может  колебаться от почти полного отсутствия речи до  незначительных отклонений в функционировании  языковых подсистем. 1.Трудности в формировании звуковых образов  слов.  2. Стойкие затруднения в назывании слов при  достаточном   пассивном словаре  3. Доступны неречевые артикуляции (правильно  произносят большинство звуков или даже все  звуки изолированно и в слогах).  4. Но  не могут реализовать эти возможности  при произнесении слов.  5. Несформированность слоговой структуры  слов (искажения слоговой структуры слова:  опускание звуков и слогов, перестановки,  замены). 6. Трудность актуализации даже хорошо  знакомых слов: название предметов, картинок,  слов в отражённом произнесении, особенно  сложной слоговой структуры, слова, выражающие  обобщения и абстрактные понятия, не несущие за  собой конкретного зрительного представления.  Это вызывает частые паузы, остановки в речи и  широко используется мимика, жесты. 7.Возникновение  буквенных и словесных  парафразий (неправильное употребление), в  одних случаях отмечается преобладание  3.Лепетная речь   4.Эхолалии 1.Дифференциация речевого звука, который  ребенок начинает воспринимать, выделять, от  неречевых звуков 2.Дифференциация 1 речевого звука от других  речевых звуков в связи с предметом, картинкой,  действием, с конкретной ситуацией для  их  обозначения. (на начальных этапах  для  выработки условной связи «звучание­предмет»  выбираются слова­эквиваленты, звуковые  комплексы (У ­паровоз, машина; Р­ самолет,  рычащая собака; Му­ корова и т. д.) в 1 из  строго фиксированных значений,  устанавливается и закрепляется связь звука или  сочетаний звуков с предметом или его  изображением. Основной акцент на протяжении всей работы  делается на воспитании у ребенка сознательного  анализа и синтеза речи.Внешнее проявление звуковых(литеральных), в других ­ словесных  замен(вербальных).  Страдает фразовая речь.  При систематической  логопедической работе  воспроизводят простые  по синтаксической структуре предложения. При  тяжелой форме среди членов распространенного  предложения выделяют только подлежащее и  реже сказуемое, и без специального обучения не  овладевают элементами грамматического  строя речи.  невротические черты поведения  затрудненность контакта  повышенная сензитивность (от позднелат.  sensitivus — чувствительный)     чувствительность к происходящим событиям, сопровождающаяся  тревожностью, боязнью новых ситуаций,  робостью, застенчивостью, впечатлительностью,  склонностью к продолжительным переживаниям  прошедших или предстоящих событий, чувство  собственной неполноценности. С возрастом   может сглаживаться в процессе воспитания и  самовоспитания умения справляться с  вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как наследственностью, так и  особенностями воспитания. неспособность к  длительному усилию.  малая речевая активность, ограничивающая  общий запас знаний, что придает детям вид  умственно отсталого, не всегда соответствующее  состоянию их интеллекта Детей с сенсорной алалией в отдельном  общеобразовательном учреждении мало. ­  контакт с ними затруднен,  ­ поведение специфично,  ­ интеллект, как правило, снижен.  Темпы работы в связи с этим медленны, паузы  длительны.­состояния слуховой чувствительности,  ­времени и характера проводимого лечения,  ­коррекционно­воспитательного воздействия,  ­возраста и интеллекта ребенка и т. д. Динамика   восстановительного   обучения *Непостоянные замены окончаний одного падежа  окончаниями разных  падежей( несформированность   динамического  речевого стереотипа):  ошибки  в употреблении  Тв. и Пр. падежей, смешение окончаний падежей,  затруднения в склонении существительных с  предлогами.   * Трудности использования имеющимся набором  языковых единиц   * Специфические трудности в автоматизации  речевого процесса на всех этапах развития речи .  С возрастом эти трудности могут возрастать, по  мере того как речевая деятельность требует все  большей автоматизации.  * Стойкие затруднения в овладении навыками   связной речи при усвоении синтаксической  структуры простых предложений (из­за  нарушения операций программирования, отбора и  синтеза речевого материала,   несформированности внутренней речи, вследствие нарушения аналитико­синтетической  деятельности мозга).    полноценным средством коммуникации,  организации поведения и индивидуального  развития. Недоразвитие речи у детей с алалией  сочетается с отсутствием  мотивации общения,  т.к. оно сопряжено с трудностями. При алалии слабо развито чувство языка, которое  в норме возникает непроизвольно в процессе  Т. о, речь при алалии не являетсяОсобенности  произносительной  стороны речи Коррекция речевого общения. У детей происходит  деавтоматизация речевого процесса, что  проявляется в несформированности произвольной речевой деятельности. Заикание может возникнуть при переходе к более  сложным формам речевого общения ­ к связной  речи. Заикание моторных алаликов  обнаруживается на разных этапах развития и   бывает различным по характеру и  выраженности. 1 исчезает без специального логопедического  воздействия,  2.становится стойким и иногда достигает такой  силы, что делает ребенка практически немым 1. без каких­либо особенностей,  2. монотонная, мало модулированная,  невыразительная речь.  3. нарушение ритма и темпа речи, неправильная  постановка логического ударения (ребенок с  алалией не может придать нужную  выразительность речи по заданию ­ во время  драматизации, чтения)   Коррекционная работа направлена на всю систему речи и делится на три этапа. 1 этап: 1. Воспитание речевой активности. 2. Развитие активного и пассивного  словарного запаса. 3. Работа над предложениями, их  распространением, небольшими диалогами,  ­ не формируется фонематическое восприятие,  ­не дифференцируются фонемы  ­не воспринимается слово целиком,  ­отмечаются несформированность акустико­ гностических процессов, понижение способности к восприятию речевых звуков. Здесь медикаментозное лечение имеет  важную роль. Цель медикаментозного  лечения, назначенного врачом, ­ нормализация деятельности ЦНС, стимулирование  созревания клеток коры головного мозга. До начала коррекционной работы  необходимо: А) Познакомиться с условиями жизни, бытанебольшим простым рассказом. 2 этап: 1. Формирование фразовой речи на фоне  усложнения словаря и структуры фразы. 2. Распространение предложений и их  грамматическое оформление. 3. Диалог и рассказ, доступные для понимания и воспроизведения. 4. Формирование высказывания, как основной  единицы речевой деятельности. 3 этап: Формирование связной речи на основе  дальнейшего расширения словаря,  практического овладения формами  словоизменения и способами  словообразования, различными типами  словосочетаний и предложений. Развитие связной монологической речи  осуществляется в следующей  последовательности: 1) Составление высказывания по  наглядному восприятию. 2) Воспроизведение прослушанного текста. 3) Составление рассказа­описания. 4)  Рассказ с элементами творчества. ребёнка, его окружением. Б) Выявить круг интересов ребёнка. В) Уточнить объём и характер обращений к  ребёнку. Г) Уточнить степень восприимчивости звуков  неречевого характера в условиях полной  тишины и при наличии шумового фона. После этого составляется список точно  сформулированных, стандартизированных  инструкций – побуждений обиходно­бытового характера, которые употребляются в  неизменном виде на первых этапах  коррекционной работы, как в повседневной  жизни, так и на занятиях. Работа по коррекции речи при сенсорной  алалии начинается с организации звукового и  речевого режима ребёнка. Ограничивается  поступление речевых и неречевых сигналов. В часы отдыха и спокойствия детей ограждают  от шумных обращений к ним окружающих,  исключаются радио, телевизор, звонки и пр.,  чтобы вызвать у ребёнка «звуковой голод»,  что способствует увеличению  восприимчивости ребёнка к звукам. Логопедическое воздействие при сенсорной  алалии направлено на: 1.Формирование психофизических основ речи. 1.1. Развитие направленного произвольного  внимания. 1.2. Развитие основных видов деятельности,работоспособности. 1.3. Развитие зрительных дифференцировок. 2. Побуждение интереса к звукам окружающей  жизни, к речевым звукам. 2.1. Развитие потребности, желания и  возможности подражать им. 2.2. Дифференциация речевых и неречевых  звуков. 2.3.Формирование фонематического  восприятия.Группа 05­Л­ПП                                                                                                                                                                     Резникова Е.С. Сравнительная таблица сенсорная (импрессивная) и моторная (экспрессивная) алалия. Параметры сравнения Моторная (экспрессивная) алалия Сенсорная (импрессивная) алалия Виды нарушения Восприятие речи Понимание речи это   Моторная   алалия –   системное недоразвитие   речи,   ее   экспрессивной   стороны, т.е.   говорения,   порождение   речи,   имеющее центральный органический характер. Нарушение   речи   при   моторной   алалии обусловлено   несформированностью   языковых операций,   процесса   порождения   речевых высказываний   при   относительной   сохранности смысловых и сенсорных операций. Сохранно на перцептивном уровне Соответствует возрасту, возможно без опоры на  зрительное восприятие артикуляции Слуховое восприятие Эхолалия (это  Сохранно Отсутствует слух   и   Сенсорная   алалия –   это   недоразвитие импрессивной речи, при которой наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов,   у   ребенка   нарушается   понимание   речи   не   смотря   на   сохранный окружающих, физиологический   сохранные способности к развитию активной речи. Сенсорная   алалия   возникает   вследствие поражения   коркового   центра   речеслухового анализатора и его проводящих путей. Грубо нарушено. Нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции  говорящего. Нарушено Присутствуетавтоматическое (не  контролируемое) повторение ребенком чужих слов,  полных фраз или их частей и  даже целых предложений.  Бывает двух видов  — немедленная и отсроченна я). Повторение услышанного Коммуникация Мимико­жестикуляторная  речь Наличие компенсаторных  средств Динамика улучшения речи Словарный запас  (активный) Фразовая речь Грамматический строй речи Затрудняются повторить слово, фразу Отмечается стремление к языковой  коммуникации (невербальной и вербальной), активно используют жесты, выразительную  мимику компенсаторные средства выступают мелодика,  звукоподражания, «звуковые жесты» Отмечается динамика в овладении речью при ее  спонтанном и направленном формировании Ограничен обиходно­бытовой тематикой, дети  не используют антонимы, синонимы и  обобщающие слова. Детям присуще расширение  или сужение значений слов, ошибки в  употреблении, замена слов по сходству, по  смежности, по внешним признакам. Характерно нарушение количества и динамики  линейной последовательности слов в  предложении. Обычно дети отвечают 1­2  словами в сочетании с жестами. Синтаксические конструкции примитивны. Наблюдаются значительные отклонения в  Повторяют, не понимания смысла  проговоренного слова Характерно нежелание (и невозможность)  вступать в общение. Отсутствуют жесты и амимичность или  невыразительность мимики Компенсаторные средства отсутствуют Наблюдается крайне низкий темп при  направленном формировании речи При отсутствии понимания речи грубо  нарушается экспрессивная речь.  Неустойчивость значений слов, которая  проявляется в парафазиях, элизиях,  персеверациях и контоминациях. При отсутствии понимания фразовая речь  становится невозможной или грубо искажается. При наличии собственной речи дети не  задумываются при подборе слов о точном  выражении мысли и о построении предложений. Присутствуют аграмматизмы. Дети неЗвукопроизношение Слоговая структура усвоении грамматического строя речи –  нарушено именное и глагольное управление и  согласование, не используются предлоги и  союзы, нет четкости родовых окончаний,  используются аморфные слова. Звукопроизношение нарушено. Обогащение  словаря стимулирует появление новых звуков.  Звуки могут появляться спонтанно, но их  использование в составе слова сопряжено со  значительными затруднениями. Характерны перестановки звуков м слогов,  парафазия, персеверации и контоминации.  Некоторые дети произносят неясный контур  слова, могут употреблять несколько искажений  донного и того же слова. Фонематическое восприятие Не может найти правильную последовательность звуков в слове, у него не формируется звуко­ слоговой и морфемный строй. ориентируются на лексические значения и  игнорируют грамматические. Звукопроизношение также нарушено. В их речи  встречаются разнообразные звуковые замены. Слоговая структура также искажена. Для детей свойственно недифференцированное  проговаривание слов, искажения структуры  слов. Не сформировано и даже в условиях  специального обучения развивается крайне  замедленно. Страдает различение фонем,  фонематический анализ и синтез.  фонематическое восприятие развивается  замедленно и надолго остается  несформированным.