Сравнительный анализ поклонения хозяевам местности в культуре народов Саха и ольхонских бурят
Оценка 5
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
5 кл—11 кл
08.11.2018
Изучение культурных традиций своего народа – важная часть воспитательного процесса в школе. Наша школа многонациональна. Очень важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя частью большой культуры, её носителем. Мы написали эту работу, которая имеет для нас большой просветительский интерес. Материал этой работы мы в разных формах и на различных мероприятиях используем для просвещения наших учащихся.
доклад олонхо.doc
Севрюк О. Л.,учитель русского языка и литературы МАОУ
«СОШ№8»,г. Мирный.
Смыцкая Е. М.,учитель биологии и химии МАОУ «СОШ№8»,г.
Мирный
Сравнительный анализ поклонения хозяевам местности в культуре
народов Саха и ольхонских бурят
Лет в 17 мы рвемся в большую дорогу
Грудь навстречу ветрам молодым,
А когда возвратимся к родному порогу,
Как он сладок улуса родного дым.
Н. Дамдинов,бурятский поэт
Изучение культурных традиций своего народа – важная часть
воспитательного процесса в школе. Наша школа многонациональна.
Очень важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя частью
большой культуры, её носителем. Мы написали эту работу, которая
имеет для нас большой просветительский интерес. Материал этой
работы мы в разных формах и на различных мероприятиях
используем для просвещения наших учащихся.
Народы Саха и буряты на протяжении многих лет живут
совместно. Их религиозные верования позволяют выявлять схожести,
вызванные единым истоком. П. А. Ойунский, разбирая содержание
Олонхо, пришел к мнению, согласно которому, прародина якутов –
территория к востоку от Аральского моря, где якуты жили в
условиях матриархата и начальной стадией патриархата. Затем они были вынуждены покинуть свою родину и поселиться к востоку от
Байкала, где проживали буряты. Но якутам не удалось удержаться и
на этой земле, и они ушли на север, на территорию современной
Якутии. Доказательством может служить якутская легенда. «Якуты,
как они сами говорят, раньше жили около Байкала. Потом, когда там
стало тесно жить и зверя меньше начало водиться, они задумали
кочевать вглубь тайги. Так шли они, шли и дошли до края света,
дальше некуда было идти. Начиналась вечная ночь, и тайга
кончилась. Тут, на краю тайги, перед океаном, они остановились на
житие. Потом якуты всё вспоминали про хорошую жизнь на Байкале.
Примечательным является то, что П. А. Ойунский тщательно
рассматривает и доказывает наличие элементов культуры бурят в
культуре современных якутов – фольклоре, религиозных верованиях,
быту.
В мифологии и обрядовой культуре якутского и бурятского
шаманизма существует поклонение хозяевам местности. У якутов
это «иччи»,у бурятов – «монголбурхан». Различие лишь в том, что у
народов Саха это понятие подразумевает охват природы в целом, а у
ольхонских бурят – охрана дома и придомовой территории.
В обрядах поклонения общее то, что и те и другие
благодарили хозяина местности и кормили их молочной и мясной
пищей. Различия выявились следующие: якуты поклонялись
деревьям, птицам, водоемам, камням как «хозяевам местности», а
ольхонские буряты – духам, проживающим на территории своей
родовой усадьбы.
Всегда рядом с якутами и бурятами была лошадь. У якутов дух
– хозяин местности коновязь считался небожителем. Это, видимо, связано с тем, что дух – покровитель коневодства Джёсёгёй обитал
на небе. Он признавался защитником всего двора. У бурятов сэргэ –
символ дерева жизни, объединяющий три мира. Некогда проживая
вместе, у этих двух народов сформировалось бережное и
уважительное отношение к этому животному и духу.
Огонь – тоже важный атрибут поклонения. У якутов огню
приписывались свойства живого существа. Это посредник между
людьми и духами. Духхозяин домашнего очага был защитником
семьи и рода. Его угощали первой ложкой и первым кусочком
приготовленной пищи. У бурят существует обычай ежедневного
угощения огня верхней нетронутой частью пищи, приготовленной
утром. Если перед дальней дорогой угостить огонь свежезаваренным
чаем, то на пути не будет препятствий, так делали отцы и деды.
Мы остановились лишь на нескольких обрядах поклонения
хозяевам местности. Все совпадения в этих сравнениях не могут
быть случайными, и вызваны общим проживанием двух народов в
едином регионе. Это поклонение занимает важное место в
культовообрядовом комплексе народов Саха и ольхонских бурят.
Эти народы имеют
подтверждается и в наше время.
этнокультурную близость,
которая
Данная работа имеет просветительский характер. Мы
работаем классными руководителями. Важной своей воспитательной
задачей видим знакомить учащихся с культурой разных народов, а
так как якутов и бурят большинство в классах – в первую очередь.
Лишь уважая своего товарища, его культуру, можно достичь дружбы
и единства. Для этого мы проводим различные мероприятия с
использованием фольклора. Это фестиваль « В семье единой», спортивные соревнования по национальным играм, учащиеся пишут
исследовательские работы и многое другое.
Сравнительный анализ поклонения хозяевам местности в культуре народов Саха и ольхонских бурят
Сравнительный анализ поклонения хозяевам местности в культуре народов Саха и ольхонских бурят
Сравнительный анализ поклонения хозяевам местности в культуре народов Саха и ольхонских бурят
Сравнительный анализ поклонения хозяевам местности в культуре народов Саха и ольхонских бурят
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.