"Среди святых воспоминаний..."жизни и творчеству А.С.Пушкина на даче Китаевой посвящается
Оценка 5

"Среди святых воспоминаний..."жизни и творчеству А.С.Пушкина на даче Китаевой посвящается

Оценка 5
Исследовательские работы +2
doc
история +1
4 кл—11 кл +1
12.02.2020
"Среди святых воспоминаний..."жизни и творчеству А.С.Пушкина на даче Китаевой посвящается
Инновационный проект - театрализованная экскурсия по Мемориальному музею-даче А.С.Пушкина в Царском Селе
Проект по Даче Китаевой.doc

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКСУКРСИЯ ПО

МЕМОРИАЛЬНОМУ МУЗЕЮ-ДАЧЕ А.С.ПУШКИНА

 

 

 

 

«Среди святых воспоминаний…»

жизни и творчеству А.С.Пушкина на даче Китаевой посвящается

 

 

 

 

 

Авторы - Филянова Ольга Геннадьевна, педагог дополнительного образования ГБОУ гимназия №406, руководитель объединения «Музыкально-театральная студия «ДЕБЮТ»  - научный руководитель проекта, совместно с воспитанниками студии Асатрян Ольгой, Баргман Ксенией, Губиной Полиной, Моисеевым Пётром, Омаровым Гамзатом, Постниковым Андреем,  Скатецкой Ольгой, Филяновым Сергеем, Хоченковым Даниилом.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург,

г. Пушкин

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.........................................................................................................................................2

1. Подготовка к исследованию.....................................................................................................5

1.1 Исторические сведения...........................................................................................................5

1.2 Сбор информации ...................................................................................................................7

1.3 Проведение анкетирования....................................................................................................8

2. Проведение исследования…………......................................................................................10

2.1 Первый этап исследования...................................................................................................10

2.2 Второй этап исследования....................................................................................................14

2.3 Заключительный этап исследования...................................................................................17

Заключение...................................................................................................................................18

Список литературы......................................................................................................................20

Интернет-ресурсы……………………………………………………………………………...21

Приложения..................................................................................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

…И, чуждый призраку блистательныя славы,

Вам, Царского Села прекрасные дубравы,

Отныне посвятил безвестный музы друг

И песни мирные и сладостный досуг.

А.С.Пушкин

ВВЕДЕНИЕ В ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Актуальность темы в расширении знаний по жизни и творчеству А. С. Пушкина, истории России, Петербурга, Царского Села периода 1831 г. и, как итог – патриотизм, гордость за родину, осознание себя частью культурной истории России, в расширении знаний по жизни и творчеству А. С. Пушкина, истории России, Петербурга, Царского Села периода 1831 г. и, как итог – патриотизм, гордость за свою родину, осознание себя частью своей родины

Кроме того, интеграция различных видов деятельности (сценическое движение, актерское мастерство, сценическая речь), используемых для реализации практической части проекта, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, в котором образование поднимается не просто как процесс усвоения системы знаний, умений и практических навыков, но и как процесс формирования личности с культурными, нравственными, социальными и другими ценностями.

Объект исследования творчество и факты биографии А. С. Пушкина.

Предмет исследования внешние и внутренние факты, повлиявшие на создание общепризнанных шедевров Александра Сергеевича в период жизни с 25 мая по ноябрь 1831 года.

Цель проекта создание литературно-художественной композиции для проведения театрализованной экскурсии по Даче Китаевой

Задачи:

-       пробудить у людей интерес к биографии, творчеству, окружению, а также современникам поэта,

-       популяризировать всероссийский Мемориальный Музей – дачу А. С. Пушкина,

-       познакомиться с новыми поэтическими произведениями,

-       узнать новые факты из биографии поэта, историю Дачи Китаевой,

-       познакомиться с общественной и политической ситуацией в России периода 1830-1831 года,

-       выделить основные направления творчества А.С. Пушкина в период, проведенный на Даче Китаевой,

-       изучить круг общения А. С. Пушкина, событий, и их влияние на творчество поэта, а затем найти и выделить основные факторы, повлиявшие на творчество поэта.

Гипотеза. События личной жизни А.С.Пушкина (свадьба, приезд в Царское Село, встреча с императорской четой, годовщина лицейского выпуска и т.д.) и общественно-политическая ситуация в России периода 1830 – 1831 года (эпидемия холеры, крестьянские волнения и холерные бунты в России, восстание в Польше, революционные выступления в Европе и т. д.) оказали сильное влияние на творчество поэта. Если это так, то по произведениям, написанным А.С. на Даче Китаевой,  можно судить о том, что волновало поэта в эти дни.

Основные этапы работы, организация.

1.      Формулирование темы, постановка цели, объяснение задач.

2.      Подбор материала по проекту: биографического (с 1830 до 1831 года), исторического, поэтического.

3.      Посещение Мемориального Музея–Дачи, бывшего дома А. К. Китаевой, Мемориального Музея-Лицея А. С. Пушкина.

4.      Анализ выбранного материала, формирование экскурсионного текста.

5.      Распределение ролей.

6.      Апробация результата на театрализованной экскурсии по Даче Китаевой.

Методы исследования.

-        беседа с участниками проекта,

-        неоднократные посещения мемориального Музея–Дачи, бывшего дома А.К. Китаевой, Мемориального Музея-Лицея А. С. Пушкина,

-        консультации у специалистов отдела развивающих программ всероссийского Мемориального музея – дачи А. С. Пушкина и хранителей Дачи Китаевой,

-        викторины по творчеству Пушкина, истории Дачи Китаевой,

-        работа с библиотеки и интернет – ресурсы,

-        метод анкетирования и визуализации данных,

-        выступления перед различными аудиториями (дети, педагоги, родители),

-        ТРИЗ (метод мозгового штурма, метод морфологического анализа).

Новизна исследования и значимость работы заключается в комплексном подходе к изучению жизни и творчества А. С. Пушкина в период пребывания в Царском Селе (анализ произведений, воспоминаний современников - Александры Осиповны Россет, Надежды Осиповны Пушкиной, Владимира Александровича Соллогуба, Петра Андреевича Вяземского, Василия Андреевича Жуковского, Дарьи Федоровны Фикельмон, Якова Карловича Грота, Павла  Ивановича Миллера, Николая Васильевича Гоголя, изучение истории дома по адресу г. Пушкин, улица Пушкинская, 2 /19 и истории России), в привлечении современных методик, и, как результат – раскрытие личности поэта в рассматриваемый период и актуальности его творчества, его современности и значимости в наши дни, повышение интереса к культурному наследию России.

Характеристика основных источников получения информации.

1.      Библиотеки и интернет - ресурсы.

2.      Консультации с сотрудниками мемориального Музея – Лицея А. С. Пушкина и мемориального Музея - Дачи А.С. Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ

1.1 Исторические сведения

          История дома, известного в наши как Дача  Китаевой, начинается 9 июня 1826 года, когда было назначено место для его постройки на углу Колпинской и Кузьминской улиц (сейчас на углу улиц Пушкинской и Дворцовой). Построен он был для придворного лакея Якова Китаева по проекту Горностаева. Изначально в здании было всего 11 комнат (включая мезонин). Яков Китаев недолго владел своим домом. Он умер в 1830 году, а дом перешел к его жене - Анне Китаевой, которая стала его сдавать. Дача готовилась принять самого известного своего постояльца…

В апреле 1831 года А.С.Пушкин пишет своему другу П.А.Плетневу: «Найди мне фатерку… на какой бы то ни было улице царскосельской… Был бы особый кабинет — а прочее мне все равно» (А.С.Пушкин-П.А.Плетневу,Первая половина апреля 1831 г) Переезд в Царское Село состоялся 25 мая 1831 года.

            Для Пушкина 1831 год был насыщен событиями. 18 февраля 1831 года в Москве состоялось венчание А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой. А 14 января,  прямо перед свадьбой, внезапно умер А. Дельвиг - один из самых близких лицейских друзей. Переезд с молодой женой в места «святых воспоминаний» и частые встречи и творческие состязания с товарищами по перу – В.А.Жуковским, Н.В.Гоголем и другими – стали источником вдохновения и толчком к созданию шедевром мировой поэзии. В этом доме 19 октября Пушкин встретил двадцатую лицейскую годовщину. Лучших друзей не было рядом. В Сибири – Иван Пущин, в заключении - Вильгельм Кюхельбекер – лицейские товарищи, принявшие участие в восстании декабристов в 1825 году. Столкновение  поэта с критикой, подчас жесткой и бескомпромиссной, относительно его взглядов на событий в Польше... Пушкин негодовал по поводу оголтелой антирусской кампании, развернутой в Европе.

          В середине лета тихая жизнь Царского Села была нарушена эпидемией холеры. Спасаясь от эпидемии, в Царское Село переехала императорская чета, а вместе с ними и придворные. Вокруг города были учреждены карантины. Царское Село на время превратилось в столицу. 

            А. С. Пушкин сторонился императорской четы, но встреча была неизбежна. Результатом её стало то, что император принял поэта на службу в архивах. В письме к П.А. Плетневу от 22 июля поэт добавляет: «Кстати, скажу тебе новость (но да останется это, по многим причинам, между нами): царь взял меня в службу – но не в канцелярскую, или придворную или военную – нет, он дал мне жалование, открыл архивы, чтоб я рылся там и ничего не делал…». В эти месяцы завязывается узел сложных отношений с императорским двором, который так трагически будет разрешен в 1837 году.

Но тогда, летом 1831 года, Николай 1 был любезен с Пушкиным и даже приглашал поэта с молодой супругой бывать  при Дворе.

          В истории России в этот период складывает сложная, практически предвоенная ситуация - крестьянские бунты, волнения в Польше. Всё это напоминало Пушкину о войне против Наполеона, которую он пережил воспитанником Лицея. С жаром доказывал поэт своему знакомому - графу Е. Е. Комаровскому, что “теперь время чуть ли не столь же грозное, как в 1812 году”.(Реферат «Пушкин как политический мыслитель», автор скрыт, стр.2, http://freepapers.ru/85/pushkin-kak-politicheskij-myslitel/222411.1465327.list1.html) По свидетельству П. В. Нащокина, он даже “выразил желание ехать в Польшу, чтобы там принять участие в войне”( Росциус Юрий, Таинственный перстень, стр 1,  https://www.litmir.me/br/?b=37356 ). письма П. А. Вяземскому от 14 августа: «Варшава окружена, … они хотят сражения; следственно, они будут разбиты… Если заварится общая, европейская война, то, право, буду сожалеть о своей женитьбе».

            Все эти события, встречи, переживания вошли в жизнь поэта, теснейшим образом переплелись с ней, отразились на творчестве.     

Поздней осенью 1831 года Пушкины навсегда покинули Царское Село. Но память о тех днях – счастливых, волнительных, тревожных – навсегда останется в сердце поэта.

Деревянный дом Китаевой сохранился до наших дней. В его облике произошли лишь незначительные изменения. 1826 году новые хозяева решили изменили место парадного входа, пристроили по две комнаты с каждой стороны,  застеклили веранду.

В 1910 году на фасаде дома улицы была прикреплена памятная доска, которая сохранилась до сих пор. На белом мраморе золотом написано: "В этом доме жил А. С. Пушкин с 25-го Мая по 20-е Октября 1831 года". А в 21 декабря 6 июня 1981 году в доме Китаевой открывается Мемориальный Музей-дача А.С.Пушкина.

 

 

 

 

1.2 Сбор информации происходил по следующему плану:

1.      Изучение истории Дачи Китаевой и жизни поэта в период 25 мая по ноябрь 1831 года (по интернет – ресурсам, в библиотеке и т. д.). Биографические и исторические и  разделялись на две категории. Интересные и не вызывающие сомнения факты отбирались для дальнейшей работы. Спорная информация откладывалась для дальнейшего уточнения у консультантов.

2.      Самостоятельное ознакомление авторов проекта с литературным наследием Пушкина в исследуемый период, заключающееся в прочтении как можно большего количества его произведений.

3.      Следующий этап – проведение консультаций во всероссийском Мемориальном Музее – даче А. С. Пушкина.

4.      Заключительный этап сбора информации – консультации у специалистов отдела развивающих программ Всероссийского Мемориального Музея – дачи А. С. Пушкина, участие в творческих вечерах и викторинах, посвященных творчеству поэта и его жизни в Царском Селе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Проведение анкетирования

          Анкетирование было проведено нами с целью узнать, насколько популярен Мемориальный Музей-дача А.С.Пушкина в Царском Селе и степень осведомлённости и заинтересованности наших сверстников и более старшего поколения жизнью  поэта. В опросе участвовало около 200 человек.

80% - жители Царского Села

17% - жители Санкт-Петербурга

3% - иногородние жители

Из них 75% - от 12 до 18 лет, 25% - старше.

1. Где находится Дача Китаевой?

В Царском Селе – 71%

Не знаю – 29%

2. Вы были на Даче Китаевой?

Да – 59%

Нет – 41%

3. Чем знаменита Дача Китаевой?

Там жил А.С.Пушкин – 39%

Пушкин провёл там лето с женой – 32%

Не знаю – 29%

4. Что сейчас находится на Даче Китаевой?

Музей – 71%

Не знаю – 29%

5. В какой период жизни поэт жил на Даче Китаевой?

Точная дата – 18%

Приблизительный ответ – 53%

Не знаю – 29%

6. Нужен ли сегодня музей на Даче Китаевой, и кому он нужен?

Да, потому что нужно изучать творчество Пушкина – 41%

Да, потому что это культурное наследие – 31%

Да (другое) – 8%

Не знаю – 10%

Нет – 10%

7. Откуда вы узнали о Мемориальном музее на Даче Китаевой?

От учителей – 36%

От родителей – 23%

Не помню – 12%

Из вопросов анкетирования – 10%

А я и не узнал(а) – 19%

          Результаты проведённого анкетирования: практически все опрошенные нами жители Царского Села знают о Мемориальном Музее-даче А.С.Пушкина, половина из них представляет, где он находится, и побывала там. Но 95% опрошенных, не являющихся царскосёлами, про Музей на Даче Китаевой либо слышат впервые, либо имеют о нём очень смутное представление. Однако, большинство последних (особенно людей старшего возраста) проявило живой интерес и к Музею, и к затронутой нами проблеме.

          Сделав такие выводы, мы ещё раз убедились в правильности выбранной нами темы проекта и её актуальности для нас, царскосёлов, для жителей Санкт-Петербурга и гостей нашего города.

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Первый этап исследования


         На первом этапе исследования подробному анализу и обсуждению был подвергнут весь найденный в процессе сбора информации материал.

 Материал включал в себя:

-  произведения, написанные Александром Сергеевичем в доме Китаевой

- воспоминания гостей дома: Россет, Жуковского и других  (фрейлины императрицы Александры Осиповны Россет, Василия Андреевича Жуковского, Николая Васильевича Гоголя

- факты биографии семей А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой.

- историческую справку по периоду 1830-1831 г. 
          Затем была получена консультация у сотрудников музейной педагогики
Всероссийского Музея Пушкина

          После этого авторы проекта совместно с руководителем проанализировали стихи поэта, написанные на Даче, по следующим параметрам: 
- основная тема, главная идея произведений; 
- связь конкретного произведения с общественно-политическими событиями

или личными переживаниями поэта.

          Проанализировав стихи Пушкина «дачного» периода мы пришли к выводу, что поэт работал в двух направлениях: сказочное и реализм. 

          СКАЗОЧНОЕ.  Это направление на даче представлено «Сказкой о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Это произведение самое объёмное из написанных летом 1831 года и  самое счастливое из пушкинских сказок: о женитьбе, о семье, которую разделили жестокие обстоятельства и злые люди, но, в конце концов, победила справедливость и любовь, не померкнувшая с годами.  Конечно, такое светлое произведение, с торжеством любви, положенном в основу, явилось творческим продолжение счастливых медовых месяцев реальной жизни, проведённых с молодой женой в дорогом сердцу поэта месте. Сказка явилась результатом творческого состязания A.С.Пушкина с В.А.Жуковским. 

          РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ. В поэзии этого направления затронуты те глубоко личные темы, которые волновали поэта, наполняли его сердце радостью, счастьем, болью, негодованием, надежной. Мы выделили 4 темы в этом направлении.

          1. Воспоминания.

            К этой теме относится произведение, пронизанное болью. Скорбь по утраченным друзьям звучит в стихотворении, посвященном двадцатой лицейской годовщине, «Чем чаще празднует Лицей », написанном 19 октября 1831 года.  «Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле…» В Сибири – Иван Пущин, в заключении - Вильгельм Кюхельбекер – лицейские товарищи, принявшие участие в восстании декабристов в 1825 году. 14 января 1831 года за несколько недель до свадьбы Пушкина внезапно умер Антон Дельвиг, один из самых близких лицейских друзей. 

           2. Поэт и поэзия.

           В этом теме поэт раскрывает свои чувства через аллегории и сравнения. 
Стихотворение «Эхо»,
написанное в сентябре 1831 года - выражение внутреннего мир поэта. Участь поэта, по мнению Пушкина прекрасна и трагична. Он, подобно эху, отражает весь мир, но его самого отразить уже никто не сможет. Невозможно судить поэта, как нельзя судить природное явление. Кто внимает эху, кто слушает его? Так же общество часто глухо к поэзии. Нам кажется, что, выражая отчасти поэтическое кредо поэта, это стихотворение является ответом на отдельные негативные отзывы современников, вызванные написанным ранее стихотворением «Клеветникам России».

           Русский писатель, публицист, переводчик и музыкальный критик Н. А. Мельгунов писал С. П. Шевырёву, русскому литературному критику, историку литературы, поэты: «Мне досадно, что ты хвалишь Пушкина за последние его вирши. Он мне так огадился как человек, что я потерял к нему уважение даже как к поэту».

          Близкий друг поэта П. А. Вяземский в письме Е. М. Хитрово (дочери М. И. Кутузова) писал: «Как огорчили меня эти стихи! Власть, государственный порядок часто должны исполнять печальные, кровавые обязанности, но у Поэта, слава Богу, нет обязанности их воспевать».

          Негативно восприняли позицию Пушкина и братья Тургеневы. Александр писал брату Николаю: «Твоё заключение о Пушкине справедливо: в нём точно есть ещё варварство»

          3. Историческая тема.

          В этой теме Пушкин пишет о событиях современности, волнующих его и вызывающих у него сильные чувства. Вспыхнуло восстание в Польше. Пушкин очень сильно переживал это. Он даже был готов был уйти на войну в Польшу. «Нынешнее время чуть ли не такое грозно как в 1812 году» - писал в те дни Александр Сергеевич.

           Ода  «Клеветникам России» была написано во время осады Варшавы  2 августа 1831 года. В ней  говорится о событиях 1830-1831 г., а именно о восстании в Польше. Пушкин возмущён отношнием европейцев к России. Поэт как бы вызывает их на поединок - «Вы грозны на словах, попробуйте на деле».

           Стихотворение «Бородинская годовщина» было написано на взятие Варшавы 5 сентября 1831 года. В нём Пушкин тоже вызывает Европу на поединок, но уже говорит о том, что Польша мертва, и она европейцам не поможет.

«Ступайте ж к нам: вас Русь зовет!  Но знайте, прошеные гости! 
Уж Польша вас не поведет:  через ее шагнете кости.» 

           «Перед гробницею святой» - стихотворение написано к смерти Кутузова 10 июня 1831 года в духе оды Державина «Бог». Стихотворение также было написано в обстановке польского восстания, которое Пушкин воспринимал как возможное начало гражданской войны. Некоторые фразы были взяты из «Слова погребения Кутузова» митрополита Филарета…

           Пушкин придерживался имперской позиции и считал, что существование Польши как одного отдельного государства не в интересах России. Он негативно относился к мятежам, и в этом проявлял себя отнюдь  не романтиком, как принято считать, а реалистом. На эти произведения, как мы уже писали выше, была очень бурная реакция. Но не все мнения были отрицательными.

           П. Я. Чаадаев – русский философ и публицист - писал Пушкину: «Вот вы, наконец, и национальный поэт; вы, наконец, угадали своё призвание. <…> Стихотворение «Врагам России» особенно замечательно. <…> Не все здесь одного со мною мнения, вы, конечно, не сомневаетесь в этом, но пусть говорят, что хотят — а мы пойдём вперёд» (письмо к Пушкину от 18 сентября 1831 год)

           4. Любовная тема.

            Она представлена Письмом Онегина к Татьяне, написанном в сентябре 1831 года и завершившим роман. Мы уверены, что этот фрагмент, заранее не планировавшийся поэтом, родился из любви Александра Сергеевича к его молодой жене. Онегин, как и поэт, уже не молод, он многое повидал и перечувствовал. Татьяна, как и Наталья Николаевна, – молода, прекрасна, она только начинает блистать в свете. У них разница в возрасте, в жизненном опыте, и всё же поэт пишет: «Я утром должен быть уверен, что с Вами днём увижусь я…»

           Для того, чтобы ещё полнее раскрыть некоторые линии творчества поэта, нами было решено включить в литературно-художественную композицию несколько поэтических произведений, написанных ранее, до 1831 года. Так, любовную тему мы сочли необходимым дополнить стихотворением «Мадонна», написанным в 1830 году. Этим гимном восторга, всеобъемлющего счастья, упоения и преклонения перед любимой женщиной.

           И, конечно, невозможно  было не включить в нашу работу несколько стихотворений, посвящённых Царскому Селу – месту «святых воспоминаний», где поэту впервые явилась муза, где были завязаны теснейшие дружеские отношения. Этими стихотворениями стали

«Воспоминания в  Царском Селе» (1829 год)

Отрывок из 8 главы «Евгения Онегина» (1830 год)

«Царскосельская статуя» (1830 год)

           В процессе сбора и анализа материала авторы проекта узнали, что на даче Пушкин не только писал новые произведения, но также и редактировал старые

«Повести Белкина», Стихи «Паж или 15ый год», «Жил на свете рыцарь бедный», 
Сборник стихов «Стихотворения A. С. Пушкина. Часть 3» , Сборник «Северные Цветы». 

Так же Пушкин занимался публицистикой

Статьи о современной журналистикой с подписью: «Феофилакт Косичкин». 

Делал исторические заметки

«Об истории Украины», «Об истории французской революции». 

Так же у Пушкина есть недописанные произведения

“Рославлен”, “Роман на Кавказских водах”.

Мы решили подробно не останавливаться на вышеперечисленных произведениях, но всё-таки непременно упомянуть о них в тексте нашем проекте.

2.2  Второй этап исследования

    На втором этапе исследования мы начали подбор стихотворений и текста для экскурсоводов в разные залы мемориального Музея-дачи А.С.Пушкина. Мы отталкивались от содержания  произведения, его направленности, старались найти воспоминания современников поэта – гостей Дачи и цитаты самого Пушкина, а так же от того, какую функцию выполнял  зал. Весь отобранный для экскурсии материал  авторы старались разделить на две части:  историческую (описание бытовых условий, политической и общественной ситуации в России того периода, жизненных условий, личных переживаний поэта и т.п.) и художественно-поэтическую (направление творчества, конкретные произведения). И стремились показать обе эти части в каждом зале. Хочется сразу оговориться, что деление это зачастую условное, так как творчество поэта тесно переплелось с историческими событиями, жизненными ситуациями, влиянием окружения.

           Всего в нашей экскурсии мы решили показать гостям Музея 6 залов: Передняя, Столовая, Гостиная, Будар, Спальня и Кабинет.

           Передняя, с которой мы планировали начать наше литературно-историческое путешествие, относится к пристроенным в 1868 году помещениям. И, хотя в период пребывания поэта на Даче, её ещё не было, сейчас она служит прекрасным «вводным» залом. Стены этой комнаты украшают: акварели «Садовая улица» - автор Госсе, 1824год, «Виды Царского Села» - автор Валериан Лангер, ученик 2 курса Лицея, «Вид Колпинской улицы» - работа  неизвестного художника, 1865г., проект дома  1826г., план города 1835 г.

           Для этого небольшой комнаты мы подобрали стихи, которые не были написаны в 1831 году, но живо, эмоционально и образно описывали виды Царского Села. Это «Воспоминания в Царском Селе» и отрывок из восьмой главы знаменитого романа «Евгений Онегин». Текст экскурсовода в Передней, по нашему решению, должен содержать историческую справку о самой Даче, о событиях, предшествующих приезду поэта в Царское Село весной 1831 года.

           Следующая за Передней небольшая комната – Буфетная - является уже мемориальной. Учитывая её маленькие размеры, авторы проекта приняли решение не останавливаться в ней. Экскурсовод должен будет сказать о ней несколько слов в передней, предупредив экскурсантов о том, что они сразу направляются в третий зал.

           3 зал – Столовая. Историческую часть экскурсионного текста мы решили посвятить описанию того, как выглядел этот зал. Его мы взяли из воспоминаний фрейлины императрицы и хорошей знакомой Пушкиных Александры Осиповны Россет, которая часто и с удовольствием обедала на даче.  А так как в гостях у молодой семьи бывали и из родные, мы сочли возможным сказать в этом зале несколько слов о родителях поэета. Для иллюстрации художественно-поэтической части мы решили остановиться на «Сказке о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» - самой счастливой пушкинской сказке, написанной здесь, на Даче, в счастливейшие первые месяцы после женитьбы.

           4 зал – Гостиная.  Так как этот зал оформлен традиционно для подобных залов пушкинской эпохи, мы решили сперва подробно остановиться на его убранстве, особое внимание уделив столику для рукоделия – этому милому свидетелю спокойных семейных вечеров. Безусловно, в гостиной живо обсуждались последние новости как личного, так и общественного порядка. Отталкиваясь от этого предположения, мы решили включить в текст экскурсоводов слова о прогулках четы Пушкиных по парку, об эпидемии холеры, о переезде в Царское Село двора и встречи Пушкина с императором.

           Из стихотворений мы выбрали  «Воспоминания в Царском Селе» и «Царскосельская статуя», в 1829 и 1830 годах. Первое стихотворение, написанное до приезда на Дачу, раскрывает внутренний мир поэта, жившего счастливыми воспоминаниями детства и юности. Оказавшись в доме Китаевой, он вновь и вновь переживал годы, не всегда радужные, прошедшие между выпуском из Лицея, отъездом из Царского Села, до момента счастливого возвращения. Он стремился поделиться своими чувствами и эмоциями с теми, кто посещал его дом. Выбор второго стихотворения связан с литографией А.Мартынова «Девушка с кувшином», украшающей одну из стен гостиной. 

           5 зал – Будуар. Дамская комната – место очень личное, интимное. На сенах – портрет А.С.Пушкина работы неизвестного художника, 1831 г. и портрет Н.Н. Пушкиной, акварель А.Брюллова, 1831-32 г. Они не случайны. В этой небольшой комнатке всё связано с Натальей  Николаевной. Именно поэтому мы решили включить в текст экскурсовода воспоминания современников о юной жене Пушкина.

           Художественно-поэтическая часть экскурсии в этом зале представлена фрагментами из романа «Евгений Онегин». Это «Письмо Татьяны к Онегину»,  написанное в 1824 году, и «Письмо Онегина к Татьяне», написанное на Даче. К 1831 году роман был уже закончен. Теоретически, он мог бы обойтись и без заключительного письма, но, вдохновляясь своей любовью к молодой жене, Пушкин решил добавить в произведение письмо, которое является одним из ярчайших примеров любовной лирики. «Письмо Татьяны к Онегину» мы добавили для более яркой иллюстрации и симметрии.

           6 зал – Кабинет. В 1831 году в этой комнате была спальня Пушкиных. Но сейчас там воссоздана обстановка дамского кабинета. На стенах висят портреты матери и братьев жены поэта. Наталья Николаевна старалась помочь мужу в его делах. Поэтому в этом зале мы предложили экскурсоводам рассказать о самой Наталье Николаевне, её семье, их жизни с поэтом летом 1831 года.

           Рассказывая о жизни Пушкиных, мы не смогли обойти стороной политическую ситуацию в России в рассматриваемый период. Так в тексте экскурсии появилось стихотворение «Клеветникам России», написанное в 1831 году, под впечатлением от войны с Польшей.

           7 зал - Кабинет самого Пушкина. Комната, овеянная особой атмосферой, сохранившая тайны и переживания поэта даже спустя столько лет. Хранители музея постарались воссоздать обстановку такой, какая она была, когда поэт жил в ней. Историческая часть экскурсионного текста, по мнению авторов проекта, должна включать рассказ об отношениях Пушкина с другими поэтами и писателями, его друзьями. О том, как он работал над своими произведениями.

           Для иллюстрации художественно-поэтической части экскурсии мы отобрали стихи, в которых затронуты  самые личные для Пушкина темы: дружба, любовь, поэт и мир. Этими  стихотворениями стали: «Эхо» - поэтическое кредо поэта, «Мадонна» - гимн любимой женщине, «Чем чаще празднует Лицей» - воспоминание о друзьях.

           После подбора художественного и прозаического материала, началось формирование театрализованной экскурсии по мемориальному музею, распределением по ролям и разработка мизансцен.

           Сценарий литературно-художественной композиции для проведения театрализованной экскурсии, посвящённой жизни и творчеству поэта, в период жизни на Даче Китаевой,  представлен в Приложении 1.

 

 

2.3 Заключительный этап исследования

          Заключительным этапом исследования явилось участие в проведении экскурсии по Мемориальному музею А.С.Пушкина. К экскурсии мы очень долго и старательно готовились: проводили репетиции по 2 раза в неделю с нашим  педагогом, неоднократно консультировались у сотрудников Всероссийского музея А.С.Пушкина. Мы провели свою экскурсию по Даче три раза, рассказав многое о жизни поэта и его окружения, а также о  событиях России периода 1830-1831 годов. В  конце    экскурсии    хранители    музея   проанализировали     представленную    работу,   указали    на неточности    в    тексте,    помогли    исправить    ошибки.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В ходе нашего исследования были раскрыты исторические и биографические факты,  оказавшие влияние на творчество Пушкина периода 1830-1831 годов,  определены основные направления творчества поэта. А также показана личность самого Пушкина – счастливого семьянина, верного друга, настоящего патриота. В конечном продукте нашего проекта – литературно-художественной композиции – мы постарались раскрыть взаимосвязь творчества поэта и происходящих вокруг него событий, подробно рассказать о небольшом периоде жизни Александра Сергеевича, показать быт дворянства первой половины 19 века.

          Мы узнали новые литературные произведения, научились методу анализа стихотворений, провели анкетирование.

          Также, мы познакомились с новыми для нас фактами из истории России,  дома Китаевой, из жизни поэта и его окружения. Тех героев, которые будут жить в его произведениях, правдиво рассказывая нам о своей судьбе и судьбе родины, о том, что действительно волновало Пушкина. Прикоснувшись к творчеству великого русского поэта, мы ещё лучше узнали личность самого Александра Сергеевича – живого, горячего, глубоко ранимого, настоящего патриота и счастливого семьянина, простого в общении и гостеприимного.

          Жизнь и творческое наследие  Пушкина – это огромнейшая книга, а период, проведённый на Даче Китаевой -  лишь одна из её страниц. Мы постарались максимально подробно эту страницу разобрать. Подводя итоги проведенной работы, мы можем сделать вывод о важности этого уединенно-вдохновенного периода как для жизни самого поэта, так и для всей русской поэзии.

          Про Лицей знают абсолютно все из опрошенных нами людей. А про Мемориальный музей на Даче Китаевой – далеко не все. От чего зависит популярность одного музея и забвение другого? От так называемой «раскрученности» одного и отсутствия рекламы другого? От включения информации в общеобразовательную программу? Почему 6 месяцев плодотворнейшей творческой работы и счастливой, насыщенной общением и событиями жизни проходят (в плане освоения, ознакомления с музеем) проходят мимо наших соотечественников? Нам трудно ответить на эти вопросы. Популяризация музея – вопрос сложный.

          Но мы точно знаем, мы убеждены, что Музей на Даче нужен! В музеях-квартирах какая-то необыкновенная атмосфера. Понятно, что обстановку в целости не сохранить, воспоминаний о том, что, как и где стояло, мало (в основном, мы можем прочитать об этом у А.О. Смирновой-Россет). Но просто посмотреть, погрузиться в пространство той эпохи, это очень важно, и очень интересно.

          Постаравшись глубоко проникнуть в историю жизни и творчество поэта, мы были поражены тем, как один единственный человек  способен стать выразителем национального, исконно-русского сознания, какие он имел глубокие понятия о человеческой жизни, как точно, ёмко и метко он мог выразить свои мысли в стихах. Нам думается, что перевод его произведений невозможен, потому как нет и не было в мировой поэзии равного ему гения. Он вечен, он современен и он вневременен. Пушкин - это то, за что мы имеем право гордиться нашей страной, наша культура - это то подлинное, что существуя в самых разных условиях, вопреки всему приносило и будет приносить свои плоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Галкина Т. И., «А.С.Пушкин в Царском Селе. 1831 год» - Genio Loci, 2006. - 167 с.

«Пушкин. Письма», ред. Б.Модзалевский, изд. Книга, 1989 год, 1844 с.

Г.Г. Бунатян, «Город муз», Л.: Лениздат, 1987, 222 с.

М.П.Руденская, С.Д .Руденская «С лицейского порога», Л.: Лениздат, 1984 год, 318 с.

Г.Г.Бунатян, В.Н.Лавров ЦАРСКОЕ СЕЛО.  «Здесь жили цари и поэты…». -  СПб.:  Паритет, 2011. – 416 с.

Долли Фикельмон. «Дневник. 1829-1837. Весь пушкинский Петербург», ред. Савицкий В. В.,  изд.  «Минувшее», серия «Пушкинская библиотека», 2009 . – 1036 с.

А.О.Смирнова-Россет, «Дневник. Воспоминания», издательство Наука, 792 стр.всего, год издания 1989

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

http://pravoslavie.ru/36189.html  

http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-85.htm  http://www.museumpushkin.ru/vserossijskij_muzej_a._s._pushkina/memorialnyj_muzej-dacha_a._s._pushkina.html 

http://pushkin.niv.ru/pushkin/pisma.htm 

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v63/v63-032-.htm?cmd=p  

http://freepapers.ru/85/pushkin-kak-politicheskij-myslitel/222411.1465327.list1.html 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Театрализованная экскурсия

по Мемориальному Музею-даче А.С.Пушкина

 

Литературно-художественная композиция

«Среди святых воспоминаний…»

 

 

Действующие лица:

Чтецы

Форма одежды – стилизованные костюмы эпохи

Местоположение – на своих местах в залах Музея

Экскурсоводы

Форма одежды – парадная форма

Местоположение – сопровождают гостей Музея при переходе из зала в зал

Вступительная часть.

Экскурсовод вводит гостей Музея в атмосферу экскурсии перед входом в первый зал.

Экскурсовод 1 - В 1949 году, в честь 150-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, улицу, на которой располагался бывший дом поэта, переименовали в Пушкинскую, на доме появилась мраморная доска с надписью: «Здесь жил А.С. Пушкин в 1831 году». С этого времени начались работы по подготовке к открытию музея.

Экскурсовод 2 - Музей открылся в 1958 году, но в части комнат тогда еще жили люди. В 1981 году, к 150-летию приезда поэта в Царское Село, был восстановлен кабинет Пушкина в мезонине, была открыта новая мемориальная экспозиция. В комнатах сохранилась первоначальная планировка, а интерьеры залов воссозданы по воспоминаниям современников.

Экскурсовод 1 - Этот музей рассказывает о счастливой поре жизни Александра Сергеевича Пушкина, о нескольких месяцах – с мая по октябрь 1831 года, которые поэт провел здесь с молодой женой.

 

 

1 зал. ПЕРЕДНЯЯ.

 

Экскурсовод 1 - Перед нами виды Царского Села начала 19 века: Садовая улица, дома царскоселов (показывает картины на стене: «Садовая улица» - акварель  Госсе, 1824год, «Виды Царского Села» - автор Валериан Лангер, ученик 2 курса Лицея)

Экскурсовод 2 - В Царском Селе поэт провел 6 счастливых лет, когда учился в Лицее, здесь нашел верных друзей, здесь стал поэтом, не раз описывал наш город в стихах.

 

Чтец: 

Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,

О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой,

Леса, где я любил, где чувство развивалось,

Где с первой юностью младенчество сливалось

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой...

 

Веди, веди меня под липовые сени,

Всегда любезные моей свободной лени,

На берег озера, на тихий скат холмов!..

Да вновь увижу я ковры густых лугов,

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,

И злачных берегов знакомую картину,

И в тихом озере, средь блещущих зыбей,

Станицу гордую спокойных лебедей.

 

Экскурсовод 1 - Вскоре после свадьбы – а венчание состоялось в Москве 18 февраля 1831 года – Пушкин решил показать молодой жене те места, которые любил, где был счастлив…

Чтец: 

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: Муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

 

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

 

Экскурсовод 2 - Поэт пишет письмо  своему другу Петру Плетневу с просьбой нанять для него дачу в Царском Селе (экскурсовод показывает копию письма А.С.Пушкина П.А.Плетнёву).

Экскурсовод 1 - «…Мне мочи нет хотелось бы к вам не доехать, а остановиться в Царском Селе. Мысль благословенная! Лето и осень таким образом провел бы я в уединении вдохновительном, вблизи столицы, в кругу милых воспоминаний и тому подобных удобностей. А дома ныне, вероятно, там недороги; гусаров нет, двора нет — квартир пустых много».

Экскурсовод 2 - В следующем письме Пушкин повторяет просьбу: «Найми мне фатерку на какой бы то ни было улице царскосельской..., был бы особый кабинет... Сада не надо. Под боком будет садище».

Экскурсовод 1 - Исполняя просьбу поэта, Плетнев снял для него дачу. Это был  небольшой деревянный дом Анны Китаевой, вдовы придворного камердинера императора Николая I. 

Экскурсоводы показывают зрителям целый ряд важных экспонатов: план города 1835 г., «Вид Колпинской улицы», акварель  неизвестного художника, 1865г., проект дома. 1826г., показывая на плане вход в дом, который  тогда находился в центральной части дома, через веранду)

Экскурсовод 2 - Дом, в котором мы находимся,  был построен в 1827 году по проекту архитектора В. М. Горностаева для придворного камердинера Якова Китаева. В 1830 году Китаев умер, дом перешел его жене, она стала дом сдавать. Пушкин с женой были первыми жильцами.  Они заняли 8 из 11 комнат, в том числе комнату в мезонине, в которой располагался кабинет поэта.

Экскурсовод 1 - Поселившись в Царском Селе, Пушкин сразу же известил об этом своих друзей. 1 июня он сообщил другу, поэту Петру Андреевичу Вяземскому: «Я живу в Царском Селе в доме Китаевой на большой дороге».

Экскурсовод 2 - Прошло почти 200 лет, а деревянный дом сохранился. В его облике  произошли лишь незначительные изменения. В 1868 году новые хозяева застеклили веранду и мезонин, пристроили по две комнаты с каждой стороны и изменили место парадного входа. Сейчас мы находимся в одной из пристроенных комнат, а дальше  экскурсия продолжится уже по мемориальным комнатам, первая из них – столовая.

 

 

2 зал. СТОЛОВАЯ.

 

Экскурсовод 3 - В этот дом Пушкины приехали 25 мая 1831 года и на другой день, 26 мая, отпраздновали день рождения поэта. Ему исполнилось 32 года. Через три месяца здесь отметили день рождения Натальи Николаевны - 27 августа ей исполнилось 19 лет.

Экскурсовод 4 - О том, как выглядела эта комната, известно из воспоминаний гостей дома. Фрейлина императрицы и хорошая знакомая поэта Александра Осиповна Россет запомнила «красный диван, два кресла, шесть стульев, овальный стол и ломберный, накрываемый для обеда».

Экскурсовод 3 - Здесь, в столовой, молодая семья с удовольствием принимала и угощала гостей. Александра Осиповна Россет вспоминала: «Хотя летом у нас был придворный обед, довольно хороший, я все же любила обедать у Пушкиных. У них подавали зеленый суп с крутыми яйцами, рубленые  большие котлеты со шпинатом или щавелем и, на десерт, - варенье из белого крыжовника».

Экскурсовод показывает на стенах виды Крыма и Царского Села, а также портреты родных поэта: сестра Ольга Сергеевна ­(по мужу - Павлищева), мать Надежда Осиповна, отец Сергей Львович.

Экскурсовод 4 - Родители поэта в июле сняли для себя дачу в Павловске. Надежда Осиповна рассказывала: «Мы видимся с Александром и Наташей… Александр часто совершает этот путь (из Царского Села в Павловск), но его жена - плохой ходок, она прогуливается только по парку». Известно также, что свой день рожденья - 21 июня - Надежда Осиповна провела в гостях  у сына на даче. В августе навестить брата приехала сестра Ольга.

Экскурсовод 3 - Летние месяцы, проведенные в Царском Селе, были наполнены для поэта радостью дружеского общения и счастьем поэтического труда. «Мы здесь живем тихо и весело, будто в глуши деревенской; насилу до нас и вести доходят...», - писал Пушкин московскому приятелю  Павлу Нащокину.

Экскурсовод 4 - Вечером на даче появлялись гости – известный поэт Василий Андреевич Жуковский и молодой начинающий писатель Николай Васильевич Гоголь. Живо обсуждались новинки литературы, читались новые произведения.

Экскурсовод 3 - Именно здесь, на даче, была написана самая счастливая пушкинская сказка – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Экскурсовод показывает  рукопись на столе.

Экскурсовод 4 - Сказка о женитьбе, о семье, которую разделили жестокие обстоятельства и злые люди, но, в конце концов, восторжествовала справедливость.

Чтец:

… княгиня — диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.

Царь глядит — и узнает...

В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;

Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.

День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.

 

3 зал. ГОСТИНАЯ

Экскурсовод 1 - Самая нарядная комната – необычной формы, с верандой. В пушкинское время веранда не была застеклена, здесь был парадный вход в дом. В комнате красивая мебель пушкинской эпохи, изящные светильники и подсвечники, замечательные зеркала и камин. На стенах картины. Именно так традиционно выглядела гостиная в пушкинскую эпоху.

Экскурсовод показывает виды Царского Села: «Большое озеро» и «Камеронова галерея» (Акварели неизвестного художника).

 

 

Чтец:

В пылу восторгов скоротечных,

В бесплодном вихре суеты,

О, много расточил сокровищ я сердечных

За недоступные мечты,

И долго я блуждал, и часто, утомленный,

Раскаяньем горя, предчувствуя беды,

Я думал о тебе, предел благословенный,

Воображал сии сады.

 

И въявь я вижу пред собою

Дней прошлых гордые следы.

Еще исполнены великою женою,

Ее любимые сады

Стоят населены чертогами, вратами,

Столпами, башнями, кумирами богов

И славой мраморной, и медными хвалами

Екатерининских орлов.

 

Экскурсовод 2 - В парке вокруг озера любили прогуливаться царскоселы, здесь по вечерам, когда спадала жара, гуляли и Пушкины. «… многие ходили нарочно смотреть на Пушкина, как он гулял под руку с женою, обыкновенно около озера» - рассказывали современники. Описывали и наряды Натальи Николаевны: «…она бывала в белом платье, в круглой шляпе, и на плечах свитая по-тогдашнему красная шаль».

Экскурсовод 1 - В середине лета тихая жизнь Царского Села была нарушена эпидемией холеры. Спасаясь от эпидемии, которая распространялась в Петербурге, в Царское Село переехала императорская чета, придворные. Вокруг города были учреждены карантины. «Царское Село закипело и превратилось в столицу», - с горечью  писал Пушкин Петру Плетневу 11 июля.

Экскурсовод 2 - В конце июля в городе был устроен пышный праздник - пушечные выстрелы, колокольный звон и иллюминация в честь рождения третьего сына императора Николая Первого. Встреча Пушкиных с императорской четой была неизбежна. Результатом беседы с царем стало то, что поэт был вновь принят на службу, ему была разрешена работа в архивах. В середине июля Пушкин писал другу: «…царь взял меня в службу — но не в канцелярскую, или придворную, или военную — нет, он дал мне жалование, открыл мне архивы…».  Пушкин не подозревал, что в эти месяцы завязывается тот узел сложных отношений с императорским двором, который так трагически будет разрешен в 1837 году.

 

Экскурсовод 1 - Уклад жизни на даче установился быстро. По утрам Пушкин купался в пруду Александровского парка, пил чай, после чая поднимался к себе в кабинет и работал. Это время его жена Наталья Николаевна обычно проводила за чтением или вышиванием.

Экскурсовод 2 - В углу у окна стоит изящный столик для рукоделия. Здесь представлен изящный игольничек и образец узора для вышивания. За таким столиком у окна, по воспоминаниям современников,  нередко можно было видеть Наталью Николаевну. Она была большой мастерицей - сохранились кошельки, расшитые ее руками. В одном из писем тех дней Пушкин сообщает московскому приятелю Павлу Нащокину, что работа Наталья Николаевны остановилась из-за отсутствия черного шелка и прибавляет: «Все холера виновата». В письмах друзьям и знакомым он часто упоминает имя жены. Одной из светских знакомых пишет о Наталье Николаевне, что его жена «предобрая», а приятелю, сразу после свадьбы, признавался, что его молодая жена – «прелесть, и не по одной наружности».

Экскурсовод показывает на стене литографию А.Мартынова «Девушка с кувшином».

Экскурсовод 1 - Статуя «Молочница» была создана на тему басни Лафонтена «Молочница и кувшин», скульптором Петром Соколовым. Этому фонтану Пушкин посвятил прекрасные строки стихотворения «Царскосельская статуя» (1830г.).

Чтец:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

 

 

 

4 зал. БУДУАР

 

Экскурсовод 3 - В этой небольшой комнате внимание привлекают два портрета (показывает портрет А.С.Пушкина, работа неизвестного художника, 1831 г. и портрет Н.Н. Пушкиной, акварель А.Брюллова, 1831-32 гг.). Портрет Пушкина – это  работа неизвестного художника.  Но известна дата создания портрета: 13 июня 1831 года. Пушкин изображен в светлой шляпе с широкими полями, с летним шейным платком. Таким его и запомнил этот дом. Портрет Натальи Николаевны – акварель художника Александра Брюллова.  Это единственный ее портрет, написанный при жизни Пушкина. Он датируется 1831-32 гг. Пушкин сам заказал художнику портрет, любил его, любовался им.

Экскурсовод 4 - К Пушкину и его молодой жене в тот период было приковано множество взоров. Современники  писали:  «Ее лучезарная красота в соединении с его магическим именем кружили всем головы» (граф Владимир Соллогуб), «Первый наш романтический поэт женился на первой романтической красавице» (Петр Вяземский). Частый гость этого дома Василий Андреевич Жуковский писал: «А женка Пушкина очень милое творение. И он с нею мне весьма нравится. Я более и более за него радуюсь тому, что он женат. И душа, и жизнь, и поэзия в выигрыше».

Экскурсовод 3 - Среди хора этих восторженных голосов хочется выделить один тревожный. Проницательная женщина, Дарья Федоровна Фикельмон, внучка М.И. Кутузова, после первой встречи с Натальей Николаевной заметила: «Но какую же трудную предстоит ей нести судьбу - быть женою поэта, и такого поэта, как Пушкин!».

Экскурсовод 4 - Именно здесь на Даче Александр Сергеевич написал удивительное произведение – «Письмо Онегина к Татьяне», завершив этим роман «Евгений Онегин». Но перед этим было написано другое, не менее известное письмо – письмо Татьяны к Онегину.

(Девочка-чтец читает вполоборота к зрителям в глубине будуара, мальчик-чтец выходит из-за двери зала, после прочтения своего фрагмента уходит обратно)

Чтец (девочка):

Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас…

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды сердца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженный укором!

Кончаю! Страшно перечесть...

Стыдом и страхом замираю...

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю...

 

Чтец (мальчик):

Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...

 

5 зал. СПАЛЬНЯ

 

Экскурсовод 1 - В этой комнате у Пушкиных была спальня, но сейчас здесь воссоздана обстановка дамского кабинета. На стене над бюро - портреты матери и братьев Натальи Николаевны: Наталья Ивановна, Сергей и Иван Гончаровы. Показать!

Экскурсовод 2 - Наталья Николаевна выросла в большой семье, у нее было две сестры и три брата, она была младшей из сестер. Отец много болен, и все хозяйство легло на плечи матери. Мать не отличалась сердечностью и мягкостью характера. За малейшее непослушание приглашала детей к себе в кабинет и наказывала – порола. Старшая сестра Натальи, Екатерина, вспоминала, что они подолгу стояли под дверью и дрожали в ожидании наказания. Наталью наказывали редко, она была послушной. До 6 лет она воспитывалась в имении у дедушки, а с 7 лет началось ученье, и ее забрали в Москву в родительский дом.

Экскурсовод 1 - Примером отношения в семье может быть такой эпизод. Наталья приехала в подаренной дедушкой собольей шубке. Мать посчитала это неоправданной роскошью, приказала разрезать и сделать три муфточки и три палантина для трех девочек.

Экскурсовод 2 - Наталья получила хорошее домашнее воспитание, знала иностранные языки, много читала, увлекалась математикой и прекрасно играла в шахматы.  Девочки Гончаровы блистали на детских балах.

Экскурсовод 1 - На детском балу у танцмейстера Йогеля Пушкин и встретил Наталью Гончарову, ей было 16 лет. Он сразу посватался, но получил отказ. Невеста была слишком юной. Свадьба состоялась только через два года, и первая московская красавица стала женой первого русского поэта.

Экскурсовод 2 - Летом 1831 года Наталья Николаевна еще только входила в роль жены писателя. Она старалась помочь мужу – переписывала своим бисерным почерком фрагменты из нужных ему документов.  На изящном женском бюро палисандрового дерева – рукописи.  Это листы, переписанные рукой Натальи Николаевны: «Домик в Коломне», важные для Пушкина отрывки из французского журнала (показывает)

Экскурсовод 1 - В Царском Селе поэт живо ощущал связь со своей юностью, он не мог не посетить Лицей. Яков Грот, окончивший Лицей в 1832 году, а затем ставший его профессором, вспоминал: «Никогда не забуду восторга, с каким мы его приняли. …мы его окружили и всем курсом и гурьбой провожали по всему Лицею... Обращение его с нами было совершенно простое, как со старыми знакомыми, на каждый вопрос он отвечал приветливо, с участием расспрашивал о нашем быте, показывал нам свою бывшую комнатку и передавал подробности о памятных ему местах».

Экскурсовод 2 - Однажды на прогулке в парке увидел поэта и познакомился с ним юный воспитанник Лицея Павел Миллер. Он вспоминал: «За несколько шагов сняв фуражку, я сказал ему взволнованным голосом: «Извините, что я вас останавливаю, Александр Сергеевич, но я внук вам по лицею и желаю вам представиться». – «Очень рад, – отвечал он, улыбнувшись и взяв меня за руку, – очень рад». Непритворное радушие видно было в его улыбке и глазах». Павел Миллер бывал и в этом доме, он приносил Пушкину книги и журналы из лицейской библиотеки. Пушкин искренно благодарил лицеиста, называя его в записках «внуком», а себя «дедом» и даже «пращуром».

Экскурсовод 1 - И все же лето 1831 года не было безмятежным: крестьянские волнения и холерные бунты в России, восстание в Польше, революционные выступления в Европе живо волновали поэта, напоминали о войне против Наполеона, которую он пережил воспитанником Лицея. Он говорил в те дни: «Теперешние обстоятельства чуть ли не так же важны, как в 1812 году». Тревожные раздумья о судьбах России и Европы выразились в стихотворениях «Бородинская годовщина» и «Клеветникам России».

Чтец:

О чем шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

………

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постеле,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

 

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?..

 

Так высылайте ж к нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России,

Среди нечуждых им гробов.

 

 

6 зал. КАБИНЕТ

 

Экскурсовод 3 - «Был бы особый кабинет, прочее мне все равно», - писал Пушкин Плетневу. Просьба поэта была выполнена. Здесь, в мезонине дома, располагался кабинет Пушкина. Гардин в комнате не было, и в ясные дни кабинет был залит солнцем.

Экскурсовод 4 - А.О. Россет, часто бывавшая здесь, вспоминала: «…кабинет поэта был в порядке. На большом круглом столе перед диваном находились бумаги и тетради, часто несшитые, простая чернильница и перья, на столе графин с водой, лед и банка с крыжовниковым вареньем, его любимым… книги лежали на полу и на всех полках… Тут он писал, ходил по комнате, пил воду, болтал с нами, выходил на балкон…».

Чтец:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом —

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

 

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов —

И шлешь ответ;

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт!

Экскурсовод 3 - На стене сейчас представлены портреты друзей, гостей этого дома (показывает портреты В.А. Жуковского, акварель П. Соколова, Н.В. Гоголя, гравюра с оригинала А.Г. Венецианова, А.О. Россет, акварель П. Соколова). Василий Андреевич Жуковский, старший друг Пушкина, приехал в Царское Село в середине июля вместе с царским двором - он в те годы был воспитателем великого князя Александра Николаевича. «Пушкин мой сосед, и мы видаемся с ним очень часто», – писал он.

Экскурсовод 4 - Александра Осиповна Россет была дружна со многими писателями – Жуковским, Вяземским, Гоголем, позднее Лермонтовым. Она оставила подробные воспоминания о лете 1831 года, и благодаря ее воспоминаниям была воссоздана обстановка дачи.

Экскурсовод 3 - Николай Васильевич Гоголь в то лето жил в Павловске. Он только входил в мир большой литературы. В сентябре была опубликована первая часть его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вторую часть он в эти месяцы дописывал и читал отрывки Пушкину и Жуковскому. О новом авторе и его произведении Пушкин отзывался с восторгом: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

Экскурсовод 4 - Гоголь также оказывался в роли слушателя - Пушкин и Жуковский в то лето, соревнуясь друг с другом, писали сказки. Пушкин - «Сказку о царе Салтане», а Жуковский – «Сказку о царе Берендее». Об этом поэтическом состязании Гоголь рассказывал другу: «О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!», «Пушкин окончил свою сказку! Боже мой, что-то будет далее? Мне кажется, что теперь воздвигнется огромное здание чисто русской поэзии».

Экскурсовод 3 - На стене - гравюра А. Романе с картины Рафаэля «Бриджуотерская Мадонна» (показывает). Еще до свадьбы Пушкина и Натальи Николаевны было написано стихотворение «Мадонна». Это имя, это звание - «Мадонна» навсегда будет связано с именем Натальи Гончаровой -  в сознании современников поэта и многих его читателей.

 

 

Чтец:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, Тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

 

Экскурсовод 4 - На столе лежат рукописи поэта (копии). Показать рукописи.

Кроме «Сказки о царе Салтане» и «Письма Онегина к Татьяне», в это лето были написаны стихотворения: «Чем чаще празднует Лицей...», «Эхо», «Перед гробницею святой», «Бородинская годовщина», «Клеветникам России». Здесь Пушкин готовил к печати написанные болдинской осенью «Повести Белкина». Здесь начал писать романы «Рославлев» и «Роман на Кавказских водах».

Экскурсовод 3 - В этом доме 19 октября Пушкин встретил двадцатую лицейскую годовщину. Лучших друзей не было рядом. В Сибири – Иван Пущин, в заключении - Вильгельм Кюхельбекер – лицейские товарищи, принявшие участие в восстании декабристов в 1825 году. 14 января 1831 года, за несколько недель до свадьбы Пушкина, внезапно умер Антон Дельвиг, прекрасный поэт, один из самых близких лицейских друзей (показывает: бюст Антона Дельвига работы скульптора Гальберга, он был создан вскоре после смерти Дельвига; пресс для бумаг в виде грифона - подарок Пушкина Дельвигу на его день рождения 1829г., вместе с подарком Пушкин отправил другу четверостишие «При посылке бронзового сфинкса»). День 19 октября Пушкин провел в Царском Селе, он не пришел на  традиционную лицейскую встречу – не смог впервые увидеть всех, без Дельвига.  Скорбь по утраченным друзьям звучит в стихотворении, посвященном Дню Лицея.

Чтец:

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем веселии мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш

И наши песни тем грустнее.

 

Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят —

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

 

Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим,

Почившим песнь окончил я,

Живых надеждою поздравим,

Надеждой некогда опять

В пиру лицейском очутиться,

Всех остальных еще обнять

И новых жертв уж не страшиться.

 

Экскурсовод 4 - 20 октября 1831 года Пушкины покинули Царское Село и уехали в Петербург. Впереди у них - шесть лет жизни в Петербурге. В этот дом они уже никогда не вернутся, но скромный деревянный дом навсегда сохранил память о поэте. А нашу встречу мы завершаем стихами Пушкина.

Чтец:

Другой пускай поет героев и войну,

Я скромно возлюбил живую тишину

И, чуждый призраку блистательныя славы,

Вам, Царского Села прекрасные дубравы,

Отныне посвятил безвестный музы друг

И песни мирные и сладостный досуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Метод морфологического анализа (морфологический ящик)

Вариант Морфологического ящика на примере поиска решения по разметке и оформлению экскурсионного зала

«СТОЛОВАЯ

 

№ п/п

Местополо-жение

чтеца-солиста

Местополо-жение

экскурсо-вода

Местопо-ложение гостей

Костюмы

Движение

Наличие текста

1

У окна

Лицом к  экспонатам

Вдоль стены

Парадная форма

Статика

Проза

2

У стены

Лицом к зрителю

Напротив экспозиции

Элементы костюма

Жестикуляция

Поэтический

 

3

 

В середине зала

 

В середине зала

В центре зала

Костюм эпохи

Смена положения относительно напарника

Смешанный

4

За ограждением

За ограждением

Вдоль ограждения

Свободная фоpма

Переход от экспоната к экспонату

Соло

 

5

Перед ограждением

Перед ограждением

В свободном порядке

Стилизованный костюм

-

Дуэт с партнёром или экскурсово-дом

 


Скачано с www.znanio.ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ

СОДЕРЖАНИЕ Введение.......

СОДЕРЖАНИЕ Введение.......

И, чуждый призраку блистательныя славы,

И, чуждый призраку блистательныя славы,

Дачи Китаевой, - познакомиться с общественной и политической ситуацией в

Дачи Китаевой, - познакомиться с общественной и политической ситуацией в

ТРИЗ (метод мозгового штурма, метод морфологического анализа)

ТРИЗ (метод мозгового штурма, метод морфологического анализа)

ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ 1.1

ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ 1.1

В эти месяцы завязывается узел сложных отношений с императорским двором, который так трагически будет разрешен в 1837 году

В эти месяцы завязывается узел сложных отношений с императорским двором, который так трагически будет разрешен в 1837 году

Сбор информации происходил по следующему плану: 1

Сбор информации происходил по следующему плану: 1

Проведение анкетирования

Проведение анкетирования

От учителей – 36% От родителей – 23%

От учителей – 36% От родителей – 23%

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ . В поэзии этого направления затронуты те глубоко личные темы, которые волновали поэта, наполняли его сердце радостью, счастьем, болью, негодованием, надежной

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ . В поэзии этого направления затронуты те глубоко личные темы, которые волновали поэта, наполняли его сердце радостью, счастьем, болью, негодованием, надежной

Историческая тема.

Историческая тема.

Александра Сергеевича к его молодой жене

Александра Сергеевича к его молодой жене

Второй этап исследования

Второй этап исследования

Столовая. Историческую часть экскурсионного текста мы решили посвятить описанию того, как выглядел этот зал

Столовая. Историческую часть экскурсионного текста мы решили посвятить описанию того, как выглядел этот зал

Теоретически, он мог бы обойтись и без заключительного письма, но, вдохновляясь своей любовью к молодой жене,

Теоретически, он мог бы обойтись и без заключительного письма, но, вдохновляясь своей любовью к молодой жене,

Заключительный этап исследования

Заключительный этап исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе нашего исследования были раскрыты исторические и биографические факты, оказавшие влияние на творчество

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе нашего исследования были раскрыты исторические и биографические факты, оказавшие влияние на творчество

Но мы точно знаем, мы убеждены, что

Но мы точно знаем, мы убеждены, что

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Галкина Т.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Галкина Т.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ http://pravoslavie

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ http://pravoslavie

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Театрализованная экскурсия по

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Театрализованная экскурсия по

И где, взлелеянный природой и мечтой,

И где, взлелеянный природой и мечтой,

Экскурсовод 1 - Исполняя просьбу поэта,

Экскурсовод 1 - Исполняя просьбу поэта,

Экскурсовод 3 - Летние месяцы, проведенные в

Экскурсовод 3 - Летние месяцы, проведенные в

ГОСТИНАЯ Экскурсовод 1 -

ГОСТИНАЯ Экскурсовод 1 -

Экскурсовод 1 - Уклад жизни на даче установился быстро

Экскурсовод 1 - Уклад жизни на даче установился быстро

Но какую же трудную предстоит ей нести судьбу - быть женою поэта, и такого поэта, как

Но какую же трудную предстоит ей нести судьбу - быть женою поэта, и такого поэта, как

Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами,

Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами,

Экскурсовод 2 - Однажды на прогулке в парке увидел поэта и познакомился с ним юный воспитанник

Экскурсовод 2 - Однажды на прогулке в парке увидел поэта и познакомился с ним юный воспитанник

Тут он писал, ходил по комнате, пил воду, болтал с нами, выходил на балкон…»

Тут он писал, ходил по комнате, пил воду, болтал с нами, выходил на балкон…»

Не множеством картин старинных мастеров

Не множеством картин старинных мастеров

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто здесь, кто там на ратном поле,

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Метод морфологического анализа (морфологический ящик)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Метод морфологического анализа (морфологический ящик)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020