Средневековье
Оценка 4.9

Средневековье

Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
08.09.2022
Средневековье
Литература Средневековья.ppt

Литература Средневековья. Кошелева

Литература Средневековья. Кошелева

Литература Средневековья.

Кошелева Алевтина Александровна

План: Общее представление об эпохе

План: Общее представление об эпохе

План:

Общее представление об эпохе

Периодизация

Жанры

Литература и религия

Разновидности литературы

Средневековые писатели

Человек эпохи.

Средние века — это тысячелетний период (V—

Средние века — это тысячелетний период (V—

Средние века — это тысячелетний период (V— XV вв.) в истории европейской культуры между античностью и Возрождением (Ренессансом). «Средними», т. е. «срединными», «промежуточными», их назвали мыслители эпохи Возрождения.

Они считали, что после крушения Римской империи наступила полоса культурного одичания. Но сегодня к Средневековью можно относиться как к эпохе утверждения и торжества христианской веры.

Раннее Средневековье (V—XI вв)

Раннее Средневековье (V—XI вв)

Раннее Средневековье (V—XI вв)

Зрелое
(XII—XIII вв.) — период расцвета средневековой цивилизации

Позднее
(XIV—XV вв.) — так называемая осень Средневековья, когда в Италии уже торжествует Возрождение, а в других странах Европы культура начинает утверждать себя в неповторимом национальном обличье.

Периодизация

Жанры средневековой литературы романы новеллы лирическая поэзия драматические произведения дидактическая поэзия и проза письма житие святых церковные гимны сочинения для богослужения

Жанры средневековой литературы романы новеллы лирическая поэзия драматические произведения дидактическая поэзия и проза письма житие святых церковные гимны сочинения для богослужения

памятники мифологического и героического эпоса

Жанры средневековой литературы

романы

новеллы

лирическая поэзия

драматические произведения

дидактическая поэзия и проза

письма

житие святых

церковные гимны

сочинения для богослужения

Человек эпохи Христианство — фундамент, на котором высится здание средневековой цивилизации

Человек эпохи Христианство — фундамент, на котором высится здание средневековой цивилизации

Человек эпохи

Христианство — фундамент, на котором высится здание средневековой цивилизации. Не случайно главным сооружением в любом городе был собор, который всегда располагался на центральной — соборной — площади. И человек той эпохи, каким бы разным на протяжении тысячелетия средневековой культуры ни был, к какому бы сословию ни принадлежал, прежде всего — христианин. Он жил с надеждой на спасение и вечную жизнь. Он с трепетом ожидал часа Страшного суда, которым, согласно христианским представлениям, должна закончиться земная история человечества.

Собор Парижской Богоматери.

Средневековый человек Христианские и варварские представления сосуществовали и боролись в его душе и мировосприятии

Средневековый человек Христианские и варварские представления сосуществовали и боролись в его душе и мировосприятии

Средневековый человек

Христианские и варварские представления сосуществовали и боролись в его душе и мировосприятии. Церковь, пытаясь утвердить своё господство, не стремилась, да и не могла полностью искоренить тысячелетние варварские обычаи и приспосабливалась к ним. Более того, именно монахи сохранили для потомков героические поэмы древних германцев и скандинавов (германских народов, в дохристианские времена заселивших север Европы), эпические сказания и мифы кельтов.

Средневековое видение мира. Представления средневекового человека о времени и пространстве отличались от современных

Средневековое видение мира. Представления средневекового человека о времени и пространстве отличались от современных

Средневековое видение мира.

Представления средневекового человека о времени и пространстве отличались от современных. Средневековые космографы (т. е. те, кто описывал устройство Вселенной) считали, что Земля является центром мироздания и окружена разноудаленными от неё небесными сферами. Такая картина мира совпадала с христианским учением о том, что Бог, творя мир, поместил в его центре Землю и человека — как лучшее из своих творений, созданное по образу и подобию Божию. Само мироздание состоит из Града земного и Града Божия. Первый — отмеченное печатью грехопадения и смерти бытие (в нём и царит человек после изгнания из рая). Град земной — это преисподняя, обиталище падших ангелов и грешников. Град Божий — потусторонняя вечность, в центре которой расположен престол Творца. В вечности заключены и все «идеи» (своего рода «модели») вещей, из которых состоит созданный Богом земной мир. Многие из этих «идей» могут быть представлены в глазах людей только в виде символов — образов, требующих особого истолкования (роза, крест, агнец, орёл и т. п.), и аллегорий — условных фигур. И те и другие часто встречаются в средневековой литературе.

Благоразумие: Справедливость,

Благоразумие: Справедливость,

4 добродетели – Благоразумие:
Справедливость, Умеренность, Воздержание

Литература и религии Христианство

Литература и религии Христианство

Литература и религии

Христианство

Человек средневековой
культуры прежде всего
христианин, к какому бы сословию он не
принадлежал.

Язычество

Но средневековый
человек во многом ещё
оставался язычником,
варваром. Христианские
и варварские представления
Сосуществовали и боролись
в его душе и мировоззрении

Мусульманство

На средневековую культуру
оказало влияние и
мусульманская
цивилизация.
В начале VIII века
войны арабского
халифата захватили
большую часть Испании, на
территории которой
находилось христианское
государство вестготов.

Мусульманство Почти сразу правители-христиане оставшихся непокорёнными северных территорий

Мусульманство Почти сразу правители-христиане оставшихся непокорёнными северных территорий

Мусульманство

Почти сразу правители-христиане оставшихся непокорёнными северных территорий Пиренейского полуострова начали Реконкисту (от осп. reconquistar — «отвоевывать») — борьбу с завоевателями, которых они называли маврами. Реконкиста длилась почти восемь веков, на протяжении которых испанцы не только бились с маврами, но и поддерживали с ними дипломатические и культурные связи. Так народы Западной Европы познакомились с высокоразвитой арабской культурой: с алгеброй и астрономией, медициной и логикой, со многими техническими новшествами, в частности с устройством стрельчатой арки (что и привело к расцвету готической архитектуры), с любовной лирикой, возможно повлиявшей на поэзию юга Франции — Прованса. Из испанских переводов арабских книг европейские писатели узнали особый способ построения повествования так называемую обрамлённую повесть, когда в основной сюжет вставляются разнообразные истории. Например, в повествование о царевиче, которого оклеветала мачеха, а отец приговорил к смертной казни, включены рассказы мудрецов, пытавшихся отсрочить исполнение приговора и услаждавших слух разгневанного правителя примерами хитрости и коварства женщин. Такое построение стало особенно популярным в европейской литературе благодаря «Декамерону» Боккаччо.

Долгое время единственной литературой средневекового

Долгое время единственной литературой средневекового

Долгое время единственной литературой средневекового Запада была клерикальная (от лат. clericalis — «церковный»). Она рождалась в монашеской келье; монастырском скриптории — мастерской, где переписывались средневековые рукописи; епископальной школе. Это были не просто богословские, но учёные сочинения в самом широком значении слова, создававшиеся первоначально на латыни, а затем и на национальных языках. Кроме текстов для богослужения в клерикальную литературу входили и повествовательная проза, адресованная народным «низам» (жития святых, поучения), и драматические сочинения. На латыни писали свои стихи и ваганты, выворачивавшие наизнанку церковные каноны.

Клерикальная литература.

Позднее сформировалась рыцарская литература , отражавшая идеалы и образ жизни рыцарства как особого сословия, сложившегося в

Позднее сформировалась рыцарская литература , отражавшая идеалы и образ жизни рыцарства как особого сословия, сложившегося в

Позднее сформировалась рыцарская литература, отражавшая идеалы и образ жизни рыцарства как особого сословия, сложившегося в Европе во времена Крестовых походов (конец XI—ХIII вв.). Рыцарская литература создавалась в замках крупных феодалов или при королевских дворах.

Рыцарская литература

В XII—XIII вв., вслед за подъёмом городов, возникла городская литература , которая отвечала вкусам ремесленников и купцов

В XII—XIII вв., вслед за подъёмом городов, возникла городская литература , которая отвечала вкусам ремесленников и купцов

В XII—XIII вв., вслед за подъёмом городов, возникла городская литература, которая отвечала вкусам ремесленников и купцов. Впрочем, это разделение единого потока средневековой литературы на «сословные» литературы довольно условно. Автор классических средневековых рыцарских романов Кретьен де Труа был клириком (священнослужителем). Горожане охотно читали переложенные в прозу рыцарские повести и жития святых. А самые значительные образцы средневековой словесности XIII—XV вв. объединяют в себе традиции всех трёх «сословных» литератур.

Городская литература.

В 397 г. паства Аврелия Августина (354—430), епископа из

В 397 г. паства Аврелия Августина (354—430), епископа из

В 397 г. паства Аврелия Августина (354—430), епископа из Гиппона, обратилась к нему с просьбой рассказать о своей жизни, т. е. написать поучительную автобиографию (такой жанр был известен в позднеантичной литературе). Августин создал книгу, в заглавии которой стоит слово «Confessiones», производное от confessio — «покаяние».
Рассказывая о детстве, прошедшем в небольшом североафриканском городе Тагасте, Августин прежде всего вспоминает о годах учёбы в школе, устроенной по образцу всех школ Римской империи, где по многовековой традиции знания в детей было принято «вбивать». Из его памяти не изгладились испытанные тогда несчастья и издевательства (судя его собственным признаниям, маленький Аврелий не мог заставить себя делать то, что ему не нравилось, любил «игры», т. е. спортивные состязания, и ненавидел греческий язык).

Аврелий Августин

Авторы многих средневековых произведений неизвестны

Авторы многих средневековых произведений неизвестны

Авторы многих средневековых произведений неизвестны. По-видимому, сочинитель часто не считал необходимым открыть своё имя. не стремился остаться в памяти потомков. Он лишь создавал собственную версию чего-то уже существовавшего до него, «ничейного». И это «ничейное», согласно его представлениям, таковым и должно было остаться. Однако в некоторых жанрах зрелого Средневековья, на примере рыцарской лирике, роль автора уже становится более важной — имена большинства поэтов-трубадуров (от Прованс, trobar — «слагать стихи») дошли до нас через столетия.
Средневековые писатели, как правило, пользовались набором одних и тех же образов, мотивов, сюжетов, а часто и художественных приёмов, уже известных слушателям и читателям их произведений. От автора требовали не изобретательности в построении повествования, не новых поворотов в развитии знакомых тем, а соблюдения традиции.

Средневековые писатели

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2022