План:
Общее представление об эпохе
Периодизация
Жанры
Литература и религия
Разновидности литературы
Средневековые писатели
Человек эпохи.
Средние века — это тысячелетний период (V— XV вв.) в истории европейской культуры между античностью и Возрождением (Ренессансом). «Средними», т. е. «срединными», «промежуточными», их назвали мыслители эпохи Возрождения.
Они считали, что после крушения Римской империи наступила полоса культурного одичания. Но сегодня к Средневековью можно относиться как к эпохе утверждения и торжества христианской веры.
Раннее Средневековье (V—XI вв)
Зрелое
Позднее
(XIV—XV вв.) — так называемая осень Средневековья, когда в Италии уже торжествует Возрождение, а в других странах Европы культура начинает утверждать себя в неповторимом национальном обличье.
Периодизация
памятники мифологического и героического эпоса
Жанры средневековой литературы
романы
новеллы
лирическая поэзия
драматические произведения
дидактическая поэзия и проза
письма
житие святых
церковные гимны
сочинения для богослужения
Человек эпохи
Христианство — фундамент, на котором высится здание средневековой цивилизации. Не случайно главным сооружением в любом городе был собор, который всегда располагался на центральной — соборной — площади. И человек той эпохи, каким бы разным на протяжении тысячелетия средневековой культуры ни был, к какому бы сословию ни принадлежал, прежде всего — христианин. Он жил с надеждой на спасение и вечную жизнь. Он с трепетом ожидал часа Страшного суда, которым, согласно христианским представлениям, должна закончиться земная история человечества.
Собор Парижской Богоматери.
Средневековый человек
Христианские и варварские представления сосуществовали и боролись в его душе и мировосприятии. Церковь, пытаясь утвердить своё господство, не стремилась, да и не могла полностью искоренить тысячелетние варварские обычаи и приспосабливалась к ним. Более того, именно монахи сохранили для потомков героические поэмы древних германцев и скандинавов (германских народов, в дохристианские времена заселивших север Европы), эпические сказания и мифы кельтов.
Средневековое видение мира.
Представления средневекового человека о времени и пространстве отличались от современных. Средневековые космографы (т. е. те, кто описывал устройство Вселенной) считали, что Земля является центром мироздания и окружена разноудаленными от неё небесными сферами. Такая картина мира совпадала с христианским учением о том, что Бог, творя мир, поместил в его центре Землю и человека — как лучшее из своих творений, созданное по образу и подобию Божию. Само мироздание состоит из Града земного и Града Божия. Первый — отмеченное печатью грехопадения и смерти бытие (в нём и царит человек после изгнания из рая). Град земной — это преисподняя, обиталище падших ангелов и грешников. Град Божий — потусторонняя вечность, в центре которой расположен престол Творца. В вечности заключены и все «идеи» (своего рода «модели») вещей, из которых состоит созданный Богом земной мир. Многие из этих «идей» могут быть представлены в глазах людей только в виде символов — образов, требующих особого истолкования (роза, крест, агнец, орёл и т. п.), и аллегорий — условных фигур. И те и другие часто встречаются в средневековой литературе.
Литература и религии
Христианство
Язычество
Но средневековый
человек во многом ещё
оставался язычником,
варваром. Христианские
и варварские представления
Сосуществовали и боролись
в его душе и мировоззрении
Мусульманство
На средневековую культуру
оказало влияние и
мусульманская
цивилизация.
В начале VIII века
войны арабского
халифата захватили
большую часть Испании, на
территории которой
находилось христианское
государство вестготов.
Мусульманство
Почти сразу правители-христиане оставшихся непокорёнными северных территорий Пиренейского полуострова начали Реконкисту (от осп. reconquistar — «отвоевывать») — борьбу с завоевателями, которых они называли маврами. Реконкиста длилась почти восемь веков, на протяжении которых испанцы не только бились с маврами, но и поддерживали с ними дипломатические и культурные связи. Так народы Западной Европы познакомились с высокоразвитой арабской культурой: с алгеброй и астрономией, медициной и логикой, со многими техническими новшествами, в частности с устройством стрельчатой арки (что и привело к расцвету готической архитектуры), с любовной лирикой, возможно повлиявшей на поэзию юга Франции — Прованса. Из испанских переводов арабских книг европейские писатели узнали особый способ построения повествования так называемую обрамлённую повесть, когда в основной сюжет вставляются разнообразные истории. Например, в повествование о царевиче, которого оклеветала мачеха, а отец приговорил к смертной казни, включены рассказы мудрецов, пытавшихся отсрочить исполнение приговора и услаждавших слух разгневанного правителя примерами хитрости и коварства женщин. Такое построение стало особенно популярным в европейской литературе благодаря «Декамерону» Боккаччо.
Долгое время единственной литературой средневекового Запада была клерикальная (от лат. clericalis — «церковный»). Она рождалась в монашеской келье; монастырском скриптории — мастерской, где переписывались средневековые рукописи; епископальной школе. Это были не просто богословские, но учёные сочинения в самом широком значении слова, создававшиеся первоначально на латыни, а затем и на национальных языках. Кроме текстов для богослужения в клерикальную литературу входили и повествовательная проза, адресованная народным «низам» (жития святых, поучения), и драматические сочинения. На латыни писали свои стихи и ваганты, выворачивавшие наизнанку церковные каноны.
Клерикальная литература.
Позднее сформировалась рыцарская литература, отражавшая идеалы и образ жизни рыцарства как особого сословия, сложившегося в Европе во времена Крестовых походов (конец XI—ХIII вв.). Рыцарская литература создавалась в замках крупных феодалов или при королевских дворах.
Рыцарская литература
В XII—XIII вв., вслед за подъёмом городов, возникла городская литература, которая отвечала вкусам ремесленников и купцов. Впрочем, это разделение единого потока средневековой литературы на «сословные» литературы довольно условно. Автор классических средневековых рыцарских романов Кретьен де Труа был клириком (священнослужителем). Горожане охотно читали переложенные в прозу рыцарские повести и жития святых. А самые значительные образцы средневековой словесности XIII—XV вв. объединяют в себе традиции всех трёх «сословных» литератур.
Городская литература.
В 397 г. паства Аврелия Августина (354—430), епископа из Гиппона, обратилась к нему с просьбой рассказать о своей жизни, т. е. написать поучительную автобиографию (такой жанр был известен в позднеантичной литературе). Августин создал книгу, в заглавии которой стоит слово «Confessiones», производное от confessio — «покаяние».
Рассказывая о детстве, прошедшем в небольшом североафриканском городе Тагасте, Августин прежде всего вспоминает о годах учёбы в школе, устроенной по образцу всех школ Римской империи, где по многовековой традиции знания в детей было принято «вбивать». Из его памяти не изгладились испытанные тогда несчастья и издевательства (судя его собственным признаниям, маленький Аврелий не мог заставить себя делать то, что ему не нравилось, любил «игры», т. е. спортивные состязания, и ненавидел греческий язык).
Аврелий Августин
Авторы многих средневековых произведений неизвестны. По-видимому, сочинитель часто не считал необходимым открыть своё имя. не стремился остаться в памяти потомков. Он лишь создавал собственную версию чего-то уже существовавшего до него, «ничейного». И это «ничейное», согласно его представлениям, таковым и должно было остаться. Однако в некоторых жанрах зрелого Средневековья, на примере рыцарской лирике, роль автора уже становится более важной — имена большинства поэтов-трубадуров (от Прованс, trobar — «слагать стихи») дошли до нас через столетия.
Средневековые писатели, как правило, пользовались набором одних и тех же образов, мотивов, сюжетов, а часто и художественных приёмов, уже известных слушателям и читателям их произведений. От автора требовали не изобретательности в построении повествования, не новых поворотов в развитии знакомых тем, а соблюдения традиции.
Средневековые писатели
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.