Статья: «Средства обучения и совершенствования в спортивном плавании»
Авторы: Трусова Анна Владимировна тренер-преподаватель ОУ №44, Япарова Зухра Ахматнуровна тренер-преподаватель ОУ №44, Борисова Татьяна Алексеевна тренер-преподаватель ОУ №44.
При обучении спортивному плаванию занимающиеся не только осваивают навык плавания, но и развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, приобретают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и повышают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Однако главным, доминирующим фактором в этом процессе является овладение навыком плавания. Кроме этого, занимающиеся получают хорошую физическую и волевую закалку, приобретают необходимые общие и специальные знания и навыки, предусмотренные комплексом ГТО.
К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения:
¾ общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;
¾ подготовительные упражнения для освоения с водой;
¾ учебные прыжки в воду;
¾ игры и развлечения на воде;
¾ упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней.
Данные группы упражнений отличаются по условиям выполнения, направленности воздействия и поэтому применяются для решения разных задач на различных этапах обучения. Соотношение упражнений каждой группы на отдельно взятом уроке и на разных этапах обучения зависят от возраста, квалификации, стажа, уровня подготовленности занимающихся и условий проведения занятий:
1. Общеразвивающие упражнения способствуют развитию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д. Кроме этого, обще развивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков учащихся и, таким образом, подготавливают их к наиболее эффективному освоению плавательных движений;
2. Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и совершенствования в отдельных элементах техники. Существует три группы подготовительных упражнений: а) для освоения с водой; б) для изучения облегченных способов плавания и в) для изучения техники спортивных способов плавания;
3. Специальные упражнения применяются для совершенствования в технике спортивных способов плавания путем устранения ошибок и освоения наилучших вариантов техники, соответствующих индивидуальным особенностям занимающихся;
4. Одним из важных средств, используемых при обучении детей плаванию, являются подвижные игры в воде: командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные (типа "Кто первый", "Кто дальше", "Кто быстрее" и т. д.).
5. По технике выполнения учебные прыжки в воду подразделяют на соскоки, спады, кувырки, полуобороты, выполняемые из положения сидя, упора присев, согнувшись, с места и с разбега, из передней или задней стойки. В фазе полета занимающийся может принимать положение прогнувшись, согнувшись и в группировке.
Информационные источники:
1. А.А. Литвинов Изд.: Академия, 2014 г.
2. Н.В. Чертов Электронный учебник ПЛАВАНИЕ.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.