«…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
«…компетенция понимается как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это «знание в действии». Компетенция означает способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации».
А.В. Хуторской выделяет следующие типы компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция – включает постановку ученика в ситуацию самоопределения, т.е. уже в начальной школе учитель должен помочь ученику в выборе той сферы, которая ему наиболее интересна – либо гуманитарная сфера, либо сфера точных наук.
Учебно-познавательная - подразумевает использование учителем приемов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию.
Общекультурная – непосредственно на уроках математики мы должны знакомить детей с общественной моралью и традициями.
Информационная – в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий.
Коммуникативная – создание коммуникативных приемов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.
Социально-трудовая –одна из самых важных, овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах права и экономики.
Личностного самосовершенствования – овладение учеником способами деятельности, которые ему пригодятся в определенной жизненной ситуации (правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура и т.д.).
Формирование учебно-познавательной компетенции
решение нестандартных, занимательных, исторических задач;
проблемный способ изложения новой темы;
проведение мини-исследований на основе изучения материала;
проведение проверочных работ в форме теста;
изучение и использование алгоритмов решения задач;
нахождение рациональных способов решения задач;
задания для работы над понятиями и определениями;
задания на выделение существенного;
задания на развитие способностей классифицировать понятия.
Формирование информационной компетенции
при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем дают различные определения математического понятия;
подготовка собственных презентаций с использованием материала из разных источников, включая Internet;
задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д. ;
«Вопросы для любознательных», «Интересные факты», «Вопросы для умников и умниц», «Это интересно», «Схематическое конспектирование», «Правда ли это?», «Толстые и тонкие вопросы», «Пометки на полях».
С помощью Интернета (газеты) найдите и распечатайте любую информацию о древнегреческом учёном Пифагоре
Главной компетентностной задачей будет не изучение личности Пифагора, а становление (или совершенствование) умений работы с информационными ресурсами.
Формирование ценностно-смысловой компетенции
во время проведения урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни;
вопросы «зачем», «почему», «как», «чем», «о чём»;
самостоятельно изучить новую тему, определить главное;
задачи с пропущенными единицами измерения величин, с лишними данными;
предметные олимпиады;
задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде.
Формирование коммуникативной компетенции
решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением;
устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
использование на уроках математических софизмов (ошибочных математических утверждений);
использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций;
использование работы в группах,
выслушать ответ,
правильное определение обсудить в группе.
Формирование социально-трудовой компетенции
контрольные работы различного рода (например, с использованием электронных тестовых конструкций);
тесты по усовершенствованию устного счета (устные тестовые конструкции);
задания социально-трудового характера;
проведение различных исследований;
составление тестов самими учащимися.
Если постоянно проводить работу по усовершенствованию устного счета у детей, то у них не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента, как подойти к кассе, что относится к социально-трудовой сфере.
Формирование общекультурной компетенции
знакомство учащихся с особенностями национальной и общечеловеческой культуры;
для формирования грамотной, логически верной речи используются устные математические диктанты, включающие задания на грамотное произношение и употребление имен числительных, математических терминов;
использовать задачи со скрытой информативной частью, задания с информационно – познавательной направленностью, исторический материал для определения важности математики в жизни человека и общества;
анализ составленных задач происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с..., в отличие от..., предположим, вероятно, по-моему..., это имеет отношение к..., я делаю вывод..., я не согласен с...;
задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде - некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.
Задача со скрытой информативной частью:
Известно, что ученик 2-го класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?»
Формирование компетенции личностного самосовершенствования
решение задач с «лишними данными»;
задачи на развитие навыков самоконтроля;
проверка решения математических упражнений;
при проведении урока учитель должен стремиться к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.
Выводы:
Компетенция – это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в решении практических и теоретических задач.
Математическая компетенция – это способность сконструировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.
Использование компетентностного подхода позволит наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться высказывать и аргументированно отстаивать свое мнение; приобретать навыки самостоятельной творческой работы; учиться грамотно использовать в речи математические термины; учиться применять математические знания и умения в реальных ситуациях. Именно в атмосфере успеха может сформироваться всестороннее развитие личности ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.