Средства выразительности устной речи
Оценка 4.7

Средства выразительности устной речи

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл—5 кл
14.06.2023
Средства выразительности устной речи
родной русский язык
Техн.карта Урок Средства выразительности устной речи 5 класс.doc

Урок разработан: Шевыревой М.В.

Класс: 5 класс

Предмет: Родной русский язык

Тема урока: Средства выразительности устной речи

 

                              Планируемые образовательные результаты/критерии успеха

Личностные:      

сформированность потребности в самовыражении и самореализации, формирование мотивов достижения целей, формирования границ собственного «знания» и «незнания»,  позитивной, адекватной, моральной самооценки; стремление к речевому самосовершенствованию, готовность вести диалог.

 

Метапредметные:        

-планирование необходимых действий, операций; умение принимать и сохранять учебную задачу;  умение работать по плану, осуществлять критериальное оценивание;

- умение делать выводы, выбирать необходимую информацию для решения проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, умение осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, синтеза.

Предметные:

Совершенствование видов речевой деятельности, использование коммуникативно-эстетических возможностей русского родного языка; расширение и систематизация научных знаний о языке; обогащение активного и потенциального словарного запаса; овладение нормами речевого этикета

                                                           Цели урока

Личностные:

- учить применять приобретенные навыки в практической деятельности;

- соотносить собственный ответ с предложенным вариантом;

-контролировать и оценивать выполненную работу;

-расширять учебно-познавательные интересы;

-стремиться к улучшению результатов учебных действий;

Метапредметные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу;

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

Предметные:

-учить различать  средства выразительности и применять в устной речи, учить передавать смысл высказывания с помощью выразительного чтения.

 

 

 

       Этапы урока

                  Деятельность учителя

               Деятельность учащихся

Этап урока: организационный

1. Мотивация (самоопределение) к учебной   деятельности

Включение учащихся в деятельность  на личностно значимом уровне

Здравствуйте! Сегодня мы будем исследователями. Откроем ещё одну тайну русского языка, которая поможет нам сделать шаг на пути к грамотной речи. Результат урока зависит от совместной работы. Будьте внимательны и наблюдательны.

Учащиеся традиционно готовятся к началу урока до звонка, получают мотивацию.

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в собственной деятельности

 

 Я хочу рассказать вам одну историю:

«Однажды на Землю прилетели странные существа и хотели захватить нашу планету. Земляне быстро это поняли и разоблачили их.  Как это произошло???

Один из пришельцев попал в школу на урок. Дети читали стихотворение, и он тоже вышел к доске и прочел: « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах». ( Читает металлическим голосом)

Второй оказался на футбольном поле. И вместе с другими он произнес: «Ура,Ура,гол».

 Третий захотел стать телеведущим «Поля чудес». И когда он произнес: «Рекламная пауза», все удивленно переглянулись».

 

- Почему инопланетяне «выдали» себя и чем они отличались от людей? Как это поняли?

- Что значит невыразительна?

 

Слушают историю, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь пришельцев невыразительна

 

Не передает эмоций, настроение.

3. Выявление места и причины затруднений Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

- Какая проблема возникла у инопланетян?

 

Вывод:  Правильно. Они не владели средствами выразительности речи. Как мы передаем выразительность?

-Почему важно владеть интонацией? Обратимся к Упр.    159.

-А мы всеми способами передачи выразительной речи владеем?

Не умеют выразительно выражать мысли.

Интонация, ударение.

 

Ответ в 1-3 предлож.

4.Построение плана выхода из затруднения

Постановка целей, выбор способа и средств их реализации

Целеполагание.

-Чему будем учиться на уроке?

-Какова тема урока?

 

 

- На какой главный вопрос мы должны дать ответ в ходе урока?

- Где можно найти ответ на данный вопрос?

- Хотите сами открыть этот секрет русского языка?

 

Будем учиться различать средства  выразительности, использовать их в своей речи.

 

Какие средства существуют?

Учебник, справочник, учитель

 

5.Реализация построенного плана

Реализация построенного плана, фиксация преодоления затруднения, уточнение нового знания

 

1.Разберемся в теории. Подготовьте небольшое монологическое высказывание по темам: «Выразительность», «Интонация». Можно обратиться к учебнику с. 56, словарю.

(Работа по вариантам).

Проверка.

-Проведем экспертизу ответа. Критерии вам хорошо известны.

Полно?

Правильно?

Последовательно?

- Дадим возможность самому отвечающему исправить неточности.

Вывод: Какое средство выразительности речи мы определили?

2. Обратимся к Упр. 160 (1)

 

Вывод – Каков может быть тон речи, следующее средство выразительности?

 

3.Упр. 160 (2)

Менялось ли  место логического ударения в зависимости от того , какие эмоции вы передавали? Почему?

Вывод: Что называется логическим ударением?

Стр 57.

Первый вариант-выразительность.

Второй вариант- интонация.

 

 

1 ученик отвечает.

1 ученик – рецензия.

 

 

 

 

 

 Интонация.

Читают и объясняют, почему в словаре эпитетов у слова тон много эпитетов? Зависит от настроения и др.условий.

 

Произносят высказывание и объясняют,  как интонация эмоций влияет на смысл высказываний.

1 ученик читает

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

-Следующая задача урока: учиться самим строить речь выразительно.

А )Упр. 161 (1-подготовка)

 

2. Работа в малых группах . Задание по выбору  2 или 3.

Проверка.

 

Вывод: О каких моментах жизни рассказывали? Значит, каков был тон ваших ответов?

1.Читают выразительно. Определяют какие чувства выражает писатель.

2. Рассказывают о радостных моментах  своей жизни или представляю песню.

Работают в группах

При затруднении обращаются к упр.160.1.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверка умений пользоваться правилом, тренировка способностей к самоконтролю и самооценке

- Тон высказывания может быть и других видов. Обратимся к теории Упр. 162

Проверка.

 Работа в парах.

 

 

 

Вывод: Сколько раз вы понижали тон? Почему?

Самостоятельное изучение.

(восходящий, нисходящий, ровный)

 

Читают текст стих. друг другу. Объясняют причины понижения тона

Интонация конца предложения.

8. Включение в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного, включение нового способа действий в систему знаний

 

 

 

- Что такое скороговорка?

Скороговорки. Упр.163. Выполняем по плану:

 Читаем медленно;

Ускоряем темп;

Добавляем чувства: сердимся, любим, уговариваем, убеждаем (по выбору) По рядам.

(Занятие из цикла «Учимся выступать публично». Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Вывод: Почему трудно произносить скороговорки быстро?

 Для чего они нужны?

В: Упр.164

1 ряд – 1 предл.

2р.- 2 пр.

3р.-3 пр.

 

 

 

 

 

Стечение звуков.

Развивать речь и четко произносить звуки.

 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей учебной деятельности

Итог. 

- Какие задачи ставили?

Рефлексия по методике «Неоконченное предложение»

Слайд Я понял, что могу….   

Мне понравилось…..

Для меня стало новым ….

Меня удивило….

У меня получилось…

- Для чего используются выразительные средства в речи?

Оценивание.

 

 

 

Домашнее задание: (по выбору) упр.165, 166 или творческая работа «Мой выходной день»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/19182_314241b7b097e6e1033871b38acbbf41.jpg.jpg

 

 

Ответы обучающихся

Составляют предложения, несколько учеников озвучивают.

 

 

 

 

Называют . Чтобы не выглядеть в глазах окружающих инопланетянами.

Запись в дневники

 

 

 

 


Урок разработан: Шевыревой М.В

Урок разработан: Шевыревой М.В

Предметные: -учить различать средства выразительности и применять в устной речи, учить передавать смысл высказывания с помощью выразительного чтения

Предметные: -учить различать средства выразительности и применять в устной речи, учить передавать смысл высказывания с помощью выразительного чтения

Что значит невыразительна? Слушают историю, делают выводы

Что значит невыразительна? Слушают историю, делают выводы

Разберемся в теории. Подготовьте небольшое монологическое высказывание по темам: «Выразительность», «Интонация»

Разберемся в теории. Подготовьте небольшое монологическое высказывание по темам: «Выразительность», «Интонация»

Проверка умений пользоваться правилом, тренировка способностей к самоконтролю и самооценке -

Проверка умений пользоваться правилом, тренировка способностей к самоконтролю и самооценке -

Домашнее задание : (по выбору) упр

Домашнее задание : (по выбору) упр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2023