Средства игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Детсад
27.02.2019
Средства игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Алёнка» первой квалификационной категории –
Никишина М.В.
Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что она является наиболее свободной деятельностью ребенка. Это выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного их употребления независимостью от их конкретного значения, определяются тем значением, которое сам ребенок придает им в игре. Ребенок отдается игре со всей силой свойственной ему эмоциональности, испытывая при этом максимальное удовольствие.
Особенность игры как специфического вида деятельности – сочетание свободы и самостоятельности играющих со строгим безоговорочным подчинением правилам игры. При всем разнообразии игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли. Такая организация игр направлена на развитие творческой фантазии, активности детей и самостоятельности.
В игре проявляются и формируются все стороны психической жизни личности. Игра повышает и умственную активность ребенка, что позволяет решать более трудные задачи, чем на занятии. В игре дети закрепляют полученные знания и умения, пользуясь ими в разных условиях.
Также необходимо подчеркнуть, что исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий обнаруживаются и в игровой деятельности детей.
В ней своеобразными путями совершалось нормирование психических процессов: сенсорных, главных мыслительных процессов синтеза, анализа, абстракции, произвольного запоминания, припоминания и т. д.
Рассматривая игру как потребность растущего человека, выдвигается ряд педагогических приемов, вызывающих усилие мысли, стимулирующих к познанию мира. Дети познают мир в своих играх свободно, легко, в отсутствие «нажима».
На этом основано создание игр, названия которых, в свою очередь, весьма обнадеживают: интеллектуальные, развивающие, учебные, познавательные, обучающие, умственные, дидактические. Данный вид игр представляет собой не что другое, как игровое обучение.
Можно заключить, что игра – это форма деятельности в ситуациях, моделирующих воссоздание и усвоение общественного опыта. Игровые методы – вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебной деятельности.
По мнению А.В. Менджерицкой, сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Рассматривая форму и методы дидактической игры в организации развивающей работы по обогащению словарного запаса у дошкольников нужно в первую очередь отметить, что дидактическая игра представляет ничто иное как один из видов педагогической технологии. И в современной педагогической науке существуют многочисленные определения того, что представляет собой педагогическая технология. Так, одно из определений трактует педагогическую технологию, как то, что это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Согласно другому определению, которое дал В.П. Беспалько, педагогическая технология есть содержательная техника реализации учебного процесса.
Нужно подчеркнуть, что форма и методы дидактической игры при работе с дошкольниками раскрываются в различных видах дидактических игр. На основании теоретического анализа можно выделить следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками) – данные игры основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.
2. Настольно-печатные игры – представляют собой интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки. С помощью настольно-печатных игр можно успешно у детей развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, развивать навыки самоконтроля и т.д.
3. Словесные игры – в процессе данных игр дети закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях. Например, дидактические игры-путешествия есть из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.
С.А. Миронова считает, что игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в том числе для их речевого развития .
Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.
Как в сюжетно-ролевых играх, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
Таким образом, к средствам игровой деятельности в условиях ДОО можно отнести сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с правилами и дидактические игры. В свою очередь среди дидактических игр для развития речи у детей можно выбирать игры с предметами (игрушками), настольно-печатные игры и словесные игры. И всесторонняя, комплексная развивающая работа с использованием игровой деятельности является успешной, полноценной, и может улучшить показатели речевого развития у младших дошкольников.
Средства игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.doc
Средства игровой деятельности детей младшего
дошкольного возраста в условиях ДОО.
Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 39 «Алёнка» первой квалификационной
категории –
Никишина М.В.
Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что
она является наиболее свободной деятельностью ребенка. Это выражается не
только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его
действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного их
употребления независимостью от их конкретного значения, определяются тем
значением, которое сам ребенок придает им в игре. Ребенок отдается игре со
всей силой свойственной ему эмоциональности, испытывая при этом
максимальное удовольствие.
Особенность игры как специфического вида деятельности – сочетание
свободы и самостоятельности играющих со строгим безоговорочным
подчинением правилам игры. При всем разнообразии игр в них есть общие
черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют
между собой роли. Такая организация игр направлена на развитие творческой
фантазии, активности детей и самостоятельности.
В игре проявляются и формируются все стороны психической жизни
личности. Игра повышает и умственную активность ребенка, что позволяет
решать более трудные задачи, чем на занятии. В игре дети закрепляют
полученные знания и умения, пользуясь ими в разных условиях. Также необходимо подчеркнуть, что исследования Л.С. Выготского,
Д.Б. Эльконина свидетельствуют, что закономерности формирования
умственных действий обнаруживаются и в игровой деятельности детей.
В ней своеобразными путями совершалось нормирование психических
процессов: сенсорных, главных мыслительных процессов синтеза, анализа,
абстракции, произвольного запоминания, припоминания и т. д.
Рассматривая игру как потребность растущего человека, выдвигается
ряд педагогических приемов, вызывающих усилие мысли, стимулирующих к
познанию мира. Дети познают мир в своих играх свободно, легко, в отсутствие
«нажима».
На этом основано создание игр, названия которых, в свою очередь,
учебные,
интеллектуальные,
весьма обнадеживают:
развивающие,
познавательные, обучающие, умственные, дидактические. Данный вид игр
представляет собой не что другое, как игровое обучение.
Можно заключить, что игра – это форма деятельности в ситуациях,
моделирующих воссоздание и усвоение общественного опыта. Игровые
методы – вид групповых методов обучения, основанных на игровом
моделировании учебной деятельности.
По мнению А.В. Менджерицкой, сущность дидактической игры
заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в
занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом
определенные трудности.
Рассматривая форму и методы дидактической игры в организации
развивающей работы по обогащению словарного запаса у дошкольников нужно
в первую очередь отметить, что дидактическая игра представляет ничто иное
как один из видов педагогической технологии. И в современной
педагогической науке существуют многочисленные определения того, что
представляет собой педагогическая технология. Так, одно из определений
трактует педагогическую технологию, как то, что это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения
знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия
между ними для достижения более эффективной формы образования.
Согласно другому определению, которое дал В.П. Беспалько, педагогическая
технология есть содержательная техника реализации учебного процесса.
Нужно подчеркнуть, что форма и методы дидактической игры при
работе с дошкольниками раскрываются в различных видах дидактических игр.
На основании теоретического анализа можно выделить следующие виды
дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками) – данные игры основаны на
непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка
действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с
предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия
предметов.
2. Настольнопечатные игры – представляют собой интересное занятие
для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и
растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам:
«лото», «домино», парные картинки. С помощью настольнопечатных игр
можно успешно у детей развивать речевые навыки, математические
способности, логику, внимание, развивать навыки самоконтроля и т.д.
3. Словесные игры – в процессе данных игр дети закрепляют,
расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.
Например, дидактические игрыпутешествия есть из эффективных путей
активизации познавательной деятельности детей.
С.А. Миронова считает, что игра как ведущая деятельность
дошкольника имеет большое значение для физического, умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей, в том числе для их речевого
развития . Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей,
так как игровая деятельность способствует расширению и углублению
представлений об окружающей действительности, совершенствованию
внимания, памяти, наблюдательности и мышления. В играх дети учатся
сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами
материалов, из которых они изготовлены.
Как в сюжетноролевых играх, так и в играх с правилами дети учатся
организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего
у них формируются такие личностные качества, как выдержка,
дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои
желания в соответствии с поставленными задачами.
Таким образом, к средствам игровой деятельности в условиях ДОО
можно отнести сюжетноролевые игры, подвижные игры с правилами и
дидактические игры. В свою очередь среди дидактических игр для развития
речи у детей можно выбирать игры с предметами (игрушками), настольно
печатные игры и словесные игры. И всесторонняя, комплексная развивающая
работа с использованием игровой деятельности является успешной,
полноценной, и может улучшить показатели речевого развития у младших
дошкольников.
Средства игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Средства игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Средства игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Средства игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.