В данной работе представлены методические рекомендации по составлению алгоритмов решения логарифмических уравнений и неравенств, предназначенные для преподавателей, осуществляющих подготовку по программам начального профессионального образования по всем основным профессиям в образовательных учреждениях СПО, а так же обучающимся СПО для активизации самостоятельной и творческой работы обучающихся.
В методических рекомендациях сформулированы дидактические цели работ и цели развития обучающегося при проведении этих работ; указано место каждой работы в учебном плане. Уделено внимание инструктажу использования алгоритмов решения уравнений и неравенств.
На каждом этапе обучения в колледже профессия «диктует» изучение все более сложных математических понятий. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для обучающегося любой профессии. Понятие алгоритма ценно не только в профессиональной деятельностью обучающихся и в практическом использовании, но оно имеет также важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию профессионального мышления, особого стиля культуры человека, составляющими которого являются: целеустремленность и сосредоточенность, объективность и точность, логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий, умение четко и лаконично выражать свои мысли, правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.
МР Составление алгоритма.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Мурманской области
«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ МО «МонПК»)
Средство обучения математики алгоритм.
Мончегорск,
2018г. Составитель –И.Н. Курляндчик, преподаватель математики ГАПОУ МО
«МонПК»
Краткая аннотация:
В данной работе представлены методические рекомендации по
составлению алгоритмов решения логарифмических уравнений и неравенств,
предназначенные для преподавателей,
осуществляющих подготовку по
программам начального профессионального образования по всем основным
профессиям в образовательных учреждениях СПО, а так же обучающимся СПО
для активизации самостоятельной и творческой работы обучающихся.
В методических рекомендациях сформулированы дидактические цели
работ и цели развития обучающегося при проведении этих работ; указано место
каждой работы в учебном плане. Уделено внимание инструктажу использования
алгоритмов решения уравнений и неравенств.
На каждом этапе обучения в колледже профессия «диктует» изучение все
более сложных математических понятий. Умение выделять алгоритмическую
суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для обучающегося любой
профессии.
Понятие алгоритма ценно не только в профессиональной
деятельностью обучающихся и в практическом использовании, но оно имеет
также важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки
алгоритмического мышления способствуют формированию профессионального
мышления, особого стиля культуры человека, составляющими которого
являются: целеустремленность и сосредоточенность, объективность и точность,
логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий,
умение четко и лаконично выражать свои мысли, правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения, быстро ориентироваться в
стремительном потоке информации.
1.Цели составления и использования алгоритмов при решении уравнений и
неравенств.
Составление и использование алгоритмов решения логарифмических
уравнений и неравенств политехническом колледже на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей развития обучающегося:
Личностные
результаты
Метапредметные
Предметные.
способностей.
Развитие логического,
критического и
«технического» мышления,
культуры речи,
способности к умственному эксперименту. Развитие
математических
воспитание
средствами математики культуры личности:
отношения к математике
как части
общечеловеческой культуры: знакомство с историей
развития математики, эволюцией математических
идей, понимания значимости математики для
общественного прогресса.
Умение понимать и использовать математические
средства наглядности для иллюстрации явлений и
процессов. Умение осуществлять деятельность,
направленную на решение задач исследовательского
характера. Овладение математическими знаниями и
умениями, необходимыми в повседневной жизни, для
изучения естественнонаучных и специальных
дисциплин на базовом уровне, для получения
образования в областях, не требующих углубленной
математической подготовки. Показать значимость
изучения
материала и ее место в освоении
профессионального мастерства.
математических
Систематизация
сведений;
совершенствование практических навыков и
вычислительной культуры;
и
совершенствование алгебраического аппарата, и его
применение к решению математических и
нематематических задач. Описания с помощью
расширение алгоритмов пошаговое решение.
Овладение приёмами составления алгоритмов. при
решении заданий.
Воспитание уважительного отношения к выбору
профессии.
Выработка навыков применения в
математических
знаний для практического
применения в профессиональной деятельности.
2. Планирование занятий с применением алгоритмов при решении задач.
Работы по составлению алгоритмов и использование при решении задач
запланированы в рабочей программе по математике. Алгоритмы решения задач по
данной теме составлены на уровне современных требований к минимуму
образования по предмету, к стандарту по профессиям. Применение алгоритмов
способствуют повышению математических и профессиональных навыков
обучающихся.
3.Организация и проведение занятий с применением алгоритмического
метода.
Процесс разработки алгоритма для решения логарифмических уравнений
и неравенств включает использование учебной литературой и мультимедийной
установки.
Необходимым структурным элементом при разработке алгоритмов
служит инструктаж, проводимый преподавателем, который по определенным
правилам последовательно определяет действия обучающегося, а также анализ и
оценка выполненной работы. Учитывая объём знаний и умений обучающихся,
применимых в рамках образовательного процесса, составление алгоритмов
решения логарифмических уравнений и неравенств носит репродуктивный
характер. Материал, предлагаемый в учебниках, является хорошей базой для
обучения составлению простейших алгоритмов и дальнейшей их записи в разных
формах. Преподаватель проводит словесные пояснения, сопровождаемые
показом решения всех действий. Во время объяснения и показа применяется
справочная литература, компьютерные презентации, уточняющие отдельные
стороны выполняемой работы.
Применение алгоритмов способствует формированию и прочному усвоению
навыков владения математическими методами. работы является составление алгоритма решения
Примером такой
логарифмического уравнения (Приложение №1)
Следующий уровень алгоритмической культуры обучающихся – сочетание
алгоритма и образца ответа, что дает возможность обучающемуся, верно,
ответить на поставленный вопрос, сопроводив его правильной речью. У
преподавателя появляется возможность предлагать задачи с элементами
творчества. Работы, носящие частичнопоисковый характер, отличаются тем,
что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями,
им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от
обучающегося самостоятельного подбора метода решения. В качестве примера,
иллюстрирующего процесс алгоритмизации как средство обучения, можно
указать на решение логарифмических неравенств. (Приложение №2).
5. Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Фронтальный метод проведения занятия позволяет включить в поиски
решения проблемы одновременно всех обучающихся, что в значительной степени
активизирует мыслительную деятельность;
в процессе выполнения работы обучающиеся приобретают первичные навыки
математического исследования.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют
одновременно одну и ту же работу. Примером такой работы с использованием
фронтального метода проведения является работа по теме: «Составление
алгоритмов решения логарифмических уравнений», (Приложение № 1).
При индивидуальной форме организации занятий каждый выполняет
индивидуальное задание, используя составленные алгоритмы. (Приложения№1
3)
6. Вывод.
Составление алгоритмов в курсе математики активизирует умственную
деятельность обучающихся и развивает их математические способности
Использование алгоритмов решения уравнений, твердое знание основных задач
курса и умение их решать, является
фундаментом для активизации
самостоятельной и творческой работы обучающихся. Приложение№2.
Составление алгоритма решения логарифмических неравенств.
Пошаговые действия.
Найдите ответ в учебнике.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Решение логарифмических неравенств.
Коррекция
Запишите ответ.
отв.
1шаг. Запишите вид неравенства.
Пример.
Алгоритм решения
(1) уравнение стр.116
Пример.
2шаг. Сравните основание
логарифма с единицей.
Сделайте вывод.
Теорема. Стр.117
log
1 шаг. Определим вид уравнения
При а>1 функция..…
(возрастает, убывает).
)(
bxfa
log4
7(
x
3)
log 25,0
3(
x
)5
3
возрасатющ
,1
log
Теорема. Стр.117
3шаг. Перейдите от логарифма к
a
то
y
4шаг. Надо ли определять область
2 шаг.
равносильной системе
то
функция
Сравним основание логарифма с единицей.
неравенств.
Если
t
возр
.
4
допустимых значений
неравенства?
Сделайте вывод.
функция
Переменный аргумент
логарифма должен быть
(положительным;
a
отрицательным)
f(x)>…; q(x)>….;
убывающ
.
функция
log
Если
то
,1
log
0
a
a
,1
a
t
t
y
y
5шаг. Отметим решения на
числовой прямой.
х
0
6шаг. Запишите ответ.
7
3 шаг. ОДЗ
1. Переменный аргумент логарифма должен
быть положительным;
2. Переменное основание логарифма должно
быть положительным и не равным единице.
Ответ: (числовой
промежуток)
Решите по алгоритму.
0
,1
то
a
ая
y
log
25,0
функция
..
убыв
t
Знак!
х
3
05
№1
7
х
х
0
34
57
4шаг.
Неравенство (1) равносильно системе
неравенств
0)(
xf
baxf
)(
(2)
Неравенство (1) и система неравенств (2)
имеют одно и то же множество решений.
3
3
х
х
3
х
25,05
05
23
2
3
1
х
7
7
х
х
57
7
5шаг.
Отметим решения на числовой прямой.
Ответ:
(
)7;57
6шаг.
Ответ: (числовой промежуток)
Пример.
2(
x
)4
log
log
5,0
5,0
)1
(
x
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
Алгоритм решения
1 шаг. Определим вид уравнения
log
a
)(
xf
log
a
)(
xg
1
2
3
23
Ответ:
1(
2
3
)23;
Пример.
t
log
5,0
убыв
a
5,0
y
a
0
,1
2
x
04
x
01
2
x
04
01
x
2
x
4
x
1
2 шаг.
Сравним основание логарифма с единицей.
Если
функция
то
,1
log
t
a
y
возрасатющ
ая
a
Если
0
a
,1
то
функция
y
log
a
t
убывающ
.
3 шаг. ОДЗ
1. Переменный аргумент логарифма должен
быть положительным;
2. Переменное основание логарифма должно
быть положительным и не равным единице.
4шаг.
Неравенство (1) равносильно системе
неравенств
0)(
xf
0)(
xg
)(
xgxf
)(
(2)
Неравенство (1) и система неравенств (2)
имеют одно и то же множество решений. x
x
x
2
1
5
1
2
5
5шаг.
Отметим решения на числовой прямой.
Ответ:
(2;5)
6шаг.
Ответ: (числовой промежуток)
Средство обучения математики - алгоритм.
Средство обучения математики - алгоритм.
Средство обучения математики - алгоритм.
Средство обучения математики - алгоритм.
Средство обучения математики - алгоритм.
Средство обучения математики - алгоритм.
Средство обучения математики - алгоритм.
Средство обучения математики - алгоритм.
Средство обучения математики - алгоритм.
Средство обучения математики - алгоритм.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.