Мир истории, 6 класс.
Тема урока. Как люди понимали мир природы в древности
Цель: Формирование знаний об истории возникновения язычества на Руси
Задачи:
1. Коррекционно - педагогическая: знание культуры славянского народа;
2. Коррекционно – воспитательная: воспитание духовно-нравственных качеств учащихся (понимания мира природы, необходимости беречь и сохранять природу)
Ход урока.
Учитель. Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы с вами проходили тему: «О далеких предках – славянах и родовом строе». Повторим материал предыдущего урока:
1.Кто были первые предки русских людей? (Ответ: Первыми предками русских людей, были восточные славяне).
2.Древним объединением людей была община, она состояла из родственных семей – родов, а кто руководил родом, и как называли такого руководителя? (Ответ: Руководили родом самые опытные и уважаемы взрослые: дед или отец, их называли старейшинами).
Работа на карточке. Используя текст учебника (стр.168-170) вставьте пропущенные слова в тексте. Для защиты ______________ люди укрепляли его частоколом, вокруг _______________ рыли высокие рвы, ставили крепкие ворота, строили сторожевые башни. Такие укрепленные _________________ назывались _________________, от слова «огораживать». Как назывались эти поселения? ________________________ .
Изучение нового материала.
Учитель. Люди, которые жили много веков назад, укрепляли свои города, они научились защищать их от набегов врага, но были и другие опасности для человека – это явления природы, когда случалось извержение вулкана, лесные пожары, землетрясение, раскаты грома и молнии, наводнение. Многие тысячелетия человек жил среди нетронутой первозданной природы. Природа казалась ему сильной и враждебной. Человек не мог объяснить, почему происходят все эти явления. Люди стали задумываться о том, что природа иногда может быть благосклонной и у человека будет хороший улов, урожай, а иногда может быть враждебной, когда погибал скот, урожай и сам человек. Человек стал просить у природы хорошего урожая, чтобы солнце не выжгло посевы, чтобы дождь или ливни не залили поля, или чтобы был хороший улов, охота. Он думал, что природа, все, что окружает человека – это живой организм. И для того чтобы природа была благосклонна к человеку, он стал думать, как её задобрить, расположить к себе. Как вы думаете, что стали делать люди, чтобы задобрить природу? (Ответы детей).
Действительно, чтобы задобрить природу, и она была благосклонна к человеку, люди обожествили природу, стали поклоняться природе: приносить жертвоприношения. Так возникли устойчивые обряды и обычаи, связанные с почитанием духа огня, воды, солнца. Так возникло язычество. Вековые традиции жертвоприношений, обряды свадеб и захоронений, игры на природе, песни, сказки и легенды стали источником для развития народного искусства и культуры.
Учитель. Работа с учебником. Откройте учебник на стр. 172-175 и самостоятельно прочтите, каким духам поклонялись славяне
Вопросы по прочитанному тексту: Как называли «хозяина» реки и как его задабривали?
Физкультминутка: Дети встают из-за парт.
Повернулись влево, вправо (2 раза),
посмотрели вверх-вниз, влево – вправо.
Солнце высоко (потянуться руками –вверх),
море глубоко (наклоны вперед),
Я закину удочку раз, два, три и проговорю:
Ловись рыбка большая и маленькая!
Духа воды Наклоны туловища влево и в право
Учитель. В русских сказках мы тоже можем встретить таких персонажей, как морской царь или водяной, леший, кикимора, домовой, а как вы думаете, откуда возникли эти сказочные персонажи? (Ответы детей).
Посмотрите слайды о духах, которых почитали наши предки.
Рефлексия.
Вопросы по теме урока:
1. Как возникло язычество?
2. Как зовут «хозяина» лесов, полей, водоемов?
3. Какие традиции древних славян дошли до наших дней?
4. Назовите сказки, в которых упоминаются духи воды, леса, дома?
Спасибо за урок! Выставление оценок.
Домашнее задание. Прочитайте текст учебника стр. 173-175
Расшифруй анаграммы о древних богах
Рсхо__________________
Левес_________________
Ждьад_________________
Пнруе_________________
Богрист_______________
В рабочей тетради запишите названия богов и кем они считались у древних славян.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.