Сталинградская битва
Оценка 4.6

Сталинградская битва

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
история
Взрослым
22.01.2018
Сталинградская битва
Учебное оборудование: 1) Карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.» 2) Карта «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» 3) Презентация к уроку «Сталинградская битва» (прилагается отдельным файлом Microsoft Office 2007) 4) Фильм в программе Photostory «Память о Сталинграде» (прилагается отдельным файлом, требуется Windows Media Player 10) 5) Тест в программе «Битва за Сталинград» (приложение №) 6) Исторический источник (на каждого) – Приказ № 227 «Ни шагу назад» (приложение № 7) Карточки рефлексии (приложение № 4) Оборудование 1) Мультимедийная приставка 2) Проекционный экран 3) Зажженная свеча На доске: Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943г. I. Этап урока – актуализация («стадия вызова») Слайд 1 Сталинградская битва (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.), . Речь учителя: Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Горит свеча. XX век. Что сделал ты с собою, человек? Кого любил, кого казнил? Не сосчитать твоих могил. Карал, ломал, уничтожал, Забыл и Бога, и Христа. Наточен и теперь безжалостный кинжал. Не начал свою жизнь ты с чистого листа. Давайте ж мы очнемся на мгновенье, Урок наш так ничтожно мал. Но я хочу, вне всякого сомненья, Чтоб он частицей жизни нашей стал. Надеюсь, что мы сегодня плодотворно поработаем, и достигнем того результата, который нас удовлетворит. Прошу вас быть раскованными, активными, отвечать. И тогда этот урок нам действительно запомнится Итак, как вы могли уже увидеть, тема нашего урока – это битва за Сталинград. Слайд2 Скажите, пожалуйста, что мы изучаем, когда говорим о битвах, войнах? Предполагаемый ответ обучающихся: «Мы изучаем даты, этапы, значение войн и битв, роль исторических личностей и т.п.» Речь учителя: Давайте тогда на основании сказанного попробуем вместе сформулировать цель урока. Что мы должны изучить? К чему должны придти? Предполагаемый ответ обучающихся: «Мы должны изучить этапы, ход, значение битвы за Сталинград» Речь учителя: Цель урока - изучить этапы, ход, итоги битвы за Сталинград (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.), охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как начала коренного перелома во Второй мировой войне; раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге. Запишите тему нашего урока в тетрадь - Изучить этапы, ход, итоги битвы за Сталинград (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.), Учитель :Для достижения данной цели, что нам потребуется на уроке? Работать будем по группам ( в каждлй группе 2 человека) Предполагаемый ответ обучающихся :мы будем установления исторических связей между фактами и событиями, выявления причин, решать тесты, смотреть фильм, рассуждать, решать проблемные ситуации. ( очень любите ставить проблемные задания) . Речь учителя: Мы свами должны решить сегодня такое пробленое задание Проблемное задание: Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. Можем ли мы с этим согласиться? На этот вопрос постарайтесь ответить в конце урока. Речь учителя: Ранняя весна 1942 года принесла советским людям надежду. Велик был духовный подъем советского народа, вызванный победой под Москвой ( Назовите дату Битвы под Москвой.) На советско-германском фронте установилось относительное затишье. Итак, давайте восстановим исторические события начала ВОВ. а) Блиц – опрос У рабочих групп на столе и на экране даны утверждения (слайд 2).(Приложение1) Речь учителя: Напротив утверждения поставьте «+» если вы согласны с ним, «-» если не согласны. Утверждение ответ II мировая война началась 22 июня 1941г. – с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М. Молотов + 23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР + по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций + план нападения на СССР назывался “Барбаросса” + первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал. – в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов + главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция – апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г. – контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г. + Приложение1 Учитель: Проверьте свои ответы с доской (слайд 3). Учитель: Сколько неверных ответов вы дали? б) Задание «Озвучь карту» Речь учителя Каждая группа «озвучивает карту» на своем направлении. Номер направления соответствует номеру вашей группы. Просмотрите задание (слайд 4 ), 1 минута на обсуждение. (На экране карта, на которой появляются условные обозначения, группа рассматривает только свое направление, соответствующее номеру группы и готовит краткий ответ) Выслушивание ответов. Примерный ответ: Группа № 1. Группа армий «Север» вела наступление через Прибалтику на Ленинград. В начале сентября замкнулось кольцо окружения вокруг Ленинграда. Не сумев взять город штурмом, немецкие войска приступили к его блокаде. Группа № 2. Группа армий «Центр» через Минск и Смоленск на Москву. Крупное окружение удалось немцам в районе Минска. Крупное сражение состоялось в районе Смоленска. Яростное сопротивление Красной Армии заставило немцев отложить наступление на Москву. Но с конца сентября вновь началась битва за Москву. Противники планировали разгромить здесь оставшиеся силы Красной Армии и закончить компанию в России до наступления зимы. Однако немцам не удалось захватить Москву и они были отброшены назад. Группа № 3. Группа армий «Юг» на Киев и далее на Кавказ. Упорные бои шли за Киев. Но воспользовавшись ошибками советского командования, гитлеровцы окружили киевскую группировку, захватив после этого практически всю Украину. К концу осени был занят и Крым за исключением Севастополя. ( Спасибо группам за работу) ( выключить! Речь учителяВывод: К 1942 году фашисты захватили значительную часть территории СССР (показ по настенной карте). : показывает на карте западную Карелию, часть Ленинградской области, Прибалтику, Белоруссию, Украину, Молдавию, часть Центральной России( Учитель показывает на карте) II. Этап изучения нового материала. Речь учителя: В начале июля 1942г. немцы захватили Крым, Донбасс. А сейчас нам нужно выяснить, какова же была ситуация на советско-германском фронте к лету 1942г. Стороны готовились к активным боевым действиям летней кампании . Планы сторон(1 группа- планы Советского командлвания )( работа с учебником стр 215).( Работа с источником из Приказа НКО ССР Сталина № 130 от1 мая 1942 г) Советское командование было уверено, что немцы начнут наступление на центральном направлении и попытаются захватить Москву. Поэтому сюда были стянуты значительные силы и разработан план оборонительных действий с последующим переходом в контрнаступление. Однако немецкий генеральный штаб поставил перед своими войсками совершенно иную задачу. Вопрос ( 2 группа планы немецкого командовани стр 215 2 абзац снизу)). Главный удар был запланирован на южном направлении с целью овладения богатыми стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой. На южном направлении гитлеровцы достигли значительных успехов, заняв Донбасс, Ростов, Крым, нанесли Советской армии ощутимое поражение под Харьковом.( Синими стелочками показать захвать Крыма и захватили 4июля Севастополь 1942г. В мае захват Харькова. Заняли Донбасс и вышли к Сталинграду, 17 июля 1942г. развернулось сражение за Сталинград. Вопросы: Как вы думаете, почему Гитлер не стал наступать на Москву, Ленинград, а направлением удара избрал южное направление, и главной его целью был именно Сталинград(? Памятка) Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить географическое положение города. На какой реке он расположен? Какие крупные промышленные предприятия находились в Сталинграде? Какое идеологическое и моральное значение имело взятие Сталинграда немцами? Какие возможности создавались для продолжения войны? Чем богат Азербайджан, который отсекался от центральной России в случае взятия Сталинграда? ( Приложение2) Предполагаемый ответ обучающихся: «В случае захвата Сталинграда Гитлер поставил бы под контроль нижнее течение Волги – важной торговой артерии. Сталинград являлся крупным промышленным центром, в котором были сосредоточены стратегические предприятия, такие, как Сталинградский тракторный завод. Город носил имя Сталина, поэтому его захват стал бы серьезным идеологическим ударом по СССР. В случае захвата Сталинграда Гитлер мог бы начать наступление на Москву с юга. Поставки азербайджанской нефти стали бы для СССР затруднительными. Речь учителя:Сейчас нам нужно выяснить, какие этапы выделяют в рамках битвы за Сталинград?. Для того, чтобы выяснить их названия, достаточно вспомнить битву под Москвой. Каковы 2 ее основных этапа? Предполагаемый ответ обучающихся: «Оборонительный этап и контрнаступление». Слайд 6. Речь учителя: Итак, историки выделяют 2 этапа битвы за Сталинград. Первый этап – оборонительный. Он продолжался с 17 июля по 18 ноября 1942г . соотношение сил ПРоанализировать-------Второй этап – наступательный – с 19 ноября 1942г. по 2 февраля 1943г. (Порказать распечатку) (Приложение3 )Сначала советские войска отступали. Речь учителя: Опасаясь потери юга, Сталин 28 июля 1942г. подписывает приказ № 227 (Приложение 4), который был назван «Ни шагу назад». Выдержка из него находится у вас на партах. …, прочитайте приказ вслух, пожалуйста. Итак, нам нужно проанализировать данный источник . Работа с документом (приказ № 227) 1). Почему был принят такой приказ?( К данному моменту люди стали сомневаться в благополучный исход войны и в рядах армии возникали панические настроения, поэтому командующая часть армии приняла приказ как способ наведения порядка в рядах Красной Армии Остановить паническое отступление Красной Армии, вселиь уверенность друг в друга. 2) Какие меры предлагает И.В. Сталин для наведения порядка в армии?( Ни шагу назад! Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории … Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину) 3) Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями? (Паникеры и трусы должны истребляться на месте…) 4) Как можно оценить приказ № 227? Выскажите свою точку зрения.( «Это был суровый приказ. Он появился, когда отступление докатилось до Волги. И был он сильным отрезвляющим средством – «Ни шагу назад!». Приказ остановил людей. Появилась уверенность в соседях справа и слева – не отступят».) Деятельность обучающихся: работа в парах, взаимоконтроль Обучающиеся отвечают на вопросы Слайд 7. Речь учителя: Но советские войска, несмотря на приказ, отступали. враг, хоть и медленно, приближался к городу. . (Видеофрагмент документального фильма 1 этапа Сталинградской битвы ) Наступил трагический день 23 августа, когда 6-я немецкая армия достигла западной окраины Сталинграда, окружив город с севера.. Фашистская авиация подвергла жестокому бомбовому удару весь город, совершив 2 тысячи боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли город Вопросы к фильму: 1. Кто командовал отборными немецкими дивизиями в битве за Сталинград? 2. Почему дорога на Сталинград, по мнению большинства немцев, стала дорогой смерти, уже на первом этапе битвы? 13 сентября противник, у начал штурм городе ( Приготовиться к презентации учащемуся )Оборона сталинграда была возложена 62-я и 64-я армии (командующие – генералы Чуйков Василий Иванович и Шумилов Михаил Степанович( Приложение 4) Начались бои на улицах города. Советские воины стояли насмерть, зщищая каждую пять волжской земли. «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» – эти слова стали девизом защитников Сталинграда. . . Борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. До Волги фашистам оставался один километр. Речь учителя: Тебята готовили презентации о защитниках Сталиграда Презентация детей ( Герои Сталинграда) Однако, советские бойцы проявили мужество. 58 дней 20 защитников под командованием сержанта Павлова обороняли дом, который на карте командующего 6-й армией немцев Фридриха Паулюса был помечен как крепость. . Нельзя забывать и о подвиге Михаила Паникахи, который в неравном бою с фашистскими танками, загоревшись, бросился на вражеский танк с бутылкой зажигательной смеси. . Сообщение учащегося: Господствующая над городом высота - Мамаев курган, в период Сталинградской битвы - это было место самых ожесточённых боёв, ключевой позицией обороны, значащаяся в донесениях как высота 102. Учитель: Советские войска в тяжелейших боях измотали крупную группировку немецких войск Работа с источником. Познакомьтесь с извлечениями из дневников немецких солдат и ответьте на вопрос, : «О каких качествах советского солдата можно говорить, изучив данные документы?»( Приложение 4) Группа № 1. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы». Группа № 2. Извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана: “1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие! 8 сентября: …безрассудное упрямство. 11 сентября: …фанатики. 13 сентября:…дикие звери! 16 сентября: Варварство…это не люди, а черти. 27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня… 28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”. Группа № 3. Из письма советских солдат И.В.Сталину: «Мы пишем Вам в разгар великого сражения, под гром несмолкаемой канонады, вой самолетов… пишем, чтобы сказать Вам и через Вас всему советскому народу, что дух наш бодр, как никогда, воля тверда, руки наши не устали разить врага…» Выслушиваются ответы. Речь учителя: Чтобы победить в войне, советский солдат должен был обладать такими качествами как целеустремленность, выносливость, желание победить, стойкость, патриотизм. Речь учителя: Упорство советских войск привело к тому, что немецкое наступление выдохлось. Заместитель Верховного главнокомандующего Георгий Константинович Жуков и начальник Генерального штаба Александр Михайлович Василевский разработали 2 операции по разгрому немцев – «Уран» и «Кольцо». Слайд Приложение5 Слайд 12. Особая роль в предстоящем разгроме отводилась Донскому фронту под командованием Константина Константиновича Рокоссовского, Сталинградскому фронту под командованием Андрея Ивановича Еременко и Юго-Западному фронту под командованием Николая Федоровича Ватутина. Особое место в обороне самого Сталинграда отводилось 64 армии Михаила Степановича Шумилова и 62 армии Василия Ивановича Чуйкова. Попробуйте догадаться, исходя из ситуации на фронте, в чем мог заключаться план советского командования. Обратите внимание на немецкий клин. Предполагаемый ответ обучающихся: «Советское командование надеялось окружить немецкие армии фланговыми ударами» Слайд 13. Речь учителя: Предполагали силами Юго-Западного и Сталинградского фронтов нанести по сходящимся направлениям удар по немцам с целью их окружения в междуречье Волги и Дона и полного разгрома. Для выполнения этого плана было обеспечено двойное превосходство над противником . (Соотношение сил Таблица) Слайд 14. II. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось 19 ноября 1942 г. В рамках этого стратегического плана была проведена операция по окружению немецко-фашистских войск под Сталинградом, под кодовым названием «Уран». Вопросы: Какие фронты участвовали в операции «Уран»? У какого города соединились основные части советской армии? Помощь Паулюсу должен был оказать фельдмаршал Манштейн - ударная танковая группировка. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым войскам с юго - запада на расстояние 35-40 км., но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия под командованием генерала Малиновского не только остановила врага, но и нанесла ему сокрушительное поражение. Одновременно было остановлено наступление армейской группы Гота, пытавшейся в районе г. Котельникова разорвать кольцо окружения. По плану «Кольцо» (руководил осуществлением операции генерал Рокосовкий) 10 января 1943 года советские войска начали разгром фашистской группировки. 2 февраля 1943 года окруженная группировка противника капитулировала. В плену оказался и сам её главнокомандующий - генерал - фельдмаршал Паулюс. Просмотр видеофрагмента. Все действия советских войск в ходе Сталинградской битвы координировал Георгий Константинович Жуков. Победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Ребята, как вы думаете, что такое коренной перелом в войне? Предполагаемый ответ обучающихся Должна поменяться ситуация на фронте, т.е. инициатива должна перейти на другую сторону. От защиты переходят в наступление или наоборот. Речь учителя: Запишите в тетрадь данный термин и его определение (слайд 5). Коренной перелом в войне – переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к другой. – В чём суть понятия «коренной перелом»? (Немцы утратили боевой наступательный дух. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования) – Вернёмся к проблемному заданию : Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. . – Можем ли мы с этим согласиться? (Ответы учащихся)«Битва под Сталинградом – это действительно золотая страница военной истории нашего народа» - писал командующий Сталинградским фронтом - генерал Ерёменко. И с этим нельзя не согласиться. III. Этап закрепления изученного материала. Сталинградская битва – пример массового героизма, в которой проявились лучшие качества воинов-патриотов. В этой битве принимали участие и наши земляки. Давайте посмотрим фрагмент записи ( Алексей Степанович) которую приготовили ваши сверстники. Учитель: Иллюстрация ( Сталинградская битва охватила территорию около 100 тыс. кв.км, в ней участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех своих сил В связи с катастрофой под Сталинградом в Г 11.05.2017 0 Сохранена авторская орфография и пунктуация ИСТОРИИ Школа моей семьи ШКОЛА МОЕЙ СЕМЬИ Да, у моей семьи есть школа, одна общая школа N 5, города Волхова. ... Читать далее Советская улица, Ленинградская область, Волхов 1989 — 1999г. Прощай, Гульсары! ПРОЩАЙ, ГУЛЬСАРЫ! Давным-давно, в семидесятых годах прошлого века я была обычной ... Читать далее Школьник-диссидент ШКОЛЬНИК-ДИССИДЕНТ После пионерского лагеря в начале шестидесятых годов прошлого ... Читать далее О внезапной забывчивости О ВНЕЗАПНОЙ ЗАБЫВЧИВОСТИ О, об этом можно много случаев рассказать! Самый смешной, ... Читать далее Не учителя НЕ УЧИТЕЛЯ Организаторы проекта и читатели оставляют за собой право ... Читать далее Мама – мой первый учитель по литературе МАМА – МОЙ ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ ПО ... Наверное, мне повезло! Учитель по литературе и русскому ... Читать далее Великое чудо ВЕЛИКОЕ ЧУДО По радио сказали: «В Москве умер Самуил Маршак…». ... Читать далее Суд над Раскольниковым СУД НАД РАСКОЛЬНИКОВЫМ Это сейчас в век тренингов никого не удивишь ролевыми играми ... Читать далее Луганск, Луганская область, Луганск ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ ИСТОРИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Суровыми фронтовыми дорогами СУРОВЫМИ ФРОНТОВЫМИ ДОРОГАМИ Суровыми фронтовыми дорогами Литературно-музыкальная ... Читать далее Пионерская улица, 28, Ханты-Мансийский АО, Нягань 1941 — 1945г. Северная война и реформы Петра I на Севере СЕВЕРНАЯ ВОЙНА И РЕФОРМЫ ПЕТРА ... Оборудование для урока: м/м установка для демонстрации ... Читать далее Улица не указана, Архангельская область, Архангельск Афганистан в моей судьбе (воспоминание о службе в Афганистане братьев Холиных Александра и Михаила) АФГАНИСТАН В МОЕЙ СУДЬБЕ (ВОСПОМИНАНИЕ ... Цель: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках ... Читать далее Улица не указана, Регион не выбран, Афганистан 1985 — 1989г. Учебное пособие «Welcome to Verkhoyanye!» («Добро пожаловать в Верхоянье!») как способ реализации регионального (национального) компонента на уроках английского языка УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «WELCOME TO VERKHOYANYE!» ... В последние годы в образовании наблюдается тенденция к ... Читать далее Улица не указана, Республика Саха (Якутия), Верхоянский район Что в имени твоем, Новосибирск! ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ, НОВОСИБИРСК! Цель: создание условий для формирования значимых морально-психологических ... Читать далее Улица не указана, Новосибирская область, Новосибирск Устный журнал «Музейные истории. Н. А. Ярошенко и Д. И. Менделеев» УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «МУЗЕЙНЫЕ ИСТОРИИ. ... Цель: Развитие познавательной деятельности школьников. Удовлетворение ... Читать далее Улица не указана, Ставропольский край, Кисловодск Урок-размышление «Это страшное слово… война» (война на севастопольской земле в произведениях русских писателей) УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ «ЭТО СТРАШНОЕ ... Пояснительная записка Со временем все меньше остается ... Читать далее Улица не указана, Севастополь Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы) ПАМЯТЬ ХРАНЯЩИЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ... Форма занятия: Образовательное путешествие по микрорайону ... Читать далее Улица не указана, Санкт-Петербург, Колпино ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ
1253_0.docx
МКОУ « Горская Средняя общеобразовательная школа»  Разработка урока истории по теме «Сталинградская битва»  9 класс Выполнил: учитель истории, обществознания  Морозова Елена Афонасьевна 1 Горки 2016 г Класс ­ 9 Предмет ­ история Тип урока: урок изучения нового материала  Цели: 1) изучение этапов, хода, итогов Сталинградской битвы (17 июля 1942г. – 2 февраля  1943г.); 2) развитие умений анализировать, сравнивать, находить выход из проблемной ситуации;  рефлексировать; 3) содействие развитию личности обучающихся посредством воспитания чувства  патриотизма, уважения к участникам битвы. Планируемые умения обучающихся метапредметные  Познавательные: выделение значимой информации, установление причинно­ следственных связей, определение понятий, формулирование собственного мнения  и его аргументация;  Коммуникативные: «слышать и слушать», участвовать в коллективном обсуждении,  умение вести диалог;  Регулятивные: целеполагание, установка целевых приоритетов, самостоятельно  оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение,  контроль (сличение с образцом) личностные  уважение к истории Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны, ее  участникам;  уважение к личности и ее достоинству  осознанное отношение к решению главного вопроса урока, к обучению в целом предметные  освоить знания об этапах, ходе, итогах Сталинградской битвы;  устанавливать взаимосвязь между событиями отечественной и всеобщей истории;  выявить факты и события, способствующие победе СССР в Великой Отечественной  войне. Ожидаемый результат (на уровне обучающихся) (по федеральному компоненту государственного стандарта 2004) Знать/понимать Уметь Использовать приобретенные знания и умения в практической определение коренного  повседневной жизни для анализировать исторический формирования ключевых  деятельности в 2 перелома ход, периодизацию, итоги  битвы за Сталинград спорные вопросы в  историографии битвы  место битвы за Сталинград  во всемирном историческом  процессе источник с целью получения  необходимой информации формулировать собственную позицию активно участвовать в  разных формах работы оценивать качество своих  знаний и эмоциональное  состояние после урока компетентностей  современного общества осознания себя патриотом  России выработки собственной  жизненной позиции развития ценностных  ориентаций личности Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС 3 – показатель наблюдается у всех обучающихся (от 90 до 100 %) 2 – показатель наблюдается у большей части обучающихся (от 50 до 90 %) 3 1 – показатель наблюдается у меньшей части обучающихся (от 30 до 50 %) № Критерии Показатели Бал л 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Учебно­познавательная  атмосфера урока Учебная самостоятельная  деятельность Работа с учебной  информацией Взаимопонимание и  взаимодействие учителя и  обучающихся Формирование УУД личностные коммуникативные регулятивные Компетентность Рефлексивная  деятельность Результативность Использование  дидактического  электронного  сопровождения (ДЭС) Сумма баллов Обучающиеся увлечены и участвуют в различных  видах деятельности, активно проявляют интерес к учебному процессу Обучающиеся проявляют активность и  самостоятельность при выполнении заданий Обучающиеся работают с разными источниками  информации, понимают и выполняют  предложенные учителем задания, адекватно  формулируют ответы на поставленные вопросы Обучающиеся понимают учителя, знают, что  должны делать, действуют самостоятельно и  эффективно Обучающиеся адекватно используют речь для  диалога и согласования действий с партнером или учителем. Конкретно и ясно излагают содержание и отвечают на поставленные вопросы,  убедительно аргументируют и представляют  выполненное задание. Обучающиеся адекватно используют речь для  диалога и согласования действий с партнером или учителем. Корректно и ясно излагают содержание и отвечают на поставленные вопросы,  убедительно аргументируют и представляют  выполненное задание. Обучающиеся регулируют собственную учебную  деятельность: принимают и выполняют учебные  задания; планируют свою деятельность; вносят  коррективы в собственную деятельность. Обучающиеся самоопределяются к обучению по  теме и самоорганизуются для выполнения  учебных заданий, используя знания и умения. Обучающиеся самостоятельно и адекватно  оценивают собственные достижения и результаты  других обучающихся, анализируют успехи и  неудачи, предлагают способы их устранения. Обучающиеся выполняют диагностические  контрольные и творческие задания с  положительной оценкой. Использование ДЭС оправданно обеспечивает  достижение цели урока. Учебное оборудование: 4 1) Карта «Великая Отечественная война 1941­1945гг.» 2) Карта «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» 3) Презентация к уроку «Сталинградская битва» (прилагается отдельным файлом Microsoft Office 2007) 4) Фильм в программе Photostory «Память о Сталинграде» (прилагается отдельным  файлом, требуется Windows Media Player 10) 5) Тест в программе  «Битва за Сталинград» (приложение  №) 6) Исторический источник (на каждого) – Приказ № 227 «Ни шагу назад» (приложение №  7) Карточки рефлексии (приложение № 4) Оборудование 1) Мультимедийная приставка 2) Проекционный экран 3) Зажженная свеча На доске: Сталинградская битва (17 июля 1942 ­ 2 февраля 1943г. I  . Этап урока – актуализация («стадия вызова») Слайд 1 Сталинградская битва(17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.),. Речь учителя: Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.  Горит свеча. XX век. Что сделал ты с собою, человек? Кого любил, кого казнил? Не сосчитать твоих могил. Карал, ломал, уничтожал, Забыл и Бога, и Христа. Наточен и теперь безжалостный кинжал. Не начал свою жизнь ты с чистого листа. Давайте ж мы очнемся на мгновенье, Урок наш так ничтожно мал. Но я хочу, вне всякого сомненья, Надеюсь, что мы сегодня плодотворно поработаем, и достигнем того результата,  Чтоб он частицей жизни нашей стал.  который нас удовлетворит. Прошу вас быть раскованными, активными, отвечать. И тогда  этот урок нам действительно запомнится Итак, как вы могли уже увидеть, тема нашего урока – это битва за Сталинград.  Слайд2 Скажите, пожалуйста, что мы изучаем, когда говорим о битвах, войнах?  Предполагаемый ответ обучающихся: «Мы изучаем даты, этапы, значение войн и битв,  роль исторических личностей и т.п.»  Речь учителя: Давайте тогда на основании сказанного попробуем вместе сформулировать  цель урока. Что мы должны изучить? К чему должны придти?  Предполагаемый ответ обучающихся: «Мы должны изучить этапы, ход, значение битвы  за Сталинград» Речь учителя: Цель урока ­ изучить этапы, ход, итоги битвы за Сталинград (17 июля  1942г. – 2 февраля 1943г.), охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как  5 начала коренного перелома во Второй мировой войне; раскрыть причины победы  советского народа в битве на Волге. Запишите  тему нашего урока в тетрадь­ Изучить этапы, ход, итоги битвы за Сталинград (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.),  Учитель:Для достижения данной цели, что нам потребуется на уроке? Работать  будем по группам ( в каждлй группе 2 человека) Предполагаемый ответ обучающихся:мы будем установления исторических  связей между фактами и событиями, выявления причин, решать тесты, смотреть фильм,  рассуждать, решать проблемные ситуации. ( очень любите ставить проблемные задания)  . Речь учителя:  Мы свами должны  решить сегодня такое пробленое задание   Проблемное задание: Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что  причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие:  ужасные холода, грязь, снег. Можем ли мы с этим согласиться? На этот вопрос постарайтесь ответить в конце урока. Речь учителя:  Ранняя весна 1942 года принесла советским людям надежду. Велик был духовный подъем  советского народа, вызванный победой под Москвой (  Назовите дату  Битвы под  Москвой.) На советско­германском фронте установилось относительное затишье. Итак,  давайте восстановим исторические события начала ВОВ. а) Блиц – опрос  У рабочих групп на столе и на экране даны утверждения (слайд 2).( Приложение1) Речь учителя:  Напротив утверждения поставьте «+» если вы согласны с ним, «­» если не  согласны. Утверждение ответ II мировая война началась 22 июня 1941г. с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М.  Молотов 23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и  СССР по окончании советско­финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги  Наций план нападения на СССР назывался “Барбаросса” первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал. в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция – + + + + – + – 6 апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму –  весну 1942г. – + контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г.  Приложение1 Учитель: Проверьте свои ответы с доской (слайд 3). Учитель: Сколько неверных ответов вы дали?  б) Задание «Озвучь карту» Речь учителя  Каждая группа «озвучивает карту» на своем направлении. Номер  направления соответствует номеру вашей группы. Просмотрите задание (слайд 4), 1  минута на обсуждение. (На экране карта, на которой  появляются условные обозначения, группа рассматривает  только свое направление, соответствующее номеру группы и готовит краткий ответ) Выслушивание ответов. Примерный ответ: Группа № 1.  Группа армий «Север» вела наступление через Прибалтику на Ленинград. В  начале сентября замкнулось кольцо окружения вокруг Ленинграда. Не сумев взять город  штурмом, немецкие войска приступили к его блокаде. Группа № 2.  Группа армий «Центр» через Минск и Смоленск на Москву. Крупное  окружение удалось немцам в районе Минска. Крупное сражение состоялось в районе  Смоленска. Яростное сопротивление Красной Армии заставило немцев отложить  наступление на Москву. Но с конца сентября вновь началась битва за Москву. Противники  планировали разгромить здесь оставшиеся силы Красной Армии и закончить компанию в  России до наступления зимы. Однако немцам не удалось захватить Москву и они были  отброшены назад. Группа № 3.  Группа армий «Юг» на Киев и далее на Кавказ. Упорные бои шли за Киев. Но воспользовавшись ошибками советского командования, гитлеровцы окружили киевскую  группировку, захватив после этого практически всю Украину. К концу осени был занят и  Крым за исключением Севастополя.  ( Спасибо группам за работу) (  выключить!  Речь учителя  Вывод: К 1942 году фашисты захватили значительную часть территории  СССР (показ по настенной карте). : показывает на карте западную Карелию, часть  Ленинградской области, Прибалтику, Белоруссию, Украину, Молдавию, часть  Центральной России(Учитель показывает на карте)      1 группа­ планы Советского командлвания)(работа с учебником стр  II   . Этап изучения нового материала. Речь учителя:   В начале июля 1942г. немцы захватили Крым, Донбасс. А сейчас нам  нужно выяснить, какова же была ситуация на советско­германском фронте к лету 1942г.   Стороны готовились к активным боевым действиям летней кампании.  Планы сторон(   215).( Работа   с источником из Приказа НКО ССР Сталина № 130 от1 мая 1942 г)  Советское командование было уверено, что немцы начнут наступление на центральном  направлении и попытаются захватить Москву. Поэтому сюда были стянуты значительные  силы и разработан план оборонительных действий с последующим переходом в  контрнаступление. Однако немецкий генеральный штаб поставил перед своими войсками  совершенно иную задачу.  Вопрос  (  2 группа планы немецкого командовани стр 215 2 абзац снизу)).Главный  удар был запланирован на южном направлении с целью овладения богатыми  7 стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой. На южном направлении гитлеровцы  достигли значительных успехов, заняв Донбасс, Ростов, Крым, нанесли Советской армии  ощутимое поражение под Харьковом.(  Синими стелочками показать захвать  Крыма и  захватили 4июля Севастополь 1942г. В мае захват Харькова. Заняли Донбасс и вышли   к Сталинграду, 17 июля 1942г. развернулось сражение за Сталинград.  Вопросы: Как вы думаете, почему  Гитлер не стал наступать на Москву, Ленинград, а  направлением удара избрал южное направление, и главной его целью был именно  Сталинград(? Памятка) Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить географическое  положение города. На какой реке он расположен? Какие крупные промышленные  предприятия находились в Сталинграде? Какое идеологическое и моральное значение  имело взятие Сталинграда немцами? Какие возможности создавались для продолжения  войны? Чем богат Азербайджан, который отсекался от центральной России в  случае  взятия Сталинграда?( Приложение2) Предполагаемый ответ обучающихся: «В случае захвата Сталинграда Гитлер поставил  бы под контроль нижнее течение Волги – важной торговой артерии. Сталинград являлся  крупным промышленным центром, в котором были сосредоточены стратегические  предприятия, такие, как Сталинградский тракторный завод. Город носил имя Сталина,  поэтому его захват стал бы серьезным идеологическим ударом по СССР. В случае захвата  Сталинграда Гитлер мог бы начать наступление на Москву с юга. Поставки  азербайджанской нефти стали бы для СССР затруднительными. Речь учителя: Сейчас нам нужно выяснить, какие этапы выделяют в рамках битвы за  Сталинград?. Для того, чтобы выяснить их названия, достаточно вспомнить битву под  Москвой. Каковы 2 ее основных этапа? Предполагаемый ответ обучающихся: «Оборонительный этап и контрнаступление». Слайд 6    .  Речь учителя: Итак, историки выделяют 2 этапа битвы за Сталинград. Первый этап –  оборонительный. Он продолжался с 17 июля по 18  ноября 1942г. соотношение сил   ПРоанализировать­­­­­­­Второй этап – наступательный – с 19 ноября 1942г. по 2 февраля  1943г.  (Порказать распечатку) ( Приложение3)Сначала советские войска отступали. Речь учителя: Опасаясь потери юга, Сталин 28 июля 1942г. подписывает приказ № 227  (Приложение 4), который был назван «Ни шагу назад». Выдержка из него находится у вас  на партах. …, прочитайте приказ вслух, пожалуйста. Итак, нам нужно проанализировать  данный источник . Работа с документом (приказ № 227) 1). Почему был принят такой приказ?( К данному моменту люди стали сомневаться в  благополучный исход войны и в рядах армии возникали панические настроения, поэтому  командующая часть армии приняла приказ как способ наведения порядка в рядах Красной Армии  Остановить паническое отступление Красной Армии, вселиь уверенность друг в друга. 2) Какие меры предлагает И.В. Сталин для наведения порядка в армии?( Ни шагу назад! Надо   упорно,   до   последней   капли   крови   защищать   каждую   позицию,   каждый   метр советской территории … Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину) 3) Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями? (Паникеры и трусы должны истребляться на месте…)  8 4) Как можно оценить приказ № 227? Выскажите свою точку зрения.( «Это был суровый  приказ. Он появился, когда отступление докатилось до Волги. И был он сильным отрезвляющим  средством – «Ни шагу назад!». Приказ остановил людей. Появилась уверенность в соседях справа и слева – не отступят».)   Деятельность обучающихся: работа в парах, взаимоконтроль Обучающиеся отвечают на вопросы Слайд 7.  Речь учителя: Но советские войска, несмотря на приказ, отступали. враг, хоть и медленно, приближался к городу. . (Видеофрагмент документального фильма 1 этапа  Сталинградской битвы )  Наступил трагический день 23 августа, когда 6­я немецкая армия достигла западной  окраины Сталинграда, окружив город с севера.. Фашистская авиация подвергла жестокому  бомбовому удару весь город, совершив 2 тысячи боевых вылетов. Были разрушены жилые  кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей. Озлобленные  фашисты решили стереть с лица земли город   Вопросы к фильму: 1. Кто командовал отборными немецкими дивизиями в битве за Сталинград?  2. Почему дорога на Сталинград, по мнению большинства немцев, стала дорогой  смерти, уже на первом этапе битвы?  13 сентября противник, у начал штурм городе ( Приготовиться к презентации   учащемуся)Оборона сталинграда была возложена  62­я и 64­я армии (командующие –  генералы Чуйков Василий Иванович и Шумилов Михаил Степанович(  Приложение 4) Начались бои на улицах города. Советские воины стояли насмерть, зщищая каждую пять  волжской земли. «Ни шагу назад! Стоять насмерть!» – эти слова стали девизом защитников Сталинграда. . . Борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. До Волги фашистам оставался один  километр. Речь учителя: Тебята готовили презентации о защитниках Сталиграда  Презентация детей ( Герои Сталинграда)  Однако, советские бойцы проявили мужество. 58 дней 20 защитников под командованием  сержанта Павлова обороняли дом, который на карте командующего 6­й армией немцев  Фридриха Паулюса был помечен как крепость. .  Нельзя забывать и о подвиге Михаила Паникахи, который в неравном бою с фашистскими  танками, загоревшись, бросился на вражеский танк с бутылкой зажигательной смеси. .  Сообщение учащегося: Господствующая над городом высота ­ Мамаев курган, в период  Сталинградской битвы ­ это было место самых ожесточённых боёв, ключевой позицией  обороны, значащаяся в донесениях как высота 102. Учитель:  Советские   войска   в   тяжелейших   боях   измотали   крупную   группировку немецких войск   Работа с источником. Познакомьтесь с извлечениями из дневников 9 немецких солдат и ответьте на вопрос, : «О каких качествах советского солдата можно говорить, изучив данные документы?»( Приложение 4) Группа № 1. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы». Группа № 2.  Извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:  “1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие! 8 сентября: …безрассудное упрямство. 11 сентября: …фанатики. 13 сентября:…дикие звери! 16 сентября: Варварство…это не люди, а черти. 27 октября: Русские ­ это не люди, а какие­то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня… 28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”. Группа № 3. Из   письма   советских   солдат   И.В.Сталину:   «Мы   пишем   Вам   в   разгар   великого сражения, под гром несмолкаемой канонады, вой самолетов… пишем, чтобы сказать Вам и через Вас всему советскому народу, что дух наш бодр, как никогда, воля тверда, руки наши не устали разить врага…» Выслушиваются ответы. Речь учителя:  Чтобы победить в войне, советский солдат должен был обладать такими качествами как  целеустремленность, выносливость, желание победить, стойкость, патриотизм. Речь учителя: Упорство советских войск привело к тому, что немецкое наступление выдохлось.  Заместитель Верховного главнокомандующего Георгий Константинович Жуков и  10 начальник Генерального штаба Александр Михайлович Василевский разработали 2  операции по разгрому немцев – «Уран» и «Кольцо».   Слайд Приложение5 Слайд 12.  Особая роль в предстоящем разгроме отводилась Донскому фронту под командованием  Константина Константиновича Рокоссовского, Сталинградскому фронту под  командованием Андрея Ивановича Еременко и Юго­Западному фронту под командованием Николая Федоровича Ватутина. Особое место в обороне самого Сталинграда отводилось  64 армии Михаила Степановича Шумилова и 62 армии Василия Ивановича Чуйкова.  Попробуйте догадаться, исходя из ситуации на фронте, в чем мог заключаться план  советского командования. Обратите внимание на немецкий клин.  Предполагаемый ответ обучающихся: «Советское командование надеялось окружить  немецкие армии фланговыми ударами» Слайд 13.   Речь учителя: Предполагали силами Юго­Западного и Сталинградского фронтов нанести  по сходящимся направлениям удар по немцам с целью их окружения в междуречье Волги и  Дона и полного разгрома. Для выполнения этого плана было обеспечено двойное  превосходство над противником. (Соотношение сил Таблица) Слайд 14.  II. Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось 19 ноября 1942 г. В  рамках этого стратегического плана была проведена операция по окружению немецко­ фашистских войск под Сталинградом, под кодовым названием «Уран». Вопросы:   Какие фронты участвовали в операции «Уран»? У какого города соединились основные части советской армии? Помощь Паулюсу должен был оказать фельдмаршал Манштейн ­ ударная танковая  группировка. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым войскам с юго ­  запада на расстояние 35­40 км., но подошедшая из резерва 2­я гвардейская армия под  командованием генерала Малиновского не только остановила врага, но и нанесла ему  сокрушительное поражение. Одновременно было остановлено наступление армейской группы Гота, пытавшейся в  районе г. Котельникова разорвать кольцо окружения. По плану «Кольцо» (руководил осуществлением операции генерал Рокосовкий) 10 января  1943 года советские войска начали разгром фашистской группировки. 2 февраля 1943 года окруженная  группировка противника капитулировала. В плену  оказался и сам её главнокомандующий ­ генерал ­ фельдмаршал Паулюс. Просмотр видеофрагмента. Все действия советских войск в ходе Сталинградской битвы координировал Георгий  Константинович Жуков. Победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе не только  Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны.  Ребята, как вы думаете, что такое коренной перелом в войне? 11 Предполагаемый ответ обучающихся  Должна поменяться ситуация на фронте, т.е. инициатива должна перейти на другую сторону. От защиты переходят в наступление или наоборот. Речь учителя: Запишите в тетрадь данный термин и его определение (слайд 5).  Коренной перелом в войне – переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к другой. – В чём суть  понятия «коренной перелом»? (Немцы утратили боевой наступательный  дух. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского  командования) – Вернёмся к проблемному заданию: Некоторые западные историки и военачальники  заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются  следующие: ужасные холода, грязь, снег.  . – Можем ли мы с этим согласиться? (Ответы учащихся)    «Битва под Сталинградом – это действительно золотая страница военной истории нашего  народа» ­ писал командующий Сталинградским фронтом  ­ генерал Ерёменко. И с этим  нельзя не согласиться. III   . Этап закрепления изученного материала. Сталинградская битва – пример массового героизма, в которой проявились лучшие качества воинов­патриотов. В этой  битве принимали  участие и  наши земляки.  Давайте посмотрим     фрагмент   записи     (     Наш   земляк   ,   участник   Сталинградской   битвы­   А.С. Дерябкин) которую приготовили ваши  сверстники.  Учитель:   Иллюстрация  ( Сталинградская битва охватила территорию около 100 тыс. кв.км, в ней участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех своих сил   В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии был объявлен трехдневный траур. в) Составление кластера «Значение Сталинградской битвы» ( на доске заранее) Учитель: Так завершилось одно из крупнейших сражений  Второй Мировой Войны. А сейчас   давайте   подведем   итоги.   Составьте   кластер   «Значение   Сталинградской   битвы», используя заготовку на доске 12 ликвидация большой группировки немцев освобождение большой территории Значение Сталинградской битвы активизация антигитлеровской коалиции начало перелома в войне Выслушиваются ответы ребят, корректируются и выводятся на экран (слайд ликвидация большой группировки немцев освобождение большой территории Значение Сталинградской битвы активизация антигитлеровской коалиции начало перелома в войне Кластер переносится в тетрадь. V   . Итог урока. Учитель:  Действительно,   разгром   немецких   войск   под   Сталинградом   перерос   в мощное   наступление   Красной   Армии     на   многих   участках   фронта.   Опасаясь   нового окружения, немецкое командование стало спешно отводить войска с Северного Кавказа. Ребята, давайте вернемся к  проблемному вопросу, который был поставлен в начале урока Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег.  13 – Можем ли мы с этим согласиться? (Ответы учащихся)  : Каковы причины победы советских войск в Сталинградской битве? Примерные ответы:   Большую роль сыграл приказ № 227, поднявший боевой дух советской армии. Своевременное осознание советским командованием своих ошибок. Военное искусство и талант советских военачальников. Мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла. Воля к победе, сила духа, сила характера русского народа. V   . Этап рефлексии Речь учителя: В заключение я предлагаю вам просмотреть небольшой фильм под песню  Александра Розенбаума «Красная стена». Главный упор в нем сделан на необходимости  помнить о погибших в боях за Сталинград. По ходу просмотра также заполните,  пожалуйста, карточки рефлексии (приложение 3). Пишите прямо на них. На обороте карточки имеется пример стихотворения, которое называется синквейн.  Первая строка – это тема стихотворения – Сталинград. Она остается неизменной. Вторая  строка – 2 прилагательных, которые характеризуют тему. Третья строка – 3 глагола о теме. Четвертая строка – определение из 4 слов. 5 строка – слово­синоним первой. Рифма не  обязательна. Вам необходимо попробовать составить синквейн на тему «Сталинград». Кто бы хотел поделиться тем, что он написал? Деятельность обучающихся: обучающиеся заполняют карточки и читают синквейны Речь учителя: Спасибо всем большое за урок. Мне было интересно с вами работать. И  помните о войне. Мы не должны допустить подобного впредь. Это зависит от всех нас.  Запишите домашнее задание: вопрос на выбор к параграфу. Учитель: В форме синквейна выразите основную тему урока  1 строка – существительное (тема)  2 строка ­ два прилагательных (какой?) 3 строка ­ три глагола (что делал?) 4 строка ­ фраза, несущая определенный смысл.  14 5 строка ­ вывод, одно(два) слова, существительное(обычно).  Выслушиваются   варианты,   корректируются.   Примерный   вариант   синквейна (слайд 40): Сталинград. Несгибаемый, мощный. Сражался, наступал, победил. Вся страна помогала городу. Коренной перелом. VI    . Рефлексия. Учитель:  Ребята   я   вам   предлагаю   высказаться   об   уроке   одним   предложением, выбирая начало фразы на экране (слайд 41): 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я понял, что… 5. я почувствовал, что… 6. урок дал мне для жизни… 15 Приложение1. Блиц­ опрос   Напротив утверждения поставьте «+» если вы согласны с ним, «­» если не согласны. Утверждение ответ II мировая война началась 22 июня 1941г. с объявлением по радио о нападении германских войск на СССР выступил В. М.  Молотов 23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и  СССР по окончании советско­финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги  Наций план нападения на СССР назывался “Барбаросса” первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал. в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму –  весну 1942г. контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г. 16 Приложение 2 Памятка  Как вы думаете, почему  Гитлер не стал наступать на Москву, Ленинград, а направлением  удара избрал южное направление, и главной его целью был именно Сталинград?  Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить географическое положение города. На какой реке он  расположен? Какие крупные промышленные предприятия находились в Сталинграде?  Какое идеологическое и моральное значение имело взятие Сталинграда немцами? Какие  возможности создавались для продолжения войны? Чем богат Азербайджан, который  отсекался от центральной России в  случае взятия Сталинграда? 17 Из приказа Народного Комиссара СССР о запрещении отхода с занимаемых позиций без приказа и мерах по его обеспечению Приложение 3    № 227  28 июля 1942 г.  Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами….. Ни шагу назад! Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории …  Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину… Паникеры и трусы должны истребляться на месте…  Командиры   роты,   батальона,   полка,   дивизии,   соответствующие   комиссары   и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины… Верховное Главнокомандование Красной Армии приказывает:  2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:  а)   снимать   с   постов   командиров   и   комиссаров   корпусов   и   дивизий,   допустивших самовольный   отход   войск   с   занимаемых   позиций   без   приказа   командования   армии,   и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;  б) сформировать в пределах армии 3—5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров…;  в) сформировать в пределах армии от пяти до десяти штрафных рот, куда направлять рядовых   бойцов   и   младших   командиров,   провинившихся   в   нарушении   дисциплины   по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.     НАРОДНЫЙ КОМИССАР ОБОРОНЫ И. СТАЛИН  Вопросы  1. Почему был принят такой приказ?( 2) Какие меры предлагает И.В. Сталин для наведения порядка в армии? 3) Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с  данными требованиями 3) Как можно оценить приказ № 227? Выскажите свою точку зрения. 18 Приложение 4 Группа № 1. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы». Группа № 2.  Извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:  “1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие! 8 сентября: …безрассудное упрямство. 11 сентября: …фанатики. 13 сентября:…дикие звери! 16 сентября: Варварство…это не люди, а черти. 27 октября: Русские ­ это не люди, а какие­то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня… 28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”. Группа № 3. Из   письма   советских   солдат   И.В.Сталину:   «Мы   пишем   Вам   в   разгар   великого сражения, под гром несмолкаемой канонады, вой самолетов… пишем, чтобы сказать Вам и через Вас всему советскому народу, что дух наш бодр, как никогда, воля тверда, руки наши не устали разить врага…» 19 Приложение 5 Карточка рефлексии 1) Каково ваше отношение к уроку?  отличный, захватывающий  хороший, содержательный  нормальный, обычный  скучный  бесполезный, неинтересный 2) Кратко опишите ваше эмоциональное состояние. 3) На какую оценку вы оцениваете свою работу? 4) Ваш результат (тест) 5) Что на уроке понравилось вам более всего? Что не понравилось? 6) Составьте синквейн. Например, Сталинград Мужественный, отважный Сражался, верил, выстоял Сталинград – это вечная слава Город­герой 20

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва

Сталинградская битва
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018