Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
• овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
• развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
целей:
Изучение природоведения в V классе направлено на достижение следующих
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой
природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и
измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоциональноценностного отношения к природе; стремления
действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать
здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни,
безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской
помощи.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений
природы.
Вклад великих ученыхестествоиспытателей в развитие науки (на примере 12 историй
конкретных открытий) 1.
МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения»
Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества,
смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их
использование в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности
растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические
условия жизнедеятельности человека.
Опыт практической деятельности
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей
местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений
превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным
способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной,
Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния
воздушной, наземной).
температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы,
времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса,
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования
к уровню подготовки выпускников.Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных
приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся
дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально
ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей
местности и путей их решения.
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при
сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми
растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при
кровотечениях, травмах).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных
методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы
своей местности и пути их решения;
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и
охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа
определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений
к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания;
изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и
полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 34 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его
главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных
сообщениях (на 23 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными
нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных
животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими
культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.