Геополитика ‒ направление политической мысли, концепция, исходящая из признания интересов государства, распространяемых за пределами официально признанных границ. Изучает зависимость государственных действий от влияния географических факторов на состояние и эволюцию экономической, политической и социальной систем общества.
Баланс сил ‒
распределение мирового влияния между отдельными центрами силы — полюсами. Может принимать различные конфигурации: биполярную, трёхполюсную, мультиполярную (или многополярную) и т. д. Главная цель баланса сил — предотвращение доминирования в международной системе одного государства или группы стран, обеспечить поддержание международного порядка.
Противоречивое положение СССР после войны
Страна разорена
В области военных технологий США и Великобритания давно обогнали СССР
Амбиции политических лидеров
Выгода из оккупированных территорий Европы
По численности армия самая крупная в мире
!СССР ‒ Держава Великая, но уязвимая!
СССР в международных отношениях!НЕСТАБИЛЬНОСТЬ!
Сохранение «большого альянса», созданного в годы войны
передышка для реконструкции и развития экономики
приобретение «гарантий безопасности» посредством расширения сфер советского влияния
Тезис о разделе мира на два противоположных лагеря !НЕИЗБЕЖНОСТЬ!
Что на ваш взгляд было выбрано?
Почему?
В 1945 г. СССР, имея дипломатические отношения с 52 государствами, заключил мирные договоры со многими бывшими союзниками Германии.
В то же время намечается охлаждение в отношениях с собственными союзниками по антигитлеровской коалиции.
Сам СССР строил свой внешнеполитический курс, исходя из тезиса о разделе мира на два противоположных лагеря (впервые сформулирован в сентябре 1947 г. в Польше в докладе А.А. Жданова "О международном положении").
Андрей Александрович Жданов
Внешняя политика развивалась по следующим направлениям:
отношения с бывшими союзниками: борьба за сферы влияния в Европе, проблемы послевоенной Германии; работа СССР против пропаганды и развязывания новой войны;
отношения со странами социалистического лагеря: экономическая помощь, политическое давление, конфликты;
деятельность СССР в ООН.
Отношения с бывшими союзниками
Термин «холодная война» был введён американским журналистом Уолтером Липпманом.
«Холодная война» —название внешнеполитического курса, проводимого обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40 — начала 90-х гг.
«Холодная война» - это состояние напряжённой конфронтации в отношениях между капиталистическими и социалистическими странами во главе с США и СССР.
Эта конфронтация не была войной в международно-правовом смысле.
«Холодная война»
Политика балансирования на грани войны, гонки вооружений, взаимного неприятия идеологических и культурных ценностей.
Каждая из сторон стремилась добиться своих целей путём прямого нажима и силы, не считаясь с интересами другой страны.
Американский журналист У. Липпман
Характеристика:
враждебными политическими акциями сторон.
для решения международных проблем использовались силовые приемы.
гонка вооружений и усиленной подготовкой к «горячей» войне;
соперничеством во всех сферах общественной жизни;
острая идеологическая борьба и создание образа внешнего врага;
биполярность мира;
борьба за сферы влияния в мире;
локальные вооруженные конфликты
создание военно-политических блоков
Причины «холодной войны»
1. Отсутствие общего врага у стран антигитлеровской коалиции.
2. Стремление СССР и США к доминированию в послевоенном мире.
3. Противоречия между капиталистической и социалистической общественно-политическими системами.
4. Политические амбиции руководителей СССР(Иосиф Сталин) и США (Гарри Трумэн)
Начало «Холодной войны»
1. Выделить основное содержание Фултонской речи Уинстона Черчилля
2. Выделить основное содержание интервью Иосифа Сталина газете «Правда»
3. Как вы оцениваете ответ СССР на речь Черчилля?
4. Была ли возможность вооруженного конфликта, и почему он не произошел?
5. Можно ли оценивать Фултонскую речь как действительное начало холодной войны? Аргументируйте свой ответ.
КТО ВИНОВАТ?
«Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме как создать объединённый мир, мир, основанный на законности и гуманизме».Р.Оппенгеймер
1947 г. отчетливое проявление конфронтации
США
План Маршала «Программа восстановления Европы»
5 июня 1947 года в Гарвардском университете госсекретарь США Джордж Маршалл произнес речь, в которой изложил программу помощи в восстановлении разрушенной войной Европы
Экономический инструмент развязывания холодной войны
Суть: помочь странам Европы в послевоенном восстановлении.
Подтекст: огромная помощь, программа оказала миллионам обнищавших из-за войны европейцев.
?!По всей видимости, расчет так и строился, американское руководство одним ударом поражало две цели: развязать конфликт с социалистическим лагерем, при этом выглядеть в максимально выгодном свете?!
Удалось ли?
План
Маршалл предложил дать Европе колоссальные по тем временам почти 13 млрд долларов.
Для того чтобы решить, кто и сколько получит, американцы сформировали особую комиссию по экономической помощи, которая работала с правительствами Европейских стран, определяя размер помощи.
Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.
Финляндия отказалась от неё сама.
Всего же в обсуждении плана и получении помощи участвовали 16 европейских стран.
«План Маршалла» был совсем не бескорыстным шагом. Только делалось это не так открыто, как раньше (ленд-лиз).
По сути страны Европы стали выгодным рынком сбыта, своеобразными колониями США. Большую часть помощи составляло топливо, сельхозпродукция и техника, а значит вырученные деньги за неё возвращались в Америку, обеспечивая мощный толчок к развитию экономики США.
Цена и последствия помощи
Одним из условий плана было недопущение коммунистов и других левых сил в правительства стран получателей помощи прямое политическое воздействие.
Вторым фактором, стало расширение американского военного присутствия в Европе. Под предлогом мнимой военной угрозы со стороны СССР ускоренными темпами сколачивался блок НАТО, при полном потворстве зависящих от американцев политиков.
Более того, сам процесс создания элитных политических групп в странах Европы оказался под контролем США.
В таких условиях СССР и социалистические страны были вынуждены формировать свои международные органы для взаимопомощи.
В ответ на «план Маршалла» СССР создаёт Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а в военном отношении оформляется Организация стран Варшавского договора (ОВД).
Одна из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков.
1949 г. Североатлантический союз (НАТО)
США, Канада и несколько государств Западной Европы.
Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС).
Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.
1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
1955 г. Организация Варшавского Договора (ОВД)
призваны организовать и обеспечить экономическую, политическую и военную поддержку "странам народной демократии", входящим в сферу влияния СССР.
Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия.
Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.
Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах.
По мнению руководителей некоторых стран, в частности Владислава Гомулки (Польша) и Клемента Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не является единственным для построения социализма.
Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту.
Поводом к нему стал отказ Югославии выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики.
Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий.
В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.
Иосип Броз Тито
Запад стал активно поддерживать антисоциалистические силы и движения внутри "социалистического лагеря" — в СССР и странах Восточной Европы.
Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе. В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта.
Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.
Неоднократные антисоветские выступления на территориях стран "народной демократии" (ГДР, Польша) подавлялись вооруженной силой.
Одновременно Советский Союз поддерживал коммунистические партии в капиталистических странах и национально-освободительные движения в колониальных и зависимых от Запада государствах и регионах.
СССР оказывал поддержку вновь образованным в Азии и Африке странам "социалистической ориентации".
1947 г. на совещании представителей коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро. На него возлагалась координация действий компартий.
В документах совещания сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР.
В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны.
Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г.
Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.
Германский вопрос
Мирная конференция в Париже (1946) закончилась неудачно, не привела бывших союзников к согласию по проблеме воссоединения Германии.
Целый ряд последующих акций обеих сторон вел лишь к расколу Германии: западные страны отказывались признать точную границу Германии по рекам Одеру и Нейсе, СССР в своей зоне оккупации проводил социально-экономические преобразования (национализация промышленности, аграрная реформа) по советскому образцу, западные державы провели выборы в западногерманское учредительное собрание и ввели в обращение новую денежную единицу, СССР установил транспортную блокаду Западного Берлина (1948).
В результате в 1949 г. образовались два германских государства — ФРГ (Федеративная Республика Германии) и ГДР (Германская Демократическая Республика – социалистическая).
В начале 50-х гг. германский вопрос вновь обострился в связи с перевооружением ФРГ и попытками вступления ее в НАТО.
Корейская война 1950-1953 гг.
Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х гг. в связи с Корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства.
По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии.
В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее.
Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров. По итогу Корея разделена на две части.
Ким Ир Сен
Младший брат СССР – Китай
Китай как один из потенциальных очагов мировой революции.
«Китайских кули» – «младшие братья» русского пролетариата
1 октября 1949 года на центральной пекинской площади Тяньаньмэнь было объявлено о создании нового коммунистического государства.
Одной из главных задач советской политики в 1950-е стала помощь новому союзнику с огромным населением. Новому Китаю предстояло в ускоренном темпе пройти путь «молодого социалистического государства» — и с помощью «старшего брата» это неплохо удавалось.
государство активно закреплялось на всех спорных территориях
открыты сотни заводов, способствовавшие индустриализации аграрной страны, молодые кадры массово отправлялись на обучение в Москву, а в обратном направлении ехали опытные советские инженеры
В 1950-х годах Советский Союз помог Китаю построить более 250 крупных промышленных предприятий и других объектов. СССР внес вклад в создание авиационной, радиоэлектронной, автомобильной и других ключевых отраслей китайской промышленности.
В Китае работало свыше 10 тысяч советских специалистов в различных областях экономики, образования и культуры (без учета военных), а в СССР получили дипломы о высшем образовании более 11 тысяч китайцев (до этого подобных специалистов в Китае не было)
Москва также предоставила Пекину 11 льготных долгосрочных кредитов. Обе стороны выступали с одинаковых позиций по региональным конфликтам (например, во время Корейской войны) и утверждали о своей решимости совместно противостоять империализму.
В то время КНР была настоящим союзником Советского Союза во внешней политике. С другой стороны, СССР и сам решительно отстаивал интересы Пекина
Дружба стран сопровождалась и дружбой лидеров: недопонимание между Сталиным и Мао случалось разве что при личных встречах. До смерти Сталина Китай безоговорочно продолжал оставаться под советской опекой.
О нерушимой дружбе говорили с трибун и слагали песни: в народный фольклор надолго вошла первая строчка из песни «Москва — Пекин», написанной в 1949 году.
Русский с китайцем — братья навек.Крепнет единство народов и рас.Плечи расправил простой человек.С песней шагает простой человек.Сталин и Мао слушают нас,Слушают нас, слушают нас...
Таким образом, внешнеполитическая деятельность СССР во второй половине 40 — начале 50-х гг. имела противоречивый характер. Политика "холодной войны" — конфронтации Востока и Запада — в значительной мере способствовала росту напряженности в мире. Кроме того, значительными были затраты на помощь странам "народной демократии" и странам, попавшим в сферу влияния СССР. Расширение международного влияния СССР сопровождалось обострением политической напряженности как внутри "социалистического блока", так и внутри страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.