Содержание
Взгляд в прошлое. Немного истории
Профессиональное образование в эпоху царствования Петра I
Профессиональные школы времён Екатерины II
Профтехобразование от Александра III до Николая II
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых резервах СССР»
Паспорт ремесленного училища 22
Сведение о руководящем составе, мастерах и преподавателях
Объявление призыва в школы и училища Трудовых резервов
Мой видеоролик
Взгляд в прошлое.Немного истории
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦАРСКАЯ РОССИЯ
Профессиональное образование начало свое становление еще во времена Древней Руси. Однако настоящее становление профессионального образования пришлось на времена царствования Петра І, который отводил образованию роль одной важнейших опор государственной политики.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА І
Первая ремесленная школа, которая называлась "Школа навигационных и математических наук", была основана в Москве 14 января 1700 года. В период с 1701 по 1721 года были открыты медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при Уральских и Олонецких заводах. Необходимо подчеркнуть, что профессиональное образование в те времена являлось делом государственной важности, поэтому любое неповиновение царским Указам сурово каралось, вплоть до смертной казни.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ВРЕМЕН ЕКАТЕРИНЫ II
В 1774 году в Петербурге было открыто горное училище, во дворе которого был оборудован тренировочный рудник со штольнями и шахтами. В 1767 году в том же Петербурге при морском госпитале была открыта и первая государственная хирургическая школа. На момент основания ее штат состоял всего лишь из одного прозектора, двух учителей и пяти профессоров. Впоследствии эта школа "разрослась", и стала именоваться Военно-медицинской академией.
ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ: ОТ АЛЕКСАНДРА ІІІ ДО НИКОЛАЯ ІІ
Период с 1888 до 1917 года характеризируется наиболее активным развитием российской системы профессионального образования. Утвержденные в 1888 году, во времена правления Александра ІІІ, "Основные положения о промышленных училищах" на законодательном уровне установили единую систему разрозненных ранее профессионально-технических учебных заведений. С этого времени профтехучилища начали подразделять по трем типам:
средние технические училища - готовили техников, которые могли работать помощниками инженеров и других руководителей промышленных предприятий;
низшие технические училища - подготавливали рабочих для определенной сферы производства;
ремесленные училища - обучали определенному ремеслу, чаще всего связанному с бытом населения.
30 мая 1917 года Временным правительством был утвержден Закон о реформе профессионально-технического образования, однако революция прервала все реформы и открыла новый этап развития профессионального образования в России.
В 1919 г. 20 июня В.И. Ленин подписал декрет «О мерах к распространению профессионально-технических знаний». Последующие годы стали периодом преобразования существовавшей до революции системы профтехобразования
Второго октября 1940 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых резервах СССР». В нём отмечалось: «Задачи дальнейшего расширения промышленности требуют постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности».
В этих условиях перед государством стояла задача организационной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодёжи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности. Созданием Государственных Трудовых Резервов СССР открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профтехобразования.
Указом предусматривалось три типа учебных заведений:
- ремесленные училища(срок обучения 2 года)
- железнодорожные училища (срок обучения 2 года)
- школы фабрично-заводского обучения (срок обучения 6 месяцев).
Объявление призыва в школы и училища Трудовых резервов
В стране был объявлен призыв в училища и школы Трудовых резервов, на который горячо откликнулась молодёжь. Популярность новых училищ была настолько велика, что на имеющееся 600 тысяч мест поступил 1 миллион 100 тысяч заявлений.
В 1940 году в числе первых в Московской области были открыты такие училища как PУ №3 в Калининграде, PУ №10 в Люберцах, РУ №12 в Подольске, РУ №15 в Воскресенске, РУ №20 в Дмитрове, РУ №22 в Загорске и другие. К концу 1940 года в области было организованно 47 ремесленных училищ (23 тыс. чел.), 5 железнодорожных училищ (1 тыс. 300 чел.), 12 школ ФЗО (3 тыс. чел.). Для производственного обучения по распоряжению Правительства училища Московской области получили 3 106 различных станков, 3 048 тисков слесарных, полный комплект необходимых инструментов.
Приказ № 76 по ремесленному училищу №22 от 19.04.1944 года(Архивный документ, особо ценный)
На основании распоряжения Загорского
Горвоенкомата , ученика группы №21 Бурова
Георгия Ивановича командировать на курсы
Инструкторов штыкового боя с отрывом от учёбы
Сроком с 21/IV- по 1 мая 1944г.
Книга «Летописцы Победы» подарена музею 22 профтехучилища на память встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны в день 50-летия победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в 1945 году с автографами. Москва, издательство политической литературы, 1990 год(Книга, особо ценный)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.