Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Оценка 5
Документация +1
docx
психологическая работа +1
9 кл—11 кл +1
06.11.2017
Профессиональная идентичность является актуальной областью современных исследований в психологии. Во многом это связано с растущим интересом к проблеме идентичности, который отражает реакцию науки на трансформацию общественных условий. Резкие социальные перемены, сопровождаются развитием системы коммуникаций, различных видов мобильности, приводят к увеличению субъективной причастности к различным реальным и виртуальным группам, появлению новых статусно–ролевых и профессиональных позиций. В связи с этим, многие отечественные и зарубежные авторы отмечают, что сегодня потребность человека в идентичности выходит по значимости на одно из первых мест. Это понятие становится одним из центральных в психологии, поскольку оно связано с комплексом проблем социальной теории и практики. Исследуются проблемы идентичности и отдельных ее видов, направления становления идентичности под влиянием меняющихся экономических, политических и социокультурных условий, проявления кризиса идентичности и т.д.Несмотря на постоянно растущий интерес к проблеме профессиональной идентичности вопрос о природе, структуре, динамике и функциях этого феномена представляется весьма запутанным. На наш взгляд это происходит, прежде всего, по причине слабой разработанности проблемы идентичности и, в частности, социальной идентичности, что отражается на понимании места профессиональной идентичности в общей структуре личности. Для продвижения в исследовании проблемы профессиональной идентичности важно понять, какое место занимает это явление в общей идентификационной структуре личности, а также его роль в профессиональном и социальном самоопределении личности.
Карта мониторинга.docx
Тема диссертации: Становление профессиональной идентичности
старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Тема карты мониторинга: качество профессиональной идентичности
старшеклассников в условия взаимодействия школы и педагогического вуза.
Объект
мониторинга:
профессиональная
идентичность
старшеклассников.
Характеристика объекта мониторинга
Профессиональная идентичность это многомерный и интегративный
психологический феномен,
обеспечивающий человеку целостность,
тождественность и определенность в профессиональной деятельности.
Термин “идентичность” вошел в словарь гуманитарных наук
приблизительно во второй половине 70х годов прошлого века. Причины
порождения теорий идентичности в современном гуманитарном мышлении
как новых форм познания, с нашей точки зрения, связаны с обострением
проблемы выбора и меры во всех сферах жизненного пространства и
жизненной идеологии человека.
Человек XX столетия стал более свободным в получении гражданства,
выборе места постоянного проживания, в перемещении, в получении
профессионального образования, в доступе к различным средствам
информации, в выражении плюрализма мнений, в создании брачных союзов,
даже в выборе пола, в творческой самореализации и т. п. Вместе с тем
усложняются глобальные проблемы: человечество сталкивается с
экологическими катастрофами, острыми экономическими кризисами,
расширяется состав и количество участников экстремистских движений.
Психологическая наука неминуемо сталкивается с проблемой выбора с
многомерной оценкой различных ситуаций.
Желанная устойчивая
идентичность, стягивающая в один узел функциональное бытие и
экзистенциальную свободу человека, становится предметом многочисленных исследований, механизмы ее порождения интерпретируются в различных
психологических концепциях: психоанализе, бихевиоризме, символическом
интеракционизме,
программировании и других.
когнитивной психологии,
нейролингвистическом
Впервые в социальнопсихологическом плане проблематика
идентичности разрабатывается Дж. Мидом и Ч. Кули. В своих работах они
используют более традиционный термин “самость” (Self), идентичность
рассматривается этими авторами и как результат социальной интеракции, и
как фактор, обусловливающий социальную интеракцию. Под идентичностью
Дж. Мид понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь
в целом как связанное, единое целое.
Идентичность, или “Яконцепция”, представляется Х. Тэджфелом и
Дж. Тэрнером (1986) как когнитивная система, выполняющая роль регуляции
поведения в соответствующих условиях. Усилия Х. Тэджфела и Дж. Тэрнера
направлены прежде всего на разрешение проблем социальной идентификации
человека и кризиса социальной идентичности.
Профессиональная идентичность является актуальной областью
современных исследований в психологии. Во многом это связано с растущим
интересом к проблеме идентичности, который отражает реакцию науки на
трансформацию общественных условий. Резкие социальные перемены,
сопровождаются развитием системы коммуникаций, различных видов
мобильности, приводят к увеличению субъективной причастности к
различным реальным и виртуальным группам, появлению новых статусно–
ролевых и профессиональных позиций. В связи с этим, многие отечественные
и зарубежные авторы отмечают, что сегодня потребность человека в
идентичности выходит по значимости на одно из первых мест. Это понятие
становится одним из центральных в психологии, поскольку оно связано с
комплексом проблем социальной теории и практики. Исследуются проблемы идентичности и отдельных ее видов, направления становления идентичности
под влиянием меняющихся экономических, политических и социокультурных
условий, проявления кризиса идентичности и т.д.
Общественная динамика сопровождается не только сменой социальных
ролей, но и появлением новых требований к подготовке специалистов,
которая должна быть качественной, гибкой и порой быстрой. Новые
проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного
плана постоянно подвергают проверке устоявшиеся критерии
профессионального развития и стимулируют стремление ученых к
теоретическому осмыслению процесса профессионального самоопределения,
профессионализации личности.
Надо отметить, что в современных исследованиях профессиональная
идентичность выделяется как основной критерий профессионального
развития личности и ведущая характеристика субъекта труда. Подобная
точка зрения является развитием сложившейся в отечественной психологии
труда логики осмысления критериев профессионального развития от
эффективности деятельности исполнителя до характеристик профессионала.
Профессионал как субъект труда в отличие от исполнителя сам ставит цели
деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет
ответственность за последствия ее реализации. Он владеет деятельностью в
целом, удерживает ее предметность в многообразных практических
ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию.
Среди основных проблем подготовки современных профессионалов, на
наш взгляд, выделяются две взаимосвязанные предметные области:
"идентичность" и "развитие". Идентичность предполагает осознанное
внимание к вопросу "Кто Я?", который сопровождает человека на протяжении
всей его жизни и обусловливает многие важные моменты жизнедеятельности.
Развитие означает направленность на профессиональный рост, новое качество работы, открытость в поиске информации, гибкость в целеполагании и
принятии решений.
Идентичность и развитие в ходе профессионализации тесно и сложно
переплетены: идентичность, с одной стороны, формируется в процессе
профессионального развития, с другой, выступает одним из важных
показателей становления личности профессионала. В практическом плане это
значит, для того, чтобы выжить в новых динамичных социально
экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие
и стабильность на будущее, профессионал должен быть способен к
постоянному развитию, а также анализу своего места в социальной и
профессиональной среде. Поэтому современным направлением исследования
идентичности является изучение тех сторон этого явления, которые связаны с
процессами социального и профессионального становления личности.
Профессиональное становление, как превращение индивида в
профессионала, сопровождается изменением представлений человека о себе,
своем месте в профессиональном и социальном мире, т.е. обретением
в более широком смысле,
профессиональной идентичности,
профессиональным самоопределением личности. Вопросы идентичности
наиболее остро проявляются в периоды кризисов профессионального
становления.
Несмотря на постоянно растущий интерес к проблеме
профессиональной идентичности вопрос о природе, структуре, динамике и
функциях этого феномена представляется весьма запутанным. На наш взгляд
это происходит, прежде всего, по причине слабой разработанности проблемы
идентичности и, в частности, социальной идентичности, что отражается на
понимании места профессиональной идентичности в общей структуре
личности. Для продвижения в исследовании проблемы профессиональной
идентичности важно понять, какое место занимает это явление в общей идентификационной структуре личности,
профессиональном и социальном самоопределении личности.
а также его роль в Таблица:
Критерии профессиональной идентификации
Показатели оценки качества
объекта
Методики
диагностики
№
Критерии
оценки
качества
объекта
1.1. Осознание своих
профессиональных интересов и
способностей.(в мотивац)
1.2. Осознание образа своей
профессии и ее требований к
1
Когнитивный
критерий
человеку.
1.3. Осознание своего соответствия
2 Мотивационно
ценностный
критерий
требованиям приобретаемой
профессии,
1.4. Осознание перспектив
профессионального карьерного
роста.
2.1. Потребность в приобретении
профессиональных знаний и умений.
2.2. Мотивация к успешной учебно
профессиональной деятельности.
2.3. Отношение к избранной
профессии как к личностной и
социальной ценности.
2.4. Сформированность
положительнопозитивного идеала.
Спасенников В. В.
«Анализ и
проектирование
групповой
деятельности в
прикладных
психологических
исследованиях»
1) М. Кун, Т.
Макпортлнд «20
высказываний».
2) CAT базовая
шкала поддержки
(I),
дополнительные
шкалы ценностных
ориентаций,
сензитивности к себе,
самоуважения,
самопринятия.
Дж. Марсиа
«Определение
статуса
профессионально
й идентичности»
Техника Г.
Бейтсона и Р.
Дилтса
Упражнение на
«Нейрологи
ческие уровни»
Эмоционально
3
волевой
критерий
3.1. Позитивно окрашенное
отношение к профессиональному
обучению и профессиональной
карьере.
3.2. Адекватная оценка себя как
субъекта учебнопрофессиональной
деятельности.
3.3. Настойчивость в
профессиональной подготовке,
учебная активность и
4 Деятельностн
о
самостоятельность.
4.1. Сформированность
профессиональных умений.
практический
критерий
4.2. Положительное отношение к
профессиональной деятельности на
производственных практиках.
4.3. Ориентация на творчество в
учебнопрофессиональной
деятельности (креативность),
стремление к творческому
самовыражению, оригинальность,
освоение новых технологий и
способов учебнопрофессиональной
деятельности.
4.4. Стремление к
самосовершенствованию (самоанализу, самооценке,
самообразованию, самореализации,
самореализации).
4.5. Академическая успешность и
успеваемость.
Нормы качества объекта.
1. свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение
уровня притязаний поиск сложных профессиональных задач,
мастерство и творчество,
профессиональное совершенствование,
ощущение своей значимости, неповторимости;
2. ситуативное самоопределение реализуется в индивидуальном стиле
профессиональной деятельности;
3. соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: хочу,
могу, делаю, возникает самоуважение и уверенность в своих силах и
возможностях, характеристика самого субъекта деятельности
творческий.
4. Существует набор общепринятых этических норм, которые применяют и
разделяют члены этой профессии. Они определяют, какое поведение при
оказании профессиональных услуг правильно, а какое нет.
5. Общество, в котором существует профессия, и ее клиентура признает
общественную роль профессии, статус и нормы поведения. Возможно
явное признание, например, с помощью официального документа,
регулирующего и защищающего профессиональную практику. Критерии оценки и интерпретация результатов мониторинга.
Таблица:
Распределение испытуемых по типам профессиональной идентичности
Шкала
«Осознанная
активность»
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Шкала «Эмоциональное отношение»
Преимущественно
отрицательные
эмоции
Тип 1
Тип 4
Тип 7
Нет явного
преобладания
Тип 2
Тип 5
Тип 8
Преимущественно
положительные
эмоции
Тип 3
Тип 6
Тип 9
Тип 1 характеризуется пассивной позицией, сопровождающейся
отрицательными эмоциями относительно будущей профессии.
Испытуемые, относящиеся к этому типу, считают, что данная профессия не
для них, она не способна удовлетворить их потребности, в ней они не смогут
реализовать себя. Наблюдается пассивное отношение к приобретаемой
профессии, присутствуют негативные эмоции относительно профессии и
всего, что с ней связано. Скорее всего, наступило разочарование в профессии.
Тип 2 характеризуется пассивной позицией, сопровождающейся
нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. Преобладание
пассивного отношения к приобретаемой профессии. Испытуемые этого типа
уверены, что вузовского образования им хватит для дальнейшей работы, но
они не строят определенных планов, что они будут делать после окончания
вуза. Преобладание эмоций по отношению к приобретаемой профессии
зависит от различных ситуаций.
Тип 3 характеризуется пассивной позицией, сопровождающейся
положительными эмоциями относительно будущей профессии. У
испытуемых, относящихся к данному типу, преобладают положительные эмоции по отношению к будущей профессии, есть желание большую часть
времени проводить, занимаясь тем, что связано с профессией, но, несмотря на
это, присутствует пассивное отношение к приобретаемой профессии. Скорее
всего, данных людей можно отнести к категории «мечтателей».
Тип 4 характеризуется средневыраженной активной позицией,
сопровождающейся отрицательными эмоциями относительно будущей
профессии. У испытуемых, относящихся к данному типу, присутствуют
негативные эмоции относительно этой профессии и всего, что с ней связано,
так как они считают, что профессия психолога удовлетворяет не всем их
жизненным потребностям и запросам. Но к различным учебно
профессиональным ситуациям эти люди могут относиться поразному: гдето
активно ставя цели и исполняя задуманное, а гдето пуская все на самотек.
Тип 5 характеризуется средневыраженной активной позицией,
сопровождающейся нейтральными эмоциями относительно будущей
профессии. У студентов данного типа нет выраженных тенденций, показатели
находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что к разным учебно
профессиональным ситуациям испытуемый может относиться поразному,
преобладание эмоций также зависит от различных ситуаций. Потенциально
люди данного типа при определенных обстоятельствах могут перейти в любой
другой тип.
Тип 6 характеризуется средневыраженной активной позицией,
сопровождающейся положительными эмоциями относительно будущей
профессии. Профессиональная идентичность студентов данного типа по
преимуществу активная и выраженная. Данные студенты считают профессию
психолога своим призванием, одним из способов самореализации в жизни.
Мысли о том, что они будут работать по специальности, вызывают у них
радость; есть желание большую часть времени проводить, занимаясь тем, что связано с профессией. Осознанная активность по отношению к будущей
профессии находится на среднем уровне.
Тип 7 характеризуется активной позицией, сопровождающейся
отрицательными эмоциями относительно будущей профессии. Несмотря
на то, что у испытуемых, относящихся к данному типу, присутствуют
негативные эмоции относительно этой профессии и всего, что с ней связано,
они стремятся достичь определенных целей в данной профессии и проявляют
значительную активность в учебнопрофессиональной деятельности. Можно
предположить, что существуют какиелибо внешние побудители их
активности, помимо содержания самой будущей профессии (социальные
обязательства, родительское мнение и др.).
Тип 8 характеризуется активной позицией, сопровождающейся
нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. У испытуемых
данного типа не прослеживается ярких положительных эмоций (они
варьируют в зависимости от ситуации), зато прослеживается позиция
активного отношения к приобретаемой профессии, которая может быть также
обозначена как позиция «субъекта». Испытуемые, занимающие активную
позицию по отношению к приобретаемой профессии, ставят себе цели в
профессиональной сфере и стремятся их достичь, планируют свою жизнь в
русле профессии, знают, как получить интересующую их информацию,
дополнительно читают специализированные журналы и книги.
Тип 9 характеризуется активной позицией, сопровождающейся
положительными эмоциями относительно будущей профессии.
Профессиональная идентичность испытуемого является выраженной и
активной. Люди, придерживающиеся данной позиции, считают, что профессия
психолога удовлетворяет их потребностям и запросам, в ней они видят свое
призвание и способ самореализации. Они просчитывают свое будущее так,
чтобы работать психологом, ставят цели и достигают их. При любой возможности пытаются приобрести опыт практической психологической
деятельности; читают дополнительную психологическую литературу.
Интерпретация результатов
Испытуемые относящиеся к типам с четвертого по девятый, это люди
имеющие представления о своем профессиональном становлении.
Шестой и восьмой типы профессиональной идентичности испытуемых
сходны в своих высоких результатах по различным методикам, т. е. люди,
принадлежащие к этим двум типам, используют различные стратегии
идентификации (с опорой на эмоции или осознанную активность), но в итоге и
те и другие оказываются высокопрофессионально идентифицированными
людьми.
При диагностике испытуемые относящиеся к первому, второму и
третьему типу показывают низкий результат и мы интерпретируем этот
показатель как отсутствие качества профессиональной идентичности.
Рекомендации
1) У испытуемые с низким уровнем профессиональной идентичности.
Чаще всего:
профессиональный опыт равен 0;
профессиональное общение равно 0;
Рекомендуется:
Осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять
свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции;
Определение структуры профессиональных отношений и поиск своего
места в них; Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку осознавание
своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности,
осуществление деятельности по образцу;
Установление
профессиональных контактов,
вхождение
в
профессиональное сообщество;
Соответствие человека и профессии – «хочу знать», «знаю».
2) У испытуемые с средним уровнем профессиональной идентичности.
Чаще всего:
Имеется профессиональный опыт;
Имеется профессиональное общение;
Рекомендуется:
Практическая реализация выбранных профессиональных целей,
самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование
своего индивидуального стиля деятельности;
Формирование определенного круга профессиональных контактов,
интенсификация процесса профессионального общения;
Соответствие человека и профессии «могу»;
3) У испытуемые с высоким уровнем профессиональной идентичности.
Чаще всего:
Имеется большой профессиональный опыт;
Имеется большой опыт профессионального общения;
Рекомендуется:
Свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение
уровня притязаний поиск сложных профессиональных задач,
профессиональное совершенствование, мастерство и творчество; Ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей
профессиональное неповторимости, желание передавать свой опыт другим,
делиться им;
Соответствие человека и профессии устанавливается в модальности
«делаю». Приложение
Исходя из этого и с учетом выделенных нами критериев и показателей,
качественную характеристику уровней сформированности у студентов
профессиональной идентичности можно представить в виде параметров
корреляционнорегрессионной модели.
параметров
Определение
корреляционнорегрессионной модели осуществлялось с помощью пакета
прикладных программ BMDP [2 . Спасенников].
Корреляционнорегрессионная зависимость для контрольной группы
(N=135)
Ук = 0,х1 + 0,х2 + 0,х3 + 0,х4
Корреляционнорегрессионная зависимость для экспериментальной группы
(N=134)
Уэ = 0,x1 + 0,х2 + 0,х3 + 0,х4
Зависимые переменные: уэ, ук Независимые переменные: х1 х2, х3, х4
x1 когнитивный критерий;
х2 мотивационноценностный критерий;
х3 эмоциональноволевой критерий;
х4 деятельностнопрактический критерий.
Список используемой литературы
1) Асеев В. Г. Критерии социальной оценки личности в воспитательном
процессе // Психологические исследования социального развития
личности. М., 1991
003.htm]
[Источник:
http://psychlib.ru/mgppu/sh1/sh1
2) Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.
РостовнаДону, 2010. 304 с 3) Спасенников В. В. Анализ и проектирование групповой деятельности в
прикладных психологических исследованиях. М.: Институт психологии
РАН., 19с.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Становление профессиональной идентичности старшеклассников в условиях взаимодействия школы и педагогического вуза.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.