Становление системы социально-психологического сопровождения детей в школе №476 Колпинского района Санкт-Петербурга
Оценка 4.6
Документация
docx
психологическая работа +2
Взрослым
26.09.2018
Динамика правонарушений несовершеннолетних требует в современной ситуации осуществлять комплексный подход к выбору мер воздей¬ствия на подростков, развивать индиви¬дуальный подход при решении жизненно важных проблем несовершеннолетних.
Большая роль в этом отводится вовлечению несовершеннолетних во внеклассную деятельность. Можно констати¬ровать, что занятость отвлекает несовершеннолетних от ненормативного поведения и способствует стабилизации их положения в социуме.
Все это потребовало усилить работу школьной Службы сопровождения. В ее состав традиционно входят три блока:
1. Социально-психологическое направление.
2.Медико-валеологическое направление.
3.Спортивно-оздоровительное направление
Ситуация требовала реорганизовать Службу, усилив социально- психологический компонент. Возникла насущная потребность расширить круг специалистов, которые помогут несовершеннолетним решить свои проблемы, избежать негативного влияния, организовать свой досуг.
статья в сб..docx
Становление системы социальнопсихологического
сопровождения детей в школе №476 Колпинского района
СанктПетербурга
Песочина Инна Анатольевна – учитель, социальный педагог
В настоящее время школа, пожалуй, единственное место, где особенно ярко, как
сквозь увеличительное стекло, проявляются проблемы, скопившиеся в нашем
обществе. На современном этапе развития Российского общества наиболее актуальным
становится формирование у молодого поколения законопослушного поведения,
убеждений в необходимости неукоснительного соблюдения законов.
Проблема правонарушений среди несовершеннолетних является одной из
злободневных и в СанктПетербурге. В современном обществе отмечаются негативные
тенденции снижения уровня нравственности и воспитательных функций в семье, роста
насилия против детей и социального сиротства,
увеличения количества
правонарушений и тяжких преступлений среди подростков.
Не обошла эта беда стороной и 476 школу Колпинского района города Санкт
Петербурга.
ГБОУ школа №476 расположена в районе старой рабочей окраины города Колпино.
Основной жилой массив составляют ветхие дома, коммуналки, общежития. Этим
обусловливается специфика контингента учащихся: большую долю составляют
малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, беженцы. За последние годы
возросло число неблагополучных семей. Анализ социального портрета школы, который
составляется ежегодно, привел педагогический коллектив к неутешительным выводам:
социальное благополучие снижается.
Динамика правонарушений несовершеннолетних требует в современной ситуации
осуществлять комплексный подход к выбору мер воздействия на подростков,
развивать индивидуальный подход при решении жизненно важных проблем
несовершеннолетних.
Большая роль в этом отводится вовлечению несовершеннолетних во внеклассную
деятельность. Можно констатировать, что занятость отвлекает несовершеннолетних от
ненормативного поведения и способствует стабилизации их положения в социуме.
Все это потребовало усилить работу школьной Службы сопровождения. В ее состав
традиционно входят три блока:
1. Социальнопсихологическое направление.
2.Медиковалеологическое направление.
3.Спортивнооздоровительное направление
Ситуация требовала реорганизовать Службу, усилив социально психологический
компонент. Возникла насущная потребность расширить круг специалистов, которые помогут несовершеннолетним решить свои проблемы, избежать негативного влияния,
организовать свой досуг.
Поэтому все учителя с удовлетворением и большой надеждой включился в
целевую программу по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних. В школе появился школьный инспектор. Человек в форме вызвал
яркий интерес у детей. Ученики заглядывали в кабинет просто так. Таким образом,
присутствие человека в погонах в коридорах 476 школы было воспринято всеми
положительно. Учителя видели в нем помощь социальному педагогу, классным
руководителям, администрации школы в решении наиболее сложных вопросов с
родителями и учениками. Учащиеся, познакомившись с Татьяной Михайловной,
поняли, что она не только карает, но поможет, подскажет, как поступить в различных
ситуациях, всегда отстаивает интересы подростков. Постепенно сформировалась
группа учащихся, которые стали чаще заглядывать в кабинет социального педагога, где
расположился и школьный инспектор. Дети приходили рассказать о конфликтах в
классе, дома, во дворе, посоветоваться, найти выход из создавшегося положения.
Учителя стали отмечать, что дети больше интересуются правовыми вопросами,
пытаются дать свою правовую оценку, предложить свой выход из ситуаций.
В ГБОУ школа №476 сложилась многоуровневая система ранней профилактики
правонарушений несовершеннолетних. Это нашло отражение в трех категориях учета
учащихся «группы риска»:
уровень
1
ступени
группа «риска» класса
2
3
группа «риска» школы
(внутришкольный учет)
учет в ОДН
куратор
классный руководитель
социальный педагог
социальный педагог
классный руководитель
инспектор ОДН
классный руководитель
социальный педагог
администрация школы
инспектор ОДН
Можно выделить следующие формы работы с учащимися группы риска: наблюдение,
контроль за посещением уроков, беседы с учащимся, беседы с родителями, вызов на
КДН и ЗП, Совет по профилактике, Административный совет, посещение семьи,
система поручений, организация досуга, оказание помощи.
Перед педагогическим коллективом встала задача сделать акцент на раннюю
формирование здорового образа жизни и
профилактику правонарушений,
законопослушного поведения. Эта работа координируется Службой сопровождения.
В 2008/09 учебном году школа по программе реализации национального проекта
получила комплекс тренажеров и другого спортивного оборудования. Это вызвало
живой интерес у учащихся всех возрастов, их родителей. Так появилась программа и
спортивная секция «Преодоление» В настоящий момент возникла возможность
соединения профилактического правового и здоровьесозидающего вектора
в деятельности педагогического коллектива школы и формирование посредством этого
новой среды для учащихся.
В 2008 году родилось новое направление в работе школы, которое воплотилось в
программу по профилактике правонарушений несовершеннолетних через правовое
воспитание «Приоритет».
Предлагаемые Программой меры направлены на ознакомление детей, подростков
с положениями основных российских законов, воспитание у молодого поколения
уважения к закону, формирование уверенности в том, что права молодых людей могут
быть надежно защищены, укрепление авторитета правоохранительных органов.
Реализация мер носит поэтапный характер, создавая условия для повышения
привлекательности правовых знаний для несовершеннолетних, обеспечения их
поведения, отвечающего интересам личности, общества, государства.
Программа «Приоритет» представляет собой объединенный замыслом и целью
комплекс организационных, просветительских, спортивных мероприятий, творческих
конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области профилактики и
правового воспитания.
Основной целью Программы является совершенствование правового воспитания
учащихся школы №476, содействующее развитию России как правового государства,
формирование у них высокого правосознания, убежденности в защите своих прав и
стремления к выполнению обязанностей.
Составляющие программы «Приоритет» представлены в схеме:
Программа
«Приоритет»»
«Час правоведа»
Программа «Становление»
Клуб «Правовед»
Неделя
«Его Величество Закон»
Деятельность клуба «Правовед» является ядром программы «Приоритет».
История создания клуба излагалась выше. Сейчас остановимся на различных аспектах
его деятельности.
Клуб «Правовед» появился в школе №476 в сентябре 2008года. В первую
очередь по классам средней и старшей школы была проведена рекламная компания.
Всех, кто интересуется правовыми вопросами и хочет сделать жизнь в школе более
спокойной, комфортной пригласили на первое заседание. На нем ученика был предложен проект положения о клубе «Правовед». До этого Положение
разрабатывалось инициативной группой учителей под руководством социального
педагога. На первом заседании клуба учащимися были внесены коррективы, и оно было
утверждено директором школы как локальный акт.
В состав школьного объединения «Правовед» могут войти все желающие учащиеся
511 классов и работники школы, имеющие интерес и склонность к созданию условий
для поддержания в школе правопорядка. Объединение формируется на добровольной
основе в сентябре каждого года , но желающие могут быть приняты в клуб в течении
учебного года. Каждого, кто захочет работать в клубе, мы решили называть
«уполномоченные».
Уполномоченными клуба «Правовед» захотели стать по 67 человек из каждого
класса средней и старшей школы. В их обязанности входит широкий круг вопросов:
1.Поддержание правопорядка в школе:
дежурство по школе,
рейды по выявлению прогульщиков, курильщиков,
посещение уроков в «трудных» классах
2. Защита прав подростков:
3. Пропаганда законопослушного поведения:
участие в разрешении конфликтных ситуаций
просветительская работа в классах
встречи с работниками правоохранительных и социальных
учреждений, ГИБДД
экскурсии
конкурсы, викторины, семинары, «круглые столы»…
4.Охрана школьного имущества:
рейды по проверке сохранности школьного имущества
рейды по проверке сохранности книг
рейды по проверке санитарного состояния в столовой
рейды по проверке внешнего вида учащихся
5.Изучение различных аспектов жизни школы:
диагностика, анкетирование
составление социального портрета
6. Выпуск информационного стенда
После того, как все документы были разработаны, план работы составлен,
поручения даны, началась ежедневная работа. Не все получалось. Так выяснилось, что
простая проверка внешнего вида вызвала конфликты изза различных подходов к
критериям оценки. Пришлось на первых порах сопровождать уполномоченных в
рейдах. Многие ученики негативно отреагировали на членов клуба и их вмешательство
в дела классов. Пришлось повторить рекламную компанию клуба. Для этого была
создана компьютерная презентация. Ее показывали на классных часах и родительских
собраниях. Клуб «Правовед» еще очень молодой. Чтото получается хорошо, чтото
корректируется в ходе реализации планов клуба. Но одно остается неизменным:
заинтересованность учеников в правовой деятельности.
Становление системы социально-психологического сопровождения детей в школе №476 Колпинского района Санкт-Петербурга
Становление системы социально-психологического сопровождения детей в школе №476 Колпинского района Санкт-Петербурга
Становление системы социально-психологического сопровождения детей в школе №476 Колпинского района Санкт-Петербурга
Становление системы социально-психологического сопровождения детей в школе №476 Колпинского района Санкт-Петербурга
Становление системы социально-психологического сопровождения детей в школе №476 Колпинского района Санкт-Петербурга
Становление системы социально-психологического сопровождения детей в школе №476 Колпинского района Санкт-Петербурга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.