Все обучающиеся в коррекционных группах колледжа в большей или меньшей степени испытывают трудности в усвоении программы, это влияние неблагоприятных условий жизни: негативное влияние окружающей среды, сложные семейные отношения, плохие бытовые условия, педагогическая запущенность.
Оптимальное количество обучающихся в коррекционных группах от 8 до 12 человек. обучающихся по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих - это позволяет удерживать успеваемость на высоком уровне.
Статья.docx
Тонкости работы в коррекционных группах колледжа.
Реформация российского образования характеризуется новыми, повышенными
требованиями к выпускникам профессиональных образовательных учреждений, которые
должны овладеть навыками и умениями, и быть подготовленными к рыночным отношениям, к
встрече с трудностями конкурентной деятельности.
А если мы обучаем детей с ограниченными возможностями здоровья? Задача
усложняется. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья сложна и несет
инклюзивную направленность, контингент группы составляют дети, как с нормальным ходом
развития, так и с различными нарушениями развития психики в целом или её отдельных
составляющих [Социальная адаптация детей…, с. 4]. Каждый ребенок в группе, а их, как
правило, 12 человек, имеет специфические особенности развития, которые необходимо
учитывать при планировании учебной деятельности. Период обучения таких ребят в колледже
составляет 1 год и 10 месяцев.
Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ получается специфичным, так как не
отличается устойчивостью. Основная цель преподавателя – создание равных условий во время
теоретических или практических занятий каждому обучающемуся, но в то же время
необходимо проявлять индивидуальный подход в условиях коллективной работы. При
разработке методик нужно учитывать формы и способы подачи информации, часто
приходится импровизировать во время урока, так как не все обучающиеся готовы ее
воспринимать. Среди форм и способов подачи информации можно выделить следующее: а)
реальное взаимодействие преподавателя и обучающегося в пределах подачи информации; б)
простое присутствие обучающегося на уроке.
Становится очевидным тот факт, что если один обучающийся активно работает во
время урока, то он начинает обладать авторитетом в глазах другого ученика. К «сильному»
начинаю тянуться слабые ученики, формируется устойчивый интерес к дисциплине и
положительное отношение к новым для него знаниям.
Известно, что не все дети с ОВЗ могут самостоятельно успешно интегрироваться в
среде сверстников. Многие обучающиеся поступившие в колледж имеют группу инвалидности
и по этой причине получили надомное обучение, хотя, по закону, надомное обучение не
является формой получения образования [ФЗ «Об образовании» ст. 66]. Теоретически
ребенок на надомном обучении остается в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он,
как все, пишет контрольные и сдает экзамены. При желании он может посещать некоторые
уроки в школе, а если есть возможность – учиться с применением дистанционных образовательных технологий. По факту – ребенок учится дома, в учебный план включаются
только основные дисциплины, практически полное отсутствие социализации.
Школа выпустила ученика, теперь очередь его обучать у профессионального
образовательного учреждения. Ребенок с ОВЗ должен овладеть не только теоретическими
знаниями, но и приобрести практические умения по выбранной им профессии. Здесь особое
значение приобретает педагогический такт. В свое время К.Д. Ушинский безоговорочно
относил это понятие к области психологии. «Так называемый педагогический такт, писал он,
без которого воспитатель, как бы он ни изучал теорию педагогики, никогда не будет хорошим
воспитателемпрактиком, есть, в сущности, не более как такт психологический» [Человек
как предмет воспитания…с. 46].
В нашем случае процесс социальной адаптации проходит параллельно с
образовательным процессом,
который характеризуется практикоориентированной
направленностью. Во время выполнения практических работ по профессии, обучающиеся
начинают воспринимать товарищей по группе, а главное, себя самого, таким, какой есть на
самом деле. Формируется чувство симпатии к сверстникам, чувство отзывчивости. Исчезает
стеснение и скованность движений, страх сделать чтото не так, как того требовалось при
постановке задачи и выглядеть при этом смешным.
Преподаватели и мастера производственного обучения, работающие в таких группах,
стараются с первых дней учебного процесса воспитать эмоциональную отзывчивость, т.е. учат
проявлять заботу о товарище, сочувствовать и сопереживать. В тоже время необходимо
сформировать у контингента уверенность в том, что в образовательном учреждении его
любят, о нем заботятся, уважают его мнение, готовы выслушать и помочь в трудную минуту.
По окончании обучения все ребята без исключения достигают определенного уровня
профессиональных компетенций, овладевают навыками и умениями.
Хочется верить, что временной отрезок сложного процесса обучения, когда
преподавательский состав старался достичь поставленных педагогических и воспитательных
целей, используя классические и современные методы и средства, не проходит для ребят
напрасно.
Список литературы:
1.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
[Авторысоставители Е.А. Мохирева, Е.Л. Назарова, И.В. Тимошенко] Волгоград : Учитель –
137с.
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ
[ ред. от 01.05.2019
] "Об
образовании в Российской Федерации" статья 66. 3.
Человек как предмет воспитания. [Ушинский К.Д.] Собр. Соч., т. 8. М.
Л.1950.с. 46.
4.
Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями
интеллектуального развития. [Пузанов Б.П.] Учебное пособие для ВУЗов. М. 2017 87с.
Психология развивающейся личности [под ред. Петровского А.В.]. Москва
5.
«Педагогика» 1987 239с.
Тонкости работы в коррекционных группах колледжа.
Тонкости работы в коррекционных группах колледжа.
Тонкости работы в коррекционных группах колледжа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.