В данная работа посвящена старинным игрушкам наших бабушек и дедушек. Здесь подробно описывается из чего изготавливались и как делали эти игрушки. Изготовление игрушек – это творчество. Все, что попадало под руку, шло на изготовление игрушки. Прежде чем научиться жить в большом мире, каждый ребенок, играя, создает свой мир, как бы проводит репетицию своей жизни.Изготовление игрушек – это творчество. Все, что попадало под руку, шло на изготовление игрушки. Прежде чем научиться жить в большом мире, каждый ребенок, играя, создает свой мир, как бы проводит репетицию своей жизни.
старинные игрушки.docx
МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ЛащТаябинская средняя общеобразовательная школа им. В.В. Андреева Яльчикского района
Чувашской Республики»
Исследовательская работа
Секция «Культура»(начальные классы)
Работу выполнил ученик 4 класса
Евдокимов Руслан.
Руководитель:
учитель начальных классов
Николаева Е.Д.
2017 год.
1 МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
Содержание
1. Аннотация стр.3
2. Введение стр.4
3. Из каких материалов изготавливали игрушки в старину стр.5
3.1. Игрушки из растительных материалов стр.5
3.2. Игрушки из соломы стр.5
3.3. Игрушки из глины стр.5
3.4. Игрушки из шерсти стр.6
3.5. Изделия из кожи стр.6
3.6. Игрушки из разных материалов стр.6
4. Анкетирование стр.7
5. Заключение стр.8
6. Приложение стр.9
Аннотация.
2 МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
У меня есть сестренка и братишка. Они очень любят играть. Однажды мама велела мне присмотреть за
ними. Я сидел и наблюдал, как они играют. Каких только игрушек у них нет! Мне в голову пришла мысль,
а какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Я решил их расспросить. Старинные детские
игрушки издавна интересовали людей. И в настоящее время есть исследующие их.
Объект моего исследования: игрушки наших бабушек и дедушек.
Цель: определить, с какими игрушками играли в старину и из чего их делали.
Чтобы достичь цели, необходимо было решить следующие задачи:
1.Изучить и обобщить информацию о старинных детских игрушках.
2. Изучение литературы по данной теме.
3. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов по данной теме и сделать выводы.
Старинные детские игрушки издавна интересовали людей. И в настоящее время есть исследующие их.
Введение.
3 МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
Изготовление игрушек – это творчество. Все, что попадало под руку, шло на изготовление игрушки.
Прежде чем научиться жить в большом мире, каждый ребенок, играя, создает свой мир, как бы проводит
репетицию своей жизни.
Еще в глубокой древности предки чувашей специально изготавливали игрушки для своих детей. Для
детей постарше делали маленькие орудия труда и музыкальные инструменты. Играя в такие игрушки и
подражая взрослым, дети постепенно приучались к труду.
Дети и сами для себя придумывали игры и мастерили игрушки из древесины, веток, коры, трав, глины,
шерсти, ткани, кости и другого материала.
У каждой народности есть свои игрушки. Эти игрушки помогают видеть прекрасное, учат жить в
большом мире.
Из каких материалов изготавливали игрушки в старину?
В разных уголках нашей республики живут народные умельцы. Вещи, изготовленные своими руками,
нужны людям. Они помогают общаться друг с другом, узнать прошлое. Развитие человечества
4 МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
невозможно без знания прошлого. В настоящее время в руках детей можно редко увидеть старинные
игрушки. Но эти игрушки интересуют нас и по сегодняшний день.
История создания чувашских игрушек начинается с глубокой древности. Через игрушки ребенок
познавал мир, его красоту, учился различать добро и зло. В селе изготовление игрушки имело огромное
значение: умение передавалось из поколения в поколение, развивалась культура. Через игрушки ребенок
учился творить добро.
*Игрушки из растительных материалов.
Как и все мальчики на свете, чувашские дети любили транспортные игрушки: всевозможные тележки,
колесики, лошадки и др. Из древесины и коры делали всякие фигурки животных, посуду.
Девочки из древесины, соломы и кусочков ткани делали куклы. Для себя и для кукол делали украшения
–бусы, браслеты, кольца.
Играя, дети приучались делать полезные вещи, например, плести корзины, обрабатывать древесину, шить
. вязать.
Каждый чувашский мальчик всегда носил с собой маленький складной ножик. Этот ножик был не
просто игрушкой, а необходимым инструментом, когда, например , надо было сделать прочную палку,
сплести корзину, подремонтировать лапоть или сломанную тележку.
*Игрушки из соломы.
С игрушками, сделанными из дерева, играли недолго. Взрослые, смотря на возраст ребенка, меняли
игрушки. Игрушки из соломы были легкие, могли делать различные движения.
В жизни крестьянина большое значение имела солома из ржи. Она мягкая, из нее можно сделать
различные фигурки. Даже когда высохнет, она не теряет свои качества. Поставленный в поле сноп похож
на человека. Это привело к мысли о создании куклы. Основу для кукол делали из соломы: сгибали
пополам и перевязывали, верхняя часть голова, нижняя вместо платья. Потом приделывали руки,
перпендикулярно вдев соломинки. Наряжали куклу лоскутками ткани.
*Игрушки из глины.
Среди чувашей мастеров по изготовлению из глины было много. Посуда в доме основном была из этого
материала. Взрослые не обижали и детей, для них лепили игрушки. Этим ремеслом занимались женщины.
В первое время для себя, а потом и для продажи.
Существовал определенный порядок работы с глиной. Ее смешивали с водой и песком и месили, как
тесто. Лепили игрушки, клали сушиться. Потом их украшали.
В основном из глины лепили фигуры женщин, лошади, птицы, медведя, всадника, оленя. Одинаковых
фигур не было, все они были разными. Что же они означали? Фигура женщины землю, лошадьсвет, тепло,
идущий от солнца, плодородие, птица воздух между небом и землей. Крестьяне верили в их влияние на
жизнь.
Изготовление игрушек из глины – одно из древних искусств. Это искусство народ сохранил до сих пор.
Из глины сейчас мастерят любимый детский музыкальный инструмент – свистульку.
5 *Игрушки из шерсти.
МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
Из шерсти изготавливали мячи разной величины. Дети, ухаживая за лошадьми, коровами, вычесывали им
линящую шерсть, собирали ее и скатывали – получался мягкий круглый мячик. Так же скатывая шерсть,
делали небольшие фигурки.
*Изделия из кожи.
Из полосок кожи мальчики плели себе маленькие кнуты, делали пояса, могли пробовать шить и плести
обувь. Из мелких кусков кожи вырезали цветы и разные фигурки. А если оставался кусок покрупнее,
делали себе маленькие барабаны и бубны.
*Игрушки из разных материалов.
Из костей, рогов и гусиных перьев ребята мастерили музыкальные инструменты. Красивые гладкие
косточки и камешки использовали в разных играх или просто любовались ими.
Для мячика могли использовать мочевые пузыри животных. Их тщательно чистили, мыли, размягчали,
надували через деревянные трубочки и , пустив внутрь несколько горошин , завязывали.
Мне очень хотелось узнать, в настоящее время мастерят ли дети игрушки? Из каких материалов они их
делают? Для этого мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов. Оказалось, что дети
летом очень любят лепить из глины различные игрушки: животных, посуду и др.
Какие материалы используете для изготовления игрушек?(анкетирование)
6 МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
глина
солома
кора
другие
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Вывод: ребята больше мастерят игрушки из глины (73 %), из соломы (12 %), из коры(1 %), из других
материалов – 14 %.
Что любите мастерить из глины?
70
60
50
40
30
20
10
0
животные
посуда фигуры людей
другие
Вывод: ребята из глины любят мастерить животных (68%), посуду(17%), фигуры людей(7%), другие
игрушки(6%).
Изучая материалы книг , словарей, я открыл для себя удивительный мир стариной игрушки.
Заключение.
7 МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
В ходе работы я выяснил, какие игрушки существовали в старину у чуваш. Мне хочется, чтобы
интерес к старинной чувашской игрушке возродился в нашей республике.
Любая детская игрушка, на мой взгляд, это своего рода тренажер для будущей взрослой жизни. Детские
игры или детские игрушки должны чемуто учить и помогать приобретать полезные для дальнейшей, уже
взрослой жизни навыки. Детская игрушка – интереснейший элемент нашей культуры, так как он связан с
реальной жизнью, окружавшей детей. Изучением народной игрушки занимались многие учёные. В наше
время детская игрушка эпохи древности изучена и описана достаточно подробно, но, к сожалению,
немногие люди знают, чем играли дети в далёком прошлом.
Итак, из всего этого можно сделать такой вывод: дети во все времена любили играть, мастерить
игрушки. У каждого народа, как и у чуваш, есть свои игрушки. Эти игрушки помогают видеть
прекрасное, учат жить в большом мире. Изготовление игрушек из глины –одно из древних искусств. Это
искусство народа сохранилось до сих пор.
Приложение.
8 МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
Игрушки из древесины
Игрушки изготовленные из бересты
9 МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
Куклы из соломы
Игрушки из шерсти:
Красивые гладкие косточки или камешки использовали в разных играх, просто любовались ими.
10 МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
Игрушки из глины.
11
Старинные игрушки чувашских детей.
Старинные игрушки чувашских детей.
Старинные игрушки чувашских детей.
Старинные игрушки чувашских детей.
Старинные игрушки чувашских детей.
Старинные игрушки чувашских детей.
Старинные игрушки чувашских детей.
Старинные игрушки чувашских детей.
Старинные игрушки чувашских детей.
Старинные игрушки чувашских детей.
Старинные игрушки чувашских детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.