"Статистические упражнения по развитию артикуляционной моторики"

  • doc
  • 01.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статические упражнения по развитию.doc

         Статические упражнения по развитию  артикуляторной моторики

         Эти упражнения направлены на выработку необхо­димого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на фор­мирование умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Развитие статики артикулятор­ных движений строится с учетом работы основных групп мышц, придающих артикуляторным органам нормативный для русской фонетической системы артикуляторный уклад, а также в зависимости от характера дефекта.

       Так, например, при формировании нормативного артикуляторного уклада звука С при выполнении ста­тических артикуляторных упражнений осуществляется активизация следующих мышц:

1. Двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц (опускают нижнюю челюсть вниз):

- открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5—7, закрыть.

2. Крылонебной наружной мышцы (опускает и вы­двигает нижнюю челюсть вперед, сближая фронтально ряды верхних и нижних резцов):

- приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть впе­ред, удержать ее в таком положении в течение 5—7 се­кунд, вернуть в исходное положение.

3. Квадратной губной нижней (оттягивает нижнюю губу книзу) и верхней (подглазничная ветвь) (поднимает верхнюю губу вверх) мышц:

- оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.

4. Мышц смеха и щечных мышц (осуществляют от­тягивание углов рта кзади):

- растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верх­ние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- растянуть в улыбке только правый (левый) уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.

5. Квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мышцы (оттягивает углы губ вверх):

- поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.

6. Поперечных вертикальных мышц (расслабляясь, способствуют утолщению и расширению средней и зад­ней части спинки языка):

- высунуть кончик языка, помять его губами, про­износя слоги па-па-па-па. После произнесения последне­го слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широ­кий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7;

- высунуть кончик языка между зубами, прикусы­вать его зубами, произнося слоги та-та-та-та. После произнесения последнего слога рот оставить приоткры­тым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное положение.

7. Шилоязычной мышцы (осуществляет подтягива­ние вверх и расширение средней и задней части спинки языка, поднимает край передней части спинки языка, способствуя образованию узкой продольной щели по центру языка):

- положить кончик языка на верхнюю губу, зафик­сировать такое положение и удерживать его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- поместить кончик языка под верхнюю губу, за­фиксировать его в таком положении, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- прижать кончик языка к верхним резцам, удер­живать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вер­нуть в исходное состояние;

- движение «слизывания» кончиком языка с верх­ней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.

8. Подъязычно-язычной (оттягивает язык вниз, при­давая ему тоническую устойчивость, способствует расширению средней и задней части спинки языка), челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной (несколько опускает переднюю часть спинки языка, способствуя образованию продольного «желобка» по спинке языка) и двубрюшной мышц:

- беззвучно, длительно, на выдохе тянуть звук И;

- беззвучно произносить звук И, одновременно на­жимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение не только способствует расширению сред­ней и задней части спинки языка, но и является своеоб­разным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка; в случае одностороннего пареза в зависимости от локализации поражения весь язык смещается вправо или влево, и боковыми зубами прикусывается соответствующая боковая сторона язы­ка);

- открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- открыть рот, поместить кончик языка за нижнюю губу, зафиксировать такое положение языка, удерживая его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- движение «слизывания» кончиком языка с ниж­ней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы.

9. Продольных нижних мышц (осуществляют подъ­ем спинки языка, опускают его кончик):

- придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5—7, опус­тить язык.

10. Подбородочно-язычной (передние пучки) мыш­цы:

- подуть на кончик плоско высунутого языка (при этом можно использовать зрительный или тактильный контроль: поднести ко рту тонкую полоску папиросной бумаги, тыльную (наружную) сторону кисти руки с це­лью ощущения выдыхаемой центральной холодной воз­душной струи), высунуть и несколько опустить кончик языка, поднести к нему пузырек, подуть на кончик языка в пузырек до образования  гудящего звука.

В зависимости от вида дефектного произношения акцент в работе делается на развитие тех групп мышц, деятельность которых более нарушена. Например, при губно-зубном произношении большее внимание уделяет­ся активизации крылонебной наружной мышцы, подбородочно-язычной, мышцам

смеха и щечным мышцам. При межзубном произношении — подъязычно-язычной, продольным мышцам языка и т. д.


Посмотрите также