Кокошники в картинах русских художников.
Существовало очень много разных форм кокошника, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью, украшали позументом, аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус — плотное покрывало, украшенное вышивкой. По кокошнику с лёгкостью можно было узнать откуда его хозяйка, к какому социальному классу она принадлежит, а также её возраст и семейное положение. Иногда стоимость кокошника для важной особы была баснословной (могла доходить до 300 рублей ассигнациями). Известно, что в погребениях новгородцев 10-12 столетия, обнаруживалось нечто похожее на кокошник. Отсюда следует, что кокошники носили ещё в 9 веке. В древние времена кокошники носили только замужние женщины. Они часто одевали под него платок из лёгкой ткани, так как по поверьям считалось, что волосы нужно прятать. При срывании с женщины головного убора, ей наносилось смертельное оскорбление. Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. На Руси кокошники были у всех представительниц женского пола. Даже в бедных семьях женщины имели праздничный головной убор, который бережно хранился и передавался от матери к дочери. Кокошники одевали только по особым случаям, в повседневной жизни их не носили. По прошествии некоторого времени, в нескольких губерниях кокошники стали носить только 3 для после венчания. Такая традиция была связана с заменой роскошных головных уборов на платки. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом. Во время правления Петра I Великого была проведена реформа, и теперь кокошник был лишь у представительниц крестьянства, купечества и мещанства. Этот элемент женского русского народного костюма был возвращён в придворный гардероб при Екатерине II, которая возобновила моду «а-ля русс».
Всем известно, что Екатерина вторая, будучи по происхождению немкой была влюблена в русскую культуру и искусство. Во время своего правления она всегда держала в голове правило: «нравится народу», - которое выработала ещё во время учёбы. Она ввела в обиход моду «а-ля русс» и сама частенько появлялась в карнавальных русских народных костюмах.
Внучка Екатерина Великой продолжила дело бабушки. Во время Александры Павловны «русский народный костюм», а с ним и кокошник стал исторически ценён. Он уже не был карнавальным, а был важной частью русской культуры и истории, что было так важно в эпоху романтизма.
Александра Павловна
Вот, проходит некоторое время, и начинается Отечественная война 1812 года с армией Наполеона. После победы все люди нашей страны глубоко прониклись патриотизмом и интересом ко всему исконно русскому, в том числе и моде. В высшее общество вновь вернулось некое подобие кокошников. Тогда же в моде место заняли русские сарафаны красного и синего цвета в стиле ампир. В 1834 году Николай I ввел в обиход женские придворные платья в русском стиле и соответствующий головной убор: для замужних дам — в виде кокошника, для незамужних — в виде «повязки». Каждому рангу, от фрейлины до статс-дамы, полагались свой цвет и отделка формы. Французский путешественник, Маркиз де Кюстин, в путевых записках «Россия в 1839 году», описывал кокошник так: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Голову их венчает убор, похожий на своего рода крепостную стену из богато разукрашенной ткани или на невысокую мужскую шляпу без дна. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадежно вредит женщинам некрасивым»
Появилась мода на кокошники-тиары с расходящимися лучами и мода на «русский стиль», которая вышла за пределы России и распространилась по всему миру. Существует легенда о том, что принцесса Александра Датская во время аудиенции с «Женщинами общества», заявила, что мечтает обладать тиарой, как у Марии Федоровны. После этого, все великосветские женщины Великобритании осмотрели свои коллекции сокровищ и собрали бриллианты, чтобы ювелиры могли сделать головной убор мечты для принцессы. Созданием тиары занялись Garrard. Тиара «Кокошник» украшена более чем 400 бесцветными бриллиантами, а также у неё есть одна особенность: она может превращаться в колье. Эта тиара передавалась женщинам семьи по наследству, а сейчас она – одна из любимых в арсенале королевы украшений. Сегодня головной убор украшает 61 бриллиантовый зубец.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.