Статья

  • Научные работы
  • docx
  • 20.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья посвящена одной из актуальной и обсуждаемой теме развития системы инклюзивного образования в России. В статье рассматриваются и обсуждаются как положительные, так и отрицательные стороны данной системы по обучению и воспитанию ребёнка с особыми образовательными потребностями, а именно ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.
Иконка файла материала Статья.docx
УДК 011 бакалавр кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования, МГОУ, КОНЯШИНА О.В. Россия, г. Москва, oksanaidrisova  @   mail      .  ru ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕБЁНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ: «ЗА» И «ПРОТИВ» Аннотация:  Статья   посвящена   проблеме   организации   инклюзивного   образования   в   России. Рассматриваются   вопросы   целесообразности   включения   в   инклюзивные   формы   образования детей с интеллектуальной недостаточностью.  Ключевые   слова: ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная образовательная среда.   инклюзивное   образование,   интеллектуальные   нарушения,   дети   с Student of Department of special pedagogy and inclusive education, Moscow state open University, Russia, Moscow KONYASHINA O.V. INCLUSIVE EDUCATION A CHILD WITH INTELLECTUAL DISABILITIES "FOR" AND "AGAINST" Abstract: the Article is devoted to problem of organization of inclusive education in Russia. The questions of whether inclusive education of children with intellectual disabilities.  Key   words:  inclusive   education,   intellectual   disability,   children   with   disabilities,   inclusive educational environment.                                                                                                                Они пришли в этот мир,                                                                                              значит, они нужны…                                                                                                          Т. Симонова Эпиграфом  к  статье  является   высказывание  доцента  кафедры  педагогики Астраханского   государственного   университета   Татьяны   Симоновой,  которая   на протяжении   нескольких   лет   занимается   воплощением   теории   инклюзивного образования в жизнь: «Они пришли в этот мир, значит, они нужны…» [5].  У   каждого   человека,   приходящего   в   этот   мир   есть   своя   определённая миссия, которую он должен выполнить на этой земле. И если уж  особенные дети пришли в этот мир  такими, какими их создала природа, значит это не просто так,а ради чего­то. Скорее всего, чтобы показать нам, обычным людям, какую ценность представляет   жизнь,   как   научиться   радоваться   каждому   новому   дню,   как   с любовью   и  уважением   относиться   друг   к   другу.  Не   секрет,  что   порой   люди   с ограниченными   возможностями   здоровья   (ОВЗ)   сталкиваются   с   жестокостью, агрессией, непониманием, с жалостью по отношению к ним. Но это не делает их хуже. Они продолжают любить, дарить добро, верить, что рано или поздно этот мир повернётся к ним лицом, их начнут понимать и принимать такими, какие они есть на самом деле. В нашей статье мы хотим затронуть одну из важнейших тем современности, а именно   проблему   включения   ребенка   с   интеллектуальной   недостаточностью   в инклюзивную образовательную среду.  Дискуссии по этому вопросу не затихают. Идут постоянные дебаты «за» и «против» инклюзии. Эта новая образовательная форма   вызывает   противоречивые   оценки   и   мнения   многих   специалистов, работников образования и родителей, чьи дети не похожи на других детей. На данный   момент   в   системе   инклюзивного   образования   существует   множество нерешённых вопросов, которые нужно обсуждать и решать.    Как   утверждает   дипломат   и   бывший   Генеральный   секретарь   ООН   Кофи Аннан: «Образование ­ право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.   На   образовании   строятся   принципы   свободы,   демократии   и устойчивого развития…нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования   для   всех…»   [2].   Нельзя   не   согласиться   с   этим   высказыванием. Образование   ­   это   процесс,   направленный   на   воспитание,   обучение   и   передачу опыта   подрастающему   поколению.   Это   процесс,   развития   и   формирования личности, при усвоении знаний, умений и навыков. Это умственное и физическое развитие человека, а именно его культуры, нравственности, гармонии и умение соответствовать запросам обществами.  И наше государство со своей стороны предоставляет право на получение бесплатного образования, что является одним из основных принципов современнойсистемы образования, закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации [3].   Ещё   Л.С.   Выготский   говорил,   что:   «задачей   воспитания   ребёнка   с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка» [1]. Л.С. Выготский видел личность особого ребёнка и окружающую среду, в которой он растёт и развивается как единый и целостный процесс.   Вот   поэтому   социализация   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья имеет важное значение для развития полноценной личности ребёнка.   Так   что   же   представляет   собой   инклюзивное   образование?   Инклюзивное образование подразумевает – включение ребёнка с ОВЗ в образовательную среду массовой   школы,   которая   будет   помогать   ему   развиваться,   раскрывать   его творческие   способности,   но   при   этом   учитывать   психологические   и индивидуальные   особенности   обучающегося,   а   также   специфику   и   структуру дефекта. Кроме того, инклюзивное образование должно учитывать потребности и условия, которые в той или иной мере необходимы как ученику, так и учителю для достижения   успеха.   Ребёнок,   посещающий   школу,   где   действует   инклюзивная система, должен стать важным членом коллектива, которого будут поддерживать не   только   сверстники,   но   и   другие   члены   школьного   сообщества   для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Одним из шагов инклюзивного образования является создание специальных программ для детей с ОВЗ. И сейчас во многих школах Российской Федерации идёт их апробация. Не утихают  постоянные споры «за» и «против» инклюзии. Но социализация детей с ОВЗ   необходима   в   цивилизованном   обществе.   Ведь     не   раз   педагогами   и психологами было доказано, что полноценное и гармоничное развитие человека происходит   в  обществе.  Инклюзия   нужна   для   современного   и   цивилизованного общества, но она должна работать не на бумаге, а в реальности. Процесс инклюзии включает в себя: во­первых, скоординированную работу всех  участников  коррекционного  процесса,  во­вторых,  применение  специальных методов и приёмов, которые необходимы  педагогу в работе с особым ребёнком. Ив­третьих, инклюзия должна восприниматься, как целостный процесс, и цель этого процесса не навредить ребёнку с ОВЗ, а помочь научиться жить в гармонии не только с собой, но и с окружающим миром.  Может ли инклюзивное образование в его современном понимании и формах быть   применимо     к   детям   с   интеллектуальной   недостаточностью?   Рассмотрим ситуацию более подробно: 1. Инклюзивное образование предполагает комплексную помощь ребёнку с   а   именно:   медицинскую, ОВЗ,   социальную, психологическую,   логопедическую,   а   также   помощь   более   узких   педагогическую, специалистов, в зависимости от диагноза ребёнка. Но большинство наших образовательных   школ   не   обладают   таким   набором   специалистов. Следовательно,   нет   рабочего   тандема,   нет   правильно   выстроенной коррекционной   направленности   учебно­воспитательного   процесса, нарушается системность, не учитываются психологические особенности такого ребёнка и структуры его дефекта. Значит можно сделать вывод, что должной помощи ребёнку со стороны учебного заведения не будет оказано. 2. Для обучения ребёнка с нарушением интеллекта   педагогу необходимы программы,   методы,   приёмы,   которые   будут   направлены   на   усвоение, расширение и формирование знаний, умений и навыков учащихся. Что делать   учителю,   если   в   классе   обучается   ребёнок   с   интеллектуальной недостаточностью,   у   которого   нарушены   психические   процессы: мышление,   воображение,   восприятие,   внимание,   речи   и   другие?   Такой ребёнок не сможет освоить массовую программу в  связи с особенностями развития.   Следовательно,   должны   быть   разработаны   специальные программы,   адаптированные     под   данную   категорию   детей,   которые   с одной   стороны,   будут   отвечать   образовательным   потребностям школьников   с   нарушением   интеллекта,   с   другой   –   смогут   быть реализованы в массовой школе.  Выполнимая ли это задача?3. Главной задачей специальной коррекционной школы является подготовка детей   с   ОВЗ   к   самостоятельной   жизни   и   дальнейшей   трудовой деятельности.   Поэтому   в   коррекционных   школах,   например,     введён предмет   «Социально­бытовая   ориентировка»   (СБО).   Но   в   структуре общеобразовательной школы этого предмета нет. Тогда возникает вопрос, как у детей с нарушением интеллекта  формировать навыки, которые им просто   жизненно   необходимы?   В   массовой   школе   также   отсутствует необходимая   этому   контингенту   детей   трудовая   надстройка.   предмета ­  нет навыка. Выводы очевидны.   Нет 4. В   современной   образовательной   практике   сложилась   тенденция,   когда инклюзия   реализуется   исключительно   в   урочной   форме.     Но   ведь существуют и другие формы работы с детьми, в том числе досуговые. Например,   внеурочные   занятия;   совместные   мероприятия,   в   которых могут   участвовать   не   только   дети   с   педагогами,   но   и   родители,   они помогают сплачивать детей между собой и объединять  родителей; это различные поездки и экскурсии, которые будут дополнением к общему развитию ребёнка с интеллектуальной  недостаточностью, к развитию и обогащению   его   внутреннего   мира;   это   переменки,   на   которых   можно включать детей в игры и делать учебно­воспитательный процесс более плодотворным; это участие детей в различных соревнованиях, в  кружках, в том числе театральных, ведь где еще может проявить себя ребёнок с ОВЗ, в творчестве, показывая все свои способности и раскрывая себя. Таким образом, говоря об инклюзии, стоит ли фиксироваться только на урочной форме?   Еще   одна   проблема,   которая   существует   в   массовых   школах,   это 5. нежелание   детей   принимать   в   свой   коллектив   ребёнка   с  ОВЗ.   Они   не считают его своим, он для них чужой, не похожий на них. В итоге особый ребенок остается один. Нет общения, нет контакта между сверстниками, нет     той   связующей   цепочки,   которая   необходима   для   полноценного развития.   Такой   ребёнок   становится   изгоем,   начинает   понимать,   чтопроблема в нем самом,   он замыкается, уходит все глубже и глубже в свой   мир   и   перестаёт   вообще   кого­то   туда   впускать.   Следовательно, процесс социализации нарушается и не идёт в той мере, в какой должен идти. Но если посмотреть на эту проблему с другой стороны, то можно заметить и положительные стороны совместного обучения. Обычные дети начинают оказывать помощь и поддержку детям с ОВЗ, сочувствуют и сопереживают   им,   и   такое   понятие   как   эгоизм   прекращает   своё существование в совместном коллективе, всё это помогает развитию и формированию  толерантности.    Особые  дети,  видя   такое   отношение   к ним,   начинают   подтягиваться     к   своим   обычным   сверстникам,   а   это большой плюс к развитию, они быстрее начинают адаптироваться, быстрее учатся   самостоятельности,   а   следовательно,   и   учебно­воспитательный процесс   проходит   более   последовательно   и   плодотворно.   Но   не   все школьные   коллективы   массовых   школ   готовы   к   такому   совместному сотрудничеству.     6. Многие родители выражают противоречивое мнение по поводу обучения их   детей     в   одном   классе   с   ребёнком,   имеющим   интеллектуальные нарушения.   Кто­то   высказывается   «за»   инклюзивное   образование   и поддерживает эту систему, понимая, что эти дети ни в чём не виноваты, они имеют такие же права, как и обычный ребёнок. Кто­то высказывается «против» инклюзии, показывая своё пренебрежение к таким детям. А кто­ то   держит   нейтральную   позицию,   просто   жалея   этих   детей,   сетуя   на природу, и говоря, как им   не повезло в жизни. И это тоже проблема, проблема современного цивилизованного общества.    Можно предположить, что ключ к решению сложившихся проблем состоит в попытке понять и принять ребенка таким, какой он есть. В пример можно привести следующие строки из стихотворения кинорежисёра Эльдара Рязанова [4]:  Когда с тобой на этот мир смотрю, то за тебя судьбу благодарю.Когда твоя рука в моей руке, то всё плохое где­то вдалеке. Когда плечом к тебе я прислонюсь, я ничего на свете не боюсь… И от того, что рядом ты со мной я добрый, я хороший, я живой. С улыбкой светлой на тебя смотрю, и жизнь, что вместе мы, благодарю. Это   стихотворение   позволяет   нам   задуматься   о   роли   взрослого   в   жизни ребенка, о ценности   и необходимости правильности   того решения, которое в отношении этого ребенка принимается, в том числе, в отношении образовательного маршрута ребенка с интеллектуальной недостаточностью.  Мы   сделали   акцент   всего   на   нескольких   проблемах   и   трудностях инклюзивного   образования,   на   самом   деле   этих   проблем   гораздо   больше. Очевидно,   что   для   детей   необходимо     создавать     именно   те   образовательные условия,   в   которых   они   нуждаются.     Но   если   такие   условия   не   работают полноценно   в   условиях   массовой   школы,   следует   все­таки,   значит, компетентностно   оценивать   сложившуюся   образовательную   ситуацию   и   делать выбор в пользу однозначно более целесообразной урочной формы обучения детей с интеллектуальной   недостаточностью   специального образования.    –   обучения   в   условиях   системы Таким образом, с   учётом всех сложившихся тенденций мы видим, что на одной чаше весов лежит философия инклюзии, ее позитивная концепция, которая несёт в себе положительный заряд, но на другой чаше весов возникает вопрос о готовности   массовой   организации   к   включению   ребёнка   с   интеллектуальными нарушениями в общеобразовательную среду. И еще не маловажной составляющейявляются те условия, которые уже созданы и работают в условиях специального учреждения.   И   когда     возникает   вопрос   о   принятии   решения,   по   какому образовательному маршруту  идти ребенку ­ по инклюзивному или специальному, то   решение,   однозначно,     должно   приниматься   с   учётом   образовательных   и социальных  интересов и потребностей детей.  Список литературы: 1. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т.Т.5. Основы дефектологии / Под. ред. Т.А. Власовой.­ М.,1983. 2. Журнал:   Вестник   КАСУ   №1   –   2011.­   Издательство.:   Казахстанско   Педагогика   и Американский   свободный   университет.   Выпуск: образовательные технологии.­ 171 с. 3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)   (с   учетом   поправок,   внесенных   Законами   РФ   о   поправках   к Конституции   РФ   от   30.12.2008   №   6­ФКЗ,   от   30.12.2008   №   7­ФКЗ)   // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445. 4. Рязанов   Э.А.   Внутренний   монолог.­   М.:   «Правда»,   1988.­   32   с.­   Серия: "Библиотека "Огонек". 5. Аргументы и Факты. Астрахань [Текст] : общественно­политическая  газ.­ Издательский Дом Аргументы и факты., 2008 – 14 полос. – Еженед. 2008, №42.­ 29400 экз.