Данная статья посвящена одной из актуальной и обсуждаемой теме развития системы инклюзивного образования в России. В статье рассматриваются и обсуждаются как положительные, так и отрицательные стороны данной системы по обучению и воспитанию ребёнка с особыми образовательными потребностями, а именно ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.
Статья.docx
УДК 011
бакалавр кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования, МГОУ,
КОНЯШИНА О.В.
Россия, г. Москва, oksanaidrisova
@ mail
. ru
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕБЁНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ: «ЗА» И «ПРОТИВ»
Аннотация: Статья посвящена проблеме организации инклюзивного образования в России.
Рассматриваются вопросы целесообразности включения в инклюзивные формы образования
детей с интеллектуальной недостаточностью.
Ключевые слова:
ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная образовательная среда.
инклюзивное образование, интеллектуальные нарушения, дети с
Student of Department of special pedagogy and inclusive education, Moscow state open
University, Russia, Moscow
KONYASHINA O.V.
INCLUSIVE EDUCATION A CHILD WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
"FOR" AND "AGAINST"
Abstract: the Article is devoted to problem of organization of inclusive education in Russia. The
questions of whether inclusive education of children with intellectual disabilities.
Key words: inclusive education, intellectual disability, children with disabilities, inclusive
educational environment.
Они пришли в этот мир,
значит, они нужны…
Т. Симонова
Эпиграфом к статье является высказывание доцента кафедры педагогики
Астраханского государственного университета Татьяны Симоновой, которая на
протяжении нескольких лет занимается воплощением теории инклюзивного
образования в жизнь: «Они пришли в этот мир, значит, они нужны…» [5].
У каждого человека, приходящего в этот мир есть своя определённая
миссия, которую он должен выполнить на этой земле. И если уж особенные дети
пришли в этот мир такими, какими их создала природа, значит это не просто так, а ради чегото. Скорее всего, чтобы показать нам, обычным людям, какую ценность
представляет жизнь, как научиться радоваться каждому новому дню, как с
любовью и уважением относиться друг к другу. Не секрет, что порой люди с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сталкиваются с жестокостью,
агрессией, непониманием, с жалостью по отношению к ним. Но это не делает их
хуже. Они продолжают любить, дарить добро, верить, что рано или поздно этот
мир повернётся к ним лицом, их начнут понимать и принимать такими, какие они
есть на самом деле.
В нашей статье мы хотим затронуть одну из важнейших тем современности, а
именно проблему включения ребенка с интеллектуальной недостаточностью в
инклюзивную образовательную среду. Дискуссии по этому вопросу не затихают.
Идут постоянные дебаты «за» и «против» инклюзии. Эта новая образовательная
форма вызывает противоречивые оценки и мнения многих специалистов,
работников образования и родителей, чьи дети не похожи на других детей. На
данный момент в системе инклюзивного образования существует множество
нерешённых вопросов, которые нужно обсуждать и решать.
Как утверждает дипломат и бывший Генеральный секретарь ООН Кофи
Аннан: «Образование право каждого человека, имеющее огромное значение и
потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и
устойчивого развития…нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме
образования для всех…» [2]. Нельзя не согласиться с этим высказыванием.
Образование это процесс, направленный на воспитание, обучение и передачу
опыта подрастающему поколению. Это процесс, развития и формирования
личности, при усвоении знаний, умений и навыков. Это умственное и физическое
развитие человека, а именно его культуры, нравственности, гармонии и умение
соответствовать запросам обществами.
И наше государство со своей стороны предоставляет право на получение
бесплатного образования, что является одним из основных принципов современной системы образования, закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации
[3].
Ещё Л.С. Выготский говорил, что: «задачей воспитания ребёнка с
нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для
компенсации его недостатка» [1]. Л.С. Выготский видел личность особого ребёнка
и окружающую среду, в которой он растёт и развивается как единый и целостный
процесс. Вот поэтому социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья имеет важное значение для развития полноценной личности ребёнка.
Так что же представляет собой инклюзивное образование? Инклюзивное
образование подразумевает – включение ребёнка с ОВЗ в образовательную среду
массовой школы, которая будет помогать ему развиваться, раскрывать его
творческие способности, но при этом учитывать психологические и
индивидуальные особенности обучающегося, а также специфику и структуру
дефекта. Кроме того, инклюзивное образование должно учитывать потребности и
условия, которые в той или иной мере необходимы как ученику, так и учителю для
достижения успеха. Ребёнок, посещающий школу, где действует инклюзивная
система, должен стать важным членом коллектива, которого будут поддерживать
не только сверстники, но и другие члены школьного сообщества для
удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Одним из шагов
инклюзивного образования является создание специальных программ для детей с
ОВЗ. И сейчас во многих школах Российской Федерации идёт их апробация. Не
утихают постоянные споры «за» и «против» инклюзии. Но социализация детей с
ОВЗ необходима в цивилизованном обществе. Ведь не раз педагогами и
психологами было доказано, что полноценное и гармоничное развитие человека
происходит в обществе. Инклюзия нужна для современного и цивилизованного
общества, но она должна работать не на бумаге, а в реальности.
Процесс инклюзии включает в себя: вопервых, скоординированную работу
всех участников коррекционного процесса, вовторых, применение специальных
методов и приёмов, которые необходимы педагогу в работе с особым ребёнком. И втретьих, инклюзия должна восприниматься, как целостный процесс, и цель этого
процесса не навредить ребёнку с ОВЗ, а помочь научиться жить в гармонии не
только с собой, но и с окружающим миром.
Может ли инклюзивное образование в его современном понимании и формах
быть применимо к детям с интеллектуальной недостаточностью? Рассмотрим
ситуацию более подробно:
1. Инклюзивное образование предполагает комплексную помощь ребёнку с
а именно:
медицинскую,
ОВЗ,
социальную,
психологическую, логопедическую, а также помощь более узких
педагогическую,
специалистов, в зависимости от диагноза ребёнка. Но большинство наших
образовательных школ не обладают таким набором специалистов.
Следовательно, нет рабочего тандема, нет правильно выстроенной
коррекционной направленности учебновоспитательного процесса,
нарушается системность, не учитываются психологические особенности
такого ребёнка и структуры его дефекта. Значит можно сделать вывод,
что должной помощи ребёнку со стороны учебного заведения не будет
оказано.
2. Для обучения ребёнка с нарушением интеллекта педагогу необходимы
программы, методы, приёмы, которые будут направлены на усвоение,
расширение и формирование знаний, умений и навыков учащихся. Что
делать учителю, если в классе обучается ребёнок с интеллектуальной
недостаточностью, у которого нарушены психические процессы:
мышление, воображение, восприятие, внимание, речи и другие? Такой
ребёнок не сможет освоить массовую программу в связи с особенностями
развития. Следовательно, должны быть разработаны специальные
программы, адаптированные под данную категорию детей, которые с
одной стороны, будут отвечать образовательным потребностям
школьников с нарушением интеллекта, с другой – смогут быть
реализованы в массовой школе. Выполнимая ли это задача? 3. Главной задачей специальной коррекционной школы является подготовка
детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и дальнейшей трудовой
деятельности. Поэтому в коррекционных школах, например, введён
предмет «Социальнобытовая ориентировка» (СБО). Но в структуре
общеобразовательной школы этого предмета нет. Тогда возникает вопрос,
как у детей с нарушением интеллекта формировать навыки, которые им
просто жизненно необходимы? В массовой школе также отсутствует
необходимая этому контингенту детей трудовая надстройка.
предмета нет навыка. Выводы очевидны.
Нет
4. В современной образовательной практике сложилась тенденция, когда
инклюзия реализуется исключительно в урочной форме. Но ведь
существуют и другие формы работы с детьми, в том числе досуговые.
Например, внеурочные занятия; совместные мероприятия, в которых
могут участвовать не только дети с педагогами, но и родители, они
помогают сплачивать детей между собой и объединять родителей; это
различные поездки и экскурсии, которые будут дополнением к общему
развитию ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, к развитию и
обогащению его внутреннего мира; это переменки, на которых можно
включать детей в игры и делать учебновоспитательный процесс более
плодотворным; это участие детей в различных соревнованиях, в кружках,
в том числе театральных, ведь где еще может проявить себя ребёнок с
ОВЗ, в творчестве, показывая все свои способности и раскрывая себя.
Таким образом, говоря об инклюзии, стоит ли фиксироваться только на
урочной форме?
Еще одна проблема, которая существует в массовых школах, это
5.
нежелание детей принимать в свой коллектив ребёнка с ОВЗ. Они не
считают его своим, он для них чужой, не похожий на них. В итоге особый
ребенок остается один. Нет общения, нет контакта между сверстниками,
нет той связующей цепочки, которая необходима для полноценного
развития. Такой ребёнок становится изгоем, начинает понимать, что проблема в нем самом, он замыкается, уходит все глубже и глубже в
свой мир и перестаёт вообще когото туда впускать. Следовательно,
процесс социализации нарушается и не идёт в той мере, в какой должен
идти. Но если посмотреть на эту проблему с другой стороны, то можно
заметить и положительные стороны совместного обучения. Обычные дети
начинают оказывать помощь и поддержку детям с ОВЗ, сочувствуют и
сопереживают им, и такое понятие как эгоизм прекращает своё
существование в совместном коллективе, всё это помогает развитию и
формированию толерантности. Особые дети, видя такое отношение к
ним, начинают подтягиваться к своим обычным сверстникам, а это
большой плюс к развитию, они быстрее начинают адаптироваться, быстрее
учатся самостоятельности, а следовательно, и учебновоспитательный
процесс проходит более последовательно и плодотворно. Но не все
школьные коллективы массовых школ готовы к такому совместному
сотрудничеству.
6. Многие родители выражают противоречивое мнение по поводу обучения
их детей в одном классе с ребёнком, имеющим интеллектуальные
нарушения. Ктото высказывается «за» инклюзивное образование и
поддерживает эту систему, понимая, что эти дети ни в чём не виноваты,
они имеют такие же права, как и обычный ребёнок. Ктото высказывается
«против» инклюзии, показывая своё пренебрежение к таким детям. А кто
то держит нейтральную позицию, просто жалея этих детей, сетуя на
природу, и говоря, как им не повезло в жизни. И это тоже проблема,
проблема современного цивилизованного общества.
Можно предположить, что ключ к решению сложившихся проблем состоит в
попытке понять и принять ребенка таким, какой он есть. В пример можно привести
следующие строки из стихотворения кинорежисёра Эльдара Рязанова [4]: Когда
с тобой на этот мир смотрю,
то за тебя судьбу благодарю. Когда твоя рука в моей руке,
то всё плохое гдето вдалеке.
Когда плечом к тебе я прислонюсь,
я ничего на свете не боюсь…
И от того, что рядом ты со мной
я добрый, я хороший, я живой.
С улыбкой светлой на тебя смотрю,
и жизнь, что вместе мы, благодарю.
Это стихотворение позволяет нам задуматься о роли взрослого в жизни
ребенка, о ценности и необходимости правильности того решения, которое в
отношении этого ребенка принимается, в том числе, в отношении образовательного
маршрута ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Мы сделали акцент всего на нескольких проблемах и трудностях
инклюзивного образования, на самом деле этих проблем гораздо больше.
Очевидно, что для детей необходимо создавать именно те образовательные
условия, в которых они нуждаются. Но если такие условия не работают
полноценно в условиях массовой школы,
следует
всетаки,
значит,
компетентностно оценивать сложившуюся образовательную ситуацию и делать
выбор в пользу однозначно более целесообразной урочной формы обучения детей с
интеллектуальной недостаточностью
специального образования.
– обучения в условиях системы
Таким образом, с учётом всех сложившихся тенденций мы видим, что на
одной чаше весов лежит философия инклюзии, ее позитивная концепция, которая
несёт в себе положительный заряд, но на другой чаше весов возникает вопрос о
готовности массовой организации к включению ребёнка с интеллектуальными
нарушениями в общеобразовательную среду. И еще не маловажной составляющей являются те условия, которые уже созданы и работают в условиях специального
учреждения. И когда возникает вопрос о принятии решения, по какому
образовательному маршруту идти ребенку по инклюзивному или специальному,
то решение, однозначно, должно приниматься с учётом образовательных и
социальных интересов и потребностей детей.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т.Т.5. Основы дефектологии / Под. ред. Т.А.
Власовой. М.,1983.
2. Журнал: Вестник КАСУ №1 – 2011. Издательство.: Казахстанско
Педагогика и
Американский свободный университет.
Выпуск:
образовательные технологии. 171 с.
3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ) //
«Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
4. Рязанов Э.А. Внутренний монолог. М.: «Правда», 1988. 32 с. Серия:
"Библиотека "Огонек".
5. Аргументы и Факты. Астрахань [Текст] : общественнополитическая газ.
Издательский Дом Аргументы и факты., 2008 – 14 полос. – Еженед. 2008,
№42. 29400 экз.
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.