Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
8 кл—11 кл
25.02.2018
Статья
В работе рассматриваются формы и методы формирования одной из ключевых компетенций обучающихся и воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС - коммуникативной компетенции учащихся при работе с текстом, представлены способы практической работы учащихся при анализе текста, игровые моменты. Материал может быть использован при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.статья
текст как средство формирования коммуникативной компентенции учащихся.docx
Андреева Марина Сергеевна МБОУ СОШ с.Баженово ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ    Материал может быть использован  при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, а также при проведении методических объединений и педагогических советов          Актуальность работы:                                                                                     ­ модернизация процесса обучения; ­   утверждение   нового   стиля   педагогического   мышления,   ориентируемого   на интенсивное и эффективное решение образовательно – воспитательных задач; ­ потребность учащихся в ведении исследовательской работы.            Целью педагогической деятельности является выявление и разработка методических   подходов   при   формировании   коммуникативной   компетенции   в процессе работы над текстом.         Объектом исследования является процесс анализа текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. Задачи педагогической деятельности: ­   внедрение   на   уроках   русского   языка   форм   и   методов   работы   с   текстом, способствующих развитию речи учащихся; ­   подбор   тематического   текстового   материала,   разработка   способов практической   работы   с   текстом,   направленной   на   развитие   навыков   анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц. ­ вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.                      На   практике   по   формированию   коммуникативной   компетентности используются  нестандартные формы проведения занятий, например:  урок­исследование;  урок­тест;  урок ­ творческая мастерская; урок­практикум; урок­игра.                    Формированию речевой компетентности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения,   технологии   разноуровневого   обучения,   групповых   технологий, игровых технологий, информационных технологий.            Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции: понимать читаемый текст; определять тему и основную мысль текста; формулировать основную мысль своего  высказывания; аргументировать   свою   точку   зрения;   строить   композицию   письменного высказывания,   обеспечивая   последовательность   и   связность   изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать языка. литературного нормы при       письме Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками.  Основная часть.        Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных   изменений   во   всей   системе   образования.   В   новом   Законе   «Об образовании»   обозначена   главная   направленность   ФГОС   —   это   повышение качества   образования.   Решение   этой   проблемы   связано   с   модернизацией содержания   образования,   оптимизацией   способов   и   технологий   организации образовательного   процесса   и,   конечно,   переосмыслением   цели   и   результата образования.   Решению   этой   задачи   способствует   формирование   у   учащихся ключевые компетенции, а именно ­ коммуникативной компетенции учащихся. Реализуя   поставленную   цель   ­   формирование   коммуникативной   компетенции учащихся   через   работу   с   текстом,   ­   необходимо   поставить   перед   собой следующие задачи:  1)   внедрение   на   уроках   русского   языка   форм   и   методов   работы   с   текстом, способствующих развитию речи учеников;  2)   подбор   тематического   текстового   материала,   разработка   способов  практической   работы   с   текстом,   направленной   на   развитие   навыков  анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;  3)   вовлечение   во   внеклассную   работу   ребят   с   целью   развития   их  творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей; Решение   этих   задач   осуществляется   в   процессе   формирования интеллектуальной и речевой культуры.  Результативными, на мой взгляд, в этой работе   являются   следующие   формы   и   методы   работы   с   текстом:  • комплексная работа с текстом;  • лингвостилистический анализ текста;   • сочинение­рассуждение;  • редактирование текста;  • различные виды диктантов;  • интеллектуально­лингвистические упражнения; • работа с текстами­миниатюрами;   • коммуникативные и игровые ситуации. Используя текст на уроках русского языка, мы обеспечиваем решение таких важных   и   актуальных   проблем   школьного   образования,   как   приобщение учащихся   к   духовному   богатству   и   красоте   родного   языка,   воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Работа с текстом занимает особое место в развитии речи учащихся. В своей деятельности я использую большое количество   разнообразных   форм   её   организации,   например,   такие,   как: 1. Лингвистические «угадайки»: работа над нестандартными заданиями этого типа   связана   с   деятельностью   учащихся   по   опознанию   языковых   явлений, учащиеся   должны   либо   восстановить   «первоисточник»   (словосочетание, фразеологический   оборот,   предложение)   по   отдельным   его   деталям   и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру–задачу под названием «кроссворд».  Лингвистические   «почемучки».  Основная   цель   использования   ­ 2) активизация мыслительной деятельности учащихся.  Отвечая на вопросы, делая своеобразные   маленькие   «открытия»   в   области   лингвистики,   школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет   открывается   для   них   по–новому.   За   внешней   простотой   вопросов кроется   серьезное   лингвистическое   содержание:   языковые   факты   учащиеся должны  объяснить  «научным  языком».  Таким  образом, при  выполнении  этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть   формируются   умения   и   навыки   построения   связного   высказывания   в научном стиле. К заданиям этой группы относятся: • вопросы   проблемного   характера   (выбор   одного   варианта   из   нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов); • вопросы   занимательного   характера   (в   их   основе   –   внеязыковая   ситуация, вопросы–шутки, вопросы–загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы). 3)  Комплексный   анализ   текста  создает   представление   о   языке   как   о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный   анализ   текста   может   проводиться   как   в   устной,   так   и   в письменной   форме,   но   следует   учитывать,   что   три   содержательные   линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Тексты   подбираются   интересные   с   точки   зрения   орфографии,   содержащие различные синтаксические конструкции. Они представляют собой фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Д.С. Лихачева и других признанных мастеров слова. Особую роль   в   воспитании,   развитии   современного   школьника   приобретают   тексты, направленные на духовно­нравственное развитие личности: тексты о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии, о любви к родному языку, литературе, о роль книги в жизни человека и т. п.  Анализ   любого   текста   начинаю   с   вопросов:   «  Что   вы   почувствовали?   Зачем автор   это   написал?»   Работа   с   текстом   любого   типа   речи   начинается   с   его выразительного чтения, затем проводится словарная работа, определяется тема, идея,   его   тип   и   стиль,   выразительные   средства   речи   и   их   роль.   Работая   с текстами­миниатюрами,   сравнивая   два   текста,   ученики   через   восприятие   и к   ЕГЭ   по   русскому   языку   анализ   текста   понятие   текста   идут   к   созданию   собственного   высказывания,  сочинения,  что важно и для развития внимания, мышления учащихся.  При   подготовке     является обязательным, поэтому целесообразно широко использовать работу с текстом на протяжении   всего   школьного   курса   и   отрабатывать   навыки   рационального чтения учебных, научно­популярных, публицистических текстов, формируя на этой   основе   общеучебные   умения   работы   с   книгой,   обучать   анализу   текста, обращая   внимание   на   эстетическую   функцию   языка;   учить   письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.  Особенно эффективна эта работа с такими текстами в старших классах, где идёт   углублённое   повторение   русского   языка,   комплексный   анализ   текста. Работу   чаще   всего   проводится   в   творческих   группах.   Относительно   полный языковой   разбор   текста   требует   много   времени   и   возможен   только   на специальных   уроках.   На   обычных   же   уроках   русского   языка   при   изучении фонетики,   лексики,   морфологии,   синтаксиса,   на   уроках   повторения,   при обобщении   и   систематизации   изученного   материала   часто   используется частичный   языковой   разбор   текста,   который   связывается   с   усвоением   норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений. Работая над формированием коммуникативной компетенции учащихся, развивая их   орфографическую   зоркость,   воспитывая   в   них   культуру   речи,   надо,   по словам   Д.С.Лихачёва,   научить   своих   учеников   быть   филологами,   «то   есть «любителями   слова»,   ибо   слово   стоит   в   начале   культуры   и   завершает   её, выражает её». Литература 1. Бахтина, М. Б. Актуальные вопросы школьного филологического  образования в период внедрения требований ФГОС: учебно­методическое  пособие / М. Б. Бахтина. — Новосибирск: Изд­во НИПКиПРО, 2015. — 272 с. –  С. 55. 2. Лихачев, Д.С. Мысли о жизни. Письма о добром. /Д.С.Лихачев. ­Москва: Изд­ во КоЛибри, Азбука­Аттикус,2015.­576с.+(32с)­С.568 3. Срезневский ,И.И. Замечания об изучении русского языка и словесности в  средних учебных заведениях / И.И.Срезневский. – СПб.,1871.,­ 269­ С.8 4. Чернышев. В.И. Правильность и чистота русской речи: Опыт русской  стилистической грамматики/ В.И.Чернышев . – Москва: Изд­во ЛКИ – 2010. –  С.264

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018