В работе рассматриваются формы и методы формирования одной из ключевых компетенций обучающихся и воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС - коммуникативной компетенции учащихся при работе с текстом, представлены способы практической работы учащихся при анализе текста, игровые моменты. Материал может быть использован при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.статья
текст как средство формирования коммуникативной компентенции учащихся.docx
Андреева Марина Сергеевна
МБОУ СОШ с.Баженово
ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Материал может быть использован при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ,
а также при проведении методических объединений и педагогических советов
Актуальность работы:
модернизация процесса обучения;
утверждение нового стиля педагогического мышления, ориентируемого на
интенсивное и эффективное решение образовательно – воспитательных задач;
потребность учащихся в ведении исследовательской работы.
Целью педагогической деятельности является выявление и разработка
методических подходов при формировании коммуникативной компетенции в
процессе работы над текстом.
Объектом исследования является процесс анализа текста как средство
формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи педагогической деятельности:
внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,
способствующих развитию речи учащихся;
подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа,
синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих
способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.
На практике по формированию коммуникативной компетентности
используются нестандартные формы проведения занятий, например:
урокисследование; уроктест; урок творческая мастерская; урокпрактикум;
урокигра.
Формированию речевой компетентности способствует использование
элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного
обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий,
игровых технологий, информационных технологий.
Цели обучения русскому языку определяются и через формирование
коммуникативной компетенции: понимать читаемый текст; определять тему и
основную мысль текста; формулировать основную мысль своего высказывания;
аргументировать свою точку зрения; строить композицию письменного
высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
соблюдать
языка.
литературного
нормы
при
письме Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в
жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с
учениками.
Основная часть.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях
значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об
образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение
качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией
содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации
образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата
образования. Решению этой задачи способствует формирование у учащихся
ключевые компетенции, а именно коммуникативной компетенции учащихся.
Реализуя поставленную цель формирование коммуникативной компетенции
учащихся через работу с текстом, необходимо поставить перед собой
следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,
способствующих развитию речи учеников;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу ребят с целью развития их
творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении
детей;
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования
интеллектуальной и речевой культуры. Результативными, на мой взгляд, в этой
работе являются следующие формы и методы работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• сочинениерассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуальнолингвистические упражнения;
• работа с текстамиминиатюрами;
• коммуникативные и игровые ситуации.
Используя текст на уроках русского языка, мы обеспечиваем решение таких
важных и актуальных проблем школьного образования, как приобщение
учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание
бережного и вдумчивого отношения к слову. Работа с текстом занимает особое
место в развитии речи учащихся. В своей деятельности я использую большое
количество разнообразных форм её организации, например, такие, как:
1. Лингвистические «угадайки»: работа над нестандартными заданиями этого
типа связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, учащиеся должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание,
фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и
признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение
подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру–задачу
под названием «кроссворд».
Лингвистические «почемучки». Основная цель использования
2)
активизация мыслительной деятельности учащихся. Отвечая на вопросы, делая
своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники
убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный
предмет открывается для них по–новому. За внешней простотой вопросов
кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся
должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих
заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то
есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в
научном стиле.
К заданиям этой группы относятся:
• вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких,
разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);
• вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация,
вопросы–шутки, вопросы–загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).
3) Комплексный анализ текста создает представление о языке как о
целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста,
выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует
от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.
Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в
письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии
заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и
речевой деятельности.
Тексты подбираются интересные с точки зрения орфографии, содержащие
различные синтаксические конструкции. Они представляют собой фрагменты из
произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского,
М. М. Пришвина, Д.С. Лихачева и других признанных мастеров слова. Особую
роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты,
направленные на духовнонравственное развитие личности: тексты о культуре
памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных
традициях, о проблемах экологии, о любви к родному языку, литературе, о роль
книги в жизни человека и т. п.
Анализ любого текста начинаю с вопросов: « Что вы почувствовали? Зачем
автор это написал?» Работа с текстом любого типа речи начинается с его
выразительного чтения, затем проводится словарная работа, определяется тема,
идея, его тип и стиль, выразительные средства речи и их роль. Работая с
текстамиминиатюрами, сравнивая два текста, ученики через восприятие и к ЕГЭ по русскому языку анализ текста
понятие текста идут к созданию собственного высказывания, сочинения, что
важно и для развития внимания, мышления учащихся.
При подготовке
является
обязательным, поэтому целесообразно широко использовать работу с текстом на
протяжении всего школьного курса и отрабатывать навыки рационального
чтения учебных, научнопопулярных, публицистических текстов, формируя на
этой основе общеучебные умения работы с книгой, обучать анализу текста,
обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному
пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Особенно эффективна эта работа с такими текстами в старших классах, где
идёт углублённое повторение русского языка, комплексный анализ текста.
Работу чаще всего проводится в творческих группах. Относительно полный
языковой разбор текста требует много времени и возможен только на
специальных уроках. На обычных же уроках русского языка при изучении
фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при
обобщении и систематизации изученного материала часто используется
частичный языковой разбор текста, который связывается с усвоением норм
правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений.
Работая над формированием коммуникативной компетенции учащихся, развивая
их орфографическую зоркость, воспитывая в них культуру речи, надо, по
словам Д.С.Лихачёва, научить своих учеников быть филологами, «то есть
«любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает её,
выражает её».
Литература
1. Бахтина, М. Б. Актуальные вопросы школьного филологического
образования в период внедрения требований ФГОС: учебнометодическое
пособие / М. Б. Бахтина. — Новосибирск: Издво НИПКиПРО, 2015. — 272 с. –
С. 55.
2. Лихачев, Д.С. Мысли о жизни. Письма о добром. /Д.С.Лихачев. Москва: Изд
во КоЛибри, АзбукаАттикус,2015.576с.+(32с)С.568
3. Срезневский ,И.И. Замечания об изучении русского языка и словесности в
средних учебных заведениях / И.И.Срезневский. – СПб.,1871., 269 С.8
4. Чернышев. В.И. Правильность и чистота русской речи: Опыт русской
стилистической грамматики/ В.И.Чернышев . – Москва: Издво ЛКИ – 2010. –
С.264
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.