Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Семинары
docx
дефектология +1
Взрослым
08.04.2018
Статья
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. По статистике у мальчиков алалия наблюдается в 2 раза чаще, чем у девочек. При всех формах алалии в процессе коррекции необходима опора на сохранные анализаторы: зрительный, слуховой (при моторных формах) и речедвигательный (при сенсорных). Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм.
Статья.docx
Как заниматься с ребёнком­алаликом дома? (рекомендации для родителей)         Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. По статистике у мальчиков алалия наблюдается в 2 раза чаще,   чем   у   девочек.   При   всех   формах   алалии     в   процессе   коррекции необходима   опора   на   сохранные   анализаторы:   зрительный,   слуховой   (при моторных формах) и речедвигательный (при сенсорных). Большинство детей с моторной   алалией   имеют   сниженную   работоспособность,   высокую утомляемость,   речевой   негативизм.   Интеллектуальное   развитие   у   детей­ алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.              В начале работы с алаликами, развивая воспринимаемую речь, нужно одновременно   при   ознакомлении   с   предметом   добиваться   не   только   его показа,   но   и   называния,   хотя   бы   в   лепетной   речи.   Например,   добившись понимания   слов     «папа»,     «мама»,   целесообразно   спросить   ребенка:   «Кто это?» или после выполнения ребенком задания «Дай мне мячик» спросить: «Что ты мне дал?»              Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной   речи   можно   организовывать   в   повседневной   жизни.   Например,   в процессе   формирования   культурно­гигиенических   навыков.  Папа   или   мама многократно   называют   различные   действия,   которые   выполняет   ребенок, перечисляют предметы, которыми он при этом пользуется. Ребенок­алалик должен   приобрести   определенный   запас   слов.   Подбирайте   простые   по произношению,  но  часто   употребляемые  слова:  названия  игрушек,  одежды, посуды,   фруктов,   овощей   и   т.   д.   Очень   хорошо   перечислять   всё   это, рассматривая картинки ­ иллюстрации в детских книжках.              Во время прогулки, взрослый каждый раз называет встречающиеся по пути   предметы.   Если   ребенок   отказывается   повторять   какое­то   слово   за взрослым,   не   надо   настойчиво   требовать   от   него   ответа   сию   же   минуту. Взрослый   включает   это   слово   в   различные   контексты:   в   процессе   игр,   в бытовых   ситуациях   (причём   неоднократно!).   Со   временем   ребенок   без принуждения  начнет повторять   нужное слово.  Каждое проявление речевой активности     следует   поощрять.   Надо   постоянно   учитывать   речевые возможности   ребёнка.   Побуждать   малыша   к   разговору   можно,   а   вот принуждать – нельзя!        Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20­30), в том числе и   словами,   обозначающими   действия   (глаголами),   можно   учить   его пользоваться простым предложением. Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью. Например, уложив куклу, он говорит: "Ляля спит" (существительное + глагол). После нескольких повторов, можно попросить ребёнка   повторить   это   предложение.   Затем   в   предложение   вводят прилагательные и другие части речи: «Маленькая Ляля спит», «Тихо, Ляля спит!».   Так,   постепенно,   у   ребенка   увеличивается   словарный   запас, появляется фразовая речь.        Самым примечательным на этом этапе является наличие аграмматизма. В речи   почти   каждого   ребенка   могут   встретиться   грамматические   ошибки   в виде   неправильных   окончаний,   ошибок   в   склонении,   спряжении,   в употреблении   единственного   и   множественного   числа   и   т.д.   Обычно, подобный аграмматизм наблюдается на самых ранних этапах развития речи, а затем, по мере увеличения словаря, ребенок быстро и незаметно овладевает правильным строем речи.  Причиной аграмматизма у алаликов может служить длительное отсутствие речевой практики, нарушение фонематического слуха, слабая   память,   а   также   и   умственная   недостаточность   некоторых   детей. Примером аграмматичной речи могут служить такие предложения: папа вёл Коля,   кошка   спит   диван,   платок   лежит   карман.     Занятия   по   устранению аграмматизма   надо   начинать   с   первых   же   шагов   овладения   алаликом произносимой речью. Так, например, на вопрос: «Что ты мне дал?» – надо сразу научить ребёнка отвечать: «Книгу», ­ и у алалика будет постепенно вырабатываться чувство языковой формы.             Устранение   аграмматизма   у   алалика   требует   очень   длительной   и разнообразной работы. Работа по аграмматизму с алаликом продолжается в течение   всего   школьного   обучения.   Кроме   аграмматизма,   в   период формирования   фразовой   речи   у   алаликов   очень   часто   возникает   заикание, поэтому   при   воспитании   речи   алалика,   и   особенно   при   наличии   заикания, необходимо правильно организовать речевой режим: ­ Говорить с алаликом медленно, чётко, выразительно, требуя того же и от него. ­   Чаще   проводить   совместное   произношение   предложений   (сопряженная речь), стишков, рассказов, рассказов по картинке, по прочитанному. ­ Давать для самостоятельного повторения за логопедом (отражённая речь) короткие предложения в два, три слова, лёгкие стихи, ответы на вопросы. ­Если   ребёнок   затрудняется   в   подыскании   произнесения   нужного   слова, немедленно   прийти   ему   на   помощь,   не   дожидаясь,   когда   он   справится   с возникшим затруднением. ­ Чтение стихотворений, передачу проработанных рассказов  «проводить» под хлопки, под броски мяча и т. д. ­ Всегда вселять уверенность в успех его речи. ­   Вовлекать   в   интересующие   игры   и   занятия,   чтобы   отвлечь   ребёнка   от удручающих переживаний по случаю неполноценности его речи. ­   Избегать   страшных   рассказов,   волнующих   картин,   сцен   в   кино,   по телевизору, на улице. ­ Постоянное наблюдение врача за общесоматическим и нервно – психическим состоянием ребёнка и принятие необходимых мер, если на то есть показания. ­ Проведение бесед с родителями о правильном речевом подходе к ребёнку и организации твёрдого режима (прогулки, сон, питание).       Тесный контакт с логопедом родители должны поддерживать весь период нахождения малыша­алалика в детском саду, школе.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018