Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. По статистике у мальчиков алалия наблюдается в 2 раза чаще, чем у девочек. При всех формах алалии в процессе коррекции необходима опора на сохранные анализаторы: зрительный, слуховой (при моторных формах) и речедвигательный (при сенсорных). Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм.
Статья.docx
Как заниматься с ребёнкомалаликом дома?
(рекомендации для родителей)
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического
поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем
периоде развития. По статистике у мальчиков алалия наблюдается в 2 раза
чаще, чем у девочек. При всех формах алалии в процессе коррекции
необходима опора на сохранные анализаторы: зрительный, слуховой (при
моторных формах) и речедвигательный (при сенсорных). Большинство детей с
моторной алалией имеют сниженную работоспособность,
высокую
утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей
алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере
развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.
В начале работы с алаликами, развивая воспринимаемую речь, нужно
одновременно при ознакомлении с предметом добиваться не только его
показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи. Например, добившись
понимания слов «папа», «мама», целесообразно спросить ребенка: «Кто
это?» или после выполнения ребенком задания «Дай мне мячик» спросить:
«Что ты мне дал?»
Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию
связной речи можно организовывать в повседневной жизни. Например, в
процессе формирования культурногигиенических навыков. Папа или мама
многократно называют различные действия, которые выполняет ребенок,
перечисляют предметы, которыми он при этом пользуется. Ребенокалалик
должен приобрести определенный запас слов. Подбирайте простые по
произношению, но часто употребляемые слова: названия игрушек, одежды,
посуды, фруктов, овощей и т. д. Очень хорошо перечислять всё это,
рассматривая картинки иллюстрации в детских книжках.
Во время прогулки, взрослый каждый раз называет встречающиеся по
пути предметы. Если ребенок отказывается повторять какоето слово за
взрослым, не надо настойчиво требовать от него ответа сию же минуту.
Взрослый включает это слово в различные контексты: в процессе игр, в
бытовых ситуациях (причём неоднократно!). Со временем ребенок без
принуждения начнет повторять нужное слово. Каждое проявление речевой
активности
следует поощрять. Надо постоянно учитывать речевые возможности ребёнка. Побуждать малыша к разговору можно, а вот
принуждать – нельзя!
Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (2030), в том числе
и словами, обозначающими действия (глаголами), можно учить его
пользоваться простым предложением. Производя любое действие, взрослый
сопровождает его речью. Например, уложив куклу, он говорит: "Ляля спит"
(существительное + глагол). После нескольких повторов, можно попросить
ребёнка повторить это предложение. Затем в предложение вводят
прилагательные и другие части речи: «Маленькая Ляля спит», «Тихо, Ляля
спит!». Так, постепенно, у ребенка увеличивается словарный запас,
появляется фразовая речь.
Самым примечательным на этом этапе является наличие аграмматизма. В
речи почти каждого ребенка могут встретиться грамматические ошибки в
виде неправильных окончаний, ошибок в склонении, спряжении, в
употреблении единственного и множественного числа и т.д. Обычно,
подобный аграмматизм наблюдается на самых ранних этапах развития речи, а
затем, по мере увеличения словаря, ребенок быстро и незаметно овладевает
правильным строем речи. Причиной аграмматизма у алаликов может служить
длительное отсутствие речевой практики, нарушение фонематического слуха,
слабая память, а также и умственная недостаточность некоторых детей.
Примером аграмматичной речи могут служить такие предложения: папа вёл
Коля, кошка спит диван, платок лежит карман. Занятия по устранению
аграмматизма надо начинать с первых же шагов овладения алаликом
произносимой речью. Так, например, на вопрос: «Что ты мне дал?» – надо
сразу научить ребёнка отвечать: «Книгу», и у алалика будет постепенно
вырабатываться чувство языковой формы.
Устранение аграмматизма у алалика требует очень длительной и
разнообразной работы. Работа по аграмматизму с алаликом продолжается в
течение всего школьного обучения. Кроме аграмматизма, в период
формирования фразовой речи у алаликов очень часто возникает заикание,
поэтому при воспитании речи алалика, и особенно при наличии заикания,
необходимо правильно организовать речевой режим:
Говорить с алаликом медленно, чётко, выразительно, требуя того же и от
него. Чаще проводить совместное произношение предложений (сопряженная
речь), стишков, рассказов, рассказов по картинке, по прочитанному.
Давать для самостоятельного повторения за логопедом (отражённая речь)
короткие предложения в два, три слова, лёгкие стихи, ответы на вопросы.
Если ребёнок затрудняется в подыскании произнесения нужного слова,
немедленно прийти ему на помощь, не дожидаясь, когда он справится с
возникшим затруднением.
Чтение стихотворений, передачу проработанных рассказов «проводить» под
хлопки, под броски мяча и т. д.
Всегда вселять уверенность в успех его речи.
Вовлекать в интересующие игры и занятия, чтобы отвлечь ребёнка от
удручающих переживаний по случаю неполноценности его речи.
Избегать страшных рассказов, волнующих картин, сцен в кино, по
телевизору, на улице.
Постоянное наблюдение врача за общесоматическим и нервно – психическим
состоянием ребёнка и принятие необходимых мер, если на то есть показания.
Проведение бесед с родителями о правильном речевом подходе к ребёнку и
организации твёрдого режима (прогулки, сон, питание).
Тесный контакт с логопедом родители должны поддерживать весь период
нахождения малышаалалика в детском саду, школе.
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.