Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Документация
docx
русский язык
5 кл—11 кл
17.04.2020
Статья
Статья по русскому языку на тему: "Формирование метапредметных компетенций на уроке русского языка, как основа преподавания с учётом требований ФГОС"
Формирование метапредметных компетенций на уроке русского язык1.docx

Формирование метапредметных компетенций на уроке русского языка, как основа преподавания с учётом требований ФГОС

Мельникова Наталья Ивановна учитель русского языка и литературы ГБОУ «Бугульминская кадетская школа –интернат»

Не для школы, а для жизни мы учимся.

Сенека

С приходом новых стандартов общего образования в качестве основного методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, который обязателен для изучения. Теперь ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным деятелем.

Формирование метапредметных компетенций в современной школе опирается на формирование ключевых универсальных учебных действий школьников. Учащихся  теперь необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности. Существенную роль здесь могут сыграть следующие способы организации деятельности учащихся:

·                   Творческие задания.

·                   Любые виды проектной деятельности.

·                   Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст.

Творческие задания

Выполнение творческого задания всегда требует от школьников целеустремлённости, организованности и творчества. В своей деятельности я использую систему уроков с  творческими заданиями, направленными на понимание существенной роли русского языка в нашей жизни, в частности в сфере делового общения. Данную систему, состоящую из четырех уроков,  считаю целесообразным разделить на три этапа.

Первый этап является подготовкой к осмыслению темы «Роль русского языка в нашей жизни». Урок развития речи посвящен обсуждению разнообразных ошибок, допускаемых во всех сферах деятельности человека. Необходимо подготовить к уроку выборку рекламных объектов (объявления, слоганы, макеты, буклеты и т.д.), в которых допущены  либо речевые, либо орфографические, либо пунктуационные ошибки. Желательно, чтоб материал был  связан с известными детям структурами (местная газета, ценники из близлежащего магазина, визитки и т.д). Например, ценник с надписью «Завадная игрушка», визитка  мастера салона красоты с надписью «Парекмахер-универсал». В зависимости от времени, выделяемого на этот этап,  учитель может сам указать на ошибки или же предложить учащимся  поработать в роли редактора.

На втором этапе  ученикам предлагается поработать  в группе  из  2-3 человек и подготовить к уроку по два рекламных объекта от каждой группы. Один объект должен быть грамотно составлен, второй же будет с заведомо допущенной ошибкой. Тема работ, их вид и способ выполнения остается на усмотрение учащихся. Важное условие – возможность передать свои макеты другой группе (чаще всего ученики выбирают бумажный вариант оформления). Примеры рекламных текстов, составленных с ошибкой: «Туристическое агенство «Счастливая поездка» предлагает отдых в греции..», «Новый Volkswagen Touareg- ваше настоящее будующее!», «Хочешь видеть мир ярче? Тогда одень очки!»

На следующем уроке ученики обмениваются работами, и  им предлагается выступить в роли работодателя, который должен просмотреть образцы из портфолио предполагаемых соискателей работы. Учащиеся каждой группы должны выбрать грамотно составленный образец и написать уведомление о приеме на работу в соответствии с нормами официально-делового стиля. На макет, в котором допущена ошибка, составляется отказ в принятии на работу с указанием причины. Учитель может предложить шаблоны официальных документов, на которые будут ориентироваться ученики. Пример текста с отказом в принятии на работу, составленный учеником:  ГБОУ « Бугульминская кадетская  школа-интернат » Цупикову Д. П от 17.10.2017 г. С сожалением сообщаем, что вынуждены отказать Вам в трудоустройстве на должность дизайнера ,ввиду несоответствия Ваших деловых качеств требованиям, так как в ваших работах были выявлено наличие орфографических ошибок..» (текст отказа представлен частично).

Третий этап является рефлексией на проделанную работу. Обсудив с учениками впечатления о проделанном творческом задании, предлагаю написать эссе на тему «Роль русского языка в деловой сфере общения».

Представленная мною серия уроков направлена на формирование метапредметной компетенции при изучении русского языка в 5-9 классах. Данный вид работы можно приобщить не только к урокам развития речи, но и к изучению темы  «Стили речи».

Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Творческие задания на уроках повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции  и, самое главное, приносят радость.

В заключение хотелось бы привести слова И.Г. Песталоцци:  «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Антонова. Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции обучения в общеобразовательной школе. – М.: ИЗД, 2001.

2.Антонова Е.С. «Методика преподавания русского языка: коммуникативно - деятельностный подход». М.: КНОРУС, 2007.

3.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 3.

4.Бабайцева, В. В. Беднарская Л. Д. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Русская словесность.1997.№3.С.23-28.

5.Баев И.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.

6.Баранов, М. Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе. Русский язык в школе. 1979.г №3.С. 9-14.

7.Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. М.,1986

8.Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка. Русский язык в школе. 1996. №1. С. 3-8.

9.Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках. Русская словесность. 2003. №1. С. 35-40

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991.

11.Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. Русский язык в школе. 2002. № 3. С. 105.

12.Ильин Е.Н.Искусство общения. М., 1982.

13. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5. С. 5-12.

14. Львова, С. И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. Русская словесность. 2002. №7.С. 40-45.

 


 

Формирование метапредметных компетенций на уроке русского языка, как основа преподавания с учётом требований

Формирование метапредметных компетенций на уроке русского языка, как основа преподавания с учётом требований

Первый этап является подготовкой к осмыслению темы «Роль русского языка в нашей жизни»

Первый этап является подготовкой к осмыслению темы «Роль русского языка в нашей жизни»

Пример текста с отказом в принятии на работу, составленный учеником:

Пример текста с отказом в принятии на работу, составленный учеником:

Список литературы 1. Антонова

Список литературы 1. Антонова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020