Формирование метапредметных компетенций на уроке русского языка, как основа преподавания с учётом требований ФГОС
Мельникова Наталья Ивановна учитель русского языка и литературы ГБОУ «Бугульминская кадетская школа –интернат»
Не для школы, а для жизни мы учимся.
Сенека
С приходом новых стандартов общего образования в качестве основного методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, который обязателен для изучения. Теперь ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным деятелем.
Формирование метапредметных компетенций в современной школе опирается на формирование ключевых универсальных учебных действий школьников. Учащихся теперь необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности. Существенную роль здесь могут сыграть следующие способы организации деятельности учащихся:
· Творческие задания.
· Любые виды проектной деятельности.
· Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст.
Творческие задания
Выполнение творческого задания всегда требует от школьников целеустремлённости, организованности и творчества. В своей деятельности я использую систему уроков с творческими заданиями, направленными на понимание существенной роли русского языка в нашей жизни, в частности в сфере делового общения. Данную систему, состоящую из четырех уроков, считаю целесообразным разделить на три этапа.
Первый этап является подготовкой к осмыслению темы «Роль русского языка в нашей жизни». Урок развития речи посвящен обсуждению разнообразных ошибок, допускаемых во всех сферах деятельности человека. Необходимо подготовить к уроку выборку рекламных объектов (объявления, слоганы, макеты, буклеты и т.д.), в которых допущены либо речевые, либо орфографические, либо пунктуационные ошибки. Желательно, чтоб материал был связан с известными детям структурами (местная газета, ценники из близлежащего магазина, визитки и т.д). Например, ценник с надписью «Завадная игрушка», визитка мастера салона красоты с надписью «Парекмахер-универсал». В зависимости от времени, выделяемого на этот этап, учитель может сам указать на ошибки или же предложить учащимся поработать в роли редактора.
На втором этапе ученикам предлагается поработать в группе из 2-3 человек и подготовить к уроку по два рекламных объекта от каждой группы. Один объект должен быть грамотно составлен, второй же будет с заведомо допущенной ошибкой. Тема работ, их вид и способ выполнения остается на усмотрение учащихся. Важное условие – возможность передать свои макеты другой группе (чаще всего ученики выбирают бумажный вариант оформления). Примеры рекламных текстов, составленных с ошибкой: «Туристическое агенство «Счастливая поездка» предлагает отдых в греции..», «Новый Volkswagen Touareg- ваше настоящее будующее!», «Хочешь видеть мир ярче? Тогда одень очки!»
На следующем уроке ученики обмениваются работами, и им предлагается выступить в роли работодателя, который должен просмотреть образцы из портфолио предполагаемых соискателей работы. Учащиеся каждой группы должны выбрать грамотно составленный образец и написать уведомление о приеме на работу в соответствии с нормами официально-делового стиля. На макет, в котором допущена ошибка, составляется отказ в принятии на работу с указанием причины. Учитель может предложить шаблоны официальных документов, на которые будут ориентироваться ученики. Пример текста с отказом в принятии на работу, составленный учеником: ГБОУ « Бугульминская кадетская школа-интернат » Цупикову Д. П от 17.10.2017 г. С сожалением сообщаем, что вынуждены отказать Вам в трудоустройстве на должность дизайнера ,ввиду несоответствия Ваших деловых качеств требованиям, так как в ваших работах были выявлено наличие орфографических ошибок..» (текст отказа представлен частично).
Третий этап является рефлексией на проделанную работу. Обсудив с учениками впечатления о проделанном творческом задании, предлагаю написать эссе на тему «Роль русского языка в деловой сфере общения».
Представленная мною серия уроков направлена на формирование метапредметной компетенции при изучении русского языка в 5-9 классах. Данный вид работы можно приобщить не только к урокам развития речи, но и к изучению темы «Стили речи».
Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат. Творческие задания на уроках повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции и, самое главное, приносят радость.
В заключение хотелось бы привести слова И.Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Список литературы
1.Антонова. Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции обучения в общеобразовательной школе. – М.: ИЗД, 2001.
2.Антонова Е.С. «Методика преподавания русского языка: коммуникативно - деятельностный подход». М.: КНОРУС, 2007.
3.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 3.
4.Бабайцева, В. В. Беднарская Л. Д. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Русская словесность.1997.№3.С.23-28.
5.Баев И.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.
6.Баранов, М. Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе. Русский язык в школе. 1979.г №3.С. 9-14.
7.Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. М.,1986
8.Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка. Русский язык в школе. 1996. №1. С. 3-8.
9.Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках. Русская словесность. 2003. №1. С. 35-40
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991.
11.Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. Русский язык в школе. 2002. № 3. С. 105.
12.Ильин Е.Н.Искусство общения. М., 1982.
13. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5. С. 5-12.
14. Львова, С. И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. Русская словесность. 2002. №7.С. 40-45.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.