ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА: ОПЫТ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
C 1 сентября 2011 года образовательное учреждение «Гимназия № 2» г. Балаково стало пилотной площадкой по введению Федерального государственного стандарта начального общего образования. Изучая требования нового документа, всё больше убеждались в том, что учителя-занковцы находятся в более выгодных условиях: многое казалось близким и знакомым. Идеи развивающего обучения Л.В.Занкова стали приоритетными и в требованиях ФГОС.
В течение года учителя-занковцы на заседаниях творческой группы изучали виды универсальных учебных действий, анализировали задания из учебников 1 класса системы Л.В. Занкова для развития УУД, критерии сформированности УУД, диагностические задания для определения уровня развития. Занятия проводились в форме деловых игр, дискуссий. Была освоена новая технология The Wold Cafe, которая создала атмосферу, необходимую для плодотворного обсуждения вопросов и позволила вовлечь учителей в процесс обсуждения:
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Традиции народа нашей страны, его обычаи, культуру дети осмысливают, вникая в смысл произведений народного творчества разных народов России, которые широко представлены в учебниках по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, музыки, ИЗО, к которым ученики обращаются, анализируя продукты прикладного народного творчества в технологии.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Учителя Гимназии №2 широко используют технологию само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, позволяющую сформировать у учащихся регулятивные универсальные учебные умения.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Проектирование уроков на основе деятельностного подхода тоже требует от учителя определённых умений: создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога с целью определения темы и цели урока.
Изменились требования к проектированию образовательного процесса:
1. Рабочие программы учебных предметов стали включать в себя планируемые результаты, виды деятельности учеников.
2. Проектирование «учебных ситуаций».
3. Организация работы учащихся (в группах и парах, в мобильных группах).
4. Индивидуальная поддержка детей.
5. Организация проектной деятельности.
6. Новая система оценки.
На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной. Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
На заседаниях творческой группы учителя-занковцы проектировали уроки, направленные на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных, учитывая при этом:
· учебные задания, предполагающие самостоятельное добывание знаний; самоконтроль;
· тренировочные задания, которые несут в себе элементы новизны и требуют творческого подхода.
Особое внимание в новых стандартах уделяется оценке достижений планируемых результатов обучающихся.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы позволило определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи. Все предлагаемые интегрированные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.
Анализ результатов проведения итоговой комплексной проверочной работы показал, что большинство учащихся имеют базовый и базовый повышенный уровни.
Организация системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов (предметных, метапредметных) остаётся одной из самых актуальных проблем в образовательных учреждениях.
Во второй половине дня дети активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Большинство родителей положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. Помимо учебного кабинета активно используются спортивный зал, библиотека, выставочный и музыкальный залы.
С нашей точки зрения введение часов на внеурочную деятельность учащихся - главное достоинство новых стандартов. Это увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг. На сегодняшний момент реализуются такие программы внеурочной деятельности как: программа «Азбука нравственности», интегрированный курс «Развитие речи и технология», программа «Школа здоровья», комплексная программа «Чтение и начальное литературное обучение», программа физического воспитания обучающихся.
Необходимо создавать новые формы, придумывать такие виды деятельности, чтобы они были привлекательны для ребенка, заставляли развиваться интеллектуально, физически, нравственно.
Именно с этой целью администрацией гимназии задумано создание модульного центра развития ребенка.
Одна из проблем - требование к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса, включающие параметры комплектности и качества оснащения образовательного учреждения. На сегодняшний день гимназия обеспечила наши классы компьютерами и мультимедийными проекторами. В текущем году поступило оборудование для кабинета начальных классов.
Реализация стандартов второго поколения напрямую зависит от профессионального мастерства учителя, требующего постоянного повышения квалификации.
Учителя г. Балаково поддерживают web-страницы в Интернете (размещения на сайте фотоматериалов, публикаций), участвуют в сетевых сообществах:
· Сайт государственной системы развивающего обучения Л.В.Занкова. (http:www.zankov.ru)
· Всероссийский сайт «Мой университет- реформа образования». Блог учителей-Занковцев г. Балаково. (http:www.edu-reforma.ru)
· Интернет-портал ProШколу.ru ( http:www.proshkolu.ru)
· Сеть творческих учителей »(it\n.ru)
Все учителя, работающие по системе, являются членами Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Учителя прошли обучение при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в г. Москва по теме:
На апрель 2012 г. запланирован семинар ПСИ Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» по теме: «Формирование и развитие универсальных учебных действий: проектирование, методическое сопровождение, мониторинг».
В настоящий момент становится интересным презентовать свой, пусть пока небольшой опыт работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО и конечно, соотнести его с тем, что делают другие.
С этой целью учителя-занковцы активно участвуют в различных мероприятиях по распространению и обобщению опыта работы:
1) В региональных занковских педагогических чтениях.
2) 27 апреля 2010 года в Самаре состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения академика Л.В. Занкова», которой приняли участие учителя г. Балаково.
3) 31 марта 2011 года в Самаре делегация учителей г Балаково была представлена в количестве 16 человек на межрегиональную научно-практическую конференцию «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова Поволжские «Занковские чтения».
4) 1–4 июля 2011 г. учителя МАОУ СОШ №20 принимали участие в первом Всероссийском слете педагогов развивающего обучения.
5) 13 октября2011г. учителя Гимназии №2 приняли участие в VII-ой Международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» с выступлением по теме: «Мониторинг изучения результативности обучения, воспитания и развития младших школьников по системе Л.В.Занкова».
Сделать профессиональную жизнь учителя-занковца интересной, насыщенной событиями и красками, рассказать об успехах, дать возможность представить все достижения в своем портфолио – эти возможности предоставляет педагогу участие в конкурсах, проводимых ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Объединением профессионалов, Издательским домом «Федоров». Учителя г. Балаково - активные участники, победители и лауреаты Всероссийских и региональных конкурсов: «Занковцы – это мы!», «Вернисаж занковцев», «Лучший учитель-мой».
Введение стандарта и системы его сопровождения даёт педагогам-занковцам ориентиры и приоритеты в области отслеживания достижений целей образования, отбора содержания образования и организации образовательного процесса.
Используемые ресурсы:
1. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
4. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова/ сост. Е.Н.Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.