Оценка и самооценка обучающихся на уроке.
В теории и практике педагогической деятельности накоплен большой и разнообразный арсенал методов проверки знаний.
Например, наблюдение (в процессе ежедневной работы учитель может не фиксировать результаты в официальных документах, а учитывать их при выставлении общей отметки);
устный контроль – ответы обучающихся на разных этапах урока;
Формы контроля могут быть самими разными: индивидуальными, групповыми, фронтальными, комбинированными с применением различной техники (карточки, игры, технические средства).
Письменная проверка – это экономичный и эффективный метод. Активно используются сегодня дидактические тесты (тест достижений):
· набор стандартизованных заданий по определенному материалу, с помощью которых устанавливается степень усвоения его учащимися;
· серия вопросов и выбор правильных из них (3-5 ответов);
· утверждения, в которые надо вставить слова;
· незаконченные предложения, которые надо закончить и т. д.
Проверка фактов, понятий, законов предполагает репродуктивные ответы учащихся. Можно использовать и другие варианты: произвести стандартные действия и дать самостоятельную критическую оценку деятельности ученика уровню изученного материала, решить новую конкретную ситуацию на основе имеющихся знаний.
Наряду с оценочной деятельностью учителя существует и оценочная деятельность ученика. Самооценка – это принятие себя.
Среди важнейших общеучебных умений и навыков в государственном образовательном стандарте начального общего образования выделяется самооценка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Самооценка представляет сбой один из важнейших показателей развития личности. Формирование начинается уже с раннего детства, когда ребенок начинает выделять себя от окружающих людей, она продолжает изменяться на протяжении всей жизни, становясь все более содержательной и критичной. В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Для ученика самооценка выполняет ряд функций:
· констатирующая;
· мобилизационно-побудительная;
· проектировочная.
В практике наблюдается, что ученики предугадывают то, что хочет услышать от них учитель, и учитель получает нужные ответы, считая это хорошим результатом.
Самооценке необходимо учить. Самооценка – оценка самого себя, своих достижений и недостатков (С.Ожегов). Формирование самооценки трудоемкая, кропотливая и длительная работа. Главное условие – это надо делать систематически. Разработать четкие критерии самооценки, по которым ученик будет оценивать результаты своей деятельности на уроке, определить виды работ, подлежащих оцениванию учащимися или только учителем и познакомить с ними учеников. Задача учителя повышать самооценку ребенка, создавая ситуацию успеха.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на основе эмоции.
В повседневной педагогической практике объёмом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников используются следующие формы:
· «Светофор»
· «Лесенка успеха»
· «Карточка сомнений»
· «Говорящие рисунки» (Смайлики)
· «Дерево успехов»
· «Прогнозирование»
· «Зеркало»и т. д.
Наблюдения показывают, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребёнка, способной к дальнейшему самоопределению и реализации. Преимущества самооценки как для того, кто учится, так и для учителя очевидны. Предоставляя школьнику возможность отстаивать свое мнение и тактично направляя его рассуждения, учитель тем самым помогает ему формировать самостоятельное мышление и навык рефлексии, развивает умение анализировать оценочные суждения педагога. Такой способ работы эффективен как для воспитания подростков (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, или наоборот – неуверенности в себе), так и для педагога (способствует развитию его собственных педагогических качеств – уважение к ребенку, терпеливость, такт, способность к сопереживанию). Таким образом, правильно организованную оценочную деятельность учителя следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции.
Литература:
1 С,С, Татарченкова «Урок для учителя»- СПб.: НОУ «Экспресс»., 2002.
2. Ковалёва Г.С., Логинова О. Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. –М.: Просвещение, 2011, часть 1,2,3.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2002.
4. Положение о системе оценивания по ФГОС.
6. http://school-collection.edu.ru
7.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/samostoiatielnoieotsienivaniieuchienikamisvoikhobrazovatielnykhriezultatov
Опубликовано 18.10.20 в 19:34
Нажмите, чтобы скачать публикацию (.doc)
Размер файла: 1.33 Мбайт
|
РЕКЛАМА
market.yandex.ru
Футболка Натали
119 ₽
−85%
799 ₽
Узнать больше
РЕКЛАМА
joom.com
Женские летние сандалии LEOSOXS Shoe
1 353 ₽
Узнать больше
Комментарии (0)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
РЕКЛАМА•SOLOWAY
РЕКЛАМА•SOLOWAY
Начало формы
Конец формы
Для учителей начальных классов
08.06
Курс
повышения квалификации
Организация образовательного процесса для обучающихся с
ОВЗ в условиях реализации ФГОС: индивидуальный план, адаптированные
образовательные программы
Высшая школа делового администрирования
Каталог образования для педагогов
Материалы по темам
Курильское чудо
Воспитание на основе здравого смысла
Особенности форм самоконтроля и самооценки учебных
действий младших школьников при обучении естествознанию
Формирование основных видов УУД в начальной школе на
уроках английского языка
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития
детской одаренности
Дети блокадного Ленинграда
Красноярский край: познаем и любим
Педагогическое общение и мотивация учащихся в условиях
внедрения ФГОС ООО
Профессиональная компетентность учителя как условие
реализации требований ФГОС
Здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения
Беседа о вреде курения
Нормы оценок
Духовно–нравственное воспитание учащихся в рамках реализации
ФГОС
Социальная адаптация через сказкотерапию в работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Доклад «Элементы занимательности при обработке навыков
табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления»
Авторы по теме
|
sampilovac@mail.ru Учитель начальных классов |
|
Добрецова
Наталья Александровна Учитель начальных классов |
|
Корнеева Ирина Владимировна Учитель начальных классов |
|
Климушкина Виктория Олеговна |
|
Швецова Анастасия Андреевна Воспитатель, Классный руководитель, Преподаватель, Учитель-логопед |
ВКонтактеОдноклассники
Литература:
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: Интор., 1996.
2. Ковалёва Г.С., Логинова О. Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. –М.: Просвещение, 2011, часть 1,2,3.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2002.
4. Положение о системе оценивания по ФГОС.
5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва-Рига, «Эксперимент», 1999.
6. http://school-collection.edu.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.