Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник»
Оценка 4.7

Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
07.06.2023
Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник»
Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник»
Урок Толстой.docx

Конспект урока литературы в 5 классе.

Тема: «Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник». Проблемы взрослых глазами детей»

Цель: изучить  рассказ Саши Чёрного «Кавказский пленник» с позиции ребенка.

Задачи: 1. Увеличить понятие учеников о юморе в литературе;

2. Укрепить навык нахождения идейного содержания, построения и системы образов рассказа;

3. Усвоить навык работы с элементами комплексного анализа, навык сравнительной характеристики героев;

4. Обнаружить способы создания юмористического в рассказах.

Формируемые УУД:

Личностные: понимает свои проблемы и стремится к их преодолению, обладает способностью к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: правильно оценивает свои достижения, осознает появляющиеся трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: осуществляет учебно-познавательные действия; исполняет для решения учебных вопросов операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, находит причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, реализовывает общую деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: компьютер, проектор, классная доска, учебник литературы под ред. В. Я. Коровиной, 5 класс, рабочие листы, ватаман, цветные карандаши. Класс поделен на три группы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! А сейчас вспомните о чем-то очень-очень хорошем и улыбнитесь! Каждый из вас, улыбнувшись, пробудил в себе добрые чувства, передал частицу своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал данный мир чуточку добрее. Да, в самом деле, основное – доброе начало. Вот и сегодняшний урок литературы начнем с эпиграфа: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

Обучающиеся высказывают предположения.

Учитель: Я дам вам подсказку. Перед вами кроссенс – ассоциативная головоломка, найдите связь между всеми картинками, и вы отгадаете имя известного русского писателя, автора известной фразы про детство.

https://mobimg.b-cdn.net/v3/fetch/1f/1ff44cd66f4b5ced58e104e8daf8a9b5.jpeg

https://folkextreme.ru/wp-content/uploads/2019/11/zakalivaniye-4.jpg

https://spabamboo.ru/wp-content/uploads/2021/07/35dv1ntw.jpg

https://e7.pngegg.com/pngimages/536/298/png-clipart-hoodie-green-bluza-zipper-hoodie-active-shirt-adidas.png

?

https://suvenir-kmv.ru/upload/iblock/b1e/b1eafe37224fb77f5bebaca08cc28cb0.jpg

https://bidspirit-images.global.ssl.fastly.net/12stulauction/cloned-images/110525/1/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1.jpg

https://cdn.culture.ru/images/642ae70a-cea8-57f6-ad9f-1dbd6efcaaf2

https://multiurok.ru/img/123270/image_5d2a0f227b639.jpg

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Верно, это Лев Николаевич Толстой. Вспомните, какое произведение Л.Н. Толстого мы изучали в 5 классе?

Обучаюшиеся: «Кавказский пленник»

Учитель: Давайте вспомним сюжет рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

При помощи «толстых» и «тонких» вопросов обучающиеся под руководством учителя вспоминают сюжет произведения.

Примеры «тонких» вопросов

Примеры «толстых» вопросов

Как звали главных героев произведения?

В чем различие между Жилиным и Костылиным?

Почему Жилин решил ехать один, без солдат?

Дайте три объяснения, почему Жилину не сразу удалось сбежать из плена.

Верно ли, что Дина помогла Жилину выбраться из ямы?

Объясните, почему пленников два, а произведение называется «Кавказский пленник».

3. Изучение нового материала.

Учитель: А спустя 57 лет другой автор, Саша Чёрный, написал произведение с точно таким же названием,  и этот рассказ вы прочитали дома.

Давайте сравним эти 2 произведения с одним названием по следующим критериям: герои, сюжет, основная идея.

Примерная таблица.

 

Л.Н. Толстой

Саша Чёрный

Герои

Иван Жилин – русский дворянин, служащий в крепости на Кавказе. Костылин – сослуживец Жилина, тучный, грузный человек, трусоват.

Валя, Катя, мальчик Миша и пес Тузик.

Сюжет

Толстой на примере образов русских офицеров Жилина и Костылина раскрывает важные нравственные проблемы: верности, дружбы, товарищеского долга, отзывчивости, доброты, стойкости и храбрости. Развивая параллельную линию дружбы Жилина и Дины, автор показывает, что истинная доброта и терпимость способны свести на нет любое зло, даже противостояние народов и войну.

Благодаря игре, в которую девочки вовлекли своего друга и пса, они смогли по-новому взглянуть на прочитанную историю. Оказалось, что все не так уж страшно, и нужно просто уметь радоваться жизни.

Основная идея

Никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Рассказ учит сострадать, сочувствовать тем, кто оказался в беде. Кроме того, он учит играть, фантазировать, выдумывать, и по-новому смотреть на проблемы и трудности.

         Учитель: Название одно, а мысли разные. Почему?

         Обучающиеся высказывают предположения.

         Учитель подводит обучающихся к мысли, что у Толстого мы смотрим на проблемы глазами взрослого, а у Саши Черного – глазами детей.

Учитель: Как сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, все мы родом из детства. Вы тоже дети, и поэтому у вас может быть собственный взгляд на произведение Толстого, или вы могли бы тоже придумать другой финал. В этом, в том числе, и ценность литературных произведений.  

4. Групповая работа.

Учитель: Сейчас вы будете работать в группах и придумывать продолжение отрывка из произведения Л.Н. Толстого. Но! Первая группа – «Литераторы» – будет придумывать продолжение словами, 2 группа – «Художники» – рисунком, 3 группа – «Актеры» – действиями.

Группа 1 – «Литераторы».

Задание: Придумать финал данного отрывка.

«А Жилину пить хочется, в горле пересохло; думает — хоть бы пришли проведать. Слышит — отпирают сарай. Пришел красный татарин, а с ним другой, поменьше ростом, черноватенький. Глаза черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо веселое, всё смеется. Одет черноватый еще лучше; бешмет шелковый синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьянные, тоже серебром обшиты. А на тонких башмачках другие толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка.

Красный татарин, вошел, проговорил что-то, точно ругается, и стал; облокотился на притолку, кинжалом пошевеливает, как волк исподлобья косится на Жилина….»

Группа 2 – « Художники»

Задание: Продолжить отрывок в виде иллюстрации.

«Ну, — думает Жилин, — нынче бежать надо», и говорит Костылину. А Костылин заробел.

— Да как же бежать? Мы и дороги не знаем.

— Я знаю дорогу.

— Да и не дойдем в ночь.

— А не дойдем — в лесу переночуем. Я вот лепешек набрал. Что ж ты будешь сидеть? Хорошо пришлют денег, а то ведь и не соберут. А татары теперь злые — за то, что ихнего русские убили. Поговаривают — нас убить хотят.

Подумал, подумал Костылин.

— Ну, пойдем!

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть, и сидят они — ждут, чтобы затихло в ауле…»

Группа 3 – « Актёры».

Задание: Разыграть  сценку продолжения отрывка.

«Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Всё поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Мулла прокричал, затихло всё. Стал уже Жилин дремать, думает: «побоится девка».

Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел.

Поглядел вверх, — звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» а сама руками у лица всё машет, — что «тише, мол»….»

5. Презентация результатов групповой работы.

         Обучающиеся презентуют результаты групповой работы.

Учитель: Мы посмотрели ваши представления. Молодцы! У всех отлично получилось.

6. Оценивание.

Учитель: Я предлагаю каждой команде оценить две другие. Но делать мы это будем не совсем обычно: сегодня мы будем раздавать куколок, каких дарил Жилин Дине. Подумайте и скажите, за что бы вы дали куколку другим командам и своей команде.

7. Итог урока и домашнее задание.

Учитель: ребята, спасибо всем за работу! Подольше оставаться детьми! Ведь ребенок символизирует собой чистоту, глубину души, отзывчивость. Такие качества взрослый человек порой утрачивает, и как было бы здорово, если бы эти качества навсегда сохранились в людях. Домашнее задание: Прочитать рассказ Саши Черного «Игорь-Робинзон». Подумайте и напишите ответ на вопрос: «как в данном рассказе автор создает образ ребенка?»


 

Конспект урока литературы в 5 классе

Конспект урока литературы в 5 классе

Да, в самом деле, основное – доброе начало

Да, в самом деле, основное – доброе начало

При помощи «толстых» и «тонких» вопросов обучающиеся под руководством учителя вспоминают сюжет произведения

При помощи «толстых» и «тонких» вопросов обучающиеся под руководством учителя вспоминают сюжет произведения

Сюжет Толстой на примере образов русских офицеров

Сюжет Толстой на примере образов русских офицеров

Группа 1 – «Литераторы». Задание:

Группа 1 – «Литераторы». Задание:

Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?»

Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2023