Конспект урока литературы в 5 классе.
Тема: «Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник». Проблемы взрослых глазами детей»
Цель: изучить рассказ Саши Чёрного «Кавказский пленник» с позиции ребенка.
Задачи: 1. Увеличить понятие учеников о юморе в литературе;
2. Укрепить навык нахождения идейного содержания, построения и системы образов рассказа;
3. Усвоить навык работы с элементами комплексного анализа, навык сравнительной характеристики героев;
4. Обнаружить способы создания юмористического в рассказах.
Формируемые УУД:
Личностные: понимает свои проблемы и стремится к их преодолению, обладает способностью к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: правильно оценивает свои достижения, осознает появляющиеся трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: осуществляет учебно-познавательные действия; исполняет для решения учебных вопросов операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, находит причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, реализовывает общую деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: компьютер, проектор, классная доска, учебник литературы под ред. В. Я. Коровиной, 5 класс, рабочие листы, ватаман, цветные карандаши. Класс поделен на три группы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! А сейчас вспомните о чем-то очень-очень хорошем и улыбнитесь! Каждый из вас, улыбнувшись, пробудил в себе добрые чувства, передал частицу своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал данный мир чуточку добрее. Да, в самом деле, основное – доброе начало. Вот и сегодняшний урок литературы начнем с эпиграфа: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?
Обучающиеся высказывают предположения.
Учитель: Я дам вам подсказку. Перед вами кроссенс – ассоциативная головоломка, найдите связь между всеми картинками, и вы отгадаете имя известного русского писателя, автора известной фразы про детство.
|
|
|
|
? |
|
|
|
|
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Верно, это Лев Николаевич Толстой. Вспомните, какое произведение Л.Н. Толстого мы изучали в 5 классе?
Обучаюшиеся: «Кавказский пленник»
Учитель: Давайте вспомним сюжет рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
При помощи «толстых» и «тонких» вопросов обучающиеся под руководством учителя вспоминают сюжет произведения.
Примеры «тонких» вопросов |
Примеры «толстых» вопросов |
Как звали главных героев произведения? |
В чем различие между Жилиным и Костылиным? |
Почему Жилин решил ехать один, без солдат? |
Дайте три объяснения, почему Жилину не сразу удалось сбежать из плена. |
Верно ли, что Дина помогла Жилину выбраться из ямы? |
Объясните, почему пленников два, а произведение называется «Кавказский пленник». |
3. Изучение нового материала.
Учитель: А спустя 57 лет другой автор, Саша Чёрный, написал произведение с точно таким же названием, и этот рассказ вы прочитали дома.
Давайте сравним эти 2 произведения с одним названием по следующим критериям: герои, сюжет, основная идея.
Примерная таблица.
|
Л.Н. Толстой |
Саша Чёрный |
Герои |
Иван Жилин – русский дворянин, служащий в крепости на Кавказе. Костылин – сослуживец Жилина, тучный, грузный человек, трусоват. |
Валя, Катя, мальчик Миша и пес Тузик. |
Сюжет |
Толстой на примере образов русских офицеров Жилина и Костылина раскрывает важные нравственные проблемы: верности, дружбы, товарищеского долга, отзывчивости, доброты, стойкости и храбрости. Развивая параллельную линию дружбы Жилина и Дины, автор показывает, что истинная доброта и терпимость способны свести на нет любое зло, даже противостояние народов и войну. |
Благодаря игре, в которую девочки вовлекли своего друга и пса, они смогли по-новому взглянуть на прочитанную историю. Оказалось, что все не так уж страшно, и нужно просто уметь радоваться жизни. |
Основная идея |
Никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться. |
Рассказ учит сострадать, сочувствовать тем, кто оказался в беде. Кроме того, он учит играть, фантазировать, выдумывать, и по-новому смотреть на проблемы и трудности. |
Учитель: Название одно, а мысли разные. Почему?
Обучающиеся высказывают предположения.
Учитель подводит обучающихся к мысли, что у Толстого мы смотрим на проблемы глазами взрослого, а у Саши Черного – глазами детей.
Учитель: Как сказал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, все мы родом из детства. Вы тоже дети, и поэтому у вас может быть собственный взгляд на произведение Толстого, или вы могли бы тоже придумать другой финал. В этом, в том числе, и ценность литературных произведений.
4. Групповая работа.
Учитель: Сейчас вы будете работать в группах и придумывать продолжение отрывка из произведения Л.Н. Толстого. Но! Первая группа – «Литераторы» – будет придумывать продолжение словами, 2 группа – «Художники» – рисунком, 3 группа – «Актеры» – действиями.
Группа 1 – «Литераторы».
Задание: Придумать финал данного отрывка.
«А Жилину пить хочется, в горле пересохло; думает — хоть бы пришли проведать. Слышит — отпирают сарай. Пришел красный татарин, а с ним другой, поменьше ростом, черноватенький. Глаза черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо веселое, всё смеется. Одет черноватый еще лучше; бешмет шелковый синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьянные, тоже серебром обшиты. А на тонких башмачках другие толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка.
Красный татарин, вошел, проговорил что-то, точно ругается, и стал; облокотился на притолку, кинжалом пошевеливает, как волк исподлобья косится на Жилина….»
Группа 2 – « Художники»
Задание: Продолжить отрывок в виде иллюстрации.
«Ну, — думает Жилин, — нынче бежать надо», и говорит Костылину. А Костылин заробел.
— Да как же бежать? Мы и дороги не знаем.
— Я знаю дорогу.
— Да и не дойдем в ночь.
— А не дойдем — в лесу переночуем. Я вот лепешек набрал. Что ж ты будешь сидеть? Хорошо пришлют денег, а то ведь и не соберут. А татары теперь злые — за то, что ихнего русские убили. Поговаривают — нас убить хотят.
Подумал, подумал Костылин.
— Ну, пойдем!
Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть, и сидят они — ждут, чтобы затихло в ауле…»
Группа 3 – « Актёры».
Задание: Разыграть сценку продолжения отрывка.
«Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Всё поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Мулла прокричал, затихло всё. Стал уже Жилин дремать, думает: «побоится девка».
Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел.
Поглядел вверх, — звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» а сама руками у лица всё машет, — что «тише, мол»….»
5. Презентация результатов групповой работы.
Обучающиеся презентуют результаты групповой работы.
Учитель: Мы посмотрели ваши представления. Молодцы! У всех отлично получилось.
6. Оценивание.
Учитель: Я предлагаю каждой команде оценить две другие. Но делать мы это будем не совсем обычно: сегодня мы будем раздавать куколок, каких дарил Жилин Дине. Подумайте и скажите, за что бы вы дали куколку другим командам и своей команде.
7. Итог урока и домашнее задание.
Учитель: ребята, спасибо всем за работу! Подольше оставаться детьми! Ведь ребенок символизирует собой чистоту, глубину души, отзывчивость. Такие качества взрослый человек порой утрачивает, и как было бы здорово, если бы эти качества навсегда сохранились в людях. Домашнее задание: Прочитать рассказ Саши Черного «Игорь-Робинзон». Подумайте и напишите ответ на вопрос: «как в данном рассказе автор создает образ ребенка?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.