К ВОПРОСУ ОБ ОДАРЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация: данная статья посвящена проблеме развития детской одаренности, работе с одаренными детьми в школе. Обосновано понятие одарённость в истории человеческой мысли. Представлен опыт работы с одаренными детьми как важной задачей мировой общественности
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, способности, воспитание и образование, талант, гений.
Abstract: this article is devoted to the development of children's talent, work with gifted children in school. The notion of talent in the history of human thought is substantiated. Experience of work with gifted children as an important task of the world community is presented
Key words: talent, gifted child, abilities, upbringing and education, talent, genius.
На протяжении многих веков эволюции системы образования существовала проблема выявления особенностей обучения и воспитания детей, обладающих высокими способностями. Так как именно такие дети в последующем составляют элиту общества и занимают ключевые позиции во многих сферах деятельности. В связи с этим проблема детской одаренности в последнее время приобретает особую актуальность.
История возникновения понятия «одаренность» насчитывает несколько столетий. Известно, что в древние времена из общей массы людей выделялись те, кто отличались какими-либо способностями или нестандартными умениями. Как правило, таких людей выбирали в качестве вождя племени, либо они становились целителями или шаманами.
В период античности зародились такие термины, как «талант» и «гений». Появилось огромное количество выдающихся творческих людей, мыслителей, трудами которых мы восхищаемся по сей день. Следует заметить, что именно в античности возникла идея о гениальности и таланте как божественном даре. Отсюда и термин «гений», в переводе с латинского языка означает «дух». Гениальными считались поэты, художники, деятели науки, «субъекты творческой деятельности». Одновременно с термином «гений» возникло понятие «талант» (в переводе с греческого языка крупная мера золота). Возможно первоначально термин «талант» в научном обиходе применялся как измерение степени гениальности. Позже сформировалось представление о таланте как о просто высокой степени развития способностей к определенному виду деятельности, так же как под «гением» стали понимать высший уровень их проявления.
Одной из первых попыток глубокого психолого-философского осмысления проблемы одаренности была предпринята испанским врачом, философом-материалистом Хуана Уарте (XVI в.). Он предложил метод диагностики одаренности по внешним признакам человека (формы частей лица, характер волос и др.). В последующем в истории развития человеческой мысли проблема гениальности и одарённости становится актуальной. Уже в середине XIX века появляется теория Фрэнсиса Гальтона о «земном» происхождении одаренности человека, где указывается, что одаренность передается по наследству. Параллельно существовала прямо противоположная точка зрения, согласно которой не существует ни врожденного, ни божественного дара. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном понятии «чистая доска» (Джон Локк).
Выражение «чистая доска» использовалось для обозначения гносеологического тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врождённого умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира [1]. Из этого следует, что ребенок подобен «чистой доске», без всяких идей, в нем нет ни наследственной, ни божественной предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. А на формирование гениальности влияют социальная среда и воспитание. С этим следует согласиться, ибо, действительно, окружающая среда оказывает большое влияние на развитие способностей детей, однако исключать природные задатки человека и генетическую предрасположенность тоже невозможно.
В современной гуманитарной науке нет единой трактовки понятия «одаренность», поскольку каждый автор находит свой подход к исследованию этой проблемы. Тем не менее, если проанализировать современную психолого-педагогическую литературу, то можно определить «одаренность» как качество психики человека, развивающееся в течение всей жизни и влияющее на способность индивидуума достигать результатов, которые отличаются от стандартных [3]. Кроме того, исследователи отмечают, что одаренность – это результат взаимодействия врожденных данных человека, окружающего его социума и психологических механизмов саморазвития. Более того, диагностике и развитию способностей детей следует уделять особое внимание уже в детском возрасте. Так как именно в период взросления происходит формирование индивидуальных психологических качеств.
Таким образом, становится очевидным, что, работая с одаренными детьми, необходимо найти правильный подход к обучению и развитию ребенка, стать его помощником или старшим товарищем в реализации задуманных проектов. Также следует развивать способности детей в рамках дополнительного образования. Сегодня система дополнительного образования стала уже не вспомогательным методом воспитания школьников, а полноценным самостоятельным направлением, занимающимся выявлением и развитием способностей детей.
В исследовательской литературе выделяют стратегии обучения одаренных детей:
– углубление знаний;
– обогащение материала;
– изучение учебного материала ускоренными темпами;
– создание проблемных ситуаций для того, чтобы дети могли найти решение самостоятельно.
Работая с одаренными детьми педагогу следует:
– изучать индивидуальные особенности ребенка (поведение, психические познавательные интересы, интересы);
– использовать различные методы (проблемный, исследовательский, проектный, частично-поисковый), формы работы (дифференцированные разноуровневые задания, дискуссия, творческие задания, игры);
– на занятиях создавать ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники должны самостоятельно справиться с несколькими мыслительными операциями. Также следует ставить ребенка в положение первооткрывателя, исследователя;
– уважать и обсуждать любую идею школьника;
– в работе с одаренным ребёнком педагог должен стремится привить вкуса к серьёзной творческой работе;
– воспитывая и обучая одарённого ученика, педагог должен постоянно самосовершенствоваться и работать над собой;
– очень важны для развития одаренности школьников проводить проекты по различной тематике, предметные олимпиады, различные конкурсы и викторины, индивидуальные творческие задания, интеллектуальные марафоны и т.п.) [2].
Работая с одарёнными детьми, педагогу следует помнить, что существуют крайности, которые вовсе не желательны, а именно не стоит:
– возводить ребенка на пьедестал, подчеркивания его особые права,
– применять публичное принижение достоинства или игнорирование.
Главным фактором обучения и воспитания одаренных детей является взаимодействие педагога с одаренным учеником. Во время занятий, как правило, педагоги не предоставляют готовую информацию, а напротив, задавая различные вопросы, позволяют школьникам самостоятельно осмыслить тему и методом открытия прийти к истине. Большой объем информации заменяется различными демонстрациями, опытами.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложная работа. Более того выявление и развитие одаренных детей сегодня является важной задачей мировой общественности. Так как в руках креативных, талантливых, способных к нестандартному мышлению людей находится будущее развитие цивилизованного современного общества.
Список использованной литературы:
1. Большая советская энциклопедия. – URL: http://www.bse.info-spravka.ru/bse/id_32
2. Маджуга И.В. Одарённый ребёнок в современной школе // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5(16). – . 578–584.
3. Одаренный ребенок // Общественно-политическая газета Республика Татарстан. – URL: http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-17770
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.