Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Лекции
doc
русский язык
11 кл
19.05.2019
Статья
Представлена система работы по подготовке к итоговому сочинению. Даны подробные рекомендации для написания сочинения на основе изучения романа Л.Толстого "Война и мир", проанализировано содержание статей учебников по литературе в соответствии с направлениями Итогового сочинения по литературе в течение нескольких лет.
Система работы по подготовке к Итоговому сочинению Злыгостева.doc
Можно ли научить писать сочинение?      Можно ли научить писать?...Как  утверждает известный учитель русского языка и  литературы Сергей Владимирович Волков, «научить­нельзя, потому что это дар (дар на то  и дар, что присутствует изначально), но подтолкнуть, направить, скорректировать или  предпринять любую другую попытку совершенствования уже имеющегося можно и  должно» (ст. «Я иду на урок литературы», «Первое сентября, М.,2002) .          Цель   сочинения­   научить   выпускников   мыслить,   видеть     проблему   текста, формулировать   собственную   позицию   на   основе   литературного   материала,   создавать развернутое   высказывание,   редактировать   его,   выделять     сильные   и   слабые   стороны. .Несомненно,   существует   определенный   алгоритм   подготовки   к   Итоговому   сочинению, известный всем словесникам: первый этап­  знакомство и усвоение композиционной схемы написания сочинения, введение речевых клише, анализ ключевых слов по направлениям; второй этап­повторение текстов художественной литературы по блокам, подбор цитатного материала,   анализ     ключевых   эпизодов.   Особенно   сложным   и   требующим   кропотливой работы , считаю, второй этап подготовки к сочинению..        Выпускник­это ученик, находящийся в непрерывном поиске некоего смысла жизни, а потому его привлекают произведения, в которых присутствует герой­бунтарь,  бросающий вызов среде, герой, чаще всего оторванный от реальности. Отсюда интерес учащихся к боевикам, фэнтези. Русскую классику многие выпускники считают неинтересной, скучной, устаревшей.   Но   парадокс   заключается   в   том,   что   на   Итоговом   сочинении   в   качестве аргументов   учащиеся   чаще   используют   «устаревшую»   классическую   литературу.   И   это понятно: настоящая литература учит познавать  мир и понимать человека, «созидая  душу человеческую»   (Е.И.   Ильин).   И   наша   задача   при   подготовке   к   Итоговому   сочинению подобрать   такие   произведения,   которые   заставят     ученика   удивляться   и   размышлять, соглашаться и спорить, позволят  задуматься о жизненных ценностях.        Конечно, обучение сочинению носит поэтапный характер, но, я считаю, что основные навыки по написанию литературного сочинения учащиеся получают в 8­9 классе, так как в этот период ученики могут творчески осмысливать литературное произведение, составлять план   сочинения   в   форме   тезисов,   осознанно   работать   с   ключевыми   словами.   К   этому времени у большинства учащихся выработана хорошая техника чтения, развиты навыки пересказа,   умение   обобщать   свои   впечатления   по   прочитанному     материалу.   При подготовке к сочинению ОГЭ обращаю внимание, в первую очередь, на задание 15.3. так как именно это сочинение­ рассуждение  позволяет ученику проявить самостоятельность и индивидуальность.   Особенно   важен   отбор   художественных   произведений   для аргументации.   Так,   в   конце   учебного   года   в   8   классе   учащиеся   заводят   читательские дневники,   оформленные   определенным   образом:   автор,  название   произведения,   жанр, время создания, проблемы, поднятые автором в тексте, 2­3 цитаты. В 10­11 классе разделы дневника   расширяются   и   конкретизируются:   добавляется   комментарий   к   цитатам, собственное мнение по выявленной проблеме.   Как правило,   произведения объединены одним   ключевым   словом,   взятым   из   направлений   предыдущего   итогового   сочинения   и близких к ним по смыслу понятий. Обращаю внимание на то, что одно произведение может дать 3­4 аргумента по разным направлениям. Так, в книге Дмитрия Лихачева «Письма о добром и прекрасном» можно найти материал по понятиям цели и смысла  жизни, любви и дружбы, роли книги и природы в жизни человека, нравственного выбора.    Уже несколько лет обращаюсь к повести Н.В.Гоголя «Портрет», предлагая ученикам  подобрать аргументы к различным направлениям.(«Опыт и ошибки»­ Ошибка, ценою в  жизнь»; «Разум и чувство»­ « Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть  разум, охлаждающий движение чувств». (М.М.Пришвин ); «Победа и поражение»­« Сила­ в победе самого себя. Слабость­ в черствости души»; «Если хочешь победить весь мир,  победи самого себя» (Ф.М.Достоевский); « Честь и бесчестие»­ «Во всем есть черта, за  которую перейти опасно, ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно» .Особенно  привлекательна для учащихся была мысль писателя о том,  что каждому, кто идёт ложному пути, крайне трудно вернуться обратно, на путь истинный. Человек по природе своей  далеко  не идеален, и, выбрав неправильный путь, он поддаётся соблазну перед  материальными ценностями, отвергая духовные. Он теряет самого себя  как личность,  убивает в себе талант, становясь человеком безнравственным, утрачивая интерес ко всему  прекрасному. Не случайно многие выпускники 2017 года обращались к этой повести  для  аргументации по пяти  направлениям. Жанр рассказа: малый объем, небольшое количество героев, ярких эпизодов – позволяет выпускникам   глубже   проникнуть   в   тайны   авторского   замысла,   художественных особенностей произведения  Интересный материал для размышлений учащиеся находят в таком предельно коротком, но ярком произведении, как «Шинель без хлястика»  В.Астафьева. Этот рассказ  заключает в   себе   высокий   нравственный   смысл,   способен   взволновать   ученика,   и   ,как   сказал Ю.Нагибин , читается «в один глоток, в нем нельзя ничего добавить и убавить».   При   подготовке по направлению «Доброта и жестокость» учащимся был предложен рассказ   Татьяны   Толстой   «Соня».  Это   произведение   современной   литературы,   которое поднимает важные нравственные проблемы, позволяет утвердительно ответить на вопрос о существовании сегодня настоящей литературы, думающей о человеке, “болеющей” за него. Т. Толстая утверждает, что в любом её произведении есть фраза, которая является ключом к тексту и открывает суть произведения («Голубков огонь не берёт»). В чём смысл фразы? Брошь – предметная деталь – превратилась в символическую, она символизирует любовь, мысль о вечности и истинности любви. В пространстве и времени любовь, красота души, добро вечны. В символический образ превращается и еще одна деталь – баночка томатного сока, спасшая Николая­Аду. Самые главные мысли Толстая формулирует кратко, емко, афористично: “Сока там было ровно на одну жизнь”.   «Рассказ “Соня” ­ это литература, которая вспомнила о своей гуманистической роли, обнаружила теснейшую связь с русской классической литературой».   Рассказы:  В.Солоухин «Под одной  крышей»,   А.Солженицын  «Крохотки»,  Б.Екимов «Не ругай»,  «Ночь исцеления»,  . В. Тендряков  «Хлеб  для  собаки»,  А.Чехов  «Ионыч», «Скрипка Ротшильда», «Крыжовник», О. Генри «Последний лист», Р. Брэдбери «Улыбка», Д.   Рубина   "Концерт   по   путевке   Общества   книголюбов»  и   другие   ­     нацеливают выпускников   «на   раздумье   о   нравственных   основах   отношения   к   человеку   и   всему живому»(А.Г.Нарушевич). Направления, данные на Итоговом сочинение, как правило, принадлежат к «вечным  категориям»(отцы и дети, доброта и жестокость, разум и чувство и т.д.), поэтому  необходимо обращение и к «вечным темам» в классических произведениях . Но введение  Итогового сочинения требует некоторых изменений в написании сочинения –рассуждения   по литературе, особенно это касается монографических тем. Акцент переносится на  детальный анализ центрального понятия темы,: например, предлагалась  тема «Любовь в  жизни Обломова», теперь­«Письмо Обломова к  Ольге Ильинской»(анализ 10гл. или  «Обломов и Штольц»­«Какие добродетели и пороки у детей взращиваются любовью  родителей?(направление «Отцы и дети» ; «.(«Отчего я другой?» (анализ 9 гл.)   (направление «Мечта и реальность»)  Чтобы написать данное сочинение,  необходимо  уметь  анализировать конкретный эпизод. Сложнее всего учащимся определить смысловую  и композиционную роль эпизода в тексте всего большого произведения.,.  Прежде чем трансформировать текст в аргумент и сформулировать микротезис, необходимо выявить ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующими и  предыдущими, понять расстановку персонажей, создать систему опорных тезисов,  подобрать яркие цитаты, несущие смысловую нагрузку. Такую работу я провожу при  изучении романа Л.Толстого «Война и мир» в 10кл. и при подготовке к сочинению в 11  классе. Учащимся в этом возрасте близки проповеди великого писателя о нравственном  самосовершенствовании, о любви к ближнему, о героизме и трусости., о чести и бесчестии.  Учитель сам подбирает эпизоды для анализа, а ученики подтверждают ключевые слова  тезисами и цитатами из  текста эпизода.  В тетради для подготовки к сочинению появится  такая таблица, которая будет постоянно пополняться и дорабатываться Направление Разум и чувство Т.1,ч.1,гл.23 Тезисы Гармония разума и чувства,  внутренний мир человека, внутренний конфликт. Т.2,Ч.3., гл.1­3 Разочаровавшись в прежних своих  стремлениях и идеалах, пережив  раскаяние и горе (ранение под  Аустерлицем, смерть жены), князь  Андрей приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для  себя и для своих близких – то  единственное, что ему остаётся…  . Но может ли деятельная, кипучая  натура долго оставаться вне  общественных интересов. И вот уже  князь Андрей, «несмотря на  высказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира»,  начинает возвращаться к активной  жизни Т.1, ч.1.,гл.15­17 С образом Наташи  входит в роман  тема «живой жизни». Толстой пишет,  что «сущность ее жизни — любовь».  В ней и соединились самые ценные  Цитаты Н.А.Болконский «… есть только две  добродетели: деятельность и ум». «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю,  что ты повёл себя не как сын Николая  Болконского, мне будет... стыдно». Андрей­в душе князя Андрея «вдруг  поднялась такая неожиданная путаница  молодых мыслей и надежд,  противоречащих всей его жизни, что он,  чувствуя себя не в силах уяснить себе  свое состояние, тотчас же заснул».  «Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это…»  Пьер­«Надо жить, надо любить, надо  верить». «…Он выучился видеть великое,  вечное и бесконечное во всем и потому…  бросил трубу, в которую смотрел до сих  пор через головы людей» Наташа­ Черноглазая, с большим ртом,  некрасивая, но живая девочка»  Этот самый взгляд ее иногда обращался  на Пьера, и ему под взглядом этой  смешной, оживленной девочки хотелось  смеяться самому, не зная чему» Смелость и  трусость качества человека: любовь, поэзия,  жизнь. Т.1, ч.2, гл.19гл. Его страх — это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”. Т.1, ч2., гл.17. Истинно отважный и мужественный человек тоже боится, но он знает, что в определенные моменты надо уметь преодолевать свой страх. Цели и  средства Т.2., ч.2., гл11­12 При всей несхожести натур и  Болконский, и Безухов стремятся к  общей цели: понять смысл и открыть движущий источник жизни  отдельного человека и человечества  в целом и найти свое место в  истории. Н.Ростов-«Передний француз с горбатым носом подбежал так близко, что уже видно было выражение его лица. И разгоряченная, чуждая физиономия этого человека, который со штыком наперевес, сдерживая дыхание, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того, чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы», «с чувством зайца, убегающего от собак» Тушин- Несмотря на большие потери, батарея Тушина продолжает обстрел, сам Тушин отдает приказы: с трубкой в зубах он то бегает к орудиям, то проверяет заряды. Создается впечатление, что он словно в бреду: ему дважды приказывают отступать, но капитан не слышит. "...вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами..." "...доброе, умное лицо его было несколько бледно..." "...Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему..." Андрей­«болезнь и угрызения совести,  и счастье есть уже само отсутствие  этих зол». «Жить для себя, избегая  только этих двух зол, — вот вся моя  мудрость теперь», — «Ближние — это  тоже часть меня самого»,  Пьер­«На земле, именно на этой земле  (Пьер указал в поле), нет правды, все  ложь и зло; но в мире, во всем мире,  есть царство правды, и мы теперь дети  земли, а вечно — дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я  составляю часть этого огромного,  гармонического целого?... Я чувствую,  что я не только не могу исчезнуть, как  ничто не исчезает в мире, но что я  всегда буду и всегда был. Я чувствую,  что, кроме меня, надо мной живут духи  и что в этом мире есть правда» Месть и  великодушие (Проблема сострадания,  человечности, цена человеческой  жизни)  Т.3., ч.1, Спор княжны Марьи и Андрея  Болконского о невозможности  прощения врагов   Т.3.,ч.1,гл.18 Вначале Наташа Ростова —  непосредственная, полная жизни  девочка, тонко чувствующая добро  и правду, красоту человека, его  внутреннего мира, искусства,  природы. Со временем героиня  становится взрослее и серьезнее,  но не теряет своих истинно  человеческих качеств, несмотря  на все заблуждения, лишения  и невзгоды.  Наташа просила Бога не только  за себя, но и за всех людей. Она  просила счастья, спокойствия  и прощения грехов для всех в мире.  Т.3., ч.2., 37гл. После Бородинского сражения,  будучи смертельно раненным, князь  Андрей прощает весь мир, больше не испытывает ненависти, находит  гармонию с миром и с сами собой. Доброта и  жестокость Проблема жестокости войны бесчеловечности и Т.4., ч.3.гл.7. сострадание мальчику Петя Ростов – это герой, стоящий на стороне «мира». Он проявляет и милосердие к французскому – в плен. барабанщику, взятому Война жестока и бессмысленна в изображении Толстого, и это только проявляется по отношению к Пете, но и к мальчику – барабанщику. Образ «весеннего», как его называли офицеры, тоже не не Андрей­ Княжна Марья понимает, что,  «говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только  мадемуазель Бурьен... но и того  человека, который погубил его счастье» «Ежели я был бы женщина, я бы это  делал. Это добродетель женщины. Но  мужчина не может и не должен  забывать и прощать». Наташа­« «Когда молились за  воинство, она вспоминала брата и  Денисова. Когда молились за  плавающих и путешествующих, она  вспоминала князя Андрея и молилась за него, и молилась за то, чтобы бог  простил ей то зло, которое она ему  сделала». Андрей­  «Князь Андрей вспомнил все,  и восторженная жалость и любовь к  этому человеку наполнили его  счастливое сердце. Князь Андрей не  мог удерживаться более и заплакал  нежными, любовными слезами над  людьми, над собой и над их и своими  заблуждениями. «Страдание, любовь к  братьям, к любящим, любовь к  ненавидящим нас, любовь к врагам —  да, та любовь, которую проповедовал  бог на земле, которой меня учила  княжна Марья и которой я не понимал;  вот отчего мне жалко было жизни, вот  оно то, что еще оставалось мне, ежели  бы я был жив». .Автор В сценах Бородинского сражения, используя свой любимый художественный приём антитезу, Толстой противопоставляет «весёло красивому» полю (до битвы) поле, усеянное мёртвыми телами, землю, пропитанную кровью. Сама природа, дождём вмешиваясь в страшные деяния людей, призывает: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте Опомнитесь Что вы делаете?» Петя- «находится в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». случайно введен в это эпизод. Толстой показывает настоящее которое является плодом горе, войны, отравляющей жизнь всех, в кто участвует. война не должна касаться детей, так как высшая степень проявления бесчеловечности ней это Отцы и дети Искусство и  ремесло «мысль семейная», наряду с  «мыслью народной», занимает  главное место в этой гениальной  эпопее. Т.2.ч.1.гл.2 Приезд Н.Ростова с военной службы идеал семейного бытия, добрых  отношений между членами семьи. Сила воздействия искусства на человека, его эмоции, мировосприятие. Т.2.. ч.1, гл.15 Проигрыш Николая. Искусство каким-то тесным, почти мистическим способом связано с человеческой душой. Оно способно моментально сделать человека счастливым. Больше того, искусство может очистить душу человека, его сознание, показать, что ложно, а что истинно, способно направить жизнь человека в нужное русло. Т.2,ч.4,гл.7 Наташа в гостях у дядюшки Близость к народу, к народным традициям, искусству Петя отправляется за французским барабанщиком (Винсентом). Казаки уже переделали его имя на «Весенний», а мужики и солдаты зовут его просто Весеня. Один из гусар уверяет Петю, что они покормили француза — «страсть, какой голодный был» Петя приглашает юного француза в дом инащупывает в кармане деньги, пребывая в сомнении, не стыдно ли будет дать их барабанщику. . “Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари,  извозчики”, “ещё другое, третье такое же существо  выскочило из другой, третьей  двери”,“Брат и сестра спорили… и  дрались за то, кому принести ему чай,  платок, трубку” «Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — всё это вздор… а вот оно настоящее…» Наташа- «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой- француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые раз. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка... Она сделала то самое и так точно... что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было в Анисье и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке»        При обучении написанию сочинений в качестве дополнительного материала можно  использовать учебники и «Тетради по литературе» Образовательной системы «Школа  2100» под редакцией Р.Н.Бунеева. В учебниках есть произведения для текстуального обзорного изучения, а также тексты, не включенные в программу. Вопросы и задания к  этим текстам позволяют ученику самостоятельно освоить материал, а учителю  организовать обсуждение на уроке. Самое главное, все тексты объединены тематическими  разделами : 7 класс «Я и другие» (В.Железников «Чучело», А.Алексин «Безумная  Евдокия», В.Распутин «Уроки французского», В.Шукшин «Рассказы»; «Я и мир: вечное и  преходящее» ( М.Шолохов «Судьба человека», В.Быков «Круглянский мост», Ч.Айтматов  «Первый учитель». 8 класс «Человек размышляющий»(.А.П.Чехов»Крыжовник»,»О  любви»,П.А.Вяземский, В.Шекспир «Гамлет», Т.Толстая «Река Оккервиль», М.Монтень  «Опыты»; «Человек чувствующий»(Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», С.Довлатов «Наши»,  Ю.Бондарев «Выбор», Ф.Саган «Здравствуй, грусть», стихи Ф.Тютчева, А.Фета, А.Блока,  Е.Евтушенко, Б.Окуджавы).  В данных учебниках внутри одного раздела соседствуют  произведения, созданные в разное время, что позволяет ученику выработать более  целостное представление о литературном процессе, а затем успешно использовать данные  тексты при подготовке к Итоговому сочинению. Также широко использую учебники 10­11  класса , которые продолжают линию учебников из серии «Свободный ум». Здесь есть  немало заданий, содержащих специально подобранные материалы по проблематике  произведения, писем самого писателя, фрагментов критических статей (часто с  противоречивыми вариантами интерпретации произведений). Структурообразующий  принцип этих учебников­ проблемно­тематический, т.е. объединение авторов происходит  не по датам жизни, а «по принципу близости их нравственных и философских исканий,  общности волнующих тем, проблем»(Р.Бунеев). Не случайно первый раздел в 10 классе  носит название «Нравственные ценности как основа человеческого существования» и   перекликается с направлениями итогового сочинения 2016г.»Разум и чувство», «Честь и  бесчестие». Даны для анализа рассказы А.П.Чехова «Ионыч», «Студент»,  А.Островского  «Свои люди – сочтемся!», В.Распутин «Живи и помни», В.Тендряков «Ночь после  выпуска»;  о гражданственности русской литературы пишет А.Солженицын в статье «Жить не по лжи» . Все перечисленные произведения использовались на разных этапах работы над  сочинением в 2016­2017 году.  Раздел «В поисках своего героя» оказался хорошим  подспорьем  при подготовке к сочинению 2018г. Здесь подобран, интересный материал о  творчестве И.С.Тургенева,  И.А.Гончарова,  М.Горького,  В.М.Шукшина, С.Довлатова,   представлены формы работы с текстом до чтения, а также разработаны проблемные  диалоги , в которых учащиеся должны обосновать свою позицию, опираясь на литературное произведение .    Работа по подготовке к допускному сочинению ведется не только на уроках литературы,  но и на элективном курсе «Теория и практика литературного сочинения». Этот курс  ведется с 10 класса, поэтому к экзамену выпускники имеют полный методический  материал для написания  Итогового сочинения: речевые клише, примеры, тексты для  анализа, списки литературы по направлениям с комментариями, образцы лучших  сочинений. И самое главное: чтобы научить писать, надо научить читать!!     Таким образом, Итоговое сочинение­это верный способ освоения общечеловеческих  ценностей: доброты, чести, великодушия, любви, дружбы, которые формируют личностную зрелость выпускника. Учитель русского языка и литературы МБОУСОШ№6 Злыгостева И.Н.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2019