Базанова А.А
студентка,
Барабинский филиал ГАПОУ «Новосибирский
областной колледж культуры и искусств»
Руководитель: Берш И.А.
преподаватель истории
«Семейные ценности на примере подвига участника Великой Отечественной войны Нуртазинова Смагула»
Аннотация: В статье раскрываются семейные ценности казахской семьи.
Ключевые слова: семья, семейные ценности (пиджак с медалями и орденами, домбра), нравственно-духовное воспитание, участник ВОВ.
Базанова А.А
студентка,
Барабинский филиал ГАПОУ «Новосибирский
областной колледж культуры и
искусств»
Руководитель: Берш И.А.
преподаватель истории
Тема: «Семейные ценности на примере подвига участника Великой
Отечественной войны Нуртазинова Смагула» слайд1
В каждой семье будь то русская, казахская, татарская есть свои
семейные ценности. И в нашей семье ценности, которые передаются из
поколения в поколение. Это пиджак с медалями и орденами, и старый
казахский национальный инструмент домбра, с которой мой дедушка прошёл
всю Великую Отечественную войну, и которая спасала его, поднимала дух
борьбы с врагом на поле фронтовом в трудный час. Эти ценные для нас вещи
принадлежали когдато моему дедушке, участнику Великой Отечественной
войны Нуртазиному Смагулу. Слайд 2
Нуртазинов Смагул родился 29 августа 1907 года в с. Аткул
Каргатского района. По его словам, у них была большая семья, но изза
голода в семье осталось двое (Смагул и его сестра Муслима).
Молодым парнем дедушка ушел он на войну. Дедушку призвали на фронт с
Коченевского райвоенкомата Новосибирской области в 1941 году. Слайд 34.
Попал он в боевое подразделение 1й Украинский фронт, 568 Харьковскую
дивизию в пехотные войска. Дедушка участвовал в Сталинградской битве,
боях под г. Орёл, ВислоОдерской операции, дошёл до Берлина.
Вместе с другими солдатами освобождал города, села от фашистских
захватчиков. Однополчане любили моего дедушку за его весёлый характер.
Дед часто шутил, потому что без шутки на войне нельзя, шутка силы
придавала в борьбе с врагом. «Пошутишь, лежа в сыром окопе, и враг не
страшен» говорил он.Слайд 5.Дедушка рассказывал, как в конце войны, находясь в одной из
освобождённых европейских стран, его однополчанин, тоже казах, сказал, что
соскучился по родному краю, по дому, по семье и разным песням. «Вот бы
хоть разок услышать звуки родной домбры, тогда и умирать будет не
страшно!» сказал он. Услышав эти слова, дедушка нашёл кусок дерева и
фанеру, между боями на привале он изготовил корпус для домбры. Затем,
высушив тонкую баранью кишку и натянув её, сделал две струны (этот способ
был знаком ему ещё от его предков), так как с древних времён в каждой
казахской семье почти все могли играть на домбре, чтобы делиться своими
впечатлениями при помощи слов, сложенных в песню. К сожалению, эта
постепенно семейная традиция исчезла.
Дедушка во время передышки между боями, устроил настоящий айтыс.
Благодаря звучанию двух струн, песням предков войны на мгновение
побывали в родной стороне, пролетели над любимой степью, и хотя бы в
мыслях коснулись родной земли. Рассказывая эту историю, дедушка во время
войны обычно наигрывал чтото грустное и протяжное, ведь не все бойцы
вернулись домой, многие так и остались лежать в чужой земле. Каждая песня,
спетая им, эта целая история. Она рассказывала об удивительных
приключениях великих батыров,о прекрасной любви Кыз Жибек и Толегена, о
приключениях брата и сестры Муклык и Зарлык, о таинственном острове
Берсакельмес, если туда пойдёшь, то назад не вернёшься. Это удивительно,
как люди могли сохранять и передавать в устной форме из поколения в
поколение эти удивительные слова и волшебную музыку, помогающую в то
страшное время выжить солдату.
А ещё смелым, сильным был мой дедушка, в рукопашном бою побеждал
проклятого фашиста. Но в одном из боев ранило дедушку осколком гранаты в
ногу. Сослуживцы спасли его: под пулями затащили его в окоп и отправили в
бессознательном состоянии в санчасть. После лечения дедушка снова
вернулся на фронт и продолжил бить врага. Так он дошёл до Кенигсберга иснова был ранен в ту же ногу. На этот раз он долго пролежал в госпитале,
военные врачи спасли ему ногу, хотели комиссовать, но дедушка не
послушался врачей и снова пошёл на фронт. Конечно, он отстал от своей
роты, но вместе с другими солдатами дошёл до Берлина и с победой вернулся
домой.
Слайд 6. Каждый год, 9 мая, дедушка рассказывал своим детям внукам
о том, как он сражался с фашистами, какие города освобождал. В конце
своего рассказа он всегда с гордостью говорил: «Я Берлин брал!».
Я не видела дедушку, но моя мама мне рассказывала, как он прихрамывал, как
болела у него раненая нога, но он никогда не жаловался. А с какой гордостью
он надевал ордена и медали на встречу со школьниками 9 Мая!
Но каждый год, 9 Мая, в доме моего деда собираются его дети, внуки и
правнуки, чтобы вспомнить о нём. Пока взрослые делятся воспоминаниями, я
всегда подхожу к тому месту, где висит его пиджак с наградами. Как много
их у деда! Я трогаю их, они звенят, и такая гордость меня охватывает!
Мой дедушкасолдат! Мой дедушкагерой! Он воевал за победу, чтобы мне
жилось хорошо. В одних семьях реликвиями являются картины,
драгоценности, предметы старины, а в моей семье нет ничего дороже старого
пиджака с орденами и медалями и простой казахской домбры. Ведь это не
только память о дедушке, который прошёл всю войну, но и связь поколений,
это напоминание нам о тех корнях, от которых мы происходим и о том, что
нужно хранить семейные традиции нам, современному поколению.
Список литературы:
1. Бессмертный полк. Чулымский район. Нуртазинов Смагул
// http://www/yandex.ru
2. Семейные ценности // http://semcennosti.info/