Статья

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 27.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Базанова А.А студентка, Барабинский филиал ГАПОУ «Новосибирский областной колледж культуры и искусств» Руководитель: Берш И.А. преподаватель истории «Семейные ценности на примере подвига участника Великой Отечественной войны Нуртазинова Смагула» Аннотация: В статье раскрываются семейные ценности казахской семьи. Ключевые слова: семья, семейные ценности (пиджак с медалями и орденами, домбра), нравственно-духовное воспитание, участник ВОВ.
Иконка файла материала статья Базанова А..docx
Базанова А.А студентка, Барабинский филиал ГАПОУ «Новосибирский                                                                                   областной колледж культуры и искусств» Руководитель: Берш И.А. преподаватель истории  Тема: «Семейные ценности на примере подвига участника Великой Отечественной войны Нуртазинова Смагула» слайд1 В каждой семье будь то русская, казахская, татарская есть свои  семейные ценности. И в нашей семье ценности, которые передаются из  поколения в поколение. Это пиджак с медалями и орденами, и старый  казахский национальный инструмент домбра, с которой  мой дедушка прошёл  всю Великую Отечественную войну,  и которая спасала его, поднимала дух  борьбы с врагом  на поле фронтовом в трудный час.  Эти ценные для нас вещи  принадлежали когда­то моему дедушке, участнику Великой Отечественной  войны  Нуртазиному Смагулу.  Слайд 2  Нуртазинов Смагул родился 29 августа 1907 года в с. Аткул  Каргатского района. По его словам,  у них была большая семья, но из­за  голода в семье осталось двое  (Смагул и его сестра Муслима).  Молодым парнем дедушка ушел он на войну. Дедушку призвали на фронт с  Коченевского райвоенкомата Новосибирской области в 1941 году. Слайд 3­4. Попал он  в боевое подразделение 1­й Украинский фронт, 568 Харьковскую  дивизию в пехотные войска.  Дедушка участвовал в Сталинградской битве,  боях под  г. Орёл, Висло­Одерской  операции, дошёл до Берлина.             Вместе с другими солдатами освобождал города, села от фашистских  захватчиков. Однополчане любили моего дедушку за его весёлый характер.  Дед часто шутил, потому что без шутки на войне нельзя, шутка силы  придавала в борьбе с врагом. «Пошутишь, лежа в сыром окопе, и враг не  страшен» ­ говорил он.Слайд 5.Дедушка рассказывал, как в конце войны, находясь в одной из  освобождённых европейских стран, его однополчанин, тоже казах, сказал, что  соскучился по родному краю, по дому, по семье и разным песням. «Вот бы  хоть разок услышать звуки родной домбры, тогда и умирать будет не  страшно!»­ сказал он. Услышав эти слова, дедушка нашёл кусок дерева и  фанеру, между боями на привале он изготовил корпус для домбры. Затем,  высушив тонкую баранью кишку и натянув её, сделал две струны (этот способ  был знаком ему ещё от его предков), так как с древних времён в каждой  казахской семье почти все могли играть на домбре, чтобы делиться своими  впечатлениями при помощи слов, сложенных в  песню. К сожалению, эта  постепенно семейная традиция исчезла.         Дедушка во время передышки между боями, устроил настоящий айтыс.  Благодаря звучанию двух струн, песням предков войны на мгновение  побывали в родной стороне, пролетели над любимой степью, и хотя бы в  мыслях коснулись родной земли. Рассказывая эту историю, дедушка во время  войны обычно наигрывал что­то грустное и протяжное, ведь не все бойцы  вернулись домой, многие так и остались лежать в чужой земле. Каждая песня,  спетая им, эта целая история. Она рассказывала об удивительных  приключениях великих батыров,о прекрасной любви Кыз Жибек и Толегена, о приключениях брата и сестры Муклык и Зарлык, о таинственном острове  Берсакельмес, если туда пойдёшь, то назад не вернёшься. Это удивительно,  как люди могли сохранять и передавать в устной форме из поколения в  поколение эти удивительные слова и волшебную музыку, помогающую  в то   страшное время выжить солдату.         А ещё смелым, сильным был мой дедушка, в рукопашном бою побеждал  проклятого фашиста. Но в одном из боев ранило дедушку осколком гранаты в ногу. Сослуживцы спасли его: под пулями затащили его в окоп и отправили в  бессознательном состоянии в санчасть. После лечения дедушка снова  вернулся на фронт и продолжил бить врага. Так он дошёл до Кенигсберга иснова был ранен в ту же ногу. На этот раз он долго пролежал в госпитале,  военные врачи спасли ему ногу, хотели комиссовать, но дедушка не  послушался врачей и снова пошёл на фронт. Конечно, он отстал от своей  роты, но вместе с другими солдатами дошёл до Берлина и с победой вернулся  домой.           Слайд 6. Каждый год, 9 мая, дедушка рассказывал своим детям внукам  о том, как он сражался с фашистами, какие города освобождал. В конце  своего рассказа он всегда с гордостью говорил: «Я Берлин брал!». Я не видела дедушку, но моя мама мне рассказывала, как он прихрамывал, как болела у него раненая нога, но он никогда не жаловался. А с какой гордостью  он надевал ордена и медали на встречу со школьниками 9 Мая!  Но каждый год, 9 Мая, в доме моего деда собираются его дети, внуки и  правнуки, чтобы вспомнить о нём. Пока взрослые делятся воспоминаниями, я  всегда подхожу к тому месту, где висит его пиджак с наградами. Как много  их у деда! Я трогаю их, они звенят, и такая гордость меня охватывает! Мой дедушка­солдат! Мой дедушка­герой! Он воевал за победу, чтобы мне  жилось хорошо.  В одних семьях реликвиями являются картины,  драгоценности, предметы старины, а в моей семье нет ничего дороже старого  пиджака с орденами и медалями и простой казахской домбры. Ведь это не  только память о дедушке, который прошёл всю войну, но и связь поколений,  это напоминание нам о тех корнях, от которых мы происходим и о том, что  нужно хранить семейные традиции нам, современному поколению.                           Список литературы: 1. Бессмертный полк. Чулымский район. Нуртазинов Смагул // http://www/yandex.ru 2. Семейные ценности // http://semcennosti.info/