Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Научные работы
docx
русская литература
10 кл—11 кл
26.03.2017
Статья
В статье представлена система работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературы в старших классах. В качестве примера взят раздел программы по литературе, посвященный жизни и творчеству И.С.Тургенева. Работа содержит фрагменты уроков, схемы; расписаны частично отдельные этапы урока. Материал может быть использован как на уроках литературы, так и факультативно.
Единство методов воспитания и образования.docx
Единство методов воспитания и образования на уроках литературы. Образование без воспитания – меч в руках безумца” (Платон). В Новой концепции преподавания русского языка и литературы высказана важная мысль о роли литературы «в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.» Литература ­это культурный символ России, высшая  форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством  воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства  исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На  основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное  освещение и усвоение важнейших функций литературы ­ познавательной, нравственной и  воспитательной. Поэтому при составлении Рабочих программ необходимо: усилить компонент,  направленный на формирование читательских компетенций, а также способности  осмысленно воспринимать художественный текст; учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при формировании списка изучаемых  произведений (в том числе путем включения в него произведений о жизни и проблемах  современных детей и подростков, произведений авторов из числа народов Российской  Федерации); определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного  времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение учебного  предмета.  Перед педагогом стоит важные задачи: воздействовать на внутренний мир наших  воспитанников, вдохновлять  и передавать им накал мысли, память сердца и души о нашем  времени, о нашем поколении, о нашей истории, иными словами, тщательно и очень  осторожно продумывать воспитательную сторону учебного процесса. Это я делаю так. Например, при рассмотрении темы «Гражданский подвиг Н.Г.Чернышевского» мы  знакомим ребят с биографией этого замечательного человека и на примере его личностных  качеств воспитываем патриотизм, гражданственность, мужество и стойкость. Стихотворения о любви А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского отличаются высокой  эмоциональностью. Они вызывают ребят на разговор  морально­этического характера. Обсуждаются проблемные вопросы: Что такое любовь? На чем строятся взаимоотношения  любящих? В своей целевой установке к уроку учитель выдвигает следующую задачу:  познакомить учащихся со стихами о любви, раскрыть перед учащимися чистоту, красоту  чувств, показать, что любовь – высокое чувство, дающее радость, счастье, обогащающее  жизнь, сформировать у учащихся правильное понимание красоты человеческих отношений, воспитывать культуру чувств. К уроку «Тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова» учитывая воспитательные возможности   дисциплины,   можно   сформулировать   такие   задачи,   как   познакомить   со стихами, посвященными России, раскрыть своеобразное чувство любви к России, вызвать у учащихся гордость за поэта, чувство благодарности к нему и т.д. При изучении комедии А.Грибоедова   «Горе   от   ума»   мы   стремимся   воспитывать   у   учащихся   неприязненное отношение к бюрократизму, карьеризму, низкопоклонству и,наоборот, любовь к высоким человеческим качествам. Какими же приемами и методами учитель может руководствоваться для реализации воспитательной задачи урока?  Возьмем   для   демонстрации   фрагмент   раздела   программного   содержания, посвященного жизни и творчеству И.С.Тургенева. Где же здесь воспитательный потенциал? При изучении биографии писателя можно выбрать метод лекции, сопровожлаемой чтением писем Тургенева, воспоминаний о нем. Выразительное исполнение монтажа по письмам и воспоминаниям,   проблемный   вопрос:   “Почему   о   Тургеневе   говорят   “Большое   и благородное   сердце”?   –   заставляют   ребят   мыслить,   вдумыааться   в   новый   материал, проносить его через призму своих взглядов, чувств. Особое внимание в изложении нового маиериала уделяется духовному облику писателя.   На этапе опроса следующего урока можно вынести такие вопросы: 1.Какие черты личности И.С. Тургенева нужны моему современнику? 2.Докажите, что И.С.Тургенев может быть для нас образцом благородства, широты души? 3. Чему могут научить взаимоотношения И.С.Тургенева с Полиной Виардо? Что особенно восхищает вас? 4.Как   вы   понимаете   выражение   “Самая   яркая   черта   его   облика   –вечная   душевная молодость”? В биографии писателя найдите доказательства верности этого высказывания. В   индивидуальном   режиме   работают   двое   учащихся   у   доски.   Один   составляет хронологическую  таблицу  по  биографии  Тургенева,  другой   –  сжатый  ответ  на  вопрос: “Какие   факты   детства   и   юности   обусловили   формирование   передовых   взглядов   у Тургенева” Ряд вопросов выносится на групповое решение: “Приведите факты, доказывающие связь Тургенева­либерала с революционными кругами?” или “Чем доказать близость Тургенева к русскому   народу?”   Разнообразные   формы   опроса   помогают   проконтролировать   весь материал, а вопросы, поставленные перед учащимися, преследуют большие воспитательные цели. Воспитательную работу можно продолжить на уроке по теме: “Дети на страницах романа   Тургенева”Отцы   и   дети””   Во   время   опроса   целесообразно   дать   сочинение   – миниатюру по теме: “Какие отношения между людьми я могу назвать дружбой?” “Чем нравится мне Аркадий?”, “Как раскрывается образ Базарова в любви и смерти?”.  Большой интерес   вызывает   вопрос   “Что   такое   подвиг?”   Эти   вопросы   содержат   большой воспитательный смысл.  Урок по теме:”Современники И.С.Тургенева о его романе “Отцы и дети” и главном герое­Базарове” можно построить в форме диспута. Если среди задач к этому уроку будут такие,   как:раскрыть   разные   точки   зрения   на   роман,   остановиться   более   подробно   на писаревской   оценке,   научить   ребят   творчески   подходить   к   статьям,   оценкам художественного   произведения,   учить   умению   спорить,   вызвать   у   учащихся   уважение перед   сильными   базаровскими   качествами,   то   в   качестве   проблемы   можно   вынести вопрос:”Есть   ли   Базаров   карикатура   на   молодое   поколение   или   идеал,   которому   надо подражать?”  Ребята  знакомятся   со  стихотворением  Д.Минаева   “Отцы   и  дети”,   статьей Антоновича   и   Писарева.   Стихотворение   прослушивается   в   аудиозаписи,   по   статье Антоновича организовывается групповая работа, статья Писарева разбирается по вопрсам. На   уроке   используются   самые   разнообразные   приемы   и   методы:   демонстрация, индивидуальная и самостоятельная  работа, беседа, дискуссия, проблемная ситуация. И главное мы имеем возможность научить   учащихся тактичности, умению уважать мнение товарищей, способности грамотно и аргументированно высказывать собственное мнение. Правильное воздействие на чувства учащихся вызывают у них желание говорить от души, от сердца и писать проникновенно и поэтично. Вот отрывок из сочинения учащегося: “… Недоумение, даже появившееся раждражение, вызванное крайним нигилизмом Базарова, невольно   пропадает,   когда   видишь   полутемную   небольшую   комнату,   в   углу   кровать   и лежащего на ней человека.Тускло мерцает лампада  в углу, еле теплится огонь, постепенно затухая.Медленно, как бы с неохотой уходит жизнь из сильного базаровского тела.Умирает Базаров, яркая, замечательная личность, и до слез становится обидно, потому что уходит он, никем не понятый, обделенный дружбой, любовью,одинокий и покинутый.И еще больше поражаешься необыкновенному жизнелюбию, жизненной энергии Базарова, удивляешься его мыслям, обращенным к Родине: “Я нужен России” Вот оно сознание великого человека. Поставленная на одном из уроков проблема «Кто из спорящих, Павел Петрович или Базаров,   в   словесном   поединке   одерживает   победу?»   заставляет   учащихся   пристально вчитываться и вдумываться в текст, анализировать его, делать свои выводы, сравнивать базаровские взгляды со своими собственными. Например: вопросы «Какими полезными принципами   в   жизни   руководствуется   Базаров?   Принципы   Павла   Петровича?   Твои собственные принципы? А разве плохо формировать личность «крепкую, как скала?» ­ Эти вопросы возникают сами собой, они дают большой эмоциональный заряд на дальнейшие размышления, они нравственно воспитывают и духовно обогащают ребят. Вот отрывки из сочинений   учащихся:   «Я   ценю   в   Базарове   человека,   занявшего   активную   жизненную позицию. А в нашем молодом поколении именно этого довольно часто не хватает. Это то, что я должен взять у Базарова для себя. В этом человеке ярко выращено стремление быть полезным обществу. Почему Базаров выбрал профессию врача. Он считает, что медицина – самая отсталая, неразвитая наука и поэтому Базаров хочет внести свой вклад в медицину. Говорит о том, что эта профессия может принести практическую пользу для народа. Эта черта,   характерная   для   Базарова,   особенно  привлекает  меня,   так  как   сейчас   мне   надо задуматься о профессии, о том, чтобы выбрав профессию, я смог бы принести пользу». Вопрос   «  Современное   звучание   конфликта   отцов  и   детей»   ставить   нужно.   Для беседы   привлекаешь   газетные   материалы,   примеры   из   современной   художественной литературы. В газете «Комсомольская правда» печатается под рубрикой «Отцы и дети» необходимый материал. Единство поколений детей и отцов можно проследить на романе Фадеева «Молодая гвардия». А.Рыбакова «Неизвестный солдат», Носова «Шопен. Соната №2». Как   проверить   знание   текста?   Пересказ   отдельных   моментов,   глав   (например,   в романе «Война и мир»), составление плана рассказа, письменные ответы по карточкам и т.д. Но можно проверить и по таким схемам: Линия жизни Павла Петровича Кирсанова: Юность, государственная деятельность Любовь к княгине Р Разрыв с княгиней 10 лет бесцветной жизни Жизнь в Марьино Словесная схватка с Базаровым Дуэль Признание собственной слабости Павел Петрови в эпилоге Линия жизни Николая Петровича: Юность Любовь Сближение с молодежью Жизнь в Марьино Отношение к молодежи Эпилог Если нужно учителю проверить знание текста, можно дать такое задание:  Павел Петрови в эпилогеПризнание собственной слабостиДуэльСловесная схватка с БазаровымЖизнь в Марьино10 лет бесцветной жизниРазрыв с княгинейЛюбовь к княгине РЮность, государственная деятельностьЭпилогОтношение к молодежиЖизнь в МарьиноСближение с молодежьюЛюбовьЮность 1) Рассказ по схеме; 2) Продолжить по данному началу схему; 3) Заполнить пропуски, включив недостающие этапы. А если учащиеся имеют навыки составления таких схем, то можно дать задание:  “Показать схематично уход Аркадия к отцам” Аркадий - союзник Базарова Непоследовательность атеистических воззрений Аркадий дома. Тяготение к семейному покою и уюту Аркадий берет под защиту Павла Петровича Аркадий - человек слова,.Фразерство, любование собой Охотно занимается хозяйственными вопросами Попадает под влияние Кати Разрыв с Базаровым Рьяный помещик Такое задание способствует активизации самостоятельной работы учащихся с  текстом. Формирует логическое мышление, навыки выборочной работы с текстом. Можно и на примере этих схем выдвинуть такую проблему, решение которой  потребует от учащихся не только знания текста, а и умение сравнивать, сопоставлять,  оценивать, видеть достоинства и недостатки. Например: Какие отличия в графическом  изображении “Линия жизни Павла Петровича” и “Линия жизни Н.П.” вы заметили. Чем  обусловлены эти отличия? Рьяный помещикРазрыв с БазаровымПопадает под влияние КатиОхотно занимается хозяйственными вопросамиАркадий - человек слова,.Фразерство, любование собойАркадий берет под защиту Павла ПетровичаАркадий дома. Тяготение к семейному покою и уютуНепоследовательность атеистических воззренийАркадий - союзник Базарова Наших ребят мы должны научить разумно жить, творить прекрасное, нужное  окружающим людям, обществу. Для воспитания учащихся в духовно­нравственном  направлении имеется достаточно возможностей в содержании учебного материала. На  уроках учащиеся усваивают такие понятия, как добро и зло, свобода и равенство,  справедливость и несправедливость, доброта и жестокость, отзывчивость и равнодушие.  Творчество каждого писателя заключает в себе большие возможности для воспитания  подлинно гуманистических чувств, убеждений. Трагедия героев Чехова, Достоевского,  Горького порождена миром жестокости, корысти, злобы. Ребята убеждаются в  антигуманной сущности этого мира. Ларра – воплощение крайнего эгоизма, полнейшего  равнодушия, жестокости.. Подвиг же Данко связан с именами тех, кто отдал свою жизнь в  борьбе за счастье, мир, свободу людей на земле. При изучении горьковской пьесы “На дне”, где ставится проблема добра и зла,  смысла человеческой жизни необходимо использовать следующие методы. На первом  уроке учитель дает лекцию по истории появления этой пьесы, ее сценической истории.  Затем прослушиваются сообщения учащихся о том, как была воспринята пьеса зрителями,  критиками. Большое значение имеет словарная работа, составление таблицы с такими  столбцами: 1) Элементы сюжета 2) Основные эпизоды 3) Чем занимается герой 4) Прошлое героя 5) О чем мечтает и как пытается вырваться со “дна” 6) Речевая характеристика 7) Отношение к Утешительству Луки 8) Судьба героя Над этой таблицей работаем на протяжении всех уроков. На втором уроке  рациональное занятие чтением по ролям 2и 3 действия. Тему “Утешительство Луки” (3  урок) можно начать с вопроса: “Кто из артистов прав?” Артист Скоробогатов пишет: “Я  играл человечность, доброту мудрого человека Луки, который находит способ утешить  умирающего”. Н. Левкоев считает: “Лука – человеколюбец”. Он стремится помочь, чем  только может”. А вот другая оценка: “Ничего человечного в Луке нет. Своими утешениями он доводит человека до отчаяния.” Предлагается диспут на 4 уроке. “Что лучше: сладкая ложь или горькая правда?”  После беседы записываем выводы, требующие домашней доработки: Например: 1) 2) Лука умен, он любит людей, сочуствует им. Он верит: для лучшего люди  живут. И человек все может, лишь бы захотел. Но с другой стороны, он  безразличен к людям (доказать последнюю мысль). Лука считает: уйти от тяжелой действительности можно в мир обмана,  сладкой лжи. Почему? (доказать) Правильная постановка образовательных, воспитательных задач при изучении той  или иной темы, тщательное обдумывание методов организации учебно­познавательного  процесса помогут нам, педагогам, решить ответственные задачи, стоящие перед школой.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017