Статья

  • Научные работы
  • docx
  • 26.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье представлена система работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературы в старших классах. В качестве примера взят раздел программы по литературе, посвященный жизни и творчеству И.С.Тургенева. Работа содержит фрагменты уроков, схемы; расписаны частично отдельные этапы урока. Материал может быть использован как на уроках литературы, так и факультативно.
Иконка файла материала Единство методов воспитания и образования.docx
Единство методов воспитания и образования на уроках литературы. Образование без воспитания – меч в руках безумца” (Платон). В Новой концепции преподавания русского языка и литературы высказана важная мысль о роли литературы «в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.» Литература ­это культурный символ России, высшая  форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством  воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства  исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На  основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное  освещение и усвоение важнейших функций литературы ­ познавательной, нравственной и  воспитательной. Поэтому при составлении Рабочих программ необходимо: усилить компонент,  направленный на формирование читательских компетенций, а также способности  осмысленно воспринимать художественный текст; учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при формировании списка изучаемых  произведений (в том числе путем включения в него произведений о жизни и проблемах  современных детей и подростков, произведений авторов из числа народов Российской  Федерации); определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного  времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение учебного  предмета.  Перед педагогом стоит важные задачи: воздействовать на внутренний мир наших  воспитанников, вдохновлять  и передавать им накал мысли, память сердца и души о нашем  времени, о нашем поколении, о нашей истории, иными словами, тщательно и очень  осторожно продумывать воспитательную сторону учебного процесса. Это я делаю так. Например, при рассмотрении темы «Гражданский подвиг Н.Г.Чернышевского» мы  знакомим ребят с биографией этого замечательного человека и на примере его личностных  качеств воспитываем патриотизм, гражданственность, мужество и стойкость. Стихотворения о любви А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского отличаются высокой  эмоциональностью. Они вызывают ребят на разговор  морально­этического характера.Обсуждаются проблемные вопросы: Что такое любовь? На чем строятся взаимоотношения  любящих? В своей целевой установке к уроку учитель выдвигает следующую задачу:  познакомить учащихся со стихами о любви, раскрыть перед учащимися чистоту, красоту  чувств, показать, что любовь – высокое чувство, дающее радость, счастье, обогащающее  жизнь, сформировать у учащихся правильное понимание красоты человеческих отношений, воспитывать культуру чувств. К уроку «Тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова» учитывая воспитательные возможности   дисциплины,   можно   сформулировать   такие   задачи,   как   познакомить   со стихами, посвященными России, раскрыть своеобразное чувство любви к России, вызвать у учащихся гордость за поэта, чувство благодарности к нему и т.д. При изучении комедии А.Грибоедова   «Горе   от   ума»   мы   стремимся   воспитывать   у   учащихся   неприязненное отношение к бюрократизму, карьеризму, низкопоклонству и,наоборот, любовь к высоким человеческим качествам. Какими же приемами и методами учитель может руководствоваться для реализации воспитательной задачи урока?  Возьмем   для   демонстрации   фрагмент   раздела   программного   содержания, посвященного жизни и творчеству И.С.Тургенева. Где же здесь воспитательный потенциал? При изучении биографии писателя можно выбрать метод лекции, сопровожлаемой чтением писем Тургенева, воспоминаний о нем. Выразительное исполнение монтажа по письмам и воспоминаниям,   проблемный   вопрос:   “Почему   о   Тургеневе   говорят   “Большое   и благородное   сердце”?   –   заставляют   ребят   мыслить,   вдумыааться   в   новый   материал, проносить его через призму своих взглядов, чувств. Особое внимание в изложении нового маиериала уделяется духовному облику писателя.   На этапе опроса следующего урока можно вынести такие вопросы: 1.Какие черты личности И.С. Тургенева нужны моему современнику? 2.Докажите, что И.С.Тургенев может быть для нас образцом благородства, широты души? 3. Чему могут научить взаимоотношения И.С.Тургенева с Полиной Виардо? Что особенно восхищает вас? 4.Как   вы   понимаете   выражение   “Самая   яркая   черта   его   облика   –вечная   душевная молодость”? В биографии писателя найдите доказательства верности этого высказывания. В   индивидуальном   режиме   работают   двое   учащихся   у   доски.   Один   составляет хронологическую  таблицу  по  биографии  Тургенева,  другой   –  сжатый  ответ  на  вопрос:“Какие   факты   детства   и   юности   обусловили   формирование   передовых   взглядов   у Тургенева” Ряд вопросов выносится на групповое решение: “Приведите факты, доказывающие связь Тургенева­либерала с революционными кругами?” или “Чем доказать близость Тургенева к русскому   народу?”   Разнообразные   формы   опроса   помогают   проконтролировать   весь материал, а вопросы, поставленные перед учащимися, преследуют большие воспитательные цели. Воспитательную работу можно продолжить на уроке по теме: “Дети на страницах романа   Тургенева”Отцы   и   дети””   Во   время   опроса   целесообразно   дать   сочинение   – миниатюру по теме: “Какие отношения между людьми я могу назвать дружбой?” “Чем нравится мне Аркадий?”, “Как раскрывается образ Базарова в любви и смерти?”.  Большой интерес   вызывает   вопрос   “Что   такое   подвиг?”   Эти   вопросы   содержат   большой воспитательный смысл.  Урок по теме:”Современники И.С.Тургенева о его романе “Отцы и дети” и главном герое­Базарове” можно построить в форме диспута. Если среди задач к этому уроку будут такие,   как:раскрыть   разные   точки   зрения   на   роман,   остановиться   более   подробно   на писаревской   оценке,   научить   ребят   творчески   подходить   к   статьям,   оценкам художественного   произведения,   учить   умению   спорить,   вызвать   у   учащихся   уважение перед   сильными   базаровскими   качествами,   то   в   качестве   проблемы   можно   вынести вопрос:”Есть   ли   Базаров   карикатура   на   молодое   поколение   или   идеал,   которому   надо подражать?”  Ребята  знакомятся   со  стихотворением  Д.Минаева   “Отцы   и  дети”,   статьей Антоновича   и   Писарева.   Стихотворение   прослушивается   в   аудиозаписи,   по   статье Антоновича организовывается групповая работа, статья Писарева разбирается по вопрсам. На   уроке   используются   самые   разнообразные   приемы   и   методы:   демонстрация, индивидуальная и самостоятельная  работа, беседа, дискуссия, проблемная ситуация. И главное мы имеем возможность научить   учащихся тактичности, умению уважать мнение товарищей, способности грамотно и аргументированно высказывать собственное мнение. Правильное воздействие на чувства учащихся вызывают у них желание говорить от души, от сердца и писать проникновенно и поэтично. Вот отрывок из сочинения учащегося: “… Недоумение, даже появившееся раждражение, вызванное крайним нигилизмом Базарова, невольно   пропадает,   когда   видишь   полутемную   небольшую   комнату,   в   углу   кровать   и лежащего на ней человека.Тускло мерцает лампада  в углу, еле теплится огонь, постепенно затухая.Медленно, как бы с неохотой уходит жизнь из сильного базаровского тела.УмираетБазаров, яркая, замечательная личность, и до слез становится обидно, потому что уходит он, никем не понятый, обделенный дружбой, любовью,одинокий и покинутый.И еще больше поражаешься необыкновенному жизнелюбию, жизненной энергии Базарова, удивляешься его мыслям, обращенным к Родине: “Я нужен России” Вот оно сознание великого человека. Поставленная на одном из уроков проблема «Кто из спорящих, Павел Петрович или Базаров,   в   словесном   поединке   одерживает   победу?»   заставляет   учащихся   пристально вчитываться и вдумываться в текст, анализировать его, делать свои выводы, сравнивать базаровские взгляды со своими собственными. Например: вопросы «Какими полезными принципами   в   жизни   руководствуется   Базаров?   Принципы   Павла   Петровича?   Твои собственные принципы? А разве плохо формировать личность «крепкую, как скала?» ­ Эти вопросы возникают сами собой, они дают большой эмоциональный заряд на дальнейшие размышления, они нравственно воспитывают и духовно обогащают ребят. Вот отрывки из сочинений   учащихся:   «Я   ценю   в   Базарове   человека,   занявшего   активную   жизненную позицию. А в нашем молодом поколении именно этого довольно часто не хватает. Это то, что я должен взять у Базарова для себя. В этом человеке ярко выращено стремление быть полезным обществу. Почему Базаров выбрал профессию врача. Он считает, что медицина – самая отсталая, неразвитая наука и поэтому Базаров хочет внести свой вклад в медицину. Говорит о том, что эта профессия может принести практическую пользу для народа. Эта черта,   характерная   для   Базарова,   особенно  привлекает  меня,   так  как   сейчас   мне   надо задуматься о профессии, о том, чтобы выбрав профессию, я смог бы принести пользу». Вопрос   «  Современное   звучание   конфликта   отцов  и   детей»   ставить   нужно.   Для беседы   привлекаешь   газетные   материалы,   примеры   из   современной   художественной литературы. В газете «Комсомольская правда» печатается под рубрикой «Отцы и дети» необходимый материал. Единство поколений детей и отцов можно проследить на романе Фадеева «Молодая гвардия». А.Рыбакова «Неизвестный солдат», Носова «Шопен. Соната №2». Как   проверить   знание   текста?   Пересказ   отдельных   моментов,   глав   (например,   в романе «Война и мир»), составление плана рассказа, письменные ответы по карточкам и т.д. Но можно проверить и по таким схемам: Линия жизни Павла Петровича Кирсанова:Юность, государственная деятельность Любовь к княгине Р Разрыв с княгиней 10 лет бесцветной жизни Жизнь в Марьино Словесная схватка с Базаровым Дуэль Признание собственной слабости Павел Петрови в эпилоге Линия жизни Николая Петровича: Юность Любовь Сближение с молодежью Жизнь в Марьино Отношение к молодежи Эпилог Если нужно учителю проверить знание текста, можно дать такое задание:  Павел Петрови в эпилогеПризнание собственной слабостиДуэльСловесная схватка с БазаровымЖизнь в Марьино10 лет бесцветной жизниРазрыв с княгинейЛюбовь к княгине РЮность, государственная деятельностьЭпилогОтношение к молодежиЖизнь в МарьиноСближение с молодежьюЛюбовьЮность1) Рассказ по схеме; 2) Продолжить по данному началу схему; 3) Заполнить пропуски, включив недостающие этапы. А если учащиеся имеют навыки составления таких схем, то можно дать задание:  “Показать схематично уход Аркадия к отцам” Аркадий - союзник Базарова Непоследовательность атеистических воззрений Аркадий дома. Тяготение к семейному покою и уюту Аркадий берет под защиту Павла Петровича Аркадий - человек слова,.Фразерство, любование собой Охотно занимается хозяйственными вопросами Попадает под влияние Кати Разрыв с Базаровым Рьяный помещик Такое задание способствует активизации самостоятельной работы учащихся с  текстом. Формирует логическое мышление, навыки выборочной работы с текстом. Можно и на примере этих схем выдвинуть такую проблему, решение которой  потребует от учащихся не только знания текста, а и умение сравнивать, сопоставлять,  оценивать, видеть достоинства и недостатки. Например: Какие отличия в графическом  изображении “Линия жизни Павла Петровича” и “Линия жизни Н.П.” вы заметили. Чем  обусловлены эти отличия? Рьяный помещикРазрыв с БазаровымПопадает под влияние КатиОхотно занимается хозяйственными вопросамиАркадий - человек слова,.Фразерство, любование собойАркадий берет под защиту Павла ПетровичаАркадий дома. Тяготение к семейному покою и уютуНепоследовательность атеистических воззренийАркадий - союзник БазароваНаших ребят мы должны научить разумно жить, творить прекрасное, нужное  окружающим людям, обществу. Для воспитания учащихся в духовно­нравственном  направлении имеется достаточно возможностей в содержании учебного материала. На  уроках учащиеся усваивают такие понятия, как добро и зло, свобода и равенство,  справедливость и несправедливость, доброта и жестокость, отзывчивость и равнодушие.  Творчество каждого писателя заключает в себе большие возможности для воспитания  подлинно гуманистических чувств, убеждений. Трагедия героев Чехова, Достоевского,  Горького порождена миром жестокости, корысти, злобы. Ребята убеждаются в  антигуманной сущности этого мира. Ларра – воплощение крайнего эгоизма, полнейшего  равнодушия, жестокости.. Подвиг же Данко связан с именами тех, кто отдал свою жизнь в  борьбе за счастье, мир, свободу людей на земле. При изучении горьковской пьесы “На дне”, где ставится проблема добра и зла,  смысла человеческой жизни необходимо использовать следующие методы. На первом  уроке учитель дает лекцию по истории появления этой пьесы, ее сценической истории.  Затем прослушиваются сообщения учащихся о том, как была воспринята пьеса зрителями,  критиками. Большое значение имеет словарная работа, составление таблицы с такими  столбцами: 1) Элементы сюжета 2) Основные эпизоды 3) Чем занимается герой 4) Прошлое героя 5) О чем мечтает и как пытается вырваться со “дна” 6) Речевая характеристика 7) Отношение к Утешительству Луки 8) Судьба героя Над этой таблицей работаем на протяжении всех уроков. На втором уроке  рациональное занятие чтением по ролям 2и 3 действия. Тему “Утешительство Луки” (3  урок) можно начать с вопроса: “Кто из артистов прав?” Артист Скоробогатов пишет: “Я  играл человечность, доброту мудрого человека Луки, который находит способ утешить  умирающего”. Н. Левкоев считает: “Лука – человеколюбец”. Он стремится помочь, чем  только может”. А вот другая оценка: “Ничего человечного в Луке нет. Своими утешениями он доводит человека до отчаяния.” Предлагается диспут на 4 уроке. “Что лучше: сладкая ложь или горькая правда?”  После беседы записываем выводы, требующие домашней доработки: Например:1) 2) Лука умен, он любит людей, сочуствует им. Он верит: для лучшего люди  живут. И человек все может, лишь бы захотел. Но с другой стороны, он  безразличен к людям (доказать последнюю мысль). Лука считает: уйти от тяжелой действительности можно в мир обмана,  сладкой лжи. Почему? (доказать) Правильная постановка образовательных, воспитательных задач при изучении той  или иной темы, тщательное обдумывание методов организации учебно­познавательного  процесса помогут нам, педагогам, решить ответственные задачи, стоящие перед школой.