Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка (из опыта работы)
Общение, как один из видов человеческой деятельности выполняет функции обучения, познания, развития и воспитания, призвано выполнять эти функции и в коммуникативном обучении иностранному языку. Общение служит: 1) каналом, по которому осуществляется познание, 2) инструментом воспитания необходимых черт личности, 3) средством, развивающим индивидуальность, 4) способом передачи опыта и развития умений общаться.
Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка (из опыта
работы)
Общение, как один из видов человеческой деятельности выполняет функции обучения,
познания, развития и воспитания, призвано выполнять эти функции и в коммуникативном
обучении иностранному языку. Общение служит: 1) каналом, по которому осуществляется
познание, 2) инструментом воспитания необходимых черт личности, 3) средством, развивающим
индивидуальность, 4) способом передачи опыта и развития умений общаться.
Необходимо отметить, что коммуникативная система обучения строится реверсивным
путём: сначала намечается конечный продукт (цель), а затем определяются задания, которые
могут привести к данному результату. Такого вида подход обеспечивает обучению
систематичность со всеми присущими ей качествами – цельностью, иерархичностью,
целенаправленностью.
Таким образом, сели мы строим процесс обучения иноязычной культуре на
коммуникативной основе, это расширяет возможность предмета в решении этой задачи.
Коммуникативное обучение ориентируется на личность и построено так, что непосредственная
деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные интересы и склонности, их чувства не
остаются за порогом школы, а учитываются при организации общения на уроке.
В основу своей деятельности при обучении иностранному языку в школе я закладываю
взаимодействие технологии, методики и содержания обучения. Принципы, которыми я
руководствуюсь в педагогической деятельности, следующие: центрированный на ученике или
личностно – ориентированный, принцип ситуативности. Используя в своей деятельности данные
подходы, на уроке организую речевой материал вокруг ситуаций как систем взаимоотношений
собеседников. Содержательной стороной ситуации являются проблемы, соответствующие
интересам учащихся; любой материал с начала его усвоения связывается с ситуацией; знания,
навыки и умения формируются в условиях речевой ситуации.
Когда идет процесс усвоения лексики, скажем её семантизация, я использую различные
картинки. Их можно использовать и для вызова в памяти усвоенных ранее слов. Это может быть
текст. Он должен быть небольшой по объёму, логично построенный, представлять собой
сверхфразовое единство. Опорой для монологического высказывания 2 уровня – репродуктивно
продуктивного – могут быть картинки предметные, ситуативные, тематические, игрушки. На 2
уровне я употребляю схемы в виде ключевых слов или плана в форме предложений или вопросов.
На 3 уровне можно стимулировать высказывания учащихся с помощью вербальных средств.
Как показывает практика, у учащихся разных классов могут возникать некоторые
трудности при изучении грамматического материала. При предъявлении, закреплении
грамматического
материала и тренировок в построении предложений в какойлибо
видовременной форме глагола часто использую опорыдиалоги, картинки, таблицы. Для
закрепления и обогащения речи, учащихся
использую стихи и рифмовки. Материал,
представленный в стихотворной форме, усваивается детьми значительно легче. Когда
стихотворение заучено, всё его лексическое содержание включается в активный словарь ученика.
Таким образом, создаётся база для неподготовленной речи. Использование стихотворения очень
эффективно в качестве примеров при освоении грамматического материала.
Всем известно, что играть – весело, но это не только игры, это активный способ достичь
многих образовательных целей. Я использую игры, чтобы закрепить только что пройденный
материал. После того, как был пройден некий материал, игра – это приятный способ повторить
пройденное, снять скованность, она повышает внимание, усиливает мотивацию, позволяет
подстегнуть учеников, поблагодарить их за сотрудничество.Автор: Селезенок Светлана Борисовна, учитель английского языка первой
квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Ямальская школаинтернат имени Василия Давыдова» с. ЯрСале,
Ямальский район ЯНАО Тюменская область