Компетентностный подход в обучении английскому языку.
Современная жизнь требует решения задач обучения школьников иностранному языку путём создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Наша задача - не преподносить знания школьникам, а создавать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Цель иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в формировании коммуникативной компетентности, то есть способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение. Работа учителя и учащегося в сотрудничестве предполагает умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику, которая ведет к целеполаганию автономизации его познавательной деятельности как основы личностного становления и развития.
статья компетентностный подход в обучении иностранному языку.docx
Компетентностный подход в обучении английскому языку.
Современная жизнь требует решения задач обучения школьников иностранному языку
путём создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления
ими знаний. Наша задача не преподносить знания школьникам, а создавать мотивацию и
сформировать комплекс умений учить самого себя. Цель иностранного языка как
предметной области школьного обучения состоит в формировании коммуникативной
компетентности, то есть способности и готовности осуществлять непосредственное
иноязычное общение. Работа учителя и учащегося в сотрудничестве предполагает умение
педагога дозировать и направлять самостоятельность, предоставляемую школьнику,
которая ведет к целеполаганию автономизации его познавательной деятельности как
основы личностного становления и развития.
Одной из важнейших задач является формирование ключевых компетенций
обучающихся, стоящих перед школой в связи с модернизацией отечественного
образования. Таким образом, становится актуальным вопрос компетентностного подхода
в образовании. Исследователями предлагается несколько классификаций ключевых
компетенций. Например, А.В. Хуторской считает ключевыми образовательными
компетенциями:
1. Ценностно – смысловая.
2. Общекультурная.
3. Учебно – познавательная.
4. Информационная.
5. Коммуникативная.
6. Социально – трудовая.
7. Личностного совершенствования.
Эта классификация оказалась наиболее отвечающей требованиям компетентностного
подхода, потому что составлена на основе главных целей общего образования,
структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов
деятельности ученика. Федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, 2004г. определяет, что изучение иностранных языков должно быть
направлено на развитие:
коммуникативной компетенции, включающей речевую компетенцию;
языковую/лингвистическую компетенцию;
социокультурную компетенцию (включающую социолингвистическую);
компенсаторную компетенцию;
учебнопознавательную компетенцию;
Совет Европы рассматривает два вида компетенций в области иностранного языка: общие
компетенции и коммуникативная языковая компетенция.
Общие компетенции включают:
способность учиться,
экзистенциальная компетентность,
декларативные знания,
умения и навыки.
Коммуникативная компетенция включает:
лингвистический компонент,
социолингвистический компонент,
прагматический компонент.
Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции:
Грамматическая/формальная или лингвистическая компетенция – систематическое знание
грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание.
Социолингвистическая компетенция – способность выбирать и использовать адекватные
языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных
ролей участников коммуникации.
Дискурсивная компетенция – способность построения целостных, связных и логичных
высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе
понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор
лингвистических средств, которые зависят от типа высказывания.
Cоциокультурная компетенция – знание культурных особенностей носителя языка
(привычек, традиций, норм поведения и этикета) и умение понимать и адекватно
использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;
формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в
системе мировой и национальной культур.
В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка
рассматриваются следующие компетенции:
языковая компетенция (графическая сторона речи и орфография, произносительная
сторона речи, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи)
речевая компетенция (говорение, письмо, аудирование, чтение)
социокультурная компетенция (социокультурный портрет англоязычных стран,
социокультурный портрет родной страны на ИЯ)
компенсаторная компетенция
(умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет,
например, перифраза, использования синонима).
учебнопознавательная компетенция (общие и специальные умения).
Программный документ «Концепция модернизации российского образования до 2010
года» ясно формулирует задачу: «общеобразовательная школа должна формировать новую
систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. современные ключевые
компетенции».
Компетентностный подход чётко отражает основные аспекты процесса модернизации.
Его смысл заключается в обновлении содержания образования в ответ на изменяющуюся
социальноэкономическую реальность; как обобщенное условие способности человека
эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций; как
готовность включиться в определенную деятельность, предполагая формирование и
развитие ключевых компетенций.
В процессе приобретения педагогического опыта нередко сталкиваешься с проблемой:
«как лучше» и «что необходимо делать», чтобы формировать у учащихся мотивацию к
предмету и совершенствовать обще учебные умения и навыки, при этом учитывая их
личностные особенности и предпочтения. Со временем приходишь к необходимости
использования в своей деятельности информационнокоммуникационных технологий
(ИКТ), являющихся одним из важнейших компонентов компетентностного подхода.
Учитель повышает мотивацию к изучению иностранного языка, способствует дальнейшей
самостоятельной мотивации, добыванию знаний по предмет. Мотивация учащихся на
разных этапах проходит поразному:
песни, стихи, рифмовки, инсценировки, игры (на начальном этапе)
конкурсы, различные соревнования, драматизация (на среднем этапе)
проектная технология.
В процесс обучения необходимо постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.
Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Доминирование какого либо участника процесса исключается. В этом заключается гуманный, демократичный
подход к модели обучения.
Автор: Селезенок Светлана Борисовна, учитель английского языка первой
квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Ямальская школаинтернат имени Василия Давыдова» с. ЯрСале,
Ямальский район ЯНАО Тюменская область
Используемая литература:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования по иностранным языкам / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.
– М. : Дрофа, 2007. – (Образование в документах).
2. Новые государственные стандарты по иностранному языку : 211 классы : Образование в
документах и комментариях.– М. : АСТ ; Астрель, 2004. С.93
3. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к
многоуровневому описанию в методических целях. В.В. Сафонова. – М., 2004.
4.Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии : разработки
уроков / авт. сост. А.Г. Штарина. – Волгоград : Учитель, 2008.
5.Ялалов, Ф. Г. Деятельностнокомпетентностный подход к практикоориентированному
образованию / Ф. Г. Ялалов // Интернетжурнал "Эйдос" : 15 янв. 2007. Режим доступа
: http://www.eidos.ru/journal/2007/01152.htm. 7.
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.