Выступление на педагогическом совете
« Ресурсы современного урока и их эффективное использование для повышения мотивации школьников»
Подготовила:
Старкова Елена Александровна
Выступление на педагогическом совете « Ресурсы современного урока и их эффективное использование для повышения мотивации школьников»
Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Вроде и создается учителем много для обучения. А причина проблемы проста – ребенок не понимает , зачем ему это нужно. Нет мотивации. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?
Чтобы ученики по- настоящему начали учиться, а не отсиживать уроки, их нужно заинтересовать – указать, что они не знают того, без чего больше не смогут жить, что на каждом уроке их ждет что- то новое. Важно, чтобы ученики ставили перед собой цель: я пришел чему то научиться, а в конце урока знали ответ на вопрос « Чему я научился?
Учитель должен так организовать учебный процесс, заинтересовать, чтобы вызвать у детей желание учиться. Учебный материал должен стимулировать мышление детей, поставленная задача - подталкивать к поискам путей ее решения. Удачным мотивом создания положительной мотивации учащихся на уроке является: нестандартное начало и сам нестандартный урок.
Необычное, неординарное начало урока всегда побуждает ребенка углубиться в его исследование, изучение. В начале урока учитель может принести «Волшебную шкатулку», « Мешочек » , «Черный ящик» и предложить детям отгадать , что в нем с помощью наводящих вопросов. Я уверена, что такое начало урока не оставит равнодушным ни одного ребенка.
Прием «Волшебная шкатулка» больше подходит для использования в начальной школе, поскольку он имеет игровой характер. В старших классах можно применять схожий методический прием «Черный ящик», проведение которого сочетается с логическими заданиями и проблемной постановки вопроса. Есть несколько способов включения приема «Волшебная шкатулка» в ход занятия.
Способ 1
Дети должны ознакомиться с содержимым шкатулки. Там могут быть:
карточки с заданием; предметы, которые послужат объектом для исследования на уроке;
предметы, помогающие освоить учебный материал; листок с информацией, которую предстоит обсудить.
Учитель может не просто показать детям содержимое шкатулки, а предложить им самим узнать, что в ней лежит. Для этого они должны: отгадать загадку;
узнать по описанию; сделать собственное предположение, исходя из темы урока.
Способ 2
Детям необходимо наполнить шкатулку. Варианты того, что они могут туда положить:
записки с пожеланиями или предсказаниями; стикеры с написанными тезисами по теме урока; фишки, отражающие впечатление от урока.
Способ 3
Шкатулка служит для обмена информацией. Например: можно предложить одной группе детей записать на листочках вопросы или информацию по теме и сложить их в шкатулку, а другая группа должна ознакомиться с такими сообщениями и дать свой ответ;
на протяжении изучения целой темы, дети могут складывать в шкатулку записки с указанием возникающих вопросов или необходимости получить дополнительную информацию, а на итоговом уроке проводится работа по анализу их содержания;
дети помещают в шкатулку письма для родителей, содержание которых обсуждается на предстоящем родительском собрании.
Способ 4
Этот прием является хорошим способом провести эмоциональную разрядку. Детям можно предложить спрятать в шкатулку свое плохое настроение или эмоции после конфликтной ситуации и т.д. Также она может быть позитивным символом — собрать приятные воспоминания, хорошие впечатления. Такой элемент лучше включить в ход воспитательного занятия.
При использовании приема «Волшебная шкатулка» можно быть уверенным, что все дети в классе проявят внимание к происходящему на уроке.
Методический прием «Волшебная шкатулка» ( ПРИМЕРЫ)
Этап мотивации к учебной деятельности.
- Сегодня под дверью нашего класса ребята обнаружили шкатулку. Шкатулка не простая, а волшебная. В ней находится некое неизвестное содержимое, а вернее предметы, которые послужат объектами для исследования на нашем уроке математики.
- Можете ли вы предположить, что там находится? (предположения)
- Нет? Тогда я вам предлагаю загадки, которые помогут определить, что находится в нашей волшебной шкатулке.
Загадка 1.
Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это… (куб)
Загадка 2.
Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар)
- Открываем шкатулку.
- Итак, сегодня на уроке мы…
- Формулируем тему урока…
Прием «Дерево мудрости»
Цель приема: Привитие интереса к чтению и пониманию прочитанного через умение формулировать вопросы и задания.
Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к заготовленному заранее дереву, листочки, вырезанные из цветной бумаги, фломастеры.
Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.
(Учащимся дается время на чтение текста.)
Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.
(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)
Пожалуйста, прикрепите листок скрепкой к «дереву».
Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, снимет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.
Ценность данного методического приема в том, что ученики узнают ответы на все поставленные вопросы к изучаемому материалу.
МАТЕРИАЛ К ПРИЁМУ «ДЕРЕВО МУДРОСТИ» ( Природные зоны России», «Тундра»)
Тундра
Находится вдоль побережье Северного ледовитого океана. Тут так же суровые зимние периоды и холодные и быстротечные летние. Летом даже бывают заморозки и выпадает снег. Зачастую дует мощный ветер и сильная облачность. Растительный мир тоже не велик это различные низкие представители флоры, например, лишайники, мхи, травы. Здесь очень множество разнообразных животных, таких как белая сова, куропатки, гуси, зайцы, волки, северные олени, лисицы, куницы, медведи как белые, так и бурые и другие животные. Люди добывают здесь нефть и газ, так же распространено оленеводство.
На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию на уроке помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «учащийся - учащийся».
Например. Каждый учащийся получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Учащийся делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый учащийся сам оценивает свой результат.
На уроке предлагаю учащимся поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Учащиеся участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.
Приём “Жокей и лошадь”. ( Проверка знаний табличного умножения и деления)
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с примерами на умножение или деление, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. В ходе игры все дети находятся в движении, это требует определённой культуры поведения.
Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы "Религия Древней Греции" одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами древнегреческих богов, другой - карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.
Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей, использования смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.