Комитет образования администрации Балаковского муниципального района Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6» г. Балаково Саратовской области |
ДОКЛАД
По теме: «Требования к уроку иностранного языка и формированию различных образовательных и языковых компетенций обучающихся в освоении новых образовательных стандартов»
Учителя немецкого языка
МАОУ ООШ №6
Антиповой Аллы Ивановны
Требования к уроку иностранного языка и формированию различных образовательных и языковых компетенций обучающихся в освоении новых образовательных стандартов
Меняются цели и содержание образования,
появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались
реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держится и
современная школа.
Какие бы новации
не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются
участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как бы ни
старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным
действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним –
знания, опыт понимания и применения этих знаний.
С 1 сентября 2022 года начали действовать новые государственные стандарты для начального и основного общего образования. В чем же новизна современного урока иностранного языка в условиях введения новых ФГОС?
Во – первых, признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим возрастает значимость предмета «Иностранный язык». Учение направлено на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Для этого планомерно реализуются групповые формы работы на уроке: аквариумное обсуждение, бригадный метод, полилог, мозговой штурм и т.д. Главные принципы любой групповой работы: деление на группы, задача, время, организация пространства и распределение ролей.
Во – вторых, правильно организованный урок иностранного языка, как и любой другой урок, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Что касается завершения урока, важную роль играет рефлексия.
В-третьих, особое внимание уделяется времясбережению и здоровьесбережению.
В четвертых, в приоритете – развитие функциональной грамотности. Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
Применить функциональную грамотность в процессе обучения иностранного языка можно различными методами: игры, песни, лингвострановедческие фильмы и мультфильмы, упражнения на аудирование, говорение (развитие монологической и диалогической речи), письмо, чтение.
Структура современного урока в рамках ФГОС
1. Организационный момент
личностно-формирующая направленность урока
2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)
3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока
4. Сообщение нового материала
5. Закрепление изученного материала
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание
Не стоит забывать о том, что урок иностранного языка имеет свои особенности, такие, как:
· Многоуровневость: овладение языковыми средствами и умениями в 4-х видах речевой деятельности.
· Полифункциональность: цель обучения, средство межличностного и межкультурного общения.
· Метапредметность: Обеспечение эффективной работы с информацией, представленной в разных форматах.
· Межпредметность: формирование речи на иностранном языке может включать в себя сведения из разных областей знания, литературы, искусства, истории и т.д.
Понятие языковой компетенции отражает конечную цель изучения языка. Языковая компетенция это знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. Поэтому, компетенция для ученика — это образ его будущего освоения речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах — чтении, говорении, письме, аудировании.
Следовательно, задача каждого педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы идти по пути к совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, а главное «научить учиться» и делать это на протяжении всей жизни.
На уроках иностранного языка, как уже ранее говорилось, необходимо стремиться к формированию у обучающихся всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Для этого следует прослушивать аутентичные тексты разного формата (с общим пониманием, с извлечением конкретной информации, с полным пониманием), просматривать отрывки фильмов, мультфильмов; читать аутентичные тексты различной направленности, переводить тексты различные по содержанию, составлять резюме, заявки, диалоги с учетом разнообразных ситуаций, заполнять анкеты, писать эссе; трансформировать тексты, создавать лексические базы, изучать новую лексику, переводить статьи, выполнять грамматические упражнения.
Кроме того, стоит учитывать индивидуальный и дифференцированный подходы, предлагать обучающимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользоваться нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Если учащийся обладает языковой компетенцией, то он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике.
Подводя итог, можно сказать, что формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе, создание единой системы учебной деятельности по иностранному языку способствует достижению результатов освоения программы начального и среднего общего образования. Получая совокупность знаний, умений, способов деятельности, учащиеся овладевают языком на уровне компетенции. А это означает, что хорошо обучены, обладают познаниями и опытом, способны самосовершенствоваться далее.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.