Актуальность системы наставничества для образовательных учреждений среднего профессионального образования
The relevance of the mentoring system for educational institutions of secondary vocational education
Тихомирова Наталья Владимировна
Санкт-Петербургское государственное образовательное профессиональное образовательное учреждение Колледж судостроения и прикладных технологий. Мастер производственного обучения. Санкт-Петербург. Российская Федерация
Tikhomirova Natalia Vladimirovna
Saint-Petersburg State Educational Professional Educational Institution College of Shipbuilding and Applied Technologies. Master of industrial training. Saint-Petersburg. Russian Federation
Данная статья имеет своей целью обозначить актуальность системы наставничества для совершенствования преподавания и повышения уровня образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
This article aims to identify the relevance of the mentoring system for improving teaching and improving the level of education in educational institutions of secondary vocational education.
Ключевые слова: наставничество; образование; наставничество; актуальность.
Keywords: mentoring; education; mentoring; relevance.
Прежде, чем говорить об актуальности системы наставничества в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, необходимо рассмотреть само понятие «наставничество», его цели и задачи, а также определить цели и задачи среднего профессионального образования в целом.
На сегодняшний день понятие «наставничество» рассматривается с разных позиций, к примеру:
- наставничество как «кадровая технология, обеспечивающая передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника — менее опытному»;
- наставничество как «форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество» (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации);
- наставничество как «образовательный процесс на рабочем месте»; наставничество как система адаптации и профессионального развития молодых сотрудников;
- наставничество как «часть корпоративной культуры всех инновационных компаний, это среда, в которой накапливаются и передаются знания, навыки, опыт и успешные модели поведения»;
- наставничество как хранитель знаний и ключевой механизм инновационного процесса в организации, как мотиватор современных молодых сотрудников. [3]
Теперь рассмотрим цели и задачи, поставленные перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования.
Основной целью деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования является обеспечение высокого качества подготовки квалифицированных специалистов по программам среднего профессионального образования на основе осуществления учебного, учебно-воспитательного и учебно-производственного процессов.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1.Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования и квалификации в определенной области профессиональной деятельности.
2. Подготовка обучающихся по программам среднего профессионального образования (подготовка специалистов среднего звена).
3. Организация учебного процесса.
4. Обеспечение высокого качества образовательного процесса, повышение эффективности учебного процесса, качества обучения.
5. Организация внеучебной (воспитательной) деятельности.
6. Перспективное планирование работы в соответствии с потребностями рынка труда в профессиональных кадрах. [4]
Рассмотрев цели и задачи образовательных учреждений среднего профессионального образования можно говорить об актуальности системы наставничества для достижения поставленных задач.
Выделять особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от наставника к наставляемому. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному
становлению полноценной личности.
Система наставничества в образовательных учреждениях обеспечит системность и преемственность наставнических отношений. Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач в работе с обучающимися. Технология наставничества также применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе: проблемы молодого специалиста в новом коллективе, проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания. [2]
Наставничество способствует решению следующих задач:
- раскрытие потенциала каждого наставляемого;
- формирование жизненных ориентиров;
- адаптация студентов в новом учебном коллективе;
- повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающихся, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной и внеурочной
деятельности, профориентационных программах, стажировках;
- создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной
траектории;
- формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);
- формирование предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать
нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах и акселерационных программах;
- создание условий для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
- адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
- плавный «вход» молодого педагога и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
Актуальность наставничества не вызывает сомнений. Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образовательного учреждения как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. [1]
Задачи, решаемые системой наставничества непосредственно влияют на достижение цели, поставленные перед всей системой среднего профессионального образования в целом. И от успеха решенных задач будет зависеть и качество образования, и уровень преподавания, что в дальнейшем окажет влияние на экономику страны в целом, т.к. современным предприятиям более не нужны просто выпускники СПО, обладающие исключительно дипломом. Им нужны люди, которые знакомы с профессиональной средой, ее ценностями, которые мотивированы на труд в принципе.
Список литературы
1. Лапшова, А. В., Сундеева, М. О., Татаренко, М. А. Адаптация педагогов в системе профессионально-педагогического образования / А.В.Лапшова, М.О.Сундеева, М.А.Татаренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017 - №57. - С. 195-201.
2. Чиркунова, М. В.Создание системы наставничества как элемента системы развития персонала в образовательной организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mkarm.ru.
3. https://iro86.ru/images/documents/pdf
4. http://ink.mrsu.ru/media/docs/spo/Pol-SPO.pdf
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.