Что мы будем знать завтра?!
Передо мной, как и перед многими из учителей, часто встает вопрос, почему наши уроки, беседы и внеклассные мероприятия не всегда дают тот ожидаемый эффект, на который мы вправе рассчитывать. Это побудило меня провести небольшое исследование такого важного вопроса, как поведение детей в различных опасных ситуациях и их реакция на сами ситуации, а также на наши советы и наши мероприятия.
«В настоящий момент все очевидней становится тот факт, что деятельность по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций не может ограничиваться нормативно-правовыми, организационными и инженерно-техническими мероприятиями. Необходимо чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека и общества. В связи с этим одним из направлений подготовки населения по безопасности жизнедеятельности является прямое педагогическое воздействие на обучающихся. Проблема обучения молодежи основам личной безопасности очень многогранна и имеет свою специфику проявления, основной упор при разрешении этой проблемы также основывается на создании универсальной системы знаний в области чрезвычайных ситуаций, в частности ЧС криминального характера. Сегодня научно установлено, что все более грозные опасности возникают не случайно, а по вине самого человека. Поэтому молодежь необходимо готовить не только к защите себя, но и к предотвращению угроз обществу (т. е. и себе) от собственной жизнедеятельности. Так формирование знаний школьников по криминогенной безопасности позволяет обеспечить себе безопасность.» Анализ специальных литературных источников показал, что понятие «криминогенная безопасность» — достаточно новое и малоизученное. Единого общепринятого определения термина «криминогенная безопасность» нет, данное понятие является составляющей термина «антикриминальная безопасность».
Сегодня я затрону только одну из многочисленных проблем, с которыми приходится сталкиваться при изучении такого многогранного предмета, как обеспечение безопасности жизнедеятельности и безопасность в криминогенных ситуациях в частности.
К сожалению, в настоящее время окруженный
другими людьми человек не всегда может рассчитывать на помощь в случае
опасности. Само по себе скопление в городах большого количества людей
способствует возникновению экстремальных ситуаций, прежде всего криминального
характера. Особенно уязвимы в городе дети.
О правилах поведения детей младшего возраста и подростков в криминогенных
ситуациях в школе мы говорим на классных часах и в рамках изучения предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности». В процессе уроков рассматриваются
различные ситуации, такие, как виды мошенничества, ограбление, нападение на
человека с целью убийства или изнасилования. И в первую очередь следует попытаться
научить детей уметь предвидеть опасность, трезво оценивать сложившуюся ситуацию
в целом, свои силы и возможности при встрече с преступником, а также соблюдать
определенные правила, весьма специфичные в каждом конкретном случае. Это
сложно. Очень сложно. Но для чего тогда мы?
А теперь я хочу обратить внимание на
следующее.
Ограбление.
В случае ограбления лучше спокойно достать все ценное и передать преступнику,
чем рисковать жизнью, вызывая в нем агрессию, это лучший план действий, если перед
вами один вооруженный преступник или целая группа, а людей вокруг нет.
Но молодым людям в подростковом возрасте свойственен ряд специфических
особенностей и черт, среди которых такие, как реакция отказа от выполнения
обязанностей, привычных контактов, послушания и реакция протеста -
противопоставление своего поведения общим требованиям, бравада, нарушение
общепринятых правил.
Давайте посмотрим, как именно отвечали ребята на предложенные им вопросы.
1.Если пытаются отнять дорогой предмет
(сумку, телефон…)
- Бороться за собственность до последнего - 30%,
- Попытаться удержать предмет у себя - 15%,
- Отдать - 50%,
- Попытаться договориться с вором.- 5%.
2.Если вы стали свидетелем, вооруженного
ограбления, то в первую очередь следует:
- Избежать прямого столкновения с преступником - 40%,
- Вступить с ним в борьбу - 40%,
- Задержать преступника и сдать полицейским - 20%.
3.Преступник вымогает у вас вещи, угрожая
ножом или пистолетом. Вам следует:
- Выполнять требования - 35%,
- Проявить агрессию - 10%,
- Вступить в борьбу - 40%,
- Начать переговоры - 15%.
4. Вы возвращаетесь
поздно домой. На пути встречается группа молодых людей, которые задевают вас
насмешками и грубостями. Как вы поступите?
- Побежите навстречу к этим людям и вступите с ними в противоборство - 30%,
- Попытаетесь успокоить молодых людей, поравнявшись с ними - 30%,
- Заранее перейдете на противоположную сторону улицы, не поддаваясь на
провокацию, не отвечая на грубости - 40%.
На мой взгляд, в данных ответах сказываются и бравада, свойственная подросткам,
и определенная переоценка ценностей. К сожалению, сейчас материальные ценности
превалируют над духовными во многих семьях. Очень показательны в этой ситуации
случаи, которым я лично была свидетелем. В первом случае ученица 5 класса,
потерявшая дорогой телефон, буквально билась в истерике, боясь идти домой и
повторявшая, что «мама ее прибьет в наказание за потерянный телефон». Во втором
случае на улице мать пригрозила маленькой дочери «сунуть ее голову в огромную
лужу», если та сломает свой зонтик. Правда, увидев выражение моего лица, эта
мама тут же изменила тон и заговорила с ребенком помягче. Разумеется, дети в
таких семьях предпочтут защищать свои вещи до последнего и пострадать от рук
(или оружия) преступника, чем понести наказание дома.
Но меня подкупил ответ ученика 11 класса на вопрос:
«Как вы поступите, услышав в подъезде или на улице крики о помощи?». Парень
сразу же сказал, что побежит на помощь, а в случае необходимости позовет друга
на подмогу. Подкупил именно потому, что здесь идет речь о жизни человека, а не
о сохранении материальных ценностей, и молодой человек ответил именно так, несмотря
на рекомендации сначала позвонить в полицию, предупредить окружающих и только
потом бежать на помощь. Эти советы помогут обезопасить себя. А реальная помощь
пострадавшему может в этом случае и опоздать.
Места массового
пребывания людей.
К ним можно отнести стадионы, концертные
залы, кинотеатры, развлекательные клубы, крупные магазины, рынки. Эти места
представляют наибольшую опасность в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Большое скопление людей, охваченных общим настроением или эмоциями (страх,
паника, недовольство), превращается в толпу, способную к неконтролируемым
действиям. Спровоцировать это могут спортивный азарт, террористический акт,
беспорядки, пожар и другие ситуации. «Человек разумен. А
толпа — это тупой, склонный к панике опасный зверь.»
Следуя рекомендациям по поведению в местах
массового пребывания людей, можно избежать многих неприятностей:
- Отправляясь на какое-либо массовое мероприятие, выложите из карманов колющие
и режущие предметы. Обойдитесь без галстука, шарфа, высоких и неустойчивых
каблуков.
- Не устраивайтесь рядом со сценой или местом, где выступают ораторы. В случае
давки выбраться с этих позиций будет гораздо труднее.
- Держитесь подальше от компаний, находящихся в состоянии наркотического или
алкогольного опьянения. Рядом с такими группами легко возникают конфликтные
ситуации, которые могут привести к давке.
- При движении в плотной колонне опасно находиться возле стеклянных витрин
магазинов, стен зданий, деревьев. Прижатые к ним толпой, Вы можете получить
серьезную травму.
- Как только почувствовали волнение и первые признаки зарождающегося
конфликта, осмотритесь и выберите наиболее короткий маршрут к безопасному
месту.
- Выбираясь из агрессивно настроенной толпы, старайтесь ни с кем не
встречаться взглядом, не вступайте в словесные перебранки, не реагируйте на
реплики в свой адрес.
- Ни в коем случае не пытайтесь идти против движения толпы. Если толпа вас
увлекла, старайтесь избежать её центра и края.
- Уклоняйтесь от неподвижных предметов на пути, иначе вас могут просто
раздавить. Не цепляйтесь ни за что руками.
Почему я привела часть советов, касающихся поведения в толпе? Потому что я рассказывала о них детям. И вот что они затем отвечали на вопросы.
1.Вы решили пойти на мероприятие, где
планируется большое скопление людей (футбол, дискотеку, концерт и т.п.) Вы
возьмете с собой:
- Удостоверение личности, деньги - 25%,
- Побольше друзей - 73%,
- Колющие и режущие предметы - 2%!!!
2.Возможен ли захват учеников и
преподавателей образовательного учреждения в заложники?
- Возможен. История захвата школы в Беслане 1-3 сентября 2004 года широко
известна. – 60%
- Невозможен. Мы защищены, С нами такого случиться не может. – 35%
- УРА! УЧИТЬСЯ НЕ БУДЕМ!!! – 5%
При чтении последних ответов на эти вопросы меня пробрала дрожь. Да, такие ответы давали один-два подростка. Но ведь ответили же именно так. Спросила мальчика, почему он собирается брать с собой холодное оружие (а к нему можно отнести колющие и режущие предметы). Он ответил, что и другие принесут подобные вещи с собой, и обязательно произойдут столкновения. Скажите, вам не страшно? Не жутко от таких мыслей и действий подростков? Вопрос риторический, согласна. Но все же…
К сожалению, рассказывая о терроризме, в частности, проводя митинги и беседы, посвященные памяти жертв теракта в Беслане и многих других терактов, мы часто подходим к этому формально, для отписки. Ничем иным я не могу объяснить слова учеников 9 класса, сказавших, что они практически ничего не знают о трагедии Беслана, а сказано это потому, что наши мероприятия не затрагивают души молодых людей. Не всех, конечно. Но многих. И это после того, как мы уже несколько лет подряд, начиная с 2005 года, 1-3 сентября проводим митинги и уроки, посвященные памяти жертв терактов и памяти героев, рисковавших собой ради спасения людей и отдавших жизни за это.
Вывод.
Часто приходится сталкиваться с тем, что предмет
«Основы безопасности жизнедеятельности» считается не столь важным, как другие
предметы, изучаемые в образовательных учреждениях. По
этому предмету не сдают ЕГЭ, а очень многие наши сограждане почему-то убеждены,
что любые чрезвычайные ситуации обойдут их стороной и не нарушат течения
обычной жизни. Но даже сейчас, когда я показала лишь сотую часть вопросов,
затрагиваемых при изучении этого предмета, становится ясно, что следует
устранить формальный подход к вопросам безопасности, усилить взаимодействие
преподавателей и администрации образовательных учреждений с родителями и
обучающимися, акцентировать внимание на безопасном поведении и понимании
ситуаций, которые могут произойти в любое время, в любом регионе, с любым из
нас и наших детей. Это побудило меня перестроить свои уроки и свою подачу
информации так, чтобы в первую и главную очередь задеть детей за живое. Мои
слова и примеры, основанные на личном опыте, иногда бывают достаточно жесткими,
но если это помогает мне тронуть души детей, то моя задача выполняется.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.