Статья "Чужих детей не бывает"

  • docx
  • 02.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Чужих детей не бывает (2).docx

 

 

 Название работы

«Чужих детей не бывает…»

 

 

 

 

МОУ СОШ п.Соцземледельский

 Балашовского района Саратовской области

Учитель физики и математики:

Воронова Елена Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богатство и доход — разные вещи.

Если вы много зарабатываете и при этом

тратите все, что получаете, — вы не богатеете,

а просто широко живете. Богатство — это то,

что вы накапливаете, а не тратите.

(Томас Стэнли, Уильям Данко)

Актуальность

Дети,  оставшиеся без попечения родителей и дети сироты – это особая группа детей,  которые  требуют  особого  внимания  и  отношения  ни  только  со  стороны  опеки,  государства,  но  и  со  стороны  учителей,  одноклассников,  администрации  школы.  Такие дети испытывают трудности в ходе социальной адаптации, их  неумение  и  незнание  условий  применения  уже  накопленного и   необходимого  в  жизни  опыта  и  навыков, приводит  к  тому,  что  они  теряются  перед  умением  планировать  свой  бюджет,  распоряжаться  денежными  средствами, которые  по  праву  принадлежат  им. 

     Опека – это одна из форм  государственной  власти , которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей-сирот, а также защиту их личных и имущественных прав и интересов, осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием подопечных. Однако  это орган , в  обязанности  которого  входит контроль  и  в  незначительной  доле  обучение  приобретения  и  расхода  денежных  средств  ребенка.

Поэтому огромная ответственнось  за   воспитение  экономической грамотности  ложится  на  школу,  на  ее  администрацию  и  учителей.

     В нашей школе на сегодняшний день есть такие дети.

Все семьи, в которых воспитываются  дети,  находящиеся  под  опекой, я хорошо знаю.  Считаю  необходимым  поделиться  опытом  своей  работы  с  детьми  сиротами  в  воспитании  финансовой  грамотности.

Основная часть

      Мой педагогический стаж более 33 лет. За  это  время  мне  приходилось  учить  своих  воспитанников  финансовой  грамотности   и  я  поняла,  что  дети   сироты требуют  особого  подхода  в  воспитании  и  обучении  экономической  грамотности. Ведь  научить  детей  умению  считать  деньги,  правильно  распорядиться  ими,  найти  возможность  ни только  правильно  потратить,  но  и  сэкономить - задача  довольно  сложная .

      Шестой год я  классный   руководитель  и учитель   физики и математики одного из классов в нашей школы   п. Соцземледельский. Школа наша небольшая, малокомплектная.

      В моем классе учится   мальчик, который   находился под опекой у бабушки, потом бабушка ни стало, теперь опеку  оформил  его  дядя.

Целью работы с детьми  оставшихся  без попечения родителей и детей сирот по моему мнению это – формирование основ финансовой грамотности, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с банками, налоговыми органами, пенсионным фондом и др.

Какие задачи я стараюсь решить:

•  применить теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

• грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина.

В дошкольном возрасте дети знают, что такое деньги, и как их экономить;

В начальной  школе дети должны познакомиться, что такое копилки .

В основной  школе дети должны знать, что такое: банковская карта;банки;страховые компании;кредит;вклад;налоги;инфляция;пенсия;кредитная история;инвестиции;участники рынка ценных бумаг;банкротство;мошенничество и безопасность денег;финансовая пирамида.

 Методы и формы, которые я применяю в своей работе:
1. Беседы.     Что для вас деньги: ресурс или самоцель?     Для чего нужно планировать свой бюджет?     Как это правильно делать?     Какую пользу принесет планирование?  Как сэкономить деньги? Относитесь к одежде и обуви бережно, это поможет вам экономить. Не приобретайте и не финансируйте вредные привычки.Снимайте со счета столько денег, сколько вам необходимо на планируемые покупки. Экономия воды в доме, электроэнергию.

Про ненужные покупки: Многие люди думают, что они практически ничего не тратят, а денег у них в личном бюджете постоянно не хватает. Почему же так происходит? Одна из главных причин этого в том, что люди не осознают своих ежедневных мелких расходов.Им кажется, что здесь 10 руб., там 20 руб., здесь еще 30 руб. – это всё мелочи, на которые не стоит обращать внимание. Однако эти мелочи имеют свойство накапливаться и эти небольшие суммы оказываются совсем не такими маленькими, а уже вылезает целое «ведро» мелочей.

Стараюсь проводить эти беседы со всем классом, чтобы это было для ребенка обычной темой рассуждения и обсуждения с одноклассниками, а не именно с ним.Вопросы об аккуратности внешнего вида, о вредных привычкахрассматриваю на классных часах очень часто.

 

2. Практические занятия- В настоящее время у детей с 14 лет оформляется «Пушкинская карта», объясняла всем ученикам преимущества этой карты. Он все правильно объяснил дома: а) для чего нужна карта; б) как пользоваться; в) как оформить карту; г) что дает эта карта. Он знает, что это материальные средства, которыми нужно пользоваться, что это льготы или счет, на котором есть деньги.

3.Экскурсиии встречи со специалистами;Мы живём в мире денег. В планах каждого молодого человека улучшить своё материальное благополучие. У всех разные представления о благополучии и свои финансовые цели. Для их достижения не обойтись без бухгалтерии личных финансов.В нашем поселке есть богатые фермерские хозяйства, в этих хозяйствах механизаторы получают достойную зарплату, Также есть небольшие фермерские хозяйства (свиноферма, ферма быков, ферма овец, ферма коров).   Также мы посетили небольшую пожарную часть, электрическую подстанцию нашего поселка. Беседуя с фермерами, работниками мы всегда задавали такие вопросы - какая зарплата,  где учились, интересная ли работа, соответствует ли зарплата работников их уровню жизни, можно ли накопить при такой зарплате сбережения.  Мальчику и всем остальным ученикам  в классе всегда интересны такие экскурсии. Это общение класса ни на уроках, а во внеурочное время. В этом году он уже работал в большом фермерском хозяйстве и получил первую зарплату. Он поделился со мной с радостью и гордостью, что заработал 32000 рублей.  А потом рассказал, что купил себе многое к школе, а остальные деньги положил на карту для сохранения. У него есть своя банковская карта. Мальчик умеет пользоваться картой и расплачиваться ей при покупках в магазинах.

    4. Деловые игры. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.Обучение в деловых играх ― один из самых эффективных методов получения знаний, позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению. В 5 -х классе прошли уроки математики « Финансовая математика в процентах» с элементами игры «Магазин».  Учащиеся решали задачи на нахождение процентов от числа практической направленности, учились применять знания о процентах на практике. Всегда провожу игры по финансовой грамотности, на уроках математики, при подготовке к ОГЭ, ВПР  - играем  в игру, когда в магазине идет акция на покупку бытовой техники. Мальчик любит играть в эти игры, он понимает смысл процентов. С математикой он дружит. Игры по финансовой грамотности, которые проводит Министерство финансов России я тоже провожу, дети любят эти игры и Коля с радостью в них играет. Класс  небольшой. 13 человек, успеваю уделить всем детям  внимание на своих уроках.

5. Уроки по финансовой грамотности, которые проводит Министерство финансов России  всегда вызывают живой интерес у детей. И Коля он такой же, как и все остальные дети. И я всегда с него требую также как и от других детей. Что же дают эти уроки для детей? Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности» от Банка России помогает учащимся разных школ из любой точки России получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.

На этих уроках эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.

Цели онлайн-уроков:

1.     Пробудить у школьников интерес к финансовым знаниям за счёт нестандартной формы занятий и возможности коммуникации с профессионалами в сфере финансов.

2.     Сформировать убеждённость учащихся в том, что финансовая грамотность — основа финансового благополучия.

3.     Заложить у старшеклассников установки грамотного финансового поведения, закрепить базовые финансовые понятия, познакомить с актуальными финансовыми продуктами и услугами, предупредить о рисках.

6. Решение тестов, диктантов, проблемных ситуаций.Тестирование служит не только для проверки знаний по общей финансовой грамотности,  но и помогает участникам впоследствии принимать взвешенные финансовые решения и избегать рисков. В современном мире все области жизни тесно связаны с информатикой, поэтому постоянно привлекаю Колю к тестированию по информатике, особенно связанные с безопасностью в сети Интернет.        

 

7. Урок цифры.«Урок цифры» — это всероссийская образовательная акция, которая проводится АНО «Цифровая экономика», Минцифры и Минпросвещения в поддержку нацпроекта «Цифровая экономика».

В рамках акции школьники узнают о применении технологий искусственного интеллекта в ключевых отраслях экономики: промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, здравоохранении, мы знаем, что вся экономика связана с финансами.

Уроки построены так, чтобы было интересно детям любых возрастов (с 1 по 11 класс). Для удобства разработана и мобильная версия для разных устройств.

Акция направлена на развитие у школьников цифровых компетенций и раннюю профориентацию: тематические уроки помогут ребятам познакомиться с перспективными профессиями.

·         8. Учи.ру Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для школьников на платформе Учи.ру. Олимпиада знакомит с базовыми понятиями и принципами финансовой грамотности; повышает интерес к предпринимательству; помогает с детства развивать важные навыки: планирование бюджета, критическое мышление, разумный подход к риску, лидерские качества. Мои ученики занимаются на платформе Учи.Ру с пятого класса и с Коли я требую также. Кроме олимпиад, он проходит Марафоны. Ему нравится, нравится,  когда у него грамоты. Стараюсь чаще хвалить, но он знает, что я бываю также и строга с ним. Ему нравится быть в команде со своим классом.

8. Участие в различных конкурсах и олимпиадах.

Я должна сформировать у своих учеников такие  понятия - откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи. Из уроков «Россия – мои горизонты», «Разговор о важном», дети знают,  какую нужно выбрать специальность, чтобы была достойная заработная плата. Коля решил поэтому сдавать информатику (предмет по выбору ОГЭ), годовая оценка 3, экзамен сдал на «4», очень старался.  Стараюсь привлекать к участию во всех конкурсах и  олимпиадах. Коля с пятого класса знает, что он должен пройти в сети интернет, какие задания выполнить, требую от него также, как,  и от других учеников. Принимал участие в съемках ролика по Финансовой грамотности. Он артистичный, любознательный.

 Мы с Колей выполняли исследовательскую работу по физике «Плотность строительных материалов», в которой проводили сравнительный анализ цены и качества строительных материалов. Как приобрести тротуарную плитку? Какая плитка самая плотная? Работа имела высокую оценку.

В настоящее время у школьников имеется «Пушкинская карта», он прекрасно понимает, зачем нужна эта карта, сколько на ней денег, как пользоваться картой, чтобы ее не заблокировали. Совсем недавно написал мне эссе «Минимизация финансового мошенничества: пособие для граждан». Общаясь с ним, о том как писал эссе, узнала, что пользовался источниками сети интернет, внимательно изучал новые понятия, а потом постарался выразить свои мысли на эту тему. Хочется верить, что он не попадется в ловушку мошенников.

Заключение

         Таким образом, финансовая грамотность  – это знания, умения и навыки, способствующие эффективной социализации учеников  в современных социально-экономических условиях, его самостоятельной жизнедеятельности, способности принимать правильные финансовые решения, стремлению к ответственному экономическому поведению и самостоятельному выстраиванию взаимоотношений в финансовой области, этими качествами должны обладать дети.  Моя задача воспитывать и оказывать своевременную помощь

Подводя  итог  своей  работы,  хочу  остановиться  на  основных   требованиях, которые  я ставлю  перед  собой  в воспитании  финансовой  грамотности  учащихся:

- Мои ученики должны знать о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;

- Мои ученики должны проводить  простые финансовые расчёты;

- Мои ученики должны применять полученные знания на практике, уметь  решать задачи в области семейной экономики: знать источники доходов и направления расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет.

- Мои ученики должны знать о финансовых мошенниках и уметь принять верное решение в нужный момент.

      От своих учеников я  ожидаю успешного и достаточно быстрого  вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, планировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.

Самостоятельную, экономически и финансово грамотную личность характеризует способность брать ответственность за свои решения на себя.