Статья Долгова
Оценка 5

Статья Долгова

Оценка 5
docx
13.05.2022
Статья Долгова
statya_Dolgova_V__1.docx

Синдром эмоционального выгорания и причины его
возникновения

 

Долгова В.



Синдром эмоционального выгорания - это долговременная стрессовая
реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных
профессиональных стрессов. Представляет собой процесс постепенной
утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся
в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического
утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения
исполнением работы.

Рядом авторов синдром эмоционального выгорания обозначается
понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это
явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием
профессиональных стрессов. Эмоциональное или профессиональное
выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных
эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно
ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов
человека.

Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Одним
из основоположников идеи выгорания является Г. Фрейденбергер,
американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской
помощи. В 1974 году он описал феномен и дал ему название «burnout» для
характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся
в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально
нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Другой основоположник идеи выгорания - K. Маслач, определила это
понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая

развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе,
утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.

Первоначально под синдромом эмоционального выгорания
подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной
бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно
расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все
больше стали связывать синдром с психосоматическим самочувствием,
относя его к состояниям предболезни.

В настоящее время синдром эмоционального выгорания входит в
рубрику Международной классификации болезней (МКБ-10: Z73 – «Стресс,
связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни»).
«С точки зрения психологии, эмоциональное выгорание – это
выработанный личностью механизм психологической защиты в форме
полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие
воздействия», - считает В.В. Бойко.

Однако протекание и проявление синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

К. Маслач и С. Джексон определяют синдром эмоционального
выгорания как трёхмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональную
истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных
достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное
перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных
эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде,
чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны
эмоциональные срывы .

Наиболее популярная модель выгорания, разработанная К. Маслач и
С. Джексон, описана В.В. Бойко, включает 3 группы симптомов, и
сопровождаются определенными эмоциональными, когнитивными и
поведенческими реакциями .

I. Фаза «Тревожное напряжение». Нервное напряжение - этот
запускающий механизм - обнаруживается в четырех симптомах.
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: проявляется
усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов
профессиональной деятельности.

2. Неудовлетворенность собой: проявляется в чувстве недовольства
собой, избранной профессией, занимаемой должностью; развивается при
невозможности конструктивно разрешить ситуацию.
3. Загнанность в клетку: проявляется в чувстве безысходности, остро
переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и
устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить
нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально эмоционального тупика.

4. Тревога и депрессия: обнаруживается в тревожно-депрессивной
симптоматике, касающейся профессиональной деятельности в особо

осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью
и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме
переживания ситуативной или личностной тревоги.
Фаза «Тревожного напряжения» является предвестником и
«запускающим механизмом» в формировании эмоционального выгорания.
Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается
изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
II. Фаза «Резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу).
Формирование защиты на данной фазе проявляется в следующих симптомах
выгорания.
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
наблюдается в случаях, когда профессионал перестает улавливать разницу
между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным
проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным
реагированием. То есть профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях,
ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на
ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается
не со всеми субъектами, а по принципу «хочу - не хочу» - неадекватным или
избирательным образом.

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: проявляется в том, что
у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют
нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к
своему подопечному (ученику, клиенту, покупателю и др.), он защищает
свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или
отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или
проецируя вину на субъекта, вместо того чтобы адекватно признать свою
вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: «Это не
тот случай, чтобы переживать», «Таким людям нельзя сочувствовать».

3. Расширение сферы экономии эмоций: проявляется вне
профессиональной деятельности - дома, в общении с приятелями и
знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров,
ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими.

4. Редукция профессиональных обязанностей: обнаруживается в
попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют
эмоциональных затрат.

Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно.
Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента
появления тревожного напряжения.

III. Фаза «Истощение». Характеризуется более или менее
выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы.
Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности.
Данная фаза также проявляется в ряде симптомов:
1. Эмоциональный дефицит: заявляет о себе в ощущении, что
эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своей
деятельности.
2. Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью
исключает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Его
почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни
позитивные, ни отрицательные обстоятельства.

3. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в
широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере
общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к
человеку - субъекту профессиональной деятельности.

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия.
Данный симптом обычно образуется по условно-рефлекторной связи
негативного свойства: многое из того, что касается субъектов

профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических и
психических состояниях .

Таким образом, анализируя фазы развития синдрома, можно заметить
определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к
полному отчаянию, экзистенциальной пустоте. Однако большинство
специалистов признает необходимость учета именно трех составляющих для
определения наличия и степени выгорания.

В настоящее время исследователями выделено свыше 100 симптомов,
помогающих определить начинающееся выгорание у работников: снижение
мотивации к работе; резко возрастающая неудовлетворенность работой;
потеря концентрации и увеличение ошибок; возрастающая небрежность во
взаимодействии с клиентами; игнорирование требований к безопасности и
процедурам; ослабление стандартов выполнения работы; снижение
ожиданий; нарушение крайних сроков работ и увеличение невыполненных
обязательств; поиск оправданий вместо решений; конфликты на рабочем
месте; хроническая усталость; раздражительность, нервозность,
беспокойство; дистанцирование от клиентов и коллег и др.

На развитие синдрома влияют внешние и внутренние причины или
факторы.
К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят:
хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с
интенсивным общением и эмоциями; завышенные нормы контингента
(например, учащихся в группе); нечеткую организацию и планирование
деятельности; повышенную ответственность за исполняемые функции (за
благополучие пациентов, учащихся, клиентов); неблагополучную
психологическую атмосферу профессиональной деятельности
(конфликтность в системе «руководитель — подчиненный», «коллега -
коллега», «учитель - ученик»); психологически трудный контингент
(например, дети с психологическими особенностями возраста; нарушители
дисциплины). В результате воздействия данных факторов педагог прибегает

к экономии эмоциональных ресурсов: старается «не обращать внимания»,
«беречь нервы», - то есть к эмоциональному игнорированию напряженных
ситуаций.

К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального
выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности.
Эмоциональное выгорание возникает быстрее у тех, кто более
эмоционально сдержан. Каждая напряжённая ситуация в профессиональной
деятельности оставляет у таких людей глубокий след в душе, вызывает
интенсивное сопереживание, бессонницу. Постепенно эмоциональные
ресурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, прибегая к
механизмам психологической защиты. У людей импульсивных,
эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов
«выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, синдром возникает у
людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности
слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с
повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Результатом
такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»:
чувства эмоционального истощения, изнеможения; негативного
самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки;
агрессивных чувств и т. д.

Таким образом, факторы, инициирующие возникновение синдрома
профессионального выгорания, являются как особенностями
профессиональной деятельности, так и индивидуальными характеристиками
самих профессионалов, синдром эмоционального выгорания представляет
собой личностную деформацию вследствие эмоциональных затруднений или
напряженных отношений в системе «человек-человек», развивающуюся во
времени. Последствия выгорания могут проявляться как в
психосоматических нарушениях, так и в сугубо-психологических
(когнитивных, эмоциональных, мотивационно установочных) изменениях
личности.


 

Синдром эмоционального выгорания и причины его возникновения

Синдром эмоционального выгорания и причины его возникновения

Однако протекание и проявление синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека

Однако протекание и проявление синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека

То есть профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами,…

То есть профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональный контакт устанавливается не со всеми субъектами,…

Таким образом, анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию, экзистенциальной пустоте

Таким образом, анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию, экзистенциальной пустоте

Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»: чувства эмоционального истощения, изнеможения; негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств и т

Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»: чувства эмоционального истощения, изнеможения; негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2022