Духовное краеведение родного края как источник формирования личности младшего школьника
«Любовь к родному краю,
знание его истории - основа,
на которой только и может осуществиться
рост духовной культуры всего общества»
Д. С. Лихачев
Задача :духовное и нравственное развитие личности учащихся
Цели:*знакомство учащихся с особенностями и характерными чертами истории родного края, традиционной народной культуры;
*формирование потребностей школьников в изучении истории и культуры родного края и воспитание познавательного интереса к истории малой родины;
*воспитание культуры поведения школьников
Духовное краеведение – это одно из направлений работы, позволяющее поведать о своём крае, о своих корнях, истоках через знакомство с содержанием культурно-исторической жизни Родины, родного края.
Сегодня, когда идет процесс духовного возрождения России, особенно актуально обратиться к основам православной культуры, так как общество и государство очень нуждается в воспитательно-образовательных моделях, обеспечивающих духовные и нравственные компоненты в содержании образования. Духовное краеведение – это одно из направлений работы, позволяющий поведать о своём крае, о своих корнях, истоках, о его истории. Край – это не только земля, территория – это в первую очередь люди, которые осваивают, укрепляют, украшают её своим трудом, приумножают богатства, приносят уважение и славу.
История народа и Малой родины строится на любви и трепетном отношении к ней. И это, прежде всего, должно стать источником осмысления истории, духовного и нравственного воспитания учащихся.
Понятие «краеведение» произошло от слова «ведать», усвоить сам факт существования явления. Быть краеведом – узнавать, получать информацию о родном крае.
Актуальность православного краеведения обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного воспитания школьников. В современном мире во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию. Источником культуры России на протяжении многих столетий является Православие.
Когда необходимо начинать заниматься духовным православным краеведением? Да с любого возраста школьника. Любовь к Отчизне начинается с любви к матери, к Малой родине – месту, где родился человек. Через понимание Малой родины ребенок сознает сопричастность к стране, к её прошлому и настоящему, будущему.
Каково же это духовное, т. е. внутреннее состояние людей, мотивация их поступков?
Почему они вызывают чувство гордости, сопричастности, любви и сопереживания?
Почему хочется сказать «земля Марийская, Марий Эл-Патыр вер– родина гениальных поэтов С.Г.Чавайна и Миклай Казакова, родина писателей Аркадия Крупнякова , ЯнышаЯлкайна и многих других, которые оставили глубокий след в духовном развитии родного края. Почему всему миру известны имена Андрея Эшпая, Ивана Палантая, актера и поэта ЙыванаКырля?
Потому что их вклад в укрепление и развитие духа народа бесценен. Очень не хочется, чтобы оборвалась связующая нить поколений, чтобы какой-либо кризис смог уничтожить историю, культуру, веру великой страны, а значит и «малой родины».
В рамках ознакомления детей с духовным краеведением мною был разработан и осуществляется проект «Край родной – навек любимый». Задача данного проекта – создание таких условий в части содержания образования, форм и методов работы, которые позволят максимально обеспечить развитие и социализацию детей в соответствии с ФОП.
Цель данной работы – содействие успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков в краеведческой деятельности.
Данный проект предусматривает задачи воспитания у детей гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, дому, краю, городу, Родине и предполагает конкретные пути решения.
Ознакомление с родным городом, родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат в развитии целостного отношения к родному краю достигается систематической работой.
Краеведческие знания преподносятся детям в системе. И школьники сами ищут информацию и презентуют перед одноклассниками. Например, мы исследовали улицы микрорайона Сомбатхей, задавались вопросом, чье имя носит та или иная улица, в честь кого, почему? Читая произведение Пет Першута « Муравьиная свадьба» делали вывод о характерах и умыслах героев, произведя параллель на человеческие жизни. Аналогично работали и с другими марийскими сказками. Исследуя театры, достопримечательности, памятники Йошкар-Олы и края, дети подытоживали, как же богат и интересен наш край. В исследовательском проекте « Великие сыны и дочери моего края» школьники открыли для себя, какое духовное наследие родной край нам дарит, начиная от Чоткара и Чумбылата, князя Болтуша и Акпарса до великих людей наших дней. Работа еще продолжается, результатом которого будет альбом-папка работ школьников( 3ий год работаем по данному направлению)
Использование в своей работе по формированию духовно-нравственного становления личности, многообразных интересных, живых форм, методов и средств воспитательной деятельности, обусловленных её спецификой, позволяет решать основную задачу – воспитание не только ума, но и «сердца» человека.
Но самым главным и ключевым аспектом моего проекта является воспитание стремления жить по нравственным законам, совершенствовать умение давать личностную оценку своим поступкам и происходящим событиям, способствовать развитию у детей таких нравственных понятий как «совесть» и долг.
Следующая ступень нашего проекта-изучение православного краеведения нашего края. Тема православного краеведения находит живой отклик у учащихся, так как позволяет пробудить в человеке интерес к истории своей семьи, рода, родного края. Изучение истории родного края делает восприятие жизни богатым, объемным, формирует чувство причастности к своему народу, чувство подлинного патриотизма. Изучая богатейший краеведческий материал, обучающиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь прошлого с настоящим.
Своё выступление хочется завершить словами академика Д. Лихачёва, который, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки»
Творческий, созидательный характер краеведческой работы послужит воспитанию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств у молодых граждан России и нашей малой родины, МарийЭл.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.