Статья Эффективные приемы при обучении чтению детей с РАС

  • Научные работы
  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья поможет педагогам в обучении детей с РАС и познакомит с рекомендациями в выборе эффективных приемов и методов.
Иконка файла материала ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С РАС.docx

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БУКВ И ЗВУКОВ У

ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Мансурова Светлана Федаиловна,

учитель начальных классов

ГБОУ Стерлибашевская КШИ

Большинство родителей волнует проблема изучения букв и звуков при поступлении ребенка в школу. Педагоги-практики знают, какой сложной задачей является обучение грамоте детей с ОВЗ, с признаками РАС. Обучение ребенка с аутизмом чтению — сложный и длительный  этап, так как имеет ряд специфических особенностей развития:

·        выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками;

·        слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность;

·        понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи  и др.

Обучая детей с аутизмом первоначальным навыкам букварного периода, на помощь приходит методика, основанная на использовании жестов и смысловых ассоциаций (Кристель Манске), подкрепленная созданием личного букваря (Н.Б. Лаврентьева). Букварь — первая книга в жизни ребенка, на основе которой формируются представления осмысленного чтения. Сначала детей  привлекают яркие и интересные картинки из этой книги, позже, по мере изучения букв для них становится интересным само чтение. Наглядный и познавательный материал в букваре подобран с учетом интереса ребенка и опирается на его личный опыт. Для аутичного ребенка  не всегда речевой и наглядный материалы сочетаются и затрагивают его интересы. Поэтому при обучении чтению ребенка с РАС необходимо максимально использовать связь обучения с его личным жизненным опытом. Прием жеста, а также метод создания личного букваря помогают сделать обучение чтению аутичного ребенка более осмысленным и осознанным. Начиная с освоения алфавита, узнавания букв в словах мы постепенно переходим к чтению слов и фраз, при этом обязательно опираемся на материал собственной жизни ребенка, на то, что с ним происходит. Такой подход к обучению параллельно развивает систему  смысловых ассоциаций детей с РАС.

Итак, предлагаю вашему вниманию опыт работы по  освоению алфавита на примерах знакомства с  буквами   и  создания  личного букваря. Это только одна из возможных методик освоения букв, звуков и обучения чтению, она может дополнять классические методики или  стандартные приемы обучения чтению, использоваться частично или полностью. Прием жестов при изучении букв считается перспективным при обучении чтению детей с РАС. Этот прием предполагает, что каждой букве соответствует ассоциативная картинка, а звуку – определенный жест, имеющий с ним смысловую связь. Сначала учитель предлагает речевые игры на данную букву, где обучающимся предлагается выделить новые звуки из слов с опорой на предметную картинку или схему. Затем переходим к характеристике звуков, демонстрируя и объясняя правильную артикуляцию звука с одновременным показом жеста. Например, при произнесении звука [м] губы вначале спокойно сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Артикуляцию звука можно изобразить сомкнутыми пальцами одной руки с их мгновенным раскрытием. Такой жест легко запоминается и воспроизводится при  чтении буквы, а также слогов с этой буквой. При присвоении смысла буквам и звукам мы опирались на возможный личный опыт детей. Так, например, каждый ребенок был на приеме у врача и показывал свое горлышко, произнося «А».   При изучении буквы «Х» мы предлагаем ребенку согреть  ручки теплым дыханием.

Параллельно мы заполняем личный букварь. Это может быть простая тетрадь, в которую помещаем фотографии ребенка с этим жестом или картинки предметов на эту букву в разных позициях. Вместе с ребенком закрепляем  представление о том, что любая буква может встречаться в начале, в середине или в конце слова. Если изучаемая буква всегда находится только в начале слова, аутичный ребенок с присущей ему стереотипностью запоминает ее именно в такой позиции и может не узнать ее же в середине или в конце слова. Так формируется прочная осмысленная связь  между зрительным образом буквы, произнесенным звуком и поддерживающим жестом.  Далее проводится работа с индивидуальными кассами, конструирование и печатание буквы. Каждое произнесение звука ребенок сопровождает жестом. Это помогает педагогу лучше понимать его, а ему – не пропускать звуки в словах, а потом и буквы при письме. Неговорящий ребенок может показывать жесты вместо букв. Осваивая буквы, необходимо придумывать как можно больше слов, начинающихся на изучаемую букву. Если изучать букву на одном примере, есть опасность, что ребенок будет ее соотносить только с одним конкретным словом. Фотографию,  как средство актуализации собственного опыта ребенка, рекомендуется  вклеивать в личный букварь вместе с картинками. Со временем жест утрачивает актуальность  и ребенок спокойно воспроизводит  изученные буквы и звуки. Данный прием обучения опирается на сенсорную память и позволяет в доступной игровой форме  усваивать буквы. Кропотливая работа над каждой буквой показывает свои результаты. Созданный совместно с педагогом личный букварь закладывает основу для прочного и осознанного усвоения буквенного и слогового чтения.

           Таким образом, применение данных приемов считается  эффективным, поэтому необходимо продолжать коррекционную работу с детьми с РАС по развитию речи и формированию навыков чтения.

 

Список литературы

1. Лаврентьева Н.Б., Либлинг М.М. Создание “Личного букваря” как метод коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - №3. – С. 50-60.

2. Терентьева К.Ю. Использование жестов при изучении букв и звуков русского языка // Сделай шаг.- 2013.- № 1.-  С. 2–5.


 

Посмотрите также