Формирование читательской грамотности на уроках английского языка
В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.
Сегодня должны быть созданы те педагогические условия, которые превращают готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение …. за порогом школы.
Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не умеют актуализировать свои знания и умения; не могут перенести знания и умения из одной области в другую.
Между тем, именно «работа с информацией, ее поиск, восприятие, анализ, переработка, трансформация, создание новой информации на основе старой составляют суть познавательных метапредметных умений и навыков».
В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой читательской грамотностью учащихся.
Что же включает в себя понятие читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В исследовании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся в 2018 году основным направлением стала читательская грамотность. И, как показало это исследование, около 22%, это примерно 250 тысяч учеников 7-9 классов в России – потенциально не успешные, т.к. плохо понимают прочитанное и не могут объективно себя оценить.
Исследование устанавливает шесть уровней читательской грамотности. Первый (поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень)– это те самые неуспешные дети (их 22%), второй (поиск в тексте нужной информации по множественным критериям) – пороговый, базовый (таких у нас 28%). Третий (поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией) – выше базы (их тоже 28%), четвертый (поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания), то есть, когда ученики могут учиться сами с помощью текстов (понимают, что прочитали, делают домашнее задание, читают новый параграф… - их 16%).
Пятый и шестой уровни читательской грамотности (понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста) – самые высокие. Так вот, учеников с пятым уровнем грамотности у нас всего 5%, а учеников 6-го уровня ничтожно мало – 1%.
Проблема с развитием навыков читательской грамотности возникла не именно сейчас. Мне на глаза попалось высказывание одного из драматургов русского классицизма XVIII века Якова Княжнина: «Читается трояким образом: первое, читать и не понимать, второе, читать и понимать, третье, читать и понимать даже то, что не написано»
И сегодня, в XXI веке, все та же проблема, и нам надо решать её скорейшим и наилучшим образом. Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя
-умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
- умение извлекать информацию из разных источников;
- способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
-умение пользоваться источниками и ссылаться на них;
- умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов;
- способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие читательской грамотности учащихся.
Так что же характеризует ученика, у которого сформированы навыки читательской грамотности? Прежде всего, это ученик, который умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.
Безусловно, для того, чтобы формировать и развивать читательскую грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания.
При этом, при составлении заданий на развитие читательской грамотности учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют?
К отличительным особенностям тестов на проверку читательской грамотности относят: большой объем текста; неадаптированный текст; информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков; задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов; задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.
При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями:
1
Текст должен быть ученику интересен.
2 Текст должен содержать неизвестную ученику информацию, но, при этом,
актуальную для ученика.
3 Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.
4 Незнакомые слова должны "вычитываться" из текста:
"вычитываться" - что означает? или быть представлены в
сносках.
5 Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста
учащихся).
6 Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт,
подчёркивания, разный размер при важности части текста.
7 Текст должен развивать кругозор.
8 Текст может быть взят из "реальной жизни"
9 Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
10 Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.
11 Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и
т.д.
12 При необходимости нужно адаптировать текст.
14 В тексте не должно быть ошибок.
15 Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат
детей: удивляться, решать задачу эмоционального развития
Как известно, в учебной литературе кроме заданий на собственно чтение и перевод
текста, существуют также предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания.
Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку
и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков письма и
устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков, навыков
применения информации, ее анализа, оценивания.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку "стратегии понимания", умения прогнозирования.
В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. 21. Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и использования полученной информации.
Проблемные задания могут входить в систему всех текстовых заданий в качестве завершающего этапа работы над текстом, так как они являются наиболее трудным, творческим видом работы. В системе проблемных заданий можно выделить однотекстовые и многотекстовые проблемные задачи.
Примеры однотекстовых проблемных заданий:
· скажите, о чем может быть текст, в котором пропущены все тематические слова; дайте как можно больше вариантов, каждый раз вставляя пропущенные слова;
· составьте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз располагая эти части по-новому;
Примеры многотекстовых проблемных заданий:
· соедините два текста, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.
Таким образом, применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
И закончить свое выступление я хочу словами Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» То есть научить правильно, грамотно читать. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.