Статья "Формирование читательской грамотности на уроках английского языка"
Оценка 5

Статья "Формирование читательской грамотности на уроках английского языка"

Оценка 5
doc
11.11.2021
Статья "Формирование читательской грамотности на уроках английского языка"
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка.doc

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

 

В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.

Сегодня должны быть созданы те педагогические условия, которые превращают готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение …. за порогом школы.

Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов; не умеют читать диаграммы; не умеют озаглавить текст; не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова; не в состоянии сформулировать вопрос; не умеют актуализировать свои знания и умения; не могут перенести знания и умения из одной области в другую.

Между тем, именно «работа с информацией, ее поиск, восприятие, анализ, переработка, трансформация, создание новой информации на основе старой составляют суть познавательных метапредметных умений и навыков».

В чем же причина подобных проблем и затруднений?  Прежде всего, это связано с плохо развитой читательской грамотностью учащихся.

Что же включает в себя понятие читательская грамотность? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В исследовании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся в 2018 году основным направлением стала читательская грамотность. И, как показало это исследование, около 22%, это примерно 250 тысяч учеников 7-9 классов в России – потенциально не успешные, т.к. плохо понимают прочитанное и не могут объективно себя оценить.

Исследование устанавливает шесть уровней читательской грамотности. Первый (поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень)– это те самые неуспешные дети (их 22%), второй (поиск в тексте нужной информации по множественным критериям) – пороговый, базовый (таких у нас 28%). Третий (поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией) – выше базы (их тоже 28%), четвертый (поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания), то есть, когда ученики могут учиться сами с помощью текстов (понимают, что прочитали, делают домашнее задание, читают новый параграф… - их 16%).

Пятый и шестой уровни читательской грамотности (понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста) – самые высокие. Так вот, учеников с пятым уровнем грамотности у нас всего 5%, а учеников 6-го уровня ничтожно мало – 1%.

Проблема с развитием навыков читательской грамотности возникла не именно сейчас. Мне на глаза попалось высказывание одного из драматургов русского классицизма XVIII века Якова Княжнина: «Читается трояким образом: первое, читать и не понимать, второе, читать и понимать, третье, читать и понимать даже то, что не написано»

И сегодня, в XXI веке, все та же проблема, и нам надо  решать её скорейшим и наилучшим образом. Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя

-умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

- умение извлекать информацию из разных источников;

- способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

-умение пользоваться источниками и ссылаться на них;

- умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов;

- способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие читательской грамотности учащихся.

Так что же характеризует ученика, у которого сформированы навыки читательской грамотности? Прежде всего, это ученик, который умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Безусловно, для того, чтобы формировать и развивать читательскую грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания.

При этом, при составлении заданий на развитие читательской грамотности учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют?

К отличительным особенностям тестов на проверку читательской грамотности относят: большой объем текста; неадаптированный текст; информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков; задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов; задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.

При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями:

1 Текст должен быть ученику интересен. 
2 Текст должен содержать неизвестную ученику информацию, но, при этом, актуальную для ученика. 
3 Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. 
4 Незнакомые слова должны "вычитываться" из текста: "вычитываться" - что означает? или быть представлены в сносках. 
5 Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
6 Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности части текста. 
7 Текст должен развивать кругозор. 
8 Текст может быть взят из "реальной жизни" 
9 Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами. 
10 Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. 
11 Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т.д. 
12 При необходимости нужно адаптировать текст. 
14 В тексте не должно быть ошибок. 
15 Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат детей: удивляться, решать задачу эмоционального развития 
         Как известно, в учебной литературе кроме заданий на собственно чтение и перевод текста, существуют также предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания. Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков письма и устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков, навыков применения информации, ее анализа, оценивания.  

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку "стратегии понимания", умения прогнозирования.

В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. 21.  Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и  использования полученной информации.

Проблемные задания могут входить в систему всех текстовых заданий в качестве завершающего этапа работы над текстом, так как они являются наиболее трудным, творческим видом работы. В системе проблемных заданий можно выделить однотекстовые  и многотекстовые проблемные задачи.

Примеры однотекстовых проблемных заданий:

·                     скажите, о чем может быть текст, в котором пропущены все тематические слова; дайте как можно больше вариантов, каждый раз вставляя пропущенные слова;

·                     составьте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз располагая эти части по-новому;

Примеры многотекстовых проблемных заданий:

·                      соедините два текста, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.

Таким образом, применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира  – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

И закончить свое выступление я хочу словами  Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» То есть научить правильно, грамотно читать. Спасибо за внимание!

 


Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Подобные навыки и умения включают в себя - умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера,…

Подобные навыки и умения включают в себя - умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера,…

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на…

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2021