Статья « Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе».
«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
К. Д. Ушинский
Ежегодно в нашей стране проводится мониторинг по определению читательской
грамотности школьников. Проверка проводится среди учащихся средней и старшей
школы, хотя её результаты могут быть интересны и учителю начальных классов.
Итак: с заданиями, которые предполагают самостоятельный поиск информации по
конкретной теме в печатных источниках не могут справиться более пятнадцати
процентов учащихся пятого класса и около тридцати пяти восьмиклассников. С
анализом и оценкой текста не справляются шестьдесят и семьдесят процентов
учеников соответственно. Эти цифры говорят о серьёзных просчётах учителей
именно начального звена, так как в пятый класс дети приходят из начальной
школы. Школьников не научили читать текст внимательно, не приучили вдумчиво
относиться к заданиям. Это приводит к поспешным и неверным выводам по тексту,
когда учащиеся, отвечая на вопрос, ищут ответ не столько в тексте, сколько в
собственных представлениях о теме. Аргументировать своё мнение большинство
детей не умеет. К сожалению, это последствия современных реалий, когда дети
почти с рождения испытывают дефицит внимания со стороны родителей, но
немаловажный просчёт и со стороны школьных педагогов начальных классов.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
«Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1.Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.
2.Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:
1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
1. Рассмотрим приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.
В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:
- Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА
- Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).
- Впослебукварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание: прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)
- Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание: Прочитайте пословицу правильно
Здоровому - грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит.
- Поиск в тексте заданных слов: Восстанови стихотворение А. Барто. Выбери пропущенные слова (при этом детям предлагаем обратить внимание на то, что слова «грузовик» и «машина» являются одинаковыми по смыслу, т.е. синомичными).
Нет, напрасно мы решили Прокатить ________ в _______. _______ кататься непривык, Опрокинул __________________. |
|
Также можно предложить детям более сложное задание
«Выбрать тех героев сказки К. Чуковского, которые НЕ приходили лечиться к доктору Айболиту».
|
Начиная со 2 класса задание усложняется:
- задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А также развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.
- Прием «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. Примером может послужить рассказ Л.Н. Толстого «Жучка»:
Несла Жучка Глядь, в воде Пришло Жучке на ум, Она и пусти свою кость, Та не взяла, |
её тень. что в воде не тень, а Жучка и кость. кость через мост. а своя ко дну пошла. чтобы ту взять. |
- Приём «Чтение по частям». Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
- Для формирования навыка способность извлекать необходимую информацию из книг можно предложить такое задание:
-Определи по обложкам справочные книги, из которых можно узнать много интересных фактов об окружающем мире.
|
- «Реклама книги» Представьте книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать. Эту работу можно провести иным образом. Предложить ребятам сделать закладку для книги, на которой нарисовать иллюстрацию из этой книги и написать несколько предложений, рекламирующих данное произведение.
- Прием «Создание диафильма». На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Данный вид работы хорошо подходит для работы в группах.
- Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям.
- Приём «Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:
1)Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
2) У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».
- Приём «Ромашка вопросов».
Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..
4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться
Чтение с остановками
Цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения (для текстов любого типа).
Суть стратегии – переход к следующему отрывку только после того, как осуществлен самоконтроль общего понимания прочитанного фрагмента через ответы на постановленные вопросы. Хорошо, если они потребуют рассуждения: почему? зачем? каким образом? Регулятором управления осмысленной деятельностью является слово «СТОП».
После того как ученик освоил предлагаемый ему механизм чтения, возможно усложнить стратегию, предлагая вопросы/задания на прогнозирование. Переход к следующему отрывку также осуществляется только после прогнозирование его содержания. Выдвинутая гипотеза сравнивается с реальным содержанием текста (подтверждается или отклоняется).
Стратегию лучше использовать для повествовательного текста или текста-рассуждения.
Алгоритм реализации стратегии:
Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие - на прогноз содержания последующего отрывка
Сочетание рассмотренных приёмов и заданий работы с текстом, используя коммуникативно-деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.
Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Важно помнить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от учителя, задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».
Список используемой литературы:
- Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с.
- Лупан С. «Поверь в свое дитя» https://dom-knig.com/read_177830-1#
- Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8266
- Бунеев, Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №4. – с.50.
- Козлова, Н.Ю. Формирование читательских умений на уроках литературного чтения через моделирование // Методист. – 2013. – №8.– с.50.
- Морозова, Г.А. Домашнее чтение как средство семейного духовнонравственного воспитания // Методист. – 2015.– №1. – с.40.
- Пильдес, М.Б., Тенютина, Е.Д., Загребельная, Е.Н. Инновационный метапредметныйполипроект «Чтение с увлечением»: развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования // Школьная библиотека. – 2013. – №2-3. – с.50.
- Пильдес, М.Б., Тенютина, Е.Д., Загребельная, Е.Н. Инновационный метапредметныйполипроект «Чтение с увлечением»: развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования (продолжение) // Школьная библиотека. – 2013. – №4. – с.9.
- Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: кн. для учителя / Т.Д. Полозова. – М.: Просвещение, 2008. – 119 с. – (Библиотека учителя).
- Прохорова, С.Ю. Формирование читательской компетентности: читаем газеты вместе с младшими школьниками // Методист. – №8. – 2015. – с.50.
- Рябова, Н.И., Данильчук, Т.П. Школьная библиотека и внеурочная деятельность // Школьная библиотека. – 2013. – №1. – с.32.
- Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.
- Чиндилова, О.В., Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №8. – с.3.
- Чиндилова, О.В., Бунеева, Е.В. Подходы к контролю и оцениванию умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №9. – С30.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.