Цель мастер-класса: познакомить участников мастер-класса с приме- ром работы по аксиологическому направлению со старшими подростками.
- рассмотреть с участниками мастер-класса понятие «ценность»;
- обсудить актуальность вопроса;
- познакомить участников с примером занятия, позволяющего рас- сматривать и изучать ценностные установки;
- разобрать возможное решение спорных ситуаций в обсуждении проблемы.
1. Вступительная часть
- Добрый день, уважаемые коллеги! Старший подростковый возраст – это период, когда дети начинают все чаще задумываться о своем будущем, о выборе профессии, о жизненных ценностях. В этот период педагогам, рабо- тающим с детьми, важно создать условия для формирования положительных нравственных установок, для воспитания ответственности за принимаемые решения.
2.1. Знакомство с технологической картой классного часа «Β нaши дни люди вceму знают цену, нo ничегo не умеют ценить» О. Уайльд.
Цель классного часа: помочь ученикам осознать свои жизненные ценности, способствовать формированию ценностных приоритетов.
- сформулировать значение понятия «жизненные ценности»;
- познакомить учеников с творчеством С.Шаргунова;
- способствовать формированию жизненных ценностей обучающихся;
- формировать чувство ответственности за сделанный выбор.
Участники: ученики 8-го класса (14-15 лет).
Оборудование: доска, мел, сигнальные карточки, листы для записей, ручки, интерактивная доска/проектор.
Введение. Приветствуем учеников, озвучиваем тему классного часа.
В начале занятия знакомим ребят с понятием «ценность», чтобы все хорошо понимали, о чем пойдет речь. Для этого задаем вопрос: «Как вы мо- жете объяснить понятие «ценность»?».
Просим назвать известные им ценности. Важно, чтобы прозвучали раз- ные ценности. Не стоит отметать сразу материальные, все мы понимаем, что они тоже присутствуют в нашей жизни. В ходе обсуждения записать все названные ценности в два столбца (материальные и духовные).
Когда в классе прозвучало достаточно вариантов, предлагаем подумать над вопросом, почему именно так (в 2 столбца) распределены их ответы?
Обучающимся предлагается ознакомиться с текстом произведения:
- Ребята, давайте посмотрим, как и какими ценностями в жизни может руководствоваться человек. Познакомимся с рассказом С.Шаргунова «По- лоса». Это произведение нашего современника, написано оно в 2013 году.
Коротко рассказываем о сюжете произведения (только 1 часть - кото- рая касается развития действия, о бесполезности труда главного героя).
Подростки делятся на тех, кто поддержал действия главного героя, и тех, кто счел его действия бесполезными.
- Как вы думаете, как сделать опрос максимально «чистым», чтобы ре- бята не ориентировались на мнение лидера, а высказали свою точку зрения?
В нашей практике были использованы сигнальные карточки (согласие
– зеленые карточки, несогласие – красные). Это достаточно быстро и отража- ет независимое мнение.
Вопрос для обсуждения в группах: Действия главного героя были правильными или бесполезными? (аргументировать ответ).
После разделения на группы, классный руководитель помогает подго- товиться классу к дискуссии: в группе выбирается лидер, формулируются те- зисы (педагог помогает только в формулировке, сами идеи не меняет).
Перед дискуссией обязательно озвучиваются правила (регламент, ува- жение к оппоненту). Необходимо строго следить за соблюдением этих пра- вил. Дается возможность выступающим высказаться, выслушать и проком- ментировать доводы оппонентов.
Выводы пока не делаем, отмечаем, что все выступления были интерес-
ны.
По окончании дискуссии ученики знакомятся со второй частью расска-
за. Из нее ребята узнают, что труд главного героя был не бесполезен, а – бо- лее того – спас более 80 жизней!
Выводы. Стоит проговорить с учениками о том, какими ценностями руководствовался главный герой. Совместно с учениками делается вывод о
том, что твердость характера, следование своим жизненным установкам при- вело к тому, что у этой истории получился счастливый конец.
После формулировки вывода, у некоторых обучающихся могут остать- ся вопросы о том, что это всего лишь рассказ. Даже если это не высказанное мнение, выдуманные истории не всегда оказывают такого эффекта, как ре- альные события. В конце занятия ученики знакомятся с видеорепортажем о человеке, который стал прототипом главного героя и узнают о том, что эта история случилась в реальной жизни. Репортаж закрепляет эмоциональный эффект.
Надеюсь, вам пригодится идея такого занятия в вашей воспитательной работе с классом. Среди обилия разного рода проблем: учебных, проблем во взаимоотношениях между учениками, решение которых занимает большую часть времени педагога, необходимо уделять внимание духовным аспектам нашей жизни. Ведь учитель – тот, кто напрямую влияет на формирование нашего общества, у нас есть реальная возможность повлиять на мировоззре- ния стольких людей! Этой возможностью стоит пользоваться. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.