Статья "Формирование нравственных ценностей у школьников на уроках профильного труда"
Оценка 4.6

Статья "Формирование нравственных ценностей у школьников на уроках профильного труда"

Оценка 4.6
docx
13.12.2022
Статья "Формирование нравственных ценностей у школьников на уроках профильного труда"
Формирование нравственных ценностей у младших школьников.docx

Цель мастер-класса: познакомить участников мастер-класса с приме- ром работы по аксиологическому направлению со старшими подростками.

Задачи:

-   рассмотреть с участниками мастер-класса понятие «ценность»;

-   обсудить актуальность вопроса;

-    познакомить участников с примером занятия, позволяющего рас- сматривать и изучать ценностные установки;

-     разобрать возможное решение спорных ситуаций в обсуждении проблемы.

 

Ход мастер-класса:

1.  Вступительная часть

-   Добрый день, уважаемые коллеги! Старший подростковый возраст – это период, когда дети начинают все чаще задумываться о своем будущем, о выборе профессии, о жизненных ценностях. В этот период педагогам, рабо- тающим с детьми, важно создать условия для формирования положительных нравственных установок, для воспитания ответственности за принимаемые решения.

2.  Практическая часть.

2.1.    Знакомство с технологической картой классного часа «Β нaши дни люди вceму знают цену, нo ничегo не умеют ценить» О. Уайльд.

Цель классного часа: помочь ученикам осознать свои жизненные ценности, способствовать формированию ценностных приоритетов.

Задачи:

-   сформулировать значение понятия «жизненные ценности»;

-   познакомить учеников с творчеством С.Шаргунова;

-   способствовать формированию жизненных ценностей обучающихся;

-   формировать чувство ответственности за сделанный выбор.

Участники: ученики 8-го класса (14-15 лет).

Оборудование: доска, мел, сигнальные карточки, листы для записей, ручки, интерактивная доска/проектор.


2.2.  Ход занятия:

Введение. Приветствуем учеников, озвучиваем тему классного часа.

Основная часть.

В начале занятия знакомим ребят с понятием «ценность», чтобы все хорошо понимали, о чем пойдет речь. Для этого задаем вопрос: «Как вы мо- жете объяснить понятие «ценность»?».

Просим назвать известные им ценности. Важно, чтобы прозвучали раз- ные ценности. Не стоит отметать сразу материальные, все мы понимаем, что они тоже присутствуют в нашей жизни. В ходе обсуждения записать все названные ценности в два столбца (материальные и духовные).

Когда в классе прозвучало достаточно вариантов, предлагаем подумать над вопросом, почему именно так 2 столбца) распределены их ответы?

Основная часть. Подготовка к дискуссии.

Обучающимся предлагается ознакомиться с текстом произведения:

-   Ребята, давайте посмотрим, как и какими ценностями в жизни может руководствоваться человек. Познакомимся с рассказом С.Шаргунова «По- лоса». Это произведение нашего современника, написано оно в 2013 году.

Коротко рассказываем о сюжете произведения (только 1 часть - кото- рая касается развития действия, о бесполезности труда главного героя).

Подростки делятся на тех, кто поддержал действия главного героя, и тех, кто счел его действия бесполезными.

-   Как вы думаете, как сделать опрос максимально «чистым», чтобы ре- бята не ориентировались на мнение лидера, а высказали свою точку зрения?

В нашей практике были использованы сигнальные карточки (согласие

– зеленые карточки, несогласие – красные). Это достаточно быстро и отража- ет независимое мнение.

Вопрос для обсуждения в группах: Действия главного героя были правильными или бесполезными? (аргументировать ответ).

После разделения на группы, классный руководитель помогает подго- товиться классу к дискуссии: в группе выбирается лидер, формулируются те- зисы (педагог помогает только в формулировке, сами идеи не меняет).

Проведение дискуссии.

Перед дискуссией обязательно озвучиваются правила (регламент, ува- жение к оппоненту). Необходимо строго следить за соблюдением этих пра- вил. Дается возможность выступающим высказаться, выслушать и проком- ментировать доводы оппонентов.

Выводы пока не делаем, отмечаем, что все выступления были интерес-

ны.

По окончании дискуссии ученики знакомятся со второй частью расска-

за. Из нее ребята узнают, что труд главного героя был не бесполезен, а бо- лее того – спас более 80 жизней!

Выводы. Стоит проговорить с учениками о том, какими ценностями руководствовался главный герой. Совместно с учениками делается вывод о


том, что твердость характера, следование своим жизненным установкам при- вело к тому, что у этой истории получился счастливый конец.

После формулировки вывода, у некоторых обучающихся могут остать- ся вопросы о том, что это всего лишь рассказ. Даже если это не высказанное мнение, выдуманные истории не всегда оказывают такого эффекта, как ре- альные события. В конце занятия ученики знакомятся с видеорепортажем о человеке, который стал прототипом главного героя и узнают о том, что эта история случилась в реальной жизни. Репортаж закрепляет эмоциональный эффект.

 

3.  Заключение.

Надеюсь, вам пригодится идея такого занятия в вашей воспитательной работе с классом. Среди обилия разного рода проблем: учебных, проблем во взаимоотношениях между учениками, решение которых занимает большую часть времени педагога, необходимо уделять внимание духовным аспектам нашей жизни. Ведь учитель – тот, кто напрямую влияет на формирование нашего общества, у нас есть реальная возможность повлиять на мировоззре- ния стольких людей! Этой возможностью стоит пользоваться. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Цель мастер-класса: познакомить участников мастер-класса с приме- ром работы по аксиологическому направлению со старшими подростками

Цель мастер-класса: познакомить участников мастер-класса с приме- ром работы по аксиологическому направлению со старшими подростками

Ход занятия: Введение. Приветствуем учеников, озвучиваем тему классного часа

Ход занятия: Введение. Приветствуем учеников, озвучиваем тему классного часа

После формулировки вывода, у некоторых обучающихся могут остать- ся вопросы о том, что это всего лишь рассказ

После формулировки вывода, у некоторых обучающихся могут остать- ся вопросы о том, что это всего лишь рассказ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022